Rambler's Top100

№ 503 - 504
19 марта - 1 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК daily» о ценностях молодежи
«Парламентская газета» об эффективности российской демполитики
«Московские новости» о демографических и социальных достижениях
«Ведомости» об улучшении демографической ситуации в России
«Известия» о выборах и демографии
«Труд» о мухляже с детскими пособиями в Дагестане
«Коммерсантъ» о деньгах для соцполитики
«Известия» о детсадах на аутсорсинге
«Slon.Ru» о старении в Европе
«Ведомости» и «Коммерсантъ-Деньги» о проблемах пенсионной системы
«Эксперт-Казахстан» о пенсионной системе Казахстана
«Коммерсантъ-Деньги» о пенсионном обеспечении в разных странах
«Коммерсантъ» о старении российских работников
 «Коммерсантъ», «Российская газета» и «Взгляд» о российской миграционной политике
«Российская газета» и «Известия» о патентах для мигрантов
«Московские новости» и «Radiovesti.ru» о новациях в порядке получения российского гражданства
«Radiovesti.ru» об этнических гетто
«Gorod.lv» о квотах и бонусах для мигрантов в Латвии
«Взгляд» о Саркози и Шенгене
«Slon.Ru» о статистике миграции
«Вечерний Бишкек» о миграции из Китая в Кыргызстан

«Российская газета» о новых мерах борьбы с наркотрафиком
«Radiovesti.ru» о штрафах для иностанных звезд
«Московские новости» о детях от смешанных с иностранцами браков
«Slon.ru» о беженцах из Северной Кореи
«Новые известия» о российских беженцах в Норвегии
«Московские новости» о добровольном медицинском страховании
«Медицинская газета» о снижении смертности от болезней сердца в Великобритании
«The Guardian» об опросе наркоманов в Великобритании
«Коммерсантъ-Деньги» и «Новые известия» о торговле спиртным и алкопотреблении
«Московские новости» о культуре курения
«Ведомости» о населении Москвы в связи с ее расширением
«Ведомости» о жилье в крупных городах
«Российская газета - неделя» о стремлении Перми стать миллионером
«Московские новости» о малых городах и селах
«Barents Observer» о численности представителей коренных народов
«Коммерсантъ» о церкви и абортах в Украине
«Moldnews.info» о предостетережении Московской Патриархии властям Молдовы
«Новые известия» о неполиткорректных религиозных символах в Великобритании
 «НГ-наука» о природных и техногенных катастрофах
«Коммерсантъ» о глобальных водных проблемах

о торговле спиртным и алкопотреблении

Государство и бутылка

Российские власти сейчас уделяют повышенное внимание вопросам розничной торговли алкоголем. Обозреватель "Власти" Сергей Минаев напоминает, что такое внимание имеет давние мировые и российские традиции — как символ контроля государства над игрой рыночных сил.
Еще в июле прошлого года Госдума приняла закон "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"". Как говорилось тогда в официальном сообщении Госдумы, "Законопроект был инициирован правительством России... и включает ряд важных положений, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкоголем". Закон предусматривает полный запрет на розничную продажу всех видов алкоголя, включая пиво, с 23 до 8 часов. Для пива и напитков на его основе запрет будет применяться с 2013 года. Тогда же будет запрещена розничная продажа пива в нестационарных торговых объектах — киосках и павильонах, а также на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах, аэропортах и автозаправках. Пиво и алкоголь крепостью не более 16,5 градусов можно будет продавать потребителям только в магазинах и объектах общественного питания. "Законопроект вводит очень жесткий механизм регулирования отрасли. Это приравнивание пива к алкоголю, которое вызвало, пожалуй, самые большие споры",— отметил тогда один из авторов закона, депутат Виктор Звагельский.
В начале марта нынешнего года московский мэр Сергей Собянин объявил: "Мне не нравится, что у нас алкоголь продают в жилых домах. И формально ограничений нет, но я дал поручение поискать варианты, как ограничить выдачу разрешений по торговле алкоголем в встроенно-пристроенных помещениях в жилых домах. У нас достаточно стационарных помещений, где это можно делать, которые вынесены за пределы жилых домов". Поручение было дано департаменту торговли и услуг правительства Москвы. На прошлой неделе заместитель главы этого департамента Никита Кузнецов в интервью "Российской газете" заявил, что юристы уже приступили к разработке соответствующих предложений и в ближайшее время представят их мэру. При этом он отметил, что сейчас 85% магазинов, продающих алкоголь, находятся именно в пристройках к жилым домам или на их первых этажах. По словам Кузнецова, речь идет не только о небольших магазинах, но и о крупных торговых сетях вроде "Азбуки вкуса", "Ароматного мира" и "Перекрестка".
Инициативы властей произвели на торговцев большое впечатление. Как заявил вице-президент организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владлен Максимов, "торговля спиртным приносит малому бизнесу порядка 30% прибыли. Если убрать алкоголь, это может привести к закрытию магазина. Многие покупатели, привыкшие ходить в тот или иной магазин, рассчитывают увидеть на прилавках и винно-водочные изделия. Если за ними нужно будет идти в другое место, так они там и остальные продукты купят". В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский отметил: "В крайности бросаться не стоит. Надеюсь, вместе с департаментом мы сможем выработать такие предложения по ограничению продажи алкоголя в магазинах, расположенных в домах, которые не повредят ни бизнесу, ни москвичам. Можно, например, еще раз пересмотреть время продажи спиртного".
Наконец, на прошлой неделе Госдума приступила к рассмотрению мер регулирования не только предложения, но и спроса на спиртные напитки. На рассмотрение Думы был внесен разработанный комитетом по экономической политике законопроект о повышении возраста, с которого можно приобретать алкоголь, с нынешних 18 лет до 21 года.
Вмешательство властей в розничную торговлю спиртными напитками имеет давние традиции во всем мире. В Англии начала XVIII века целью борьбы с алкоголем было улучшение нравов "работающих классов" — то есть низших слоев общества. Хороший джин был настолько дешев, что эти слои имели возможность пить сколько душе угодно (как тогда говорили, "за пенни можно напиться, а за два пенса — напиться смертельно"). Предполагалось, что всеобщее увлечение джином делает простых англичан буйными, стимулируя неповиновение высшим слоям. В целях борьбы с буйством уличные торговцы джином были обложены большим акцизом, а в стране была развернута сеть информаторов, получавших деньги за доносы о случаях нелегальной торговли алкоголем.
Информаторы вызывали в обществе жгучую ненависть. В судебных архивах сохранилось дело жительницы Лондона Сары Миллер, которая в августе 1738 года устроила скандал рядом с домом некоей Энн Адамс "с целью заставить указанную Адамс и остальных отказаться от дачи показаний против лиц, нарушающих закон, и тем самым сделать закон бессмысленным". "Будь проклята ты, доносящая сучка! Ты купила себе роскошную накидку на деньги, полученные за наши разрушенные судьбы",— кричала Миллер, поддерживаемая огромной толпой, которая намеревалась физически расправиться с Адамс. В конце концов, борьба за ограничение розничной торговли была прекращена.
В США принятая в 1919 году 18-я поправка в конституцию, запрещающая "производство, продажу и транспортировку опьяняющих напитков", была направлена на облегчение адаптации в американском обществе бедных иммигрантов. Сторонники сухого закона прямо указывали на "всем известные питейные традиции рабочих-иммигрантов", от которых тем следовало отказаться, чтобы почувствовать себя настоящими американцами. Получилось, однако, совершенно по-другому. Оборот спиртных напитков после введения сухого закона невиданно возрос, превратившись из легального в нелегальный, и контроль над ним взяли как раз бедные иммигранты, решив таким образом разбогатеть. Вместо адаптации в Америке они стали группироваться по национальному признаку: в Нью-Йорке бутлегерская торговля наполовину находилась под контролем еврейской общины, на четверть — итальянской и еще одну четверть делили между собой поляки и ирландцы. Итальянец Джон Торрио, контролировавший торговлю спиртным в Чикаго в 1920-1924 годах, вернулся в 1925 году в Италию с $30 млн, до тех пор подобные суммы организованная преступность никогда не зарабатывала. Как пишет британский историк Пол Джонсон, "будучи самой нетоталитарной страной на свете, Америка просто не имела необходимого аппарата, чтобы сдерживать действие рыночных сил в условиях, когда существовал неудовлетворенный спрос. Чего достиг сухой закон, так только того, что производство и продажа алкоголя перешла от законных к криминальным структурам. Торрио, преемником которого стал Аль Капоне, исповедовал современный ему ленинский принцип тотального контроля: подкуплены были все чиновники без исключения". В конце концов, из-за такой трактовки ленинских принципов от запрета на розничную торговлю алкоголем Америке пришлось отказаться.
В России полный запрет на розничную торговлю алкоголем, введенный царскими властями в годы Первой мировой войны, сначала привел к революционным изменениям в государственном устройстве, а потом рухнул. Большевики, при которых этот запрет сохранялся несколько лет, в итоге решили, что ленинские принципы тотального контроля в их исполнении вполне позволяют розничную торговлю разрешить, поскольку о свободном действии рыночных сил уже и речи быть не могло.
На много десятилетий воцарилась система, при которой граждане беспокоились не столько о времени и месте продажи алкоголя (после войны в течение длительного времени водка подавалась даже в студенческой столовой МГУ), сколько о его цене. Происходившее в 1960-е и 1970-е и начале 1980-х годов подорожание водки вызывало всеобщую озабоченность. Антиалкогольные меры, принятые во второй половине 1980-х годов Михаилом Горбачевым, выразившиеся помимо значительного подорожания водки еще и в ограничении государственной розничной торговли, показали, что с действием рыночных сил большевики могут справиться уже лучше, чем американские власти. Рыночные силы с их игрой спроса и предложения проявили себя, прежде всего, со стороны спроса: покупатели организовали настоящее массовое движение по штурмам винных магазинов. Итогом стало прекращение существования СССР.
В постсоветской России именно расцвет свободной розничной торговли алкоголем стал своеобразным символом свободы розничной торговли вообще. Штурмовать винные магазины гражданам уже и в голову не приходило. И почти одновременно с введением свободы торговли власти стали делать все, чтобы показать: свобода находится под государственным контролем (см. справки "Как власти Москвы боролись за трезвость" и "Как борются за трезвость на местах"). Сегодня граждане и торговцы могут наблюдать за тем, как государство продолжает демонстрировать свой контроль над розничным рынком. А где это можно сделать нагляднее, чем в торговле алкоголем?

Россия в пьющем мире

По официальным данным, потребление алкоголя в дореволюционной России было сравнительно небольшим. В 1913 году оно составляло 4,7 л чистого спирта на человека в год. Во Франции в то время выпивалось в семь раз больше. Однако случаев смерти от алкогольного отравления среди французов было в пять раз меньше. В 1914-1923 годах в России действовал сухой закон. В результате в 1925 году душевое потребление в стране составляло около 0,8 л, тогда как в Германии — 2,74, Англии — 6,17, Франции — 17,99.
До 1950-х годов потребление оставалось на стабильном уровне в 2-3 л, а затем стало резко расти. Только по данным Госкомстата, уже в 1970 году на каждого жителя страны приходилось 8,3 л алкоголя в год, с середины 1970-х до середины 1980-х — около 10 л в год. В годы антиалкогольной кампании Михаила Горбачева потребление снижалось до 4 л, но к началу 1990-х вновь выросло до 6,5 л. Официальная статистика не учитывала самогоноварения. По оценкам американского советолога Владимира Тремла, в 1970-е годы реальное потребление было значительно выше и достигало 12 л, в 1984 году — 14,2 л. Для сравнения, по данным ОЭСР, у Франции, лидирующей среди развитых стран по этому показателю, в 1984 году оно составляло 17,3 л, у США — 10,2 л.
После распада СССР пить в России стали еще больше. По данным ВОЗ за 2008 год, РФ с 11,5 л на человека занимает 21-е место в мире, обгоняя США и все страны Западной Европы, кроме Германии и Австрии. Но при этом страна значительно уступает мировым лидерам — Американским и Британским Виргинским островам и Молдавии (более 20 л). Примечательно, что международные оценки уступают данным Минздрава. В 2008 году ведомство оценивало потребление алкоголя в 18 л на человека в год, в 2010 году оно упало до 15 л.

Потребление алкоголя в России и других странах мира (литров на душу населения старше 15 лет)*

Страна

1963 год

1975 год

1985 год

1995 год

2000 год

2008 год

Россия

6,32 (30)

7,82 (39)

7,37 (47)

11,17 (21)

9,78 (38)

11,50 (21)

Франция

24,34 (1)

21,16 (1)

16,84 (3)

14,16 (8)

16,36 (12)

11,06 (24)

Италия

18,18 (3)

18,32 (5)

13,22 (12)

9,62 (35)

9,26 (40)

7,44 (52)

Аргентина

15,87 (5)

15,6 (7)

12,88 (14)

9,26 (40)

8,55 (48)

8,30 (45)

Швейцария

13,01 (7)

14,54 (14)

13,45 (11)

11,76 (18)

11,40 (23)

10,77 (28)

Германия

11,06 (12)

14,4 (12)

12,86 (15)

13,35 (10)

12,91 (13)

12,02 (18)

США

8,14 (21)

10,18 (28)

9,92 (31)

8,14 (52)

8,25 (51)

8,74 (42)

Чехия

7,71 (23)

11,84 (23)

12,3 (17)

12,53 (14)

15,25 (7)

15,26 (8)

Великобритания

5,86 (36)

8,87 (34)

8,91 (36)

9,55 (37)

10,36 (28)

10,87 (27)

Финляндия

2,91 (71)

8 (38)

8,02 (42)

8,31 (48)

8,59 (47)

10,26 (33)

*В скобках указано место среди стран и территорий мира.
Источник: Всемирная организация здравоохранения.

Сергей МИНАЕВ

Как власти Москвы боролись за трезвость

За последние 20 лет столичные власти неоднократно ужесточали правила продажи алкогольных напитков.

3 сентября 1992 года мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о запрете продажи спиртных напитков в разлив из бочек и цистерн в палатках и киосках.
14 ноября 1996 года мэрия запретила реализацию алкогольной продукции с рук, лотков, автомашин, а также в необорудованных предприятиях мелкорозничной торговой сети. Тогда же было установлено минимальное расстояние в 100 м от детских и учебных учреждений для размещения магазинов, торгующих алкоголем (кроме пива).
С 1 июля 1997 года в исполнение указа президента РФ "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции" в Москве была прекращена торговля спиртными напитками крепостью более 12° в ларьках, киосках, палатках и павильонах, не имеющих торгового зала площадью от 12 кв. м.
13 октября 1998 года власти города постановили запретить с 16 ноября оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции (кроме пива) на рынках и ярмарках. Тогда же была введена система аккредитации при правительстве Москвы компаний, занимающихся оптовыми продажами алкоголя.
С 1 июня по 31 августа 2002 года постановлением "Об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водоемах города Москвы" мэрия впервые запретила торговлю алкоголем на пляжах и в зонах отдыха. Аналогичные постановления с тех пор принимаются ежегодно.
С 1 января 2006 года вступил в силу запрет на продажу алкогольных напитков крепче 15° с 23:00 до 8:00 без разрешения префектуры округа. Разрешение получили только 800 торговых точек (6% от общего числа торговавших алкоголем).
10 августа 2010 года мэрия запретила продажу алкоголя крепче 15° с 22:00 до 10:00. Ограничения не коснулись лишь баров, ресторанов и ночных клубов. Возможность согласования круглосуточной торговли с префектурами была исключена.
15 ноября 2011 года правительство Москвы привело столичное законодательство в соответствие с федеральным и вновь установило запрет розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов утра.
Помимо этого власти столицы традиционно ограничивают продажу алкоголя в праздничные дни или при проведении спортивных и развлекательных мероприятий, например в центре города во время празднования Нового года, на концертах или во время футбольных матчей. Так, 26 июня 2008 года из-за проходившего в Вене полуфинала чемпионата Европы по футболу Россия—Испания по всей Москве был введен запрет на продажу алкогольной продукции с 16:00 до 6:00 утра.

Евгений КОЗИЧЕВ

Как борются за трезвость на местах

Пользуясь правом, данным федеральным законом "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта", регионы устанавливают свои ограничения на торговлю алкоголем.
18 октября 2006 года правительство Хабаровского края одним из первых озаботилось торговлей спиртным в жилых домах и постановило запретить продажу алкогольных напитков крепостью более 15° с 23:00 до 7:00 в "организациях общественного питания, расположенных в жилых домах". Впоследствии ограничения на продажу алкоголя в домах и "встроенно-пристроенных помещениях" в ночное время появились в законодательстве Бурятии, Томской области и других субъектов.
17 февраля 2009 года глава Чеченской республики Рамзан Кадыров своим указом разрешил розничную торговлю спиртными напитками крепостью более 15° только с 8 до 10 часов утра. В документе также содержится рекомендация воздержаться от продажи "горячительного" во все дни поста священного месяца Рамадан и в дни разговения.
17 октября 2011 года правительство Чукотского автономного округа по обращению жителей установило полный запрет на розничную продажу спиртного в селе Краснено Анадырского района, в котором живет менее 100 человек. На остальной территории региона действует одно из самых жестких ограничений по времени — розничная продажа алкогольной продукции (кроме пива) запрещена с 20 часов до 12 часов следующего дня.
С 30 ноября 2011 года в Ульяновской области действует закон, запрещающий продавать крепкий алкоголь по субботам и воскресеньям. В этом году запрет затронул часть новогодних праздников, что вызвало возмущение жителей, но послаблений сделано не было. Розничная торговля спиртным в области запрещена также 25 мая — в день последнего звонка в школах, 1 июня — в День защиты детей, 12 июня — в День России, 1 сентября — в День знаний, а также 12 сентября — в день областной акции "Роди патриота", именуемой в народе днем зачатия

Евгений КОЗИЧЕВ. «Коммерсантъ-Деньги», 19 марта 2012 года

Градус борьбы

Новая антиалкогольная кампания в России может привести не к снижению потребления спиртного, а к переделу рынка

Сегодня Законодательное собрание Санкт-Петербурга будет в первом чтении рассматривать законопроект о 12-часовом запрете на продажу в городе алкогольных напитков (с 21.00 до 9.00). Введение в ряде регионов России ограничений на ночную торговлю спиртным лишь одна из принимаемых в стране антиалкогольных мер. Все вместе эти шаги укладываются в новую антиалкогольную кампанию, проведение которой власти не отрицают. В ближайшие годы государство намерено многократно ужесточить контроль как над распитием гражданами алкогольной продукции, так и над ее производством. Объясняется это, конечно же, стремлением в разы снизить потребление спирта на душу населения и заботой о здоровье нации. Независимые эксперты, признавая проблему, говорят о показном характере кампании, намеренной фальсификации оглашаемой властями статистики, а также о том, что истинной целью большинства начинаний может быть простой передел алкогольного рынка.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предлагающий увеличить с 18 лет до 21 года тот возраст, с которого россияне могут покупать алкоголь. Это уже как минимум вторая мера по ужесточению контроля над потреблением спиртных напитков. Первая – запрет на продажу алкоголя в ночные часы – была принята полтора года назад, в начале марта 2010 года. В Москве, например, более чем 15-градусный алкоголь нельзя купить с 22.00 до 10.00, а в Подмосковье – с 21.00 до 11.00.
Похоже, что новые ужесточения грядут в Северной столице. Сейчас в Петербурге действует запрет на продажу крепкого алкоголя в розницу с 23.00 до 8.00, однако уже на 21 марта в городском Законодательном собрании назначено рассмотрение в первом чтении законопроекта о 12-часовом (с 21.00 до 9.00) табу на продажу любых алкогольных напитков. С таким предложением выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Однако комиссия по промышленности, экономике и собственности Заксобрания считает, что принятие документа не повлияет на число тех, кто выпивает. Эти депутаты полагают, что подобные запреты могут привести к тому, что нелегальный рынок будет развиваться усиленными темпами.
Следующим антиалкогольным шагом, причем уже в масштабах всей страны, станет, вероятно, введение уголовной ответственности водителей за неоднократное нахождение за рулем в нетрезвом состоянии (сейчас статья 264 УК РФ «нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств» карает тех пьяных за рулем, чьи действия причинили тяжкий вред здоровью человека или привели к смерти одного и более лиц). Очень не исключен и запрет на продажу слабоалкогольной продукции, в том числе пива в торговых палатках.

Звенья одной цепи

Все эти меры, как уже действующие, так и обсуждаемые, лишь на первый взгляд могут показаться не связанными друг с другом. На самом деле эти и другие инициативы, в том числе и предложение главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о необходимости возрождения в стране «советской» системы лечебно-профилактических профилакториев (ЛТП), есть, по сути, звенья одной цепи. Разумеется, представители власти об этом прямо не заявляют, но лишь потому, что «их об этом не спрашивают».
Депутат Госдумы, член комитета по бюджету Евгений Федоров говорит «НИ», что борьба с пьянством в России фактически еще и не началась, и все перечисленные меры можно считать только подготовкой к «наступлению широким фронтом на эту проблему». «Не надо считать, что правительственная программа по борьбе с алкоголем закончится только красивыми словами, – рассказывает «НИ» Евгений Федоров. – Я могу со всей ответственностью заявить, что из всех программ «новой России» эта является самой жесткой, так как при ее реализации мы со временем задействуем все государственные инструменты и все формы контроля над производством алкоголя, вплоть до слежения со спутников. Это будет более эффективно, чем просто «национализация» алкогольного производства. В нашей программе прописаны более ста мер воздействия».
По словам г-на Федорова, главное, что государство сделало, – это, во-первых, дало право регионам самим решать, насколько им (в зависимости от местных условий) ограничивать торговлю алкоголем, вплоть до полного введения «сухого закона». Во-вторых, государство установило полный контроль над мощностями, задействованными при производстве алкогольной продукции. Депутат утверждает, что программа рассчитана на 5–10 лет и основана на принципах «мягкой силы». Другими словами, единовременного тотального ужесточения граждане не поймут, поэтому власти пошли по пути «постепенного увеличения мер воздействия». По данным г-на Федорова, сегодня в России потребляется 17–18 литров чистого алкоголя на душу населения в год, и это количество необходимо снизить до 6–8 литров.
Следующим заметным шагом на пути к «отрезвлению страны» станет запрет на продажу пива в ларьках, который вступит в силу с 1 января 2013 года. Тот факт, что в таком случае большинство подобных ларьков просто разорятся, так как доля в доходах от продажи сигарет и алкоголя в этих торговых пунктах составляет до 40%, законодателей не смущает. «Надо определиться с приоритетами. Для нас приоритет – это здоровье нации, а мелкий бизнес пусть уж подстраивается под наши решения», – добавляет депутат Федоров.

Уже пьяным – не отпускать

В Интернете сегодня можно найти полный текст «Антиалкогольной программы России», которая подготовлена некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию социальных и гуманитарных отношений «Взаимодействие цивилизаций». Программа разработана в рамках реализации одобренной правительством РФ в 2009 году «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». В дальнейшем документ был одобрен в Совете Федерации, а в феврале 2010 года программу даже благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Не вдаваясь в экономические и административные тонкости, приведем лишь те аспекты, которые касаются непосредственно потребителя, или те меры, которые, вполне вероятно, в ближайшем будущем будут введены в России. В программе они определены как «Правила оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией». Из 13 пунктов выделяются такие, как «установление ограничений по количеству алкогольной продукции, которая единоразово может быть отпущена покупателю»; «установление запрета на продажу алкогольных напитков лицам в состоянии явного алкогольного опьянения»; «установление запрета на продажу слабоалкогольных коктейлей в индивидуальной потребительской таре (бутылках и банках) с объемной долей этилового спирта свыше 5% ... в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах»; «установление мер уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Отметим, что программа, похоже, является своеобразным кладезем идей: там несложно найти те положения, которые уже реализуют власти. Содержит документ и явные пробелы. Как, например, продавец «на глазок» будет определять «степень опьянения» покупателя? Этим должны заниматься врачи во время медосвидетельствования.

Водка, которую не покупают в магазинах

Необходимость сокращения потребления алкоголя в России признают практически все эксперты. Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин уверен, что ограничения продажи алкоголя как по времени суток, так и по возрасту совершенно не нарушают права потребителей. «Снижать потребление алкоголя в России необходимо», – говорит г-н Янин «НИ». По его мнению, главная сложность заключается в противодействии водочных лоббистов, которые в итоге сведут «борьбу государства с водкой» на нет.
«За последние 20 лет была принята только одна эффективная мера – запрет на ночную продажу алкоголя, – продолжает Дмитрий Янин. – Это товар повышенного социального риска, и, следовательно, он не может продаваться всем и в любое время». Впрочем, умельцы уже научились обходить и запрет на ночную продажу: придуманы десятки уловок от распечатывания бутылки прямо в магазине (в таком случае магазин обязан продать товар) до банальной продажи «мимо кассы своим». При этом проблем в момент приобретения алкоголя возникает тем меньше, чем дальше населенный пункт от Москвы.
«Мероприятия антиалкогольной кампании, которые уже проводятся и которые намечаются, рассчитаны главным образом на мегаполисы, – говорит «НИ» главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Владимир Нужный. – Я, например, сейчас живу в Тверской области, и проблем с алкоголем у местных жителей нет, потому что водку уже давно никто не покупает в магазинах. Легальный алкоголь по ценам уже не доступен и альтернатива ему алкоголь нелегальный. То есть он качественный, но неподакцизный или тот, что сделан на государственном предприятии в «свободное», так сказать, время. Такого алкоголя очень много завозят из Северной Осетии, и канал этот не перекрыт».
Директор Центра исследований федеральных и региональных алкогольных рынков (ЦИФРРА) Вадим Дробиз так же, как и Владимир Нужный, указывает на то, что в прошлом году 80% потребителей пили не водку, а водочный суррогат.

Есть большая ложь, а есть статистика

Многие эксперты уверены, что вся антиалкогольная кампания не что иное, как самопиар разработчиков программы, а весь ее смысл заключается не в заботе о здоровье нации, а в переделе водочного рынка. В 2010–2011 годах, как считает г-н Дробиз, в два раза сократилось количество операторов алкогольного рынка, с него были вытеснены все мелкие и средние производители.
О показном характере принимаемых в стране антиалкогольных мер говорит и руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов. По его мнению, с которым согласны и большинство других экспертов, ложь официальных лиц начинается с самого количества потребляемого в стране алкоголя. «18 литров чистого алкоголя на душу населения – это фальсификация, – говорит «НИ» г-н Немцов. – Эта статистика специально была завышена, чтобы потом отчитаться о снижении. Через год после начала реализации программы заявили, что количество потребления снизилось на три литра – до 15 литров в год на человека. Такого не может быть. Для сравнения: на три литра потребление снизилось во время горбачевской антиалкогольной кампании за 2,5 года (кампания, о которой идет речь, проводилась в 1985–1987 годах. – «НИ»). Если же брать реальные оценки, то алкоголя в стране потребляется на уровне 12–13 литров».
По мнению Александра Немцова, имело место еще и совпадение начала кампании с естественным снижением потребления алкоголя. Так, например, снижение потребления наблюдалось с 1994 по 1998 год, затем, до 2001–2002 года, было увеличение, а с 2003 по 2009–2010 годы опять наблюдался спад потребления. Вообще же, что касается кардинального снижения потребления, то, по мнению собеседника «НИ», в стране с такой высокой коррупционной составляющей и с такими водочными лоббистами оно в принципе невозможно. «Я выступаю за переориентирование населения с потребления крепкого алкоголя на слабоалкогольные напитки, – продолжает г-н Немцов. – Но тут же выдумали термин «пивной алкоголизм». Заявляю, что нет такого алкоголизма. Есть четкие градации этого заболевания. Так вот «пивным алкоголиком» стать очень сложно. Значит, кому-то было нужно этот термин придумать».
«В 80-х годах прошлого века ВОЗ определил уровень потребления чистого алкоголя в 8 литров на душу населения в год, выше которого у нации начинаются грубые деградационные процессы, – напоминает Александр Немцов. – Так вот Вторую мировую войну мы встретили с 1,9 литра потребления. А после 1965 года начался головокружительный взлет потребления алкоголя, который продолжался вплоть до антиалкогольной кампании 80-х годов».
Владимир Нужный добавляет, что увеличение потребления пива не привело к снижению потребления крепкого алкоголя, так как «пиво и водка очень хорошо ужились друг с другом». По его мнению, определенного снижения потребления можно добиться популяризацией вин. «Потребление пива за последние 20 лет выросло в пять раз, а водки – снизилось только на 10–12%, – говорит г-н Нужный. – Замены не получилось. Но вот вино могло бы конкурировать с водкой, как это было в 70-х годах прошлого века. Но для этого нам надо развивать виноградарство, которое у нас сегодня находится в плачевном состоянии».
Эксперты считает, что сегодня снизить потребление нереально, так как оно определяется мотивацией и предлагаемой альтернативой (спорт, другие «отвлечения» для населения). А вот как раз позитивной мотивации у подверженных психосоциальным стрессам граждан нет. Да и с альтернативой пока не очень.

Дмитрий АЛЯЕВ

НА НЕМЕЦКОМ ТВ МОЖНО РЕКЛАМИРОВАТЬ АЛКОГОЛЬ, НО НЕЛЬЗЯ ПРИЗЫВАТЬ К ПЬЯНСТВУ
При том, что среднестатистический немец, по данным газеты Die Welt, потребляет 10 литров чистого спирта в год и Германия занимает по этому показателю пятое место среди стран Евросоюза, французское вино и французский коньяк в Германии дешевле, чем во Франции, шотландский виски дешевле, чем в Шотландии, а налоги на алкоголь в ФРГ – одни из самых низких в мире. Но дополнительные налоги на алкоголь в стране не вводятся и цены не повышаются. Обеспечивается это за счет пивного и винного лобби в правительстве (лобби эти особенно заметны на фоне постоянной дискриминации курильщиков и неуклонного повышения цен на сигареты).
Реклама алкоголя на немецком телевидении разрешена, но есть ряд ограничений. Нельзя, например, упоминать алкоголь в связи со спортсменами и молодежью, открыто рекламировать пьянство, в пренебрежительном контексте упоминать трезвость. Реклама пива и вина разрешена на ТВ, радио и в кинотеатрах после 18.00, а крепких напитков – после 20.00.
Продажа пива и алкогольных коктейлей в Германии разрешена с 16 лет, крепких алкогольных напитков – с 18. В других европейских странах существует и ряд дополнительных ограничений. Так, в Нидерландах магазины, где продаются алкогольные напитки, не должны находиться в непосредственной близости от продовольственных магазинов, запрещена продажа алкоголя на стадионах, в школах и больницах. В Бельгии продажа крепких алкогольных напитков запрещена в гостиницах и школах, а в Англии, Ирландии, Норвегии и Швеции – на бензозаправочных станциях.
Сторонникам жестких мер в этом вопросе противостоит экономика. По подсчетам Федерального объединения автозаправочных станций, запрет на продажу спиртного в ночное время (а в Германии ночью розничная торговля происходит только на автозаправках) приведет к снижению оборота на 30–40%, а значит, и к сокращению ночных смен и возможной потере нескольких тыс. рабочих мест.
Несмотря на то что ведомство правительства ФРГ по проблемам наркотической и алкогольной зависимости время от времени объявляет общегерманские недели и месячники борьбы со злоупотреблением алкоголя среди молодежи, в основном эта задача с переменным успехом решается в каждой земле по-своему. Так, в Гамбурге запрещено попивать пиво в общественном транспорте. Этот опыт в нынешнем году собирается перенять Берлин. Лидерство же в борьбе с алкоголизацией населения явно принадлежит федеральной земле Баден-Вюртемберг. Запрет на ночную продажу алкоголя был введен здесь 1 марта 2010 года. С 22.00 до 5.00 местные автозаправочные станции, киоски, ларьки и супермаркеты не имеют права отпускать спиртные напитки. Во Фрайбурге, который находится здесь же, в Баден-Вюртемберге, еще несколькими годами ранее было запрещено употребление спиртных напитков в общественных местах в ночь на пятницу и субботу. Полиция уверена, что число насильственных преступлений там сократилось именно в результате ночного «сухого закона». По данным газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, результаты действия запрета намерены обсудить и, возможно, в будущем ввести в своих землях власти Шлезвиг-Гольштейна, Мекленбурга – Передней Померании, Саксонии, Баварии и Берлина.

Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

ПОКУПКА АЛКОГОЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ИЗРАИЛЕ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Еще недавно Израиль был единственной страной в мире, в которой реклама алкоголя ничем не ограничивалась. Теперь этому положен конец: в закон о рекламе внесены поправки, запрещающие размещение щитов с рекламой алкоголя в парках, на пляжах, вблизи детских и образовательных учреждений. Видеоролики, рекламирующие винно-водочную продукцию, разрешено транслировать в эфире только после 22.00. Нельзя приглашать для рекламы алкоголя знаменитостей, солдат, манекенщиц и актеров. Министерская комиссия по законодательству одобрила законопроект депутата Йоханана Плеснера, по которому совершеннолетние не могут покупать спиртные напитки для тех, кто не достиг 18-летнего возраста. За нарушение предусмотрено лишения свободы сроком до трех месяцев.
Полицейские к подвыпившим гражданам интереса не проявляют, если они не дебоширят, не валяются на дороге и не сидят за рулем. Пьяный водитель может получить реальный тюремный срок, если он отказался пройти проверку на содержание алкоголя в крови. За свой отказ он также заплатит штраф в 10 тыс. шекелей (около 3 тыс. долларов США).
Вытрезвителей в Израиле нет и никогда не было. Но если рост потребления спиртных напитков продолжится, то они могут и появиться. Чтобы этого не произошло, здесь особое внимание уделяется профилактике и пресечению алкоголизма. С этой целью в мэриях и городских муниципалитетах создаются специальные отделы. Например, город Маалот стал одним из восьми городов Израиля, в котором такой отдел получил из городского бюджета 1,5 млн. шекелей (около 500 тыс. долларов). В каждом отделе предусмотрено круглосуточное дежурство координаторов. В ближайшие годы финансирование отделов по профилактике, выявлению и пресечению алкоголизма уменьшаться не будет.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим

В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ ИСПАНИИ – РАЗНЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ НА ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЯ
В Испании виноделие и потребление вина – часть национальной культуры, любое застолье для испанца немыслимо без бокала тинто (красного вина) или бланко (белого вина). Бутылка сухого вина всегда и везде подается к столу. В обеденный перерыв здесь вполне нормально пропустить во время трапезы стаканчик-другой вина или кружку пива, но не более. Не раз видела, бывая у коллег в офисе национального информационного агентства EFE, как во время обеда они запивают еду вином или пивом, а потом идут работать.
Большинство испанцев знают меру и не перебирают. В основном здесь потребляют некрепкие алкогольные напитки. Тем не менее проблема алкоголизма актуальна для страны: по данным медицинской статистики, алкоголизмом больны 2,5% взрослого населения. Пить здесь начинают уже в школе, поэтому нередко возникает подростковый алкоголизм. Сегодня мероприятия по профилактике алкоголизма среди подростков проходят в Каталонии и ее столице Барселоне. И хотя Испания стоит на третьем месте по потреблению алкоголя среди европейских стран, антиалкогольные кампании в российском понимании этого слова здесь не проводятся.
Периодически, как правило, накануне затяжных праздников (Рождество, Пасха), когда тысячи испанцев выезжают отдохнуть к морю, в горы, в другие города и деревни к друзьям и родственникам, полиция проводит рейды и проверки на дорогах, которые длятся неделю – дней десять. Последняя такая недельная проверка проходила в середине февраля, и она была никак не связана с праздниками – проводился мониторинг грузовиков и фургонов, и многим водителям пришлось пройти тест на наличие алкоголя и наркотиков в крови. Испанским законом не запрещено немного выпить и потом сесть за руль, допустимая норма алкоголя в крови – не более 0,5 промилле (это примерно 200–250 граммов вина или 600 граммов пива). В последние годы обсуждается введение нулевого содержания алкоголя в крови водителя. Каких-то временных ограничений по продаже алкогольных напитков в магазинах здесь нет – по той простой причине, что практически нет круглосуточных магазинов формата супермаркетов. Подавляющее большинство супермаркетов закрыты в воскресенье и праздничные дни, а в обычные дни они работают с 9.00 до 21.00 (некоторые – до 22.00). Продажа алкоголя в Испании разрешена с 18 лет, только в провинции Астурия алкоголь сегодня можно купить с 16 лет. В Испании действует так называемое формальное право, позволяющее автономным сообществам принимать собственные законы. Сейчас правительство работает над законопроектом, призванным унифицировать возрастной ценз на всей территории страны и ограничить продажу алкоголя до 18 лет во всех автономных областях.

Наталья ТИМАШОВА, Мадрид. «Новые известия», 21 марта 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.