Распределение ответов на вопрос:
«В каких мигрантах нуждается Россия?», % (стр. 6)
Нашей стране нужны только те мигранты, которые хотят
остаться здесь жить навсегда
|
15,4
|
Стране нужны только те мигранты, которые приезжают
на заработки и не собираются здесь жить постоянно
|
16,0
|
Стране нужны и те, и другие мигранты
|
14,4
|
Стране не нужны ни те, ни другие мигранты
|
37,5
|
Не знаю, нет ответа
|
16,7
|
Если прием иммигрантов сопряжен с проблемами сегодняшними,
то прием гастарбайтеров - с проблемами завтрашнего дня.
Масштабы потоков иммигрантов, репатриантов и временных
трудовых мигрантов несоразмерны: численность иммигрантов из
новых независимых государств в последние годы фиксировалась
на уровне 270-280 тыс. человек ежегодно, лишь в 2010 г. снизившись
до 179 тыс. человек*, численность репатриантов за четыре года
(2007-2010 гг.) составила 31,1 тыс. человек, тогда как численность
трудовых мигрантов измеряется миллионами: в 2008 г. - 4,8
млн человек, в 2009 г. - 4,0 млн человек, среднегодовая их
численность в 2008 г. - 3,5 млн человек, в 2009 г. - 2,9 млн
человек.
Учитывая, что основной контингент иностранных
граждан в России сегодня - временные трудовые мигранты, главный
акцент интеграционной политики должен быть сделан на этой
категории мигрантов.
Деление мигрантов на временных (трудовых) и постоянных
(иммигрантов) чрезвычайно условно и не отражает их жизненных
планов и ориентации. Среди трудовых мигрантов велика доля
тех, кто живет и работает в России постоянно. Многие из них
давно перевезли семьи или обзавелись семьями в России и практически
потеряли связь со страной происхождения. Однако из-за того,
что они вынуждены получать разрешение на работу и становиться
на миграционный учет, если хотят работать легально, они числятся
временными мигрантами. (Разрешение на временное проживание,
дающее определенную свободу действий, крайне сложно получить:
в 2009 г. квота таких разрешений составляла 200,3 тыс., а
на 2010 год - 159,5 тыс. разрешений.)
* Данные до 2010 г. завышены: с 2007 г. в численность
иммигрантов включаются иностранцы, получившие разрешение на
временное проживание в текущем году, независимо от года прибытия
в Россию. Росстат признает, что завышение числа реально прибывших
иммигрантов составляло около 100 тыс. человек. В 2010 г. снижение
фиксируемой численности иммигрантов обусловлено, в первую
очередь, ужесточением законодательства о гражданстве.
Стр. 12-13.
Как показывает статистика, в США в настоящее время
уровень миграционной активности безработных выше, чем занятых.
В частности, в межрегиональных потоках участвуют 1,5% всех
занятых и 3,7% всех безработных, в местных перемещениях -2,7%
всех занятых и 4% всех безработных. Данные по Великобритании
показывают, что вероятность для безработного переехать в другой
регион в 1,5 выше, чем для занятого. Перемену работы в качестве
причины миграции здесь называют примерно 12-13% мигрантов.
Из них 1% указывают среди причины поиск работы и 6% - новую
работу у нового работодателя. Относительно высокую мобильность
безработных связывают с тем, что многие из них переезжают
туда, где им предоставляется новое рабочее место, а также
дешевое жилье.
Территориальная мобильность рабочей силы на российском
рынке труда низка; этот известный факт лишний раз подтвердили
исследования мобильности безработных во время экономического
кризиса. Среди безработных и лиц, ищущих работу при содействии
органов занятости, только 11-13% опрошенных готовы были искать
работу за пределами своего региона, а четко выраженные намерения
к переезду в другой регион имели 4% опрошенных. Даже при предоставлении
высокооплачиваемой работы и жилья доля желающих переехать
за работой не поднималась выше 24%. При этом размер заработной
платы, который бы являлся привлекательным при переселении,
должен быть в среднем в 3-4 раза выше, чем по последнему месту
работы, а для переселения в регионы Сибири и Дальнего Востока
ожидаемая заработная плата должна быть в 5-6 раз больше, чем
по последнему месту работы. Кроме того, большинство опрошенных
готовы переехать при сохранении тех же жилищных условий или
возможности их улучшить.
Стр. 29-30.
|