Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..  

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Великая миграционная держава глазами эксперта

Сергей ЖУРАВЛЕВ, автор журнала "Эксперт", знает что:

Россия выступает вторым по величине в мире после США центром притяжения мигрантов, немного опережая в этом отношении Германию и примерно вдвое - каждую из пяти следующих стран притяжения: Саудовскую Аравию, Канаду, Великобританию, Испанию и Францию.

Сергей ЖУРАВЛЕВ. Разворот "Русского Креста".
"Эксперт", 13 февраля 2012 года

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что Сергей Журавлев нашел достойную форму, чтобы выразить свое понимание роли России в современном мире. Странно только, что он не упомянул, что мы в 55 раз опережаем Эстонию, - по крайней мере, утерли бы нос этой стране.

Вообще нам было приятно в сотый раз услышать из уст эксперта утверждение, которое мы уже 99 раз слышали от лиц разного статуса в государственной и интеллектуальной иерархии, хотя и примерно одинакового уровня некомпетентности.

Начнем с того, что к наиболее ценимым нами качествам экспертизы всегда относилось полное непонимание экспертом того, о чем он дает экспертное заключение. Что это за такая величина, по которой только янки и могут с нами тягаться, а остальные – у нас в хвосте?

А это вот что. Отдел населения ООН, а за ним и Всемирный банк и другие уважаемые источники публикуют данные о так называемом «накопленном числе мигрантов» (migrant stock), т.е. числе людей, живущих не в той стране, в которой они родились. Поскольку, по данным переписи населения 2002 года, в России проживало 12 млн. уроженцев других государств, они и рассматриваются экспертами ООН как международные мигранты. Однако при этом специально оговаривается, что в случае бывшего Советского Союза речь идет о людях, которые были внутренними мигрантами и превратились в международных, никуда не выезжая, только в результате появления новых границ1.

В основном, понимаемый таким образом массив мигрантов сложился в советское время. По оценке ООН, в 1990 году в России он составлял 11,5 миллиона человек2, что соответствовало данным Всесоюзной переписи населения 1989 года. По переписи населения 2002 года число лиц, живущих в России, но родившихся за ее пределами, составляло 12 миллионов3, что и дало основание для новых оценок ООН. Рост, по сравнению с 1990 годом, был незначительным. И по-прежнему это были, в основном, бывшие граждане СССР, родившиеся за пределами РСФСР, в одной из союзных республик. Сюда входили, например, дети целинников, родившиеся в Казахстане, дети военнослужащих, служивших в разных республиках Союза, чеченцы, ингуши, калмыки и представители других репрессированных народов, родившиеся в депортации в Казахстане и Средней Азии, и т.д. В то же время, в него не попадали люди, родившиеся в России, но выезжавшие из нее, жившие за ее пределами (те же военнослужащие, специалисты, ехавшие по назначению и т.п.), а теперь вернувшиеся и действительно проходящие как мигранты.

Представьте себе, что вы слышите важное сообщение: ваша зарплата за прошлый год увеличилась на 25%. Вы очень довольны, но все-таки задает вопрос: это, извините, какая зарплата – номинальная или реальная? Думаем, вам понравится ответ эксперта: какая разница, зарплата – она и есть зарплата. Так же и с миграцией. Хотя те 12 млн. мигрантов, с помощью которых мы втиснулись на второе место после США, отодвинув в сторону Германию, почти никакого отношения к миграции последних 20 лет не имеют, а втиснулись – и все-таки приятно.

Втиснуться-то втиснулись, но чтобы полностью утвердиться на серебряной ступеньке пьедестала, нужно применить еще специальный экспертный метод. Он заключается в особом простодушии. У нас 12 миллионов «накопленных мигрантов», а у немцев – 9,5. Значит, мы впереди! Отличная логика, надо бы ее использовать пошире. Например, в 2009 году в России родилось 1762 тысячи детей, то есть в 2,2 раза больше, чем во Франции или Великобритании, а о других европейских странах и говорить не приходится. Если ты настоящий патриот, то тебе сразу ясно, что Россия – центр европейской рождаемости, остальным до нас еще ползти и ползти. Правда, студентов учат, что в подобных случаях надо соотносить число рождений с численностью населения, а иной раз и этого бывает недостаточно. Но чтобы так глубоко копать, надо побывать студентом. А если сразу становишься экспертом, так чего-то можно не узнать и до конца жизни.

Если же человеку или, там, Демоскопу не повезло, и он где-нибудь учился, так его так и потянет на действие деления. Скажем, у нас в 2008 году было 12,1 миллиона накопленных мигрантов, а население 142 миллиона человек – ого-го, 8,5% россиян – мигранты, уроженцы далеких краев вроде Украины или Казахстана, понарождались там от целинников!

Но справившись один раз с самым сложным из четырех действий арифметики, хочется закрепить успех, потренироваться на других странах. Скажем сразу: лучше бы нам этого не делать, теперь нас сразу попросят с тумбочки. Потому что у нас – 8,5%, и мы, как известно, уже не можем продохнуть от этих мигрантов, а у безнадежно отстающих от нас французов и великобританцев – 11%, у немцев – почти 12, у шведов или испанцев – 14, а у пресловутых эстонцев, которых мы и упомянули только из жалости, – больше16%.

Чтобы читатель не забыл, о чем идет речь, напомним, что пока мы говорим о «накопленном числе мигрантов», migrant stock, а ведь у нас есть еще и текущая миграция, «за 22 года, считая с 1990-го, когда межнациональные проблемы в бывшем СССР встали в полный рост, - читаем мы в журнале «Эксперт», - в Россию на постоянное жительство переехало 7 млн человек, и это сальдо за вычетом встречного потока из РФ, и без учета временных трудовых мигрантов».

Это, конечно, правда, но не вся правда и даже, кажется, не только правда. Действительно, зарегистрированный миграционный прирост населения России за 22 года составил около 7 миллионов человек. Но 5 из этих 7 миллионов пришлись на первые 11 лет, а, начиная с 2001 года, ручеек мигрантов, пополняющих постоянное население России, стал быстро мелеть. Он все меньше компенсировал естественную убыль населения, в результате чего ежегодное сокращение числа россиян стало регулярно превышать полмиллиона человек в год. Надо было что-то делать, и это стали делать.

До 2007 года в статистику миграции попадали лица, приехавшие из-за границы и впервые получившие регистрацию по месту постоянного жительства, что позволяло интерпретировать их как влившихся в постоянно население России. Но, начиная с 2007 года, статистическая категория «мигрантов» была расширена за счет лиц, впервые получивших разрешение на временное проживание. В результате, величина показателя чистой миграции в 2007 году увеличилась до 258 тысяч человек (вместо 155 тысяч в 2006 году). Это существенно улучшило демографический баланс России, уменьшив декларируемую общую убыль населения страны примерно на 100 тысяч человек в год. Но сказать с чистым сердцем, что это «сальдо … без учета временных трудовых мигрантов» уже сложнее. Все-таки разрешение на временное проживание в России не делает человека россиянином.

В 2007-2009 годах исчисляемые по-новому показатели чистой миграции держались на одном уровне – около 260 тысяч человек в год, это была большая победа, хотя, на фоне многих наших европейских соседей мы выглядели довольно скромно. В 2008 году регистрируемый миграционный прирост населения России составляя 1,8 на 1000 жителей, соответствующий показатель для Великобритании – 2,6, для Нидерландов - 3,2, для Чешской Республики – 5,4, для Швеции – 6,0, для Италии – 7,6, для Испании – 10,0.

Но удержаться на этом уровне нам не удалось, в 2010 году миграционный прирост резко сократился – примерно, до уровня 2006 года, который как раз нас и не устраивал, а в 2011 году и вовсе упал до 105 тысяч человек. Снова надо было что-то делать, дорожка была уже проторена, и в 2011 году были внесены новые изменения в правила учета миграции - как отмечается на сайте Росстата, «в соответствии с международными рекомендациями с 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более». Нововведение порадовало нашего эксперта, который не преминул сообщить, что «совокупный прирост постоянного населения нашей страны за минувший год составил 165 тыс. человек…. Общий прирост обеспечен мигрантами из дальнего и ближнего зарубежья (положительное сальдо миграции оценивается в 296 тыс. человек)». Сами понимаете, что со 105 тысячами миграционного прироста такого оглушительного успеха достичь бы не удалось, Росстат, разумеется, поступил правильно, потому что если население России не хочет расти в жизни, то оно, по крайней мере, может вырасти на бумаге. И тут, конечно, очень важно бескорыстное квалифицированное экспертное заключение, которое позволяет считать всякого человека, временно зарегистрированного на срок более 9 месяцев, безусловным носителем демографического спасения России. Когда в стране есть люди и журналы, способные дать такое заключение, вопрос о том, свидетельствует ли избранная статистическая стратегия о действительном благополучии России или лишь создает успокоительные иллюзии, отпадает сам собой.


1 «Между 1980 и 1990 годами, по оценкам, число международных мигрантов увеличивается на 56 млн., - с 99 до 155 миллионов. Однако 27 млн из этого приращения обусловлено переклассификацией лиц, которые переезжали в СССР до 1990 г. в качестве внутренних мигрантов и которые стали международными мигрантами в момент распада, никуда не перемещаясь в это время».Trends in total migrant stock: The 2005 revision. UN Department of Economic and Social Affairs. Population Division. UN, 2006, p. 1.
2 Trends in total migrant stock, p. 3.
3 Всероссийская перепись населения 2002 года. Т. 10. Население по месту рождения и месту проживания на территории Российской Федерации.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.