Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» о демографии и экономике в будущем
«Slon.Ru» о среднем классе и мировой экономике
«Коммерсантъ» о христианах Востока
«Delfi» о языках в Европе
«Экономические известия» о демографических проблемах Украины
«Российская газета – Неделя» о демографических и социальных успехах России
«Российская газета» и «Коммерсантъ» о демографических успехах Москвы
«Газета» о демографических прогнозах и детских садах
«Новые известия» о кризисе социального контракта в России
«Известия» о российских пенсиях
«Телеграф» о пенсионном возрасте в Латвии
«Московские новости» о Саркози и миграции перед выборами
«Известия» о мигрантах и заболеваниях
«Зеркало недели» о мифах о миграции в Украине
«Slon.ru» о миграции в странах ЕЭП
«Итоги» о мигрантах в России
«Московские новости» о работодателях, обманывающих мигрантов
«Собеседник» о мигрантах в России
«Независимая газета» о филиппинских мигрантах
«Вечерний Бишкек» и «Взгляд» об интеграции мигрантов в России

«Российская газета» о переселении соотечественников
«Новые известия» о финансировании частных школ и детских садов
«Коммерсантъ» о налоге на бездетность в Украине
«Независимая газета» о политике в отношении абортов
«Московские новости» об РПЦ и биомедицинских клеточных технологиях
«Radiovesti.ru» о возможной судьбе Минздравсоцразвития
«Взгляд» о смертности в ДТП
«Молдавские ведомости» о продолжительности жизни и здоровье населения Молдавии
«Зеркало» о детской смертности в Азербайджане
«Русская Германия» об Интернет-зависимости
«Профиль» о подростковых суицидах
«Профиль» об уголовной ответственности с 12 лет
«Новые известия» об ужесточении ответственности за наркотические преступления
«Парламентская газета» о проблемах борьбы с курением
«Власть» о репродуктивном и сексуальном здоровье
«Ведомости» о Москве как глобальном городе
 «Коммерсантъ» об израильских ультраортодоксах
«Paruskg.info» о проблемах переписи населения Кыргызстана
«Courier.co.il» о возможном налоге на секс
«Slon.Ru» о женщинах и мужчинах

… о репродуктивном и сексуальном здоровье

Репродуктивное здоровье молодежи как социальная реалия и демографическая экспектация

Депопуляционные тенденции в России и, в частности, в Тверском регионе - к сожалению, социальные реалии последнего десятилетия. Репродуктивное здоровье, его сохранение, проблематизация и пропаганда должны быть в центре современной отечественной социальной политики. Необходима интеграция усилий по разработке и пропаганде социально-гуманитарных технологий в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи и конструирования ряда позитивных ценностных ориентиров в сфере репродуктивного поведения. Сегодня среди "потерянных" групп населения - молодежь (до 19 лет), доля которой в численности населения в среднем по России составляет 24-25%. Тенденция к потере репродуктивного здоровья за последние 20 лет устрашает, поскольку она транслируется на другие возрастные группы.
Репродуктивное здоровье складывается из сексуального здоровья, безопасных методов планирования семьи, а также безопасного материнства. Отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение, в т.ч. репродуктивное здоровье, являются одним из важнейших элементов культуры общества. В отечественной науке проблема рисков репродуктивного здоровья и поведенческих паттернов молодежи интегрированно, в проекции социально-психологической модели врачевания и шире - в социогуманитарной парадигме - еще не рассматривалась. Фундаментальное научное исследование "Репродуктивное здоровье молодежи: риски поведения, атрибуция ответственности и демографические экспектации" направлено на изучение социальных и психологических рисков репродуктивного поведения и здоровья обучающейся молодежи. Основная цель проекта - разработка для российских педагогов психолого-педагогической модели формирования здорового образа жизни, построения у молодежи ответственного отношения к своему здоровью и самосохраняющих форм репродуктивного поведения.
Соответственно, поставлены задачи: осуществить комплексное компаративистское исследование образовательных программ и психологических моделей формирования ответственного отношения к репродуктивному потенциалу у молодежи; провести лонгитюдное исследование осмысления категорий здоровья и качества жизни и способов их интеграции в образовательный и воспитательный процесс у педагогов высшей школы; разработать психолого-педагогическую модель формирования культуры здоровья у молодежи; обеспечить общественно-профессиональное признание инновационных исследовательских и образовательных программ.
Методологическая база исследования основывается на усилении профилактической направленности в современном обществе, предусматривает возрастание ответственности самого человека за свое здоровье. Она направлена на формирование самосохранительного поведения, которое определяется ценностной ориентацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению (Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М, 2006, с. 80-154.). В нашем подходе под риском понимается социальное поведение, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов. Гносеологическая и аксиологическая неопределенность (низкая информированность о медицинских, социальных, психологических последствиях аборта или гормональной терапии беременности, о вреде курения, наркотиков и алкоголя для репродуктивной функции, о различных заболеваниях, передающихся половым путем; качество жизни, ценностные приоритеты) способны в разы увеличить риски для репродуктивного здоровья.
В качестве методологии проводимого исследования выступает разрабатываемая и апробируемая нами социально-психологическая модель врачевания и идея синергии здоровья. Среди новых технологий врачевания, расширяющих возможности человека, - концепция холистического здоровья, ориентированная на пропаганду здорового образа жизни, на профилактику и лечение заболеваний. Понятие "холизм" (греч. holos - целый) связано с разработкой в XX-XXI вв. системной парадигмы и может быть рассмотрено как методологический принцип, в соответствии с которым "целое больше суммы своих частей" (Холистическое здоровье // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсиyи, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006.).
Холистический принцип отдает приоритет новым качествам или целым свойствам, отсутствующим у входящих в систему элементов. Ответственность человека за свое здоровье, повышение "интервального локуса контроля" являются главным условием холизма. Персональная ответственность предполагает желание и способность человека осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от стиля поведения, который является дисфункциональным (курение и др. вредные привычки). Качество жизни, связанное со здоровьем, является одним из ключевых понятий современной медицины. Качество жизни - это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии. Качество жизни как комплексное явление охватывает психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие и может рассматриваться как оценка удовлетворения системы потребностей для оптимальной жизни человека.
Анализ предмета исследования проводился через раскрытие таких смысловых блоков, как сексуальное поведение; репродуктивное поведение и установки; риски репродуктивной функции; ответственность; контрацепция; вредные привычки; инфекции, передающиеся половым путем; забота о репродуктивном здоровье и потребность в услугах специалистов в сфере сексуальности и репродуктивного здоровья; демографические ожидания молодежи; ее информированность о государственной демографической политике и медико-психологическом обеспечении в репродуктивной сфере; оценка различных социальных институтов, ответственных за сохранение репродуктивного здоровья; тендерные различия. Установки и поведение молодых людей зондировались не только в сфере сексуальности и репродукции, но и в сфере семейно-брачных отношений. Изучался также уровень информированности молодежи о проблемах сексуальности и репродукции, определялись источники информации по данным вопросам и оценивалась их эффективность.
Лонгитюдное эмпирическое исследование, проведенное в рамках проекта среди группы преподавателей высшей школы в 2010-2011 гг., было направлено на изучение и трансформацию имеющихся у них социальных представлении, аттитюдов и экспектаций в сфере репродуктивного здоровья и самосохранительного поведения молодежи. Исследование является эмпирической базой для разработки психолого-педагогической модели формирования здорового образа жизни у российской молодежи. Исследование состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, включающих два социально-психологических замера (на входе и выходе) и психолого-педагогический тренинг, направленный на формирование позитивных установок на внедрение в педагогический процесс элементов обучения российских студентов рефлексивному самосохранительному поведению.
В процессе проведения социологического опроса 60 преподавателей (в возрасте от 25 до 52 лет) гуманитарного факультета Тверского государственного технического университета были получены следующие результаты. Абсолютное большинство опрошенных преподавателей (100%) считают допустимым начало сексуальных отношений до брака. Большинство респондентов (75%) считают, что принимать решение при выборе "рождение/аборт" должны оба партнера, и лишь четверть (25%) считают, что такое решение должна принимать исключительно беременная женщина.
Большинство респондентов (80%) придерживается мнения, что молодые люди должны регулярно, не реже 1 раза в полгода, посещать соответствующих специалистов (девушки - женскую консультацию/гинеколога, мужчины - андролога, уролога), и лишь 15% считают, что это необходимо делать время от времени (1 раз в год).
В случае возникновения проблемы в сексуальной сфере, если бы в населенном пункте существовала анонимная консультация по вопросам сексуальных отношений, представителям современной молодежи удобнее было бы обратиться к сексологу (50%), затем к психологу (27%) либо гинекологу (21%). Опрошенные преподаватели считают, что образ жизни влияет на вероятность проявления бесплодия. По мнению 40% преподавателей, обучение в вузе влияет на отношение к сферам сексуальности и репродукции (браку и рождению детей) у российских студентов, однако 60% считают, что это не так.
Большинство респондентов (75%) считают, что в российской системе высшего образования должна проводиться информационно-просветительская работа в сфере репродуктивного здоровья (факультативные курсы, центры здоровья и т.п.), четверть (25%) считают, что нет необходимости это делать.
В случае рождения ребенка, по мнению опрошенных, современные студенты должны полагаться в основном на родителей (58%), на партнера (14%), на себя (14%). 16% респондентов считают, что студенты могут полагаться также на помощь со стороны структур учебного заведения (профсоюза, центра молодежной политики и т.п.). Ни один из опрошенных преподавателей не склонен полагаться на помощь государства или церкви.
Преподаватели не согласны с мнением о том, что, человек, регулярно заботящийся о своем здоровье, - "белая ворона" (84%). Респонденты считают, что в наибольшей степени на отношение к собственному здоровью у мужчин влияет его ухудшение (70%), у женщин - семейные традиции и воспитание (68%). Оптимальным возрастом для рождения детей преподаватели считают 21-25 лет (57%), либо 26-30 лет (36%). В условиях современной России большинство опрошенных считает оптимальным наличие 2-3 детей в семье.
Практически все опрошенные преподаватели считают, что быть ответственными за сохранение репродуктивного здоровья молодежи должны сами девушки и юноши (100%), их родители (50%), психологи и педагоги в учебных заведениях (28%). Абсолютное большинство опрошенных преподавателей (100%) согласны с утверждением, что "здоровье не купишь".
По мнению преподавателей, современные молодые россияне обсуждают вопросы сексуальной культуры, как правило, с друзьями в компании (50%), с виртуальными собеседниками в Интернете (28%) либо сексуальным партнером (14%). Информацию о сексуальных отношениях, по мнению опрошенных преподавателей, студенты черпают из бесед с друзьями (50%), личного опыта и от виртуальных собеседников в Интернете (по 43% соответственно), из просмотра кино- и видеофильмов (28%), "интернет-индустрии секса" (25%) и СМИ (21%). Примечательно, что ни один из преподавателей не считает источником такой информации ни беседы с родителями, ни чтение специальной либо художественной литературы, ни изучение специальных предметов.
Большинство опрошенных (71%) знают, что входит в понятие "репродуктивное здоровье", не знают этого 15% преподавателей и затрудняются ответить на данный вопрос 14% респондентов.
57% преподавателей проводили (участвовали или присутствовали) занятия в вузе по вопросам сексуального поведения и репродуктивного здоровья эпизодически, а 43% не проводили вообще. Наиболее значимыми преподаватели считают вопросы, касающиеся предупреждения беременности, профилактики заболеваний органов репродуктивной системы, профилактики и лечения венерических заболеваний.
Все преподаватели осведомлены о рисках для репродуктивного здоровья при случайных половых связях, употреблении алкоголя, табака, наркотических веществ, курительных смесей. Они считают, что в молодости допустимо употреблять алкоголь эпизодически (56%), а также нерегулярно (не более 1 раза в неделю) (21%).
Более половины респондентов считают, что молодежи не хватает информации о психологии отношений между партнерами (56%), о половой жизни и последствиях полового поведения (28%). Заботиться о половом просвещении молодежи должны родители (50%), соответствующая образовательная программа для подростков и молодежи (50%), центры планирования семьи (36%) и лишь затем - сами девушки и юноши (28%).
По мнению преподавателей, вступать в сексуальные отношения в первый раз молодежь побуждает любовь, влюбленность либо сексуальное желание, влечение (по 42%). Далее следуют стремление не отставать от сверстников и любопытство (по 35%). Половина преподавателей считает аборт недопустимым методом регулирования незапланированной беременности (50%), затруднились ответить 25% опрошенных.
Регулярную заботу о своем здоровье считают важнейшей характеристикой современного человека (наравне с умением пользоваться компьютером, сотовым телефоном и т.п.) 64% преподавателей, 36% опрошенных согласны с ее необходимостью.
По мнению преподавателей, в современных условиях необходимо интегрировать в учебно-воспитательный процесс в вузах обучение навыкам самосохранительного здоровья в виде отдельных дисциплин (36%), в качестве факультативов либо в составе других дисциплин (по 14%). Большинство преподавателей при определенной подготовке готово к внедрению элементов обучения навыкам самосохранительного здоровья в свою педагогическую практику (34%). Большинство преподавателей готово пройти очередное повышение квалификации по программе обучения формированию ответственного отношения к репродуктивному потенциалу у российских студентов (64%).
Результаты исследования послужат содержательным основанием для разработки примерной программы повышения квалификации педагогов высшей школы, направленной на интеграцию в образовательный процесс дидактических приемов по формированию у российских студентов ответственного отношения к репродуктивному потенциалу.

* * *
Исследование выполняется в рамках проекта № 2.2.3.3/9399 "Репродуктивное здоровье молодежи: риски поведения, атрибуция ответственности и демографические экспектации" АВЦП "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)" Министерства образования и науки РФ.

Светлана ФИЛИППЧЕНКОВА. «Власть», 28 февраля 2012 года
(ФИЛИППЧЕНКОВА Светлана Игоревна - к.псих.н., доцент; доцент кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета)

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.