Rambler's Top100

№ 501 - 502
5 - 18 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» о демографии и экономике в будущем
«Slon.Ru» о среднем классе и мировой экономике
«Коммерсантъ» о христианах Востока
«Delfi» о языках в Европе
«Экономические известия» о демографических проблемах Украины
«Российская газета – Неделя» о демографических и социальных успехах России
«Российская газета» и «Коммерсантъ» о демографических успехах Москвы
«Газета» о демографических прогнозах и детских садах
«Новые известия» о кризисе социального контракта в России
«Известия» о российских пенсиях
«Телеграф» о пенсионном возрасте в Латвии
«Московские новости» о Саркози и миграции перед выборами
«Известия» о мигрантах и заболеваниях
«Зеркало недели» о мифах о миграции в Украине
«Slon.ru» о миграции в странах ЕЭП
«Итоги» о мигрантах в России
«Московские новости» о работодателях, обманывающих мигрантов
«Собеседник» о мигрантах в России
«Независимая газета» о филиппинских мигрантах
«Вечерний Бишкек» и «Взгляд» об интеграции мигрантов в России

«Российская газета» о переселении соотечественников
«Новые известия» о финансировании частных школ и детских садов
«Коммерсантъ» о налоге на бездетность в Украине
«Независимая газета» о политике в отношении абортов
«Московские новости» об РПЦ и биомедицинских клеточных технологиях
«Radiovesti.ru» о возможной судьбе Минздравсоцразвития
«Взгляд» о смертности в ДТП
«Молдавские ведомости» о продолжительности жизни и здоровье населения Молдавии
«Зеркало» о детской смертности в Азербайджане
«Русская Германия» об Интернет-зависимости
«Профиль» о подростковых суицидах
«Профиль» об уголовной ответственности с 12 лет
«Новые известия» об ужесточении ответственности за наркотические преступления
«Парламентская газета» о проблемах борьбы с курением
«Власть» о репродуктивном и сексуальном здоровье
«Ведомости» о Москве как глобальном городе
 «Коммерсантъ» об израильских ультраортодоксах
«Paruskg.info» о проблемах переписи населения Кыргызстана
«Courier.co.il» о возможном налоге на секс
«Slon.Ru» о женщинах и мужчинах

… о среднем классе и мировой экономике

Спасти мировую экономику может «полусредний класс»

Бизнесмены и экономисты с нетерпением ждут появления глобального среднего класса – растущей прослойки потребителей с развивающихся рынков, которые должны принять эстафету у традиционного среднего класса развитых стран. Тогда у мировой экономики заработает «второй мотор», и она перестанет зависеть от потребительских запросов жителей богатых стран (Европа, США, «азиатские тигры»).
Основной прирост численности среднего класса в обозримом будущем придется на развивающиеся рынки с благоприятной демографической ситуацией и высокими темпами экономического развития (Китай, Индия, страны Южной Америки и другие). Впрочем, как уже писал Slon, в масштабах планеты с новичками начнут считаться нескоро. К 2030 году численность людей с ежедневными расходами от $10 до $100 (они и попадают в категорию глобального среднего класса) увеличится с 2 млрд до 4,9 млрд человек, из которых 3,2–3,9 млрд будут жить в развивающихся странах. К тому времени растущие экономики станут обеспечивать 40% мирового потребления (в настоящее время – 23%). Еще один барьер, который предстоит взять развивающимся экономикам, – среднегодовой доход от $6000 на душу населения по паритету покупательской способности (ППС). Индонезия достигнет этого уровня в 2015-м году, Индия – в 2017-м, Нигерия – в 2025-м. Такой доход позволяет тратиться не только на еду, но также приобретать товары длительного пользования, авто, квартиры в ипотеку и так далее.
Однако бизнесу не обязательно ждать так долго, уверены эксперты PricewaterhouseCoopers. Авторы исследования «Зарождающийся глобальный средний класс» (Profitable growth strategies for the Global Emerging Middle) выделяют отдельную прослойку людей в развивающихся странах, которую уже нельзя отнести к бедному населению, хоть она еще и не доросла до среднего класса. Каковы ее основные черты?

  • Ее представители проживают в странах, где среднедушевой ежегодный доход составляет от $1000 до $4000 на душу населения по ППС, что заметно ниже барьера в $6000. Этому критерию соответствуют государства, на территории которых проживают 4 млрд человек, или свыше половины населения земного шара (Китай, Индия, Индонезия, Латинская Америка, африканские страны). Численность «зарождающегося среднего класса» по всему миру оценивается в 2,3 млрд человек.
  • В отличие от урбанизированного среднего класса, global emerging middle (GEM) менее однороден – значительная часть его представителей проживает в сельской местности. Кроме того, внутри прослойки есть различия в уровне грамотности, образования и так далее.

Население,
7 млрд человек

«Верхний»
1 млрд

«Средний»
1 млрд

«Следующие»
4 млрд

«Нижний»
1 млрд

Разница между «средними» и «следующими»

Уровень дохода

>$12196

$3946-$12195

$996-$3945

<$995

 

Образование, лет

14,5

13,8

10,3

7,9

25%

Городское население, %

78

74

41

27

45%

Пользователи мобильной связи
(на 100 человек)

106

92

47

22

50%

Пользователи интернета
(на 100 человек)

68,3

29,9

13,7

2,3

54%

Автомобилей
(на 1000 человек)

435,1

125,2

20,3

5,8

84%

  • GEM стремятся потреблять товары, предназначенные для среднего класса и выше, однако их покупательная способность весьма ограничена: более 60% их доходов уходит на продукты первой необходимости. Кстати, по России наблюдается схожая ситуация, хотя страна еще в середине 2000-х превысила порог в $6000 дохода на душу населения. По данным опроса «Левада-центра», в октябре 2011 года 76% россиян тратили половину или более своих доходов на еду. 
  • В Индии (этой стране в исследовании PwC уделено особое внимание) представители GEM составляют наиболее многочисленную группу (42% населения) по сравнению с остальными классами. И в ближайшее десятилетие его численность вырастет с 472 млн до 570 млн человек. Параллельно численность собственно среднего класса за счет социальной мобильности увеличится почти вдвое (с 166 до 307 млн человек).
  • Новый средний класс в развивающихся странах является социально уязвимым. Об этом, в частности, пишет в своей статье глава департамента по борьбе с бедностью Центра развития ОБСЕ Иоганн Юттинг. От того, чтобы вернуться в бедный слой, представителей «середняков» отделяет один экономический шок. В некоторых странах эта тенденция только углубляется. Так, из 3 млрд работающих жителей Земли, две трети трудятся в «теневом» секторе. В той же Индии параллельно с развитием экономики растет численность неформально трудоустроенных работников.
  • «Зарождающийся глобальный средний класс» – должен стать новой целевой аудиторией для транснациональных компаний, которые до сих пор обходили его вниманием. Пусть покупательная способность этой группы сильно ограничена – сила «полусреднего» класса в его массовости. PwC прогнозирует, что покупательная способность GEM вырастет к 2021 году до $6 трлн (в отдельно взятой Индии – превысит $1 трлн). Компаниям, желающим выйти на этот перспективный рынок, нужно думать, как предложить своим клиентам качественный, но недорогой товар с большой отдачей от масштаба. Представители GEM, возможно, не смогут позволить себе автомобиль, но на бюджетный неприхотливый мотоцикл накопить в состоянии. 

Георгий НЕЯСКИН. «Slon.Ru», 24 февраля 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.