Rambler's Top100

№ 499 - 500
20 февраля - 4 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о российской пенсионной системе и других социальных проблемах
«Эхо» о пенсионном возрасте
«Эксперт», «Независимая газета» и «Radiovesti.ru» о российском демографическом оптимизме
«Газета.Ru» и "Forbes" о демографических перспективах России
«Взгляд» о демографических планах Рогозина
«Комсомольская правда» и «Независимая газета» о социальных обещаниях Путина
«Ведомости» о цене социальных обещаний Путина
«Российская газета» и «Известия» о том, где будут давать новые детские пособия
«Московские новости» о детских пособиях
«Коммерсантъ» о проблеме детских садов в Москве
«Liter.kz» о демографической ситуации в Казахстане
«Российская газета» о проблемах и перспективах миграционной политики России
«Коммерсантъ» о концепции миграционной политики России
«Liter.kz» о перспективах введения в России визового обмена со странами СНГ
«Известия» и «Slon.Ru» об отношении россиян к мигрантам
«Российская газета» о миграционной ситуации в Москве
«Liter.kz» о миграционной политике в Казахстане
«Slon.Ru» о еврейской миграции из бывшего СССР
«Известия» о дне Хобо

«Московские новости» об обучении детей мигрантов в московских школах
«Независимая газета» о миграции учителей
«Известия» о кадрах для московских строек
«Профиль» о нетрадиционной кадровой стратегии IBM
«Казахстанская правда» о программе занятости населения Казахстана
«Коммерсантъ-Деньги» о социальном портрете российских демонстрантов
«Московские новости» об ограничении причин для поздних абортов
«Regnum» об искажении результатов переписи в Дагестане
«Московские новости» о российских переписях
«Час» и «Телеграф» об итогах переписи в Латвии
«Бизнес & Балтия» о регистре вместо переписи
«Час» о предварительных итогах референдума о статусе русского языка в Латвии
«Paruskg.info» о «чистокровных киргизах»
«РИА «Новости»» о проблеме СПИДа в России
«The New York Times» о бааде в Афганистане
«Liter.kz» о малых городах Казахстана
«Российская газета – Неделя» о цене переноса столицы Киргизии в Ош
«Российская газета» о принуждении Росстата к нарушению закона

… о бааде в Афганистане

Афганская девочка расплачивается за проступки взрослых

Однажды в дом, где жила 8-летняя Шакила с родными, ворвались мужчины, вооруженные автоматами, и похитили девочку и ее родственницу, повествует The New York Times. Оказалось, что девочек забрали в рабство в соответствии с традиционным афганским обычаем под названием "баад", поясняет журналистка Алисса Д. Рубин. Баад запрещен афганским законодательством, а также шариатом в понимании большинства имамов. Но в Афганистане этот обычай, по-видимому, все равно процветает.
"Шакилу забрали и удерживали около года за то, что один из ее дядьев сбежал с женой местного влиятельного человека. Именно этот человек, возмущенный тем, как пострадала его честь, приказал своим людям похитить девочку", - повествует газета. У случая Шакилы есть две необычные стороны: во-первых, девочке удалось сбежать, во-вторых, она и ее семья согласились рассказать о своих мытарствах иностранцам. Симптоматична реакция отца девочки на похищение: он разозлился, так как уже обещал ее в жены.
"Мы не понимали, что происходит", - рассказывает Шакила, которой теперь 10 лет. "Нас посадили в темную комнату с каменными стенами; там было грязно. Они били нас палками и повторяли: "Ваш дядя сбежал с нашей женой (так в оригинале. - Прим. ред.) и нас обесчестил, в отместку мы вас изобьем".
По словам правозащитников и сотрудников благотворительных организаций, баад широко практикуется в селах на юге и востоке Афганистана в пуштунских районах. "Девушек, часто маленьких девочек, забирают в рабство и принудительно выдают замуж. Обычно эти факты скрывают, так как девушек отдают в качестве компенсации за "постыдные" преступления и проступки: убийства и супружеские измены, а также за нарушения обычаев - например, когда влюбленные сбегают, чтобы соединиться против воли родных", - говорится в статье.
Почему люди не идут в суд, а прибегают к обычаям типа баада? "Две причины - во-первых, администрация коррумпирована, открыто требует денег за каждый иск без разбора, во-вторых, нестабильность", - говорит племенной старейшина из провинции Гильменд Хаджи Мохаммед Надер Хан. "А в местах, где есть талибы, они не позволяют людям обращаться с проблемами в суды", - добавил он.
В последнее время баад удалось потеснить, но защитники прав женщин опасаются: эти достижения рухнут после вывода войск НАТО и прекращения финансирования просветительских программ.
"Обычай выменивать женщин зародился еще в доисламские времена, когда по горам и пустыням Афганистана странствовали племена кочевников", - отмечает газета. Суда и полиции у кочевников не было, но если требовалось урегулировать конфликт, в качестве материальной компенсации служили девушки: "скот дороже девушек, ведь скот можно продать", - разъясняет социолог Насрин Гросс.
Идея в том, чтобы отдать девушку из семьи преступника в жены родственнику жертвы преступления. Если семьи породнятся, они вряд ли продолжат кровную месть. Девушка своим трудом возместит убытки от гибели родича, а ее дети станут хотя бы символической заменой ушедшему.
"Но все это небольшое утешение для девушки или девочки, которая олицетворяет врага клана. На нее неожиданно обрушивается жестокость, ее часто принуждают к интимным отношениям, несмотря на юный возраст", - говорится в статье.
"Баад плох тем, что люди обычно не смягчаются. Баад задабривает их ровно настолько, чтобы они не шли убивать людей из чужого клана, но не настолько, чтобы они обращались с девочкой по-человечески", - поясняет Гросс.
Семья Шакилы не выступает против баада в принципе. Но в ее случае похищение произошло еще до вердикта джирги, и к тому же Шакила еще младенцем была помолвлена с дальним родственником, живущим в Пакистане. "По обычаям пуштунов, ее нельзя отдавать, так как она - собственность другого мужчины", - поясняет автор.
Женщины относятся к бааду иначе, чем мужчины: мужчины уверены, что это способ предотвратить кровную месть, а женщины сочувствуют девочкам, которым приходится расплачиваться за чужие грехи.
Шакила рассказала, что ее и родственницу выпустили из темной комнаты только через три месяца. Им велели таскать дрова и воду. Весь год им ни разу не дали чистой одежды, а первые полгода даже не разрешали стирать ту одежду, в которой их привезли. Кормили их через день, хлебом и водой. "Они мучили нас так, как ни один человек не обойдется с другим человеком", - говорит Шакила. Когда ей удалось сбежать и добраться до дома сестры, та ее едва узнала.
Местный правитель организовал поиски Шакилы и пригрозил убить всех мужчин из ее семьи. Семейство было вынуждено бежать, побросав свое скудное имущество. Теперь они живут в столице провинции Кунар в глинобитном доме без отопления и электричества. Попытка обратиться в суд провалилась - им велели обратиться в полицию в их селении Нарай, но шеф полиции - родственник правителя.

Алисса Дж. РУБИН. «The New York Times», 17 февраля 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.