Rambler's Top100

№ 491 - 492
19 - 31 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

Озабоченность проблемами рождаемости заметно возросла в развитых странах и несколько снизилась в развивающихся

Неудовлетворенная потребность в эффективной контрацепции остается высокой

Мировой тренд - расширение права на аборт

Материнская смертность во многих странах мира все еще остается высокой

Снижение подростковой рождаемости замедлилось

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Озабоченность проблемами рождаемости заметно возросла в развитых странах и несколько снизилась в развивающихся

После принятия в 1974 году на Международной конференции по проблемам населения и развития в Бухаресте Всемирного плана действий на всех конференциях ООН большое значение придавалось мониторингу выполнения их рекомендаций. Международная конференция по проблемам населения и развития, проведенная в 1994 году в Каире, приняла Программу действий, в которой особо оговаривалась необходимость постоянного мониторинга и оценки достижений в реализации поставленных целей. Задача глобального мониторинга национальных действий в области населения, как и ранее, возлагалась на Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН и, прежде всего, на его Отдел народонаселения. Доклады о выполнении поставленных целей изначально основывались на принципах объективности и недопущения какой-либо пропаганды и носили описательный характер, фокусируясь на аналитических сопоставлениях между странами и регионами в течение определенных периодов времени.

Недавно мировому сообществу была представлена подборка данных о политике в области рождаемости - World Fertility Policies 20111, - в которой правительственные оценки сложившегося уровня рождаемости и предпринимаемые меры для его изменения сопоставлены с индикаторами рождаемости и репродуктивного поведения, которые рассчитываются специалистами ООН и его партнерских организаций. Ранее были опубликованы подборки данных о распространенности практики применения различных методов контрацепции (World Contraceptive Use 20112) и о политике в отношении абортов (World Abortion Policies 20113), необходимые для оценки успешности решения задач, поставленных для достижения Целей тысячелетия в области обеспечения репродуктивных прав, сохранения здоровья и снижения смертности.

Основой для представленных в 2011 году данных о политике в области рождаемости послужил последний из имеющихся обзоров правительственных оценок проблем населения и политики 2009 года (World Population Policies 20094). В нем обобщена и проанализирована официальная информация, поступившая из 195 стран мира, в динамике - по состоянию на середину 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, что совпадает по времени с международными конференциями, проведенными в Бухаресте, Мехико и Каире, и в 2009 году.

Данные о политике в области рождаемости, как и по другим направлениям, сгруппированы по трем компонентам:

  • точка зрения правительства на сложившийся в стране уровень рождаемости (вызывает ли современный уровень и тенденции озабоченность правительства; считает ли правительство современный уровень показателей слишком высоким, удовлетворительным или слишком низким);
  • желательность изменений (снизить, повысить или поддерживать на сложившемся уровне);
  • проведение мероприятий с целью таких изменений (или проведение политики невмешательства).

Анализ полученной информации показал значительное изменение правительственных оценок в отношении рождаемости за истекший после 1974 года период. Если в 1976 году сложившимся уровнем рождаемости были удовлетворены 53% стран, то в 2009 году – только в 37%5.

Несмотря на то, что  в целом по миру значение коэффициента суммарной рождаемости6 снизилось с 4,4 ребенка на женщину в 1970-1975 годах до 2,5 в 2005-2010 годы, во многих развивающихся странах рождаемость остается высокой7. На протяжении последних четырех десятилетий озабоченность правительств развивающихся стран проблемами рождаемости остается довольно значительной. В 2009 году правительства половины развивающихся стран считали, что уровень рождаемости в их странах слишком высок, хотя это ниже, чем было в 1996 и 1986 годах (рис. 1). В развитых странах, где рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства, озабоченность проблемами рождаемости до начала нового тысячелетия была заметно ниже. Однако устойчиво низкий уровень рождаемости во многих из них  – около 1,5 ребенка на женщину и ниже – вызывают растущую озабоченность негативными последствиями крайне низкой рождаемости: сокращением численности населения в рабочих возрастах, быстрым старением населением и ростом демографической нагрузки старшими поколениями. О своей озабоченности слишком низким уровнем рождаемости в 2009 году заявил 61% развитых стран.

Рисунок 1. Оценка правительствами сложившегося уровня рождаемости в развитых и развивающихся странах, 1976, 1986, 1996 и 2009 гг., % стран

В отличие от прошлых лет, когда осознание чрезмерности высокой рождаемости далеко не всегда сопровождалось проведением целенаправленной политики по ее снижению, сейчас практически все страны, оценивающие сложившийся уровень рождаемости как слишком высокий, пытаются снизить его теми или иными воздействиями государства (рис. 2). В странах же, озабоченных слишком низкой рождаемостью, ожидания, связанные с возможностью ее повышения, похоже, напротив, стали более скромными, чем ранее, – политика повышения рождаемости проводится в странах, число которых меньше, чем число стран, обеспокоенных ее слишком низким уровнем. Тем не менее, число стран, реализующих те или иные меры повышения рождаемости, растет. В 2009 году о проведении политики повышения рождаемости заявили 55% развитых стран (напомним, что 61% стран отметили проблему слишком низкой рождаемости), в 1976 году – 21% (21%), в 1986 – 24% (26%), в 1996 году – 33% (40%).

Рисунок 2. Направленность политики в отношении уровня рождаемости населения в развитых и развивающихся странах, 1976, 1986, 1996 и 2009 годы, % стран

Для снижения уровня рождаемости, а также сохранения репродуктивного здоровья и снижения смертности государства используют множество прямых и косвенных воздействий. Среди них можно выделить следующие основные направления:

  • интеграция программ планирования семьи и безопасного материнства в систему первичного медицинского обслуживания,
  • обеспечение доступности услуг, поддерживающих репродуктивное здоровье,
  • повышение ответственности мужчин за сохранение сексуального и репродуктивного здоровья,
  • повышение законодательно установленного возрастного ценза для вступления в брак,
  • улучшение возможностей для обучения и занятости женщин,
  • изменение общественного мнения относительно предпочтения сыновей по сравнению с дочерьми,
  • обеспечение населения безопасными, эффективными и доступными средствами контрацепции.

Поскольку наличие информации и доступность безопасных и эффективных средств планирования семьи являются неотъемлемой частью реализации репродуктивных прав, правительства большинства стран мира в той или иной мере поддерживают политику планирования семьи (информационное обеспечение, управление, предоставление соответствующих услуг). В 2009 году прямая государственная поддержка планированию семьи - через государственные больницы, поликлиники, центры здоровья и т.д., - оказывалась в 75% стран мира. Еще в 16% стран оказывалась косвенная поддержка путем финансирования или иной поддержки негосударственных организаций и служб, оказывающих услуги в планировании семьи. В остальных 9% стран (всего их 18) не оказывают никакой поддержки в реализации таких программ, включая Ватикан, не разрешающий планирования семьи.

Среди развивающихся стран доля тех из них, в которых оказывается прямая государственная поддержка программам планирования семьи, устойчиво растет, поднявшись в 2009 году до 87%. В развитых странах она, напротив, заметно сократилась, составив в 2009 году 39% против 58% в 1996 году (рис. 3).

Рисунок 3. Прямая государственная поддержка планирования семьи в развитых и развивающихся странах, 1976, 1986, 1996 и 2009 годы, % стран

Для повышения рождаемости используется иной набор мер, среди которых можно выделить следующие:

  • пособия на детей;
  • семейные пособия;
  • предоставление отпусков по уходу за ребенком для матери или отца,
  • субсидии на медицинское обслуживание ребенка;
  • налоговые скидки и льготы;
  • жилищные субсидии;
  • гибкий график работы;
  • обеспечение возможностей разделения обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства между супругами, другими членами семьи и сферой услуг.

Уже к 1967 году в 67 странах были введены различные схемы семейных пособий, как правило, увязанные с числом детей, хотя и неясно, во скольких из них это было сделано с целью повышения рождаемости. Из 47 стран, правительства которых в 2009 году оценивали сложившийся уровень рождаемости как слишком низкий, 40 предпринимали те ли иные меры для ее повышения. Кроме того, подобная политика проводилась еще в трех странах (Азербайджане, Франции и Катаре), правительства которых оценили сложившийся уровень рождаемости как удовлетворительный.

В 2010 году во всех 43 странах предоставлялся отпуск матери в связи с рождением ребенка. Для экономически занятых женщин это означает сохранение за ней рабочего места. Продолжительность отпуска, сочетание оплачиваемого и неоплачиваемого периода заметно различаются по странам. В дополнение к материнскому отпуску почти в половине стран предусмотрен также и отцовский отпуск в связи с рождением ребенка (рис. 4). Обычно он заметно короче материнского, но является важным элементом в общей схеме родительских отпусков (в связи с рождением ребенка и по уходу за ребенком в течение определенного периода времени). Родительский отпуск по уходу за ребенком, который может следовать за отпуском в связи с рождением ребенка, также предусматривает сохранение рабочего места за экономически занятым родителем (матерью или отцом), может быть оплачиваемым или неоплачиваемым. Такие отпуска предоставляются в 70% стран, проводящих политику повышения рождаемости.

В 93% стран предоставлялись различные семейные пособия в денежной или натуральной форме (денежные пособия, налоговые вычеты, субсидии), в 65% стран производились выплаты в связи с рождением ребенка, в 21% стран субсидировались, полностью или частично, услуги дошкольного образования (детских яслей, садов и других учреждений, оказывающих услуги по присмотру, воспитанию и образованию детей дошкольного возраста).

Рисунок 4. Доля стран, предпринимающих специальные меры для повышения рождаемости, % от 43 стран, в которых проводится политика повышения рождаемости, 2010 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
World Fertility Policies 2011. - http://www.un.org/esa/population/publications/worldfertilitypolicies2011/wfpolicies2011.html


1 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2011). World Fertility Policies 2011. Wall chart - United Nations, 2011.  ST/ESA/SER.A/303. Sales No. E.11.XIII.5 - http://www.un.org/esa/population/publications/worldfertilitypolicies2011/wfpolicies2011.html
2 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2011). World Contraceptive Use 2011. Wall chart - United Nations, 2011. - http://www.un.org/esa/population/publications/contraceptive2011/contraceptive2011.htm
3 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2011). World Abortion Policies 2011. Wall chart . - United Nations, 2011. ST/ESA/SER.A/302 Sales No. E.11.XIII.4. - http://www.un.org/esa/population/publications/2011abortion/2011abortionwallchart.html
4 United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2009). World Population Policies 2009 (United Nations publication, Sales No. E.09.XIII.14). - http://esa.un.org/unpd/wpp/index.htm
5 Некоторые данные этого обзора уже рассматривались в одном из предшествующих выпусков Демографического барометра  (Демоскоп Weekly № 419-420, 19-30 апреля 2010 года) -http://demoscope.ru/weekly/2010/0419/barom06.php
6 Показывает, сколько детей в среднем родила бы одна женщина на протяжении своей жизни при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости года, для которого вычислен коэффициент.
7 Все страны мира, кроме стран Европы (включая Россию), Австралии, Канады, Новой Зеландии, США и Японии, которые в статистических группировках ООН объединяются в группе развитых стран.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.