Rambler's Top100

№ 487 - 488
21 ноября - 4 декабря 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Народонаселение мира в 2011 году

Украина. Обзор системы здравоохранения: время перемен

Миграция и денежные переводы: цифры и факты – 2011

Северный Кавказ: модернизационный вызов

Временная трудовая миграция: нужно ли сохранять квоты?

По страницам журналов «Социологические исследования» и «Российский медицинский журнал»

Содержание журналов «Journal of Ethnic and Migration Studies» и «Explorations in Economic History»


Google
Web demoscope.ru

Валерия Лехан, Владимир Рудый, Эрика Ричардсон

УКРАИНА

Обзор системы здравоохранения: время перемен

Том 12 № 8 2010

ВОЗ, 2010, 251 страница

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152849/e94973R.pdf

В отличие от остальных сфер жизни страны, развивающейся на основе принципов рыночной экономики, система здравоохранения Украины сохранила все ключевые особенности, присущие системе Семашко. Переход от централизованного финансирования к крайней форме его децентрализации является сейчас главным отличием украинского здравоохранения от классической советской модели. Никаких фундаментальных реформ после обретения страной независимости не произошло, но в секторе здравоохранения было инициировано, а зачастую даже реализовано немало преобразований; правда, большинство из них было ориентировано не на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи, а скорее на решение проблем самого сектора здравоохранения. В целях мобилизации дополнительных ресурсов были введены платные медицинские услуги; начали создаваться больничные кассы и программы ДМС. В условиях жесточайшего дефицита финансовых ресурсов в целях сокращения государственных расходов на здравоохранение почти на треть был сокращен коечный фонд больниц. Была создана соответствующая нормативно-правовая база и приняты меры по реализации реформы организационной структуры сектора здравоохранения, в том числе переориентация системы преимущественно на ее первичное звено и введение института семейной медицины. Кроме того, были введены специальные гарантии качества медицинских услуг (лицензирование медицинской деятельности, аккредитация медицинских учреждений, стандартизация клинической практики).

Страницы xx-xxi

Смертность и ожидаемая продолжительность жизни, 1990-2006 гг. (стр.11)

 

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины (лет)

75,0

72,6

73,6

73,6

73,6

73,4

73,8

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины (лет)

65,7

61,3

62,3

62,3

62,0

61,5

62,3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая (лет)

70,5

66,9

679

678

677

673

68,0

Смертность, женщины (на 1000 женского населения)

8,8

10,4

9,8

10,0

9,8

9,9

9,6

Смертность, женщины в возрасте до 65 лет
(на 1000 женского населения в возрасте до 65 лет)

2,8

3,7

3,3

3,4

3,5

3,6

3,4

Смертность, мужчины (на 1000 мужского населения)

15,6

19,8

18,7

19,1

19,2

19,7

18,8

Смертность, мужчины в возрасте до 65 лет
(на 1000 мужского населения в возрасте до 65 лет)

72

10,3

9,7

9,8

10,1

10,5

9,8

Младенческая смертность (на 1000 живорожденных)

13,0

14,8

12,0

9,5

9,4

10,0

9,6

Детская смертность в возрасте до 5 лет (на 1000 живорожденных)

16,7

19,0

15,5

12,8

12,3

13,0

12,3

После затяжного экономического кризиса 1990-х гг. в 2000 г. расходы на здравоохранение в Украине значительно возросли. По данным Госкомстата Украины, в период с 1999 по 2006 г. официальные подушевые расходы на здравоохранение увеличились в 5,1 раза. Данные НСЗ свидетельствуют о том, что общие расходы на здравоохранение возросли в 3,4 раза. Однако динамика реальных расходов, с учетом инфляции, оказалась ниже (всего в 1,3 раза выше за период 2003-2008 гг.). В 1999 г. годовой рост общих расходов на здравоохранение был примерно на 9% меньше, чем в предыдущем году, что явилось результатом финансового кризиса 1998 г., затронувшего практически все страны СНГ. В период с 2000 по 2003 г. расходы на здравоохранение с каждым годом увеличивались (на 9,3% в 2000 г., до 24,9% в 2003 г.), что явилось отражением быстрого роста украинской экономики. Из-за политического кризиса 2004 г. темпы экономического роста замедлились, а расходы на здравоохранение в 2005 г. уменьшились (на 2,6%). В 2006 г. уровень расходов увеличился на 8,1% (в 2007 г. - на 7,7%, а в 2008 г. - на 4,3%) по сравнению с предыдущими годами (см. табл. 3.1). Общие расходы на здравоохранение, исчисляемые в процентах от ВВП, по меркам стран Европейского региона ВОЗ остаются относительно невысокими (см. рис. 3.2).

Стр. 38.

Государственные расходы на здравоохранение по основным направлениям расходования (в % общих расходов на здравоохранение, 2003, 2004 и 2008 гг.) (стр. 45)

Направления расходования

Общие расходы (% общих расходов на здравоохранение)

Государственные расходы (% общих расходов на здравоохранение)

2003

2004

2008b

2003

2004

2008b

Управление системой здравоохранения

3,3

3,2

2,8

3,3

3,2

2,7

Образование и подготовка кадров

2,1

2,1

-

2,1

1,9

-

Научные исследования в области здравоохранения

0,4

0,4

0,4

0,4

Капитальные вложения в учреждения здравоохранения

3,1

4,7

5,5

3,1

4,7

5,1

Общественное здравоохранение и профилактика заболеванийa

3,7

3,7

3,4

3,5

3,3

3,2

Лекарства

32,7

32,7

32,7

1,0

1,2

0,5

Изделия медицинского назначения

-

-

-

-

-

-

Медицинские услуги

53,6

52,1

52,6

43,9

42,4

44,2

- стационарная помощь

24,5

23,6

271

24,2

23,2

22,2

- дневные стационары

0,4

0,3

0,4

0,4

0,3

0,4

- амбулаторная помощь (кроме стоматологической)

12,7

12,7

14,3

10,8

10,8

13,0

- амбулаторная стоматологическая помощь

1,4

1,4

1,4

0,9

0,8

0,8

- сопутствующие услуги

4,5

4,5

4,6

1,1

1,1

1,2

- помощь на дому

-

-

-

-

-

-

- лечение в психиатрических и наркологических клиниках

2,5

2,5

2,3

2,3

- долговременная помощь

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

- реабилитационная помощь

74

6,9

4,8

4,0

3,8

-

- прочие услуги

1,1

1,1

2,8

0,6

1,1

-

a Включая международную помощь в области профилактики инфекционных болезней и услуги в области планирования семьи

Источники: Гоцадзе Г и др., 2006; b Державний комітет статистики України, 2010a.

Общие расходы на здравоохранение по источникам финансирования в Украине (в %), 2003-2008 гг. (стр.51)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Государственные источники, в том числе:

58,0

58,1

59,3

60,6

61,7

57,2

- Государственный (центральный) бюджет

18,2

20,2

175

16,3

18,6

15,6

- Местные бюджеты

39,5

377

41,6

44,1

42,8

41,4

- Фонды социального страхования

0,3

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

Частные источники, в том числе:

41,5

41,2

40,4

39,4

38,3

42,5

- Прямые платежи граждан

38,5

38,2

374

36,2

34,6

39,3

- Расходы частных предприятий

2,2

2,2

2,2

2,3

2,8

2,3

- ДМС

0,8

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

- Больничные кассы

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Внешние источники финансирования

0,5

0,7

0,3

0,3

0,3

0,3

Всегоª

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений и примеров. Этот формат периодически пересматривается.

Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:

  • подробно изучить различные методы организации, финансирования и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников систем здравоохранения;
  • описать организационную структуру, а также процессы подготовки и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
  • обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
  • предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена опытом по стратегии их реформ;
  • помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.

Составление обзоров сопряжено с рядом методологических трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой базы данных количественные показатели приходится получать из разных источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы статистики, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются между собой.

Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать для сравнительного анализа систем здравоохранения.

Данный обзор и приведенные в нем сведения характеризуют ситуацию, сложившуюся в Украине к маю 2010 года.

Содержание

Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения

1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения

2. Организационная структура
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения

3. Финансирование
3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Сбор и источники финансовых средств
3.4 Объединение финансовых ресурсов
3.5 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты

4. Планирование и регулирование
4.1 Регулирование
4.2 Планирование и управление медицинской информацией

5. Материальные и трудовые ресурсы
5.1 Материальные ресурсы
5.2 Трудовые ресурсы

6. Предоставление медицинских услуг
6.1 Общественное здравоохранение
6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская помощь
6.5 Скорая медицинская помощь
6.6 Медикоментозная помощь
6.7 Реабилитационная помощь
6.8 Долговременная помощь
6.9 Услуги для лиц, осуществляющих неформальный уход за больными
6.10 Паллиативная помощь
6.11 Охрана психического здоровья
6.12 Стоматологическая помощь
6.13 Дополнительная и альтернативная медицина
6.14 Медицинское обслуживание отдельных групп населения

7. Основные реформы в области здравоохранения
7.1 Анализ последних реформ
7.2 Перспективы развития

8. Оценка системы здравоохранения
8.1 Задачи системы здравоохранения
8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди населения
8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
8.5 Качество медицинской помощи
8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья населения

9. Заключение

10. Приложения
10.1 Библиография
10.2 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
10.3 Проверка и рецензирование обзоров
10.4 Сведения об авторах

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.