Rambler's Top100

№ 485 - 486
7 - 20 ноября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Московские новости», «День», «FINANCE.UA» и «The Washington Post» о 7-миллиардном жителе Земли
«Би-би-си» и «Огонек» о населении Земли
«Московские новости» о неполиткорректности перенаселения Земли
«Obozrevatel.com» о демографической ситуации по странам мира
«РБК» о новых мегаполисах
«Независимая газета» и «РБК daily» о демографических прогнозах для России
«Огонек» о реанимации вымерших городов
«Аргументы и факты» о демографических проблемах Молдавии
«Regions.ru» о церкви и суррогатном материнстве
«Огонек» о бэби-боксе
«Slon.Ru» о нехватке женщин
«La Stampa» о нехватке женщин как причине похищений людей
«РИА «Новости»», «Комсомольская правда» и «Медновости.Ru» о
о законе об охране здоровья граждан

«Vz.ru» и «Новые известия» о смертности и травмах детей в ДТП
«Liter.kz» о младенческой смертности в Казахстане
«MIGnews» о комфортных для родов странах
«Известия» и «Forbes» о социальной интеграции трудовых мигрантов в России
«Коммерсантъ» об экстремизме и миграции

«Известия» и «Коммерсантъ» о русском языке для мигрантов
«Радио «Свобода»» о диспропорции полов в Таджикитане
«REGNUM» о будущем Шенгенской зоны
«Власть» о взглядах Марин Ле Пен
«Российская газета» и «Труд-7» о межнациональных отношениях в России
«Русская служба "Голоса Америки"» о русском национализме
«Regions.ru» и «Полит.ру» о «пятом пункте»
«Комсомольская правда» о ненужности гастарбайтеров
«Московские новости» о московских мусульманах
«Московские новости» о «российском» мультикультурализме
«Зеркало» о проблемах репатриации турок-месхетинцев в Грузию
«REGNUM» о проблеме переселения лакцев
«Stratfor» и «Global Post» о Евразийском союзе
«Независимая газета» о пустеющем пространстве России
«Независимая газета» о населении Люксембурга
«Огонек» о возможном экспорте пенсионеров
«Ведомости» о системе социального страхования в Китае
«Беларусь сегодня» о безработице в Белоруссии
«РБК» о рынке труда и образовании

… о рынке труда и образовании

Стране не нужны выпускники вузов

Профессиональные устремления россиян не совпадают с реальными потребностями нашего государства: необходимы вовсе не специалисты с высшим образованием, а квалифицированные рабочие

Секретарши с дипломами экономистов, филологи, ставшие продавцами, юристы, подавшиеся в разнорабочие, - вот они, сегодняшние реалии отечественного рынка труда. Позиция многих работодателей проста: нет корочки о высшем образовании, значит, для работы непригоден. "Вышка" стала своеобразной гарантией социальной полноценности и безбедного будущего, и именно отсюда растут ноги смешных, а подчас и уродливых проявлений российской действительности вроде фантастического по мировым меркам количества вузов на душу населения или бессчетных табличек в переходах метро, обещающих дипломы и аттестаты на любой вкус. В то же время среднее специальное образование медленно, но верно умирает - спроса нет. Попробуйте предложить московским школьникам стать токарями, пекарями или швеями с гарантированной работой и в ответ услышите в лучшем случае смех. После чего уже сами можете посмеяться - над пресловутым экономическим ростом, который не первый год обещают власти. Обеспечивать его просто некому.

ДИПЛОМ - ВСЕ

Хозяин сети супермаркетов "Веста-СА" Сергей Керселян не скрывает, что на любые должности предпочитает набирать персонал с дипломом о высшем образовании. "Он, как правило, гарантирует определенный культурный уровень человека, - приводит аргументы бизнесмен в разговоре с корреспондентом журнала "РБК". - К сожалению, в последнее время ощущается дефицит кадров, и мы снизили планку. Теперь обязательным является хотя бы среднее специальное образование. Но выпускники вузов все равно идут вне конкурса". Его позицию разделяет большинство предпринимателей и управленцев. По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, опросы работодателей, которые проводятся вузом уже пять лет, неизменно свидетельствуют, что диплом вуза сегодня требуют при устройстве на любую должность. "К примеру, четверть опрошенных руководителей кадровых служб предпочитают нанимать в качестве разнорабочего имеющего высшее образование. Последнее стало играть роль социального индикатора", - замечает он.
Заветная книжица не только помогает трудоустроиться, но и влияет на заработную плату. Как пояснил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, во всем мире существует разница между доходами человека с определенным уровнем образования (в нашем случае высшим) и не имеющего оного - так называемая образовательная премия. В России она составляет около 60%, как в экономически развитых странах. Правда, есть вузы, которые ценятся гораздо выше: премии за дипломы МГУ, Высшей школы экономики, МГТУ им. Н.Э. Баумана достигают, по данным статистических исследований, 170%. Хотя надо оговориться, что это, конечно, вовсе не означает, что за каждый год, потраченный на образование, работодатель обязан выплачивать работнику определенный процент надбавки. Речь идет о сложившейся практике.
Неудивительно, что для большинства школьников вузовский диплом становится аналогом путевки в жизнь. Специалисты фонда "Общественное мнение" подсчитали, что 85-88% россиян жаждут дать высшее образование своим детям, из них 66% готовы платить за его получение. И это притом, что наши граждане привыкли ко всему бесплатному! Россия сегодня находится в первой четверке стран (вместе с Южной Кореей, Японией и Канадой), где доля населения, окончившего высшие учебные заведения, перевалила за 50%. Между тем среднее число дипломированных специалистов в 21 европейском государстве, согласно прошлогоднему исследованию ОЭСР, не превышает 34%.

В ДЕФИЦИТЕ

А вот среднее профессиональное образование россияне считают социальным тупиком, причем такое отношение появилось еще в брежневские времена, замечает Ярослав Кузьминов. И даже постепенное снижение образовательной премии, которое, по словам экспертов, отмечается в нашей стране в последние годы, не влияет на количество желающих учиться в колледжах и техникумах. Для того чтобы выжить, эти образовательные заведения вынуждены считаться с запросами своих немногочисленных абитуриентов. В 2010 году, по данным Департамента образования города Москвы, наиболее востребованными специальностями стали повар-кондитер, экономист, бухгалтер, автомеханик. Каждую из них хотели получить около 2 тыс. молодых людей - сравните с сотнями тысяч абитуриентов вузов. А вот монтажником систем вентиляции и кондиционирования решил стать всего один человек.
Профессиональные устремления россиян резко отличаются от потребностей рынка труда. По информации начальника отдела внешней трудовой миграции Департамента труда и занятости населения города Москвы Андрея Кубышкина, работодателям в столице сейчас труднее всего найти арматурщика, бетонщика, водителя троллейбуса и штукатура. А вот желающих трудиться на непыльных должностях вроде личного водителя, кладовщика, экспедитора или охранника хоть отбавляй. Из года в год на бирже вакансий наблюдается избыток юристов и бухгалтеров, администраторов, курьеров и продавцов непродовольственых товаров.
Привычный рабочий класс просто исчезает, сетует завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. В развитых странах, продолжает он, соотношение работников производственной сферы и сектора услуг составляет 25:75, и мы к нему уже приближаемся. Этим объясняется тот факт, что выпускники вузов в США пережили кризис 2008-2009 годов легче, чем не имеющие высшего образования. По данным Адама Луни из Института Брукингса, среди 24-летних жителей Штатов, окончивших колледжи во время рецессии, 90% имеют работу. А вот люди того же возраста со школьным образованием обеспечены ею лишь на 64%. "Но западные страны шли к этому постепенно, улучшая производительность труда и высвобождая рабочие руки, а в России утрачен статус труда как такового", - констатирует г-н Коровкин. В результате у станков стоят слабо мотивированные работники с плохой квалификацией, да и тех с каждым годом все меньше. "Согласно нашим сведениям, 60% предприятий сегодня заявляют о дефиците квалифицированных рабочих", - вторит ему Ярослав Кузьминов.

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Казалось бы, нужны работники - не скупись на их обучение. Однако, по данным НИУ ВШЭ, в целом по стране доля предприятий, сотрудничающих с колледжами, за 2005-2009 годы сократилась с 39 до 28%, с профессиональными училищами - с 41 до 29%. Исключение составляют предприятия промышленности: около 40% из них не потеряли связи с колледжами и лицеями. Дело в том, что на дополнительные затраты готовы немногие. "До сих пор в сознании работодателя человеческие ресурсы являются наименее дефицитным фактором", - отмечает руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова. А вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов добавляет: "Образование - это отдельный бизнес, участие в нем предполагает трату времени, сил и денег. Проще взять человека с улицы и подготовить его по нашим стандартам".
Руководитель службы управления персоналом компании "Микояновский мясокомбинат" Надежда Карпенко, в свою очередь, рассказала журналу "РБК", что в 2009-м комбинат учредил для пяти студентов стипендии в размере 1 тыс. рублей, планируя закрыть молодыми специалистами кадровые прорехи. Но уже в следующем году от этой практики решено было отказаться. Почему, г-жа Карпенко объяснить не смогла. Можно предположить, что комбинат смутила распространенная проблема, а именно отсутствие гарантии возвращения затраченных средств. "В России нет законодательных норм, которые "привязывали" бы работника к работодателю, вложившему в его обучение", - говорит г-н Иванов. Формально, согласно Трудовому кодексу, работодатель и ученик могут заключить соглашение о спонсорстве образования, разъясняет адвокат Наталья Шубнова. Однако в кодексе не устанавливается точный срок "отработки" в оплату за образование, упоминается лишь, что он не может превышать пяти лет. "Если работник захочет уйти, с него можно попытаться получить затраченные на обучение средства. Но сразу взыскать удастся не более одной зарплаты, далее -только через суд, - уточняет г-жа Шубнова. - Работодатели связываться с такими договорами не хотят: на процессах только потеряешь время и деньги".
Вот почему компании и на рабочие вакансии все чаще берут людей с высшим образованием - даже при чрезмерно высокой зарплатной премии. По данным исследования НИУ ВШЭ, с 2006 по 2009 год количество предприятий, которые нанимали выпускников колледжей, снизилось с 46 до 26%. И эта тенденция усиливается. Может быть, работодатели в чем-то и правы? Молодые специалисты, которых учили на устаревшем оборудовании мастера, незнакомые с новыми технологиями, им действительно не нужны. "Советское профтехобразование погибло, и попытка его реанимировать - бессмысленная трата денег", - категорично заявляет ректор Московской школы управления "Сколково" Андрей Волков. Универсального и легкого ответа на вопрос "что делать" нет. Он уверен, что профтехучилища должны сосредоточиться на том, чтобы максимально быстро передать учащимся необходимые навыки, такие, например, как работа на станках с числовым программным управлением, причем сделать это за два-три месяца, а не за несколько лет.

ДЛЯ СЕБЯ

Понятно, что профтехучилища как места, куда школа "ссылает" неблагополучных учеников, подобную роль сегодня играть не могут. Поэтому крупные предприятия, остро нуждающиеся в квалифицированных рабочих, самостоятельно начали подготовку необходимых кадров. "В ближайшие годы нам понадобится порядка 700 специалистов экстракласса, которые должны уметь работать на новом оборудовании и обслуживать "белую металлургию", - говорит Андрей Комаров, один из акционеров холдинга "ЧТПЗ" (в состав которого входит Первоуральский новотрубный завод). Компания вложит в образовательный проект на базе Первоуральского металлургического колледжа более 200 млн рублей, еще 100 млн добавит правительство Свердловской области. К 2012-му, как ожидается, будет подготовлено уже 100 рабочих высокой квалификации.
Решать проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров начали и в "Русале". "С 2006 года компания приняла на работу из 85 партнерских учебных заведений более 3 тыс. человек", - сообщила специалист дирекции по связям с общественностью ОК "Русал" Ольга Петрушко. Тем же путем идет и ОАО "Северсталь". Молодых рабочих готовят в основном в колледжах и профессиональных училищах, которые обеспечивают выпуск 150 человек ежегодно. По словам специалиста управления внешних коммуникаций ОАО "Северсталь" Виктории Васильевой, в прошлом году на обучение потенциальных работников компания потратила около 35 млн рублей.
В уральской машиностроительной корпорации "Пумори-СИЗ" пошли еще дальше и вместе с Российским государственным профессиональным педагогическим университетом - Машиностроительным институтом разработали проект учебно-демонстрационного центра, оснащенного самым современным оборудованием, скажем металлообрабатывающими станками Okuma. "Центр выпускает рабочих с инженерным образованием, которые востребованы на рынке. Стоимость станков с программным обеспечением колеблется от 10 до 100 млн рублей, а в секторе металлообработки доходит до сотни миллионов долларов. Обычный пэтэушник с ним не справится", - пояснил генеральный директор "Пумори-СИЗ" Александр Баландин. Такие центры уже запущены в Перми и Омске на базе местных университетов, в этом году они откроются в Казани, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. На подходе Новосибирск и Москва, в столице партнером УМК "Пумори-СИЗ" стал МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Очевидно, что подобные траты могут себе позволить только крупные компании. А что в таком случае делать малому и среднему бизнесу, где рабочие руки вообще на вес золота? Ответ на этот вопрос нашел шеф-повар ресторана "Цифры" на Покровке Александр Кутепов. Его ресторан и одноименный отель уже несколько лет сотрудничают со столичным Технологическим колледжем N28. Заместитель директора по учебно-производственной работе образовательного заведения Наталья Никанорова рассказала журналу "РБК", что у того более 130 партнеров-работодателей. "Учащиеся проходят практику на производстве, а мы корректируем учебную программу с учетом пожеланий предприятий. Кроме того, представители этих компаний входят в состав экзаменационных комиссий", - добавила она. Понятно, что таких колледжей пока единицы, но их пример доказывает: взаимодействие возможно и без вложения денежных средств.

ЭКСПЕРИМЕНТ БЕЗ КОНЦЕПЦИИ

Тот факт, что в поисках эффективных работников бизнес начинает сотрудничать с образовательными учреждениями, не может не радовать. Остается одна проблема: найдутся ли такие, кто захочет учиться по совместным программам? Одним из вариантов обеспечения интереса к профессиональному образованию многие эксперты называют введение так называемого прикладного бакалавриата. "Ты поступил в вуз, чувствуешь себя студентом, находишься в желаемой социальной среде, - поясняет суть вопроса Ярослав Кузьминов. - А через два года у тебя будет выбор: продолжать учиться на третьем-четвертом курсах академического бакалавриата или перейти на полугодовое либо годовое обучение профессии и на основе этого модуля получить конкретную квалификацию, сдать профессиональный экзамен и занять нормально оплачиваемое место в экономике".
Вот только - как это часто у нас бывает - программу запустили, а окончательной концепции до сих пор нет. В то время как экспериментаторы ломают копья в теоретических спорах, ситуация усугубляется с каждым годом. "В России сложилось парадоксальное сочетание больших запасов человеческого капитала и низкой производительности труда", - отмечает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. По его словам, в 2000-х благодаря экономическому росту часть дипломированных специалистов перешла с низкооплачиваемых рабочих мест на высокооплачиваемые. Это объясняется тем, что спрос на квалифицированную рабочую силу рос вдвое быстрее, чем ее предложение. "Все выглядит так, как если бы предложение рабочей силы рождало спрос, - говорит г-н Капелюшников. - Между тем Россия остается одним их худших "пользователей" человеческого капитала. Треть обладателей дипломов о высшем образовании работают по профессиям, не требующим высокой подготовки". И ситуация будет только усугубляться.
Расчеты экспертов показывают, что через два-три десятилетия российская рабочая сила на 80% будет состоять из имеющих третичное образование (среди которых 60-65% -обладатели вузовских дипломов). Отечественная экономика приблизилась к черте, за которой начнется резкое увеличение недоиспользования высококвалифицированной рабочей силы и падение экономической ценности образования. В результате вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний, рисует мрачные перспективы Ростислав Капелюшников. Следовательно, ни о каком экономическом росте, который стал излюбленной темой властей предержащих, можно даже и не мечтать.

***
85% россиян хотят дать своим детям высшее образование и 66% готовы за него платить А среднее профобразование многие считают социальным тупиком

***
МОЩНАЯ ОТДАЧА
С точки зрения отдачи от высшего образования (в рамках теории человеческого капитала экономисты рассматривают образование как проект, требующий инвестиций и, соответственно, предусматривающий некую отдачу от них) российские регионы разделились на две практически равные группы. В 40 субъектах показатель выше среднероссийского, который составляет 88,2%, а в 39 регионах - ниже. Максимальная отдача зафиксирована в Республике Тыва (149,9%) и на Алтае (148,5%). Минимальная - в Самарской области (61,6%).

***
Отечественная экономика приблизилась к черте, за которой начнется резкое увеличение недоиспользования высококвалифицированной рабочей силы

Ольга РЕДИЧКИНА. «РБК», 1 ноября 2011 года

 

<<< Назад


 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.