Rambler's Top100

№ 481 - 482
10 - 23 октября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Svpressa.ru» о истинных и мнимых успехах российской демографической политики
«Независимая газета» о численности населения России по данным ЦРУ
«Комментарии» о демографических проблемах украинского села
«РИА «Новости»» о неполной рабочей неделе для молодых мам
«Известия» о возможностях евразийской интеграции
«Труд-7» о новых откровениях Полторанина
«Российская газета» о вкладе мигрантов в экономику и некоторых мифах миграции
«Полит.ру» о миграции в Москве
«Российская газета» о трудовых мигрантах в Подмосковье
«Белорусы и рынок» о новых тенденциях внешней миграции в Белоруссии
«Новые известия» о китайцах лучше мусульман
«Коммерсантъ» о проблемах с мусульманами в Европе
«Новые известия» о шариатских судах в… Норвегии
«РБК» о миграционной политике Австралии
«РИА «Новости»» о лотерее «грин-карт»
«FINANCE.UA» о визовом вопросе Украина-ЕС
«Комментарии» о политике в отношении эмиграции на Украине
«Forbes» об эмиграции из России

«Gundogar.org» о русском языке в Туркмении
«Новые известия» о польско-литовских финансово-языковых преткновениях
«Der Tagesspiegel» о русскоговорящих в Германии
«Новые известия» о евреях
«Новое время» о засилье армян в российском парламенте
«Коммерсантъ» об обсуждении Основ охраны здоровья граждан
«Известия» о программе «Здравоохранение Москвы на 2012-2016 годы»
«Независимая газета» о цене медицины
«Коммерсантъ» о перспективах домашней медицины
«Медицинская газета» о германской системе здравоохранения
«Vz.ru» и «Ведомости» о самоубийствах в России
«Новые известия» о закрытии медвытрезвителей
«Новые известия» и «Комментарии» о пожилых и труде
«Новые известия» об ожирении в Индии
«Эксперт» о городах в России
«Огонек» о религиозности россиян
«Эхо планеты» о новом способе определения пола ребенка
«Медицинская газета» об антропометрии россиян

… о закрытии медвытрезвителей

Если рассуждать трезво...

Помощь пьяным на улицах организована в России куда менее эффективно, чем во множестве других стран

К середине октября в нашей стране будут закрыты последние 12 медвытрезвителей. Большинство граждан, находящихся на улице в состоянии тяжелого опьянения, теперь выводит из него «скорая помощь». По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия входит в пятерку государств с самым пьющим населением, к тому же россияне предпочитают крепкий алкоголь и, соответственно, пьют с большим риском для жизни и здоровья, чем любители вина и пива в других странах. Между тем помощь, которая оказывается у нас пьяным, менее эффективна. Российская «скорая» должна в первую очередь ехать к тому, кому стало плохо на улице, в связи с чем другие вызовы нередко приходится откладывать. Во многих странах пьяных также доставляют в больницы, но делают это не врачи «скорой помощи», а полицейские. Еще чаще перебравших людей полиция развозит по домам, и это, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, является наиболее разумным и гуманным подходом.
К середине октября в России будут закрыты последние 12 медвытрезвителей. По словам первого замглавы МВД Александра Горового, «практически львиная часть» их была закрыта в прошлом году в связи с тем, что задача отрезвления граждан была признана для МВД непрофильной. В частности, в прошлом году не осталось вытрезвителей в Москве и Санкт-Петербурге. Сотни этих заведений были ликвидированы еще раньше. Как рассказал «НИ» источник в МВД, некоторые помещения, в которых они располагались, остались в ведении полиции, что делать с другими – решала местная администрация.
Почти половина читателей «НИ» считают, что вытрезвители закрывать не надо. Об этом свидетельствуют данные проведенного на нашем сайте опроса «Кто должен заниматься пьяными на улицах после закрытия вытрезвителей?». При этом только 9% читателей считают, что отрезвлять алкоголиков должны их семьи. Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонид Бызов так объяснил «НИ» позиции опрошенных: «Семьи не могут самостоятельно справиться с алкоголиками, которые опустились до того, что крадут из дома деньги, выносят вещи. Вытрезвитель воспринимается их близкими как крайняя мера воздействия. Также люди могут бояться, что после закрытия вытрезвителей пьяниц никто не будет контролировать на улицах, они будут приставать к прохожим и распивать водку в песочницах».
Россияне убеждены в необходимости вытрезвителей, даже несмотря на регулярные новости о том, что их сотрудники избивали и обворовывали людей. Один из самых известных случаев произошел в Томске в прошлом году. Журналиста Константина Попова продержали в вытрезвителе всего несколько часов. Уже из дома, куда он смог добраться, его госпитализировала «скорая». Проведя две недели в коме, он скончался в больнице. Следствие установило, что сотрудник вытрезвителя избил журналиста, что привело к повреждениям внутренних органов. «Недавно мы закончили разбираться в ситуации в Арзамасе, – рассказал «НИ» член Общественной палаты и президент общественного благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. – Сотрудники вытрезвителя насиловали поступавших к ним женщин. Была норма жизни такая».
Значение вытрезвителей в глазах россиян не уменьшают и жуткие условия пребывания в них. Скажем, в Самарской области до недавнего времени было 14 медвытрезвителей на 280 койко-мест. Располагались они в подвалах, цокольных этажах жилых домов, бараках и по 25 лет не видели ремонта. В 2009 году руководители областного ГУВД признали вытрезвители, которые они посетили, не соответствующими санитарно-эпидемиологическим нормам. Там разваливалось буквально все: от сгнившей электропроводки и протекающей канализации до пришедших в негодность потолочных перекрытий и полов. Автопарк вытрезвителей также катастрофически устарел: 66% автотранспорта не соответствовало техническим требованиям безопасности движения и перевозки граждан. 20 из 33 машин полностью выработали свой ресурс и подлежали списанию. В начале февраля 2011 года работа вытрезвителей Самарской области была приостановлена.
По мнению Олега Зыкова, достаточная помощь гражданам не могла быть оказана в вытрезвителе из-за «смешения функций». Их сотрудники должны были выполнять три задачи: забирать пьяных с улицы, оказывать им медицинскую помощь и осуществлять наказание в установленной законом форме, если граждане нарушали общественный порядок. Г-н Зыков считает, что эти три функции должны быть разделены: пьяных, которым не требуется помощь врачей, можно развозить по домам, а тех, кому требуется, – по больницам. Таких вытрезвителей, которые придумала советская система, нет, по наблюдениям нашего собеседника, больше почти нигде в мире.
В разных городах США вытрезвители были достаточно распространенным явлением в 80-х годах, сейчас их практически нет. Во всем штате Иллинойс, к примеру, есть только один вытрезвитель в чикагском пригороде Вилмет. Как рассказал «НИ» врач одной их чикагских клиник Кевин Бризе, учреждение доживает свои последние дни. «Нет клиентов для подобного рода вытрезвительных медицинских организаций, – пояснил г-н Бризе. – На улицах пьяные не валяются. Редчайшее явление – появление на улицах человека, совершенно одуревшего от излишнего принятия алкоголя. Как правило, пьяные сидят за рулем. А таких пьяниц арестовывает полиция. И если арестованный пьян до такого предела, что он потерял самообладание, то его тут же доставляют в отделения скорой помощи любой близлежащей больницы».
В Германии вытрезвителей, подобных советским, также нет. Обычно подвыпившего человека, который не в состоянии держаться на ногах, полицейские отвозят домой. Если же он дебоширит, его доставляют в полицию. В некоторых полицейских участках есть, если говорить дословно, «вытрезвительная клетка». В ней обязательно есть постель, душ. Человеку предложат чай, дадут лекарство, но и штрафа ему не избежать. На Украине вытрезвителей нет уже более 10 лет. Правозащитники добивались их закрытия, утверждая, что в них обворовывают людей.
Скорая наркология
По данным ВОЗ, россияне занимают четвертое место в мире по количеству употребляемого алкоголя. При этом граждане России и Украины, пьют, по оценкам ВОЗ, с наибольшим риском для здоровья. «Россияне чаще употребляют крепкие напитки, тогда как в Южной Европе пьют вино, в Германии – пиво», – пояснил «НИ» Леонид Бызов. По данным социолога, 2–3% россиян страдают алкогольной зависимостью в тяжелой форме, 25% – в легкой. При этом подвыпившим россиянам часто оказывается менее эффективная помощь, чем гражданам других стран.
Как рассказал «НИ» руководитель отдела межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» Олег Хабибрахманов, сотрудники одного из управлений внутренних дел Нижнего Новгорода прошлой зимой доставляли пьяных в помещение дежурной части, чтобы они провели там ночь. Бывший сотрудник московской милиции Дмитрий Шустов сообщил «НИ», что в столице такого не бывает. По его словам, обычно, встретив пьяного, полицейские вызывают «скорую». Несмотря даже на случаи пыток в вытрезвителях, Олег Хабибрахманов считает, что их закрытие повлечет за собой негативные последствия: «Вытрезвители закрыли, но замены им не создали».
Вопрос о передаче вытрезвителей из системы МВД в подчинение Минздравсоцразвития, по словам Олега Зыкова, обсуждался с 1993 года. «Мы не планировали и не планируем на данный момент времени вбирать медвытрезвители в юрисдикцию министерства, потому что у нас нет правоохранительных функций», – заявила в 2010 году глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Однако функции по выведению граждан из состояния тяжелого опьянения все равно легли на подведомственную г-же Голиковой «скорую помощь». Например, в Самарской области сотрудники «скорой» осматривают в среднем 80 человек, которые пополнили бы ряды клиентов вытрезвителей. В половине случаев медики тратят время зря: прохожие видят пьяного на газоне, звонят, а когда медики приезжают, оказывается, что он уже ушел.
Бывает, что пьяные граждане устраивают дебоши, оскорбляют и бьют медиков, ломают оборудование. Например, в самарской медсанчасти №12 пьяный рыбак выкрал у соседа по палате нож и набросился с ним на врачей. Больше всего досталось травматологу: перепивший мужчина трижды ударил его ножом. «Он услышал голоса, свое поведение объяснить не может», – сообщила «НИ» заместитель начальника отделения дознания отдела милиции №4 УВД по городу Самаре Юлия Баранова.
Как рассказал «НИ» председатель независимого профсоюза работников «скорой помощи» «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков, на каждую из 53 московских подстанций «скорой» приходится по 2–3 вызова к пьяным на улице в день. «В пятницу, субботу и воскресенье практически в каждой московской больнице на каталках в углах лежат пьяные», – уточнил он «НИ». По словам Дмитрия Белякова, если в «скорую» одновременно поступают два похожих вызова, например, к двум мужчинам 50 лет, одному из которых стало плохо на улице, а другому – дома, то в первую очередь «скорая» должна ехать к тому, кто находится на улице, так как считается, что там человек больше нуждается в помощи.
Дмитрий Беляков считает, что довозить пьяных до больницы вовсе не должно считаться задачей «скорой помощи». Отметим, что такая задача существует у «скорой» в Германии во время Октоберфеста. Последний пивной праздник закончился в Германии три-четыре дня назад. Около самого места действия – Терезина луга – машины «скорой помощи» стояли как такси на стоянках в ожидании клиентов. И клиенты не заставляли себя ждать. Некоторым из них помощь оказывалась тут же, некоторых доставляли в больницы. Благо и сама больница, куда в основном попадают «перебравшие» во время Октоберфеста, находится в двух шагах от места действия. Интересно, что медицинская страховка оплачивает все процедуры и работу врачей по выведению больного из состояния алкогольной интоксикации. И не только во время Октоберфеста. Аргумент против платных медицинских услуг злоупотребляющим спиртным состоит в том, что кто-то из экономии может воздержаться от врачебной помощи и погибнуть.

Домой с полицейским
Как рассказал «НИ» руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии нарколог Александр Немцов, обычно пьяных европейцев и американцев в больницы доставляет не «скорая», а полиция. При этом, по его словам, если полицейские сочтут, что человек находится в состоянии, опасном для жизни, они могут вызвать и «скорую».
В больницу перепивших граждан отвозит, например, полиция США. Законопроект, предусматривающий такую помощь пьяным гражданам, принят в первом чтении на Украине. Однако он вызывает вопросы у медиков. Например, киевский нарколог Олег Ронский считает, что в крупных городах правоохранители могут людей с улицы доставлять в больницу «скорой помощи», а в селах? Сейчас спящих на лавочке или под кустами граждан украинские полицейские забирают редко и помощи им не оказывают вовсе. «Забирают в райотделы – так называемые обезьянники, – рассказал «НИ» правозащитник Эдуард Багиров. Это тоже не дело, потому что в райотделах нет врачей, оборудования, лекарств». По словам г-на Багирова, если прохожие вызывают «скорую помощь», то медики, увидев, что перед ними пьяный, разворачиваются и уезжают».
Нередко полиция в западных странах развозит пьяных не по больницам, а по домам. «С моей точки зрения, основную часть пьяных граждан и нужно доставлять по месту жительства, – отметил в беседе с «НИ» Олег Зыков. – Например, человек валяется пьяный, но способен сообщить домашний адрес или документы у него есть. И неплохо, если бы потом оплатил свое перемещение».
Вопрос о том, как полиция и другие ведомства должны взаимодействовать с пьяными гражданами в условиях, когда вытрезвителей больше нет, должен обсуждаться в ближайшее время на правительственной комиссии по профилактике правонарушений. На предыдущем заседании глава МВД Рашид Нургалиев заявил о необходимости самых строгих мер: «По мнению многих глав субъектов РФ, давно назрела необходимость рассмотреть возможность практики направления на принудительное лечение алкогольно- и наркозависимых лиц. Мы обсудим вопрос о внесении в правительство РФ соответствующих инициатив, в том числе и законодательного характера».
Олег Зыков, входящий в правительственную комиссию, сообщил «НИ», что речь при этом не может идти о воссоздании существовавших в СССР лечебно-трудовых профилакториев, куда людей направляли по решению суда. «ЛТП были обычными тюрьмами при МВД, – отметил Олег Зыков. – Сейчас, наоборот, осознается необходимость сократить тюремное население. К тому же в наркологии ключевым понятием является мотивация к лечению, без которой оно бывает бесполезным». По мнению Олега Зыкова, гуманным является такая степень принудительности лечения: «На Западе человеку, который злоупотребляет алкоголем и совершил правонарушение малой и средней тяжести, суд предоставляет выбор между наказанием и лечением».

Светлана БАШАРОВА, Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен, Борис ВИНОКУР, Чикаго, Яна СЕРГЕЕВА, Киев, Сергей ИШКОВ, Самара, Андрей МОРОЗОВ, Санкт-Петербург. «Новые известия», 5 октября 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.