Rambler's Top100

№ 479 - 480
26 сентября - 9 октября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Почему из России уезжают?

Россияне о своей сексуальной жизни

Отношение к поправкам в закон об обороте алкоголя

Курильщики – против повышения цен на сигареты


Google
Web demoscope.ru

 

Отношение к поправкам в закон об обороте алкоголя

Россияне поддержали основные изменения в законе о производстве и торговле алкоголя. Самый высокий уровень одобрения - у мер, направленных на защиту от алкоголизации несовершеннолетних.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают поправки, внесенные этим летом в закон об обороте алкоголя.

Спустя два года после объявления Д.Медведевым о принятии государственной программы по борьбе с алкоголизацией населения доля тех, кто регулярно употребляет алкогольные напитки (т.е. раз в месяц и чаще), сократилась с 49 до 43%. За последний год меньше стало и тех, кто выпивает реже, чем раз в месяц (с 33 до 27%). Доля россиян, не употребляющих спиртное, достигла рекордно высокой отметки за весь период измерения (28% против 22-24% в предыдущие годы).

Самый популярный алкогольный напиток в России - пиво (его предпочитают 51% россиян, употребляющих алкоголь). В тройку лидеров также вошли водка (31%) и вино (29%). Значительно меньше оказалось поклонников шампанского (10%), коньяка и бренди (6%), слабоалкогольных коктейлей (4%), мартини и вермута (3%). Самые невостребованные спиртные напитки - ликеры, а также виски (джин, ром) (по 1%). Пиво и водку употребляют, в основном, респонденты, выпивающие не реже, чем несколько раз в месяц (71-78% и 37-40% соответственно). Россияне, выпивающие примерно раз в месяц, предпочитают водке вино (34% против 28% соответственно). Наиболее популярным напитком вино является среди тех, кто употребляет спиртное редко (42%). По сравнению с остальными респондентами, в этой группе опрошенных больше всего поклонников нетрадиционных для нашей страны алкогольных напитков: так, коньяк, мартини, виски и ликеры употребляют 12% выпивающих редко и вдвое меньше (6%) выпивающих регулярно.

Россияне поддерживают все основные изменения, внесенные в закон о продаже и производстве алкогольной продукции. Наибольшее одобрение вызвали меры, касающиеся детско-юношеской аудитории, как то: введение запрета на продажу алкоголя в местах, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям (95%), ужесточение наказания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним (94%) и запрет на размещение рекламы алкоголя в продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Респонденты также активно поддерживают запрет на продажу алкоголя в местах массового скопления людей и повышенной опасности (89%), распитие алкоголя везде кроме мест общественного питания (84%) и на продажу алкоголя в ночное время по всей стране (83%). 80% опрошенных за то, чтобы алкогольные напитки продавались исключительно в магазинах, 78% одобряют отнесение пива к алкогольной продукции, что исключает его продажу в ларьках и палатках. Наименьшее одобрение получила поправка, запрещающая продажу алкоголя в таре объемом более 0,33 л. (65%).

Предложения по ограждению от употребления алкоголя несовершеннолетних поддерживают как пьющие, так и непьющие. Что касается мер, направленных на ограничение розничной торговли алкоголем, то они нашли поддержку в основном среди тех, кто не употребляет спиртное. Сами пьющие чаще выступают против отнесения пива к алкоголю (52%), а запрет на продажу алкогольных напитков крепче 7% в таре более 0,33 л вызвал неодобрение 46%.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13-14 августа 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ)

 

1996

2009

2010

2011

Несколько раз в неделю

5

8

6

7

Два-три раза в месяц

24

23

19

20

Примерно раз в месяц

19

18

19

16

Реже, чем раз в месяц

29

25

33

27

Никогда не употребляю алкогольных напитков

23

24

22

28

Затрудняюсь ответить

0

2

2

1

Какие алкогольные напитки Вы употребляете чаще других? (закрытый вопрос, до двух вариантов ответа, % от тех, кто употребляет алкогольные напитки)

 

Все опрошенные

Частота употребления алкоголя

Несколько раз в неделю

Два-три раза в месяц

Примерно раз в месяц

Реже, чем раз в месяц

Пиво

51

78

71

50

31

Водка

31

37

40

28

26

Вино (крепленое, столовое и пр.)

29

11

17

34

42

Шампанское

10

1

5

7

19

Коньяк, бренди

6

5

7

5

6

Слабоалкогольные коктейли

4

5

5

5

3

Мартини, вермуты

3

0

3

3

5

Ликеры

1

0

0

1

1

Виски, джин, ром

1

1

3

1

0

Затрудняюсь ответить

2

1

0

1

1

В июле с.г. были внесены серьезные изменения в закон о продаже и производстве алкогольной продукции в стране. Какие из следующих нововведений Вы поддерживаете, а какие - не поддерживаете? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)

 

 

Все опрошенные

Частота употребления алкоголя

Несколько раз в неделю

2-3 раза в месяц, раз в месяц, реже, чем раз в месяц

Никогда не употребляю алкогольных напитков

Пиво отнесено к алкогольной продукции, теперь не допускается его продажа в ларьках и палатках, в ночное время и пр.

Поддерживаю

78

44

76

92

Не поддерживаю

19

52

21

6

Затрудняюсь ответить

3

4

3

2

Ужесточено наказание за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним (повышен штраф для юридических лиц; а для физических лиц - введен штраф и уголовное наказание)

Поддерживаю

94

91

94

96

Не поддерживаю

5

9

5

3

Затрудняюсь ответить

1

0

1

1

Распитие алкоголя теперь запрещено везде, кроме мест общественного питания 

Поддерживаю

84

53

84

95

Не поддерживаю

13

40

13

4

Затрудняюсь ответить

3

7

3

1

По всей стране введен запрет на продажу алкоголя с 23.00 до 8.00

Поддерживаю

83

61

82

92

Не поддерживаю

14

36

15

6

Затрудняюсь ответить

3

3

3

2

Запрещено размещать рекламу алкоголя на телевидении/радио/в кино, в аудио/видео/печатной продукции для несовершеннолетних

Поддерживаю

93

82

92

96

Не поддерживаю

5

14

5

3

Затрудняюсь ответить

2

4

3

1

Алкоголь (коктейли, пиво и пр.) крепче 7% будут продавать только в таре 0,33 л.

Поддерживаю

65

41

61

80

Не поддерживаю

23

46

26

12

Затрудняюсь ответить

12

13

13

8

Алкоголь смогут продавать только организации (магазины и пр.), не смогут торговать алкоголем индивидуальные предприниматели (владельцы ларьков и палаток)

Поддерживаю

80

61

78

90

Не поддерживаю

17

36

19

7

Затрудняюсь ответить

4

3

4

3

Запрещено продавать алкоголь в местах массового скопления людей и там, где есть источники повышенной опасности (аэропорт, вокзал, автозаправка, рынок и т.д.)

Поддерживаю

89

75

88

95

Не поддерживаю

9

17

9

4

Затрудняюсь ответить

3

8

3

1

Запрещено продавать весь алкоголь, включая пиво, на территориях, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям

Поддерживаю

95

88

95

97

Не поддерживаю

4

9

4

3

Затрудняюсь ответить

1

3

1

0

Пресс-выпуск ВЦИОМ №1849 от 26.09.2011
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112019

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.