26 сентября - 9 октября 2011

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

«Огонек» о стабильном электоральном интересе к националистам
«Новые известия» о ксенофобии в России
«Московские новости» о финансировании Кавказа
«Russ.ru» о «сломленной Британии»
«Огонек» о дискуссии о мультикультурализме и равенстве на Ярославском политическом форуме
«Независимая газета» об идентичности
«Московские новости» о возможной смене миграционной политики Дании
«Би-Би-Си» о штрафах за ношение никаба во Франции
«Русская служба Би-би-си» о хиджабе в киргизских школах
«Коммерсантъ» об алабамском антимиграционном законе
«Аргументы и факты» о миграции в России глазами бывшего пресс-секретаря ФМС
«Коммерсантъ» о трансформации шенгенской зоны
«Regions.Ru» о предложении ЛДПР ввести в России визовый режим со странами Средней Азии
«Slon.ru» о разрешении торговать в России гражданам Белоруссии и Казахстана
«Беларусь сегодня» о возможном росте трудовой миграции из Белоруссии в Россию
«Paruskg.info» о последствиях амнистии в Таджикистане
«Новые известия» о цыганских погромах в Болгарии
«Corriere della Sera» о принудительных работах для цыган в Венгрии
«Коммерсантъ-Власть» о грядущем поглощении России Москвой
«Коммерсантъ-Власть» о внутренней миграции в России
«Grani.ru» о демографической и миграционной ситуации в России
«Vz.ru» о демографической реальности и мечтаниях
«Известия» о рекордной рождаемости в Москве
«Ведомости» и «Московские новости» об антиабортных законопроектах
«Московские новости» о законопроекте об отказе от детей

«Московская правда» об этнически смешанных браках в Москве
«Час» о численности населения Латвии
«Независимая газета» о пенсионном возрасте
«Молдавские ведомости» о пенсионных проблемах в Молдавии
«Московские новости» о неготовности бизнеса к демографическим изменениям
«Российская Бизнес-газета» об "Индексе качества жизни в регионах России"
«Новые известия» о реальных доходах россиян
«Российская газета» о московских льготах и льготниках
«Труд» о социальной политике в России
«Новые известия» о плохих и хороших рабочих местах
«Коммерсантъ» о нехватке IT-специалистов
«Коммерсантъ-Украина» об образовании и рынке труда Украины
«Российская Бизнес-газета» о нехватке рабочих рук
«Российская газета» о региональной картине безработицы в России
«Азия-плюс» о детском труде в Таджикистане
«Экспресс-К» о последствиях голода в Казахстане в 1930-х годах
«Би-Би-си» о цене лечения рака
«Associated Press» о глобальных заболеваниях
«РБК daily» о снижении смертности в ДТП
«Медицинская газета» об «асбестовых» последствиях цунами в Японии
«Московские новости» о состоянии российской пенитенциарной системы
«Daily Mail» о третьем поле
«Slate» о «Крахе мужчин»
«Московская правда» об акселерации
«Независимая газета» об эволюции человека

… об эволюции человека

Великое переселение неандертальских народов

Алтай стал плавильным котлом, в котором "варились" представители почти всех видов древнего человечества

Поток публикаций, посвященных судьбе неандертальцев, вообще-то и всегда был довольно плотный. Но в последние два года этот информационный фон изменился не только количественно, но и качественно. Одна из свежих публикаций - в журнале Science (26 августа 2011 г., v. 333): "Кем были денисовцы? " (Who Were the Denisovans?). В ней американские исследователи утверждают, что в результате смешения неандертальцев с человеком алтайским (Denisovans), останки которого были обнаружены в Денисовой пещере на Алтае в 2008 году, возникли гены, которые и по сей день помогают людям справляться с вирусами. Увы, но спаривание с другими группами древних людей не помогло самим неандертальцам - около 30 тыс. лет назад они исчезли с лица Земли.
Что же происходило с неандертальцами? Каковы были перипетии их эволюционного пути? Об этом с ответственным редактором приложения "НГ-наука" Андреем ВАГАНОВЫМ беседует доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария МЕДНИКОВА. Мария Борисовна, автор более 220 научных работ, в том числе нескольких монографий: "Трепанации у древних народов Евразии" (М., 2001); "Трепанации в древнем мире и культ головы" (М., 2004); "Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник" (М., 2007). В июле 2011 года у нее вышла книга, посвященная неандертальцам из пещеры Окладникова на Алтае ("Посткраниальная морфология и таксономия представителей рода Homo из пещеры Окладникова на Алтае", Новосибирск).
- Мария Борисовна, можно ли сегодня расставить точки над "i" в старом научном споре: гомо неандерталец (Homo neanderthalensis) - это отдельный вид, развивавшийся параллельно с людьми нашего вида, homo sapiens, или предшественник человека разумного? Предок или брат? Что по этому поводу говорит антропология? - Это очень хороший вопрос. И надо сказать, что вопрос этот до сих пор очень дискуссионный. Есть две базовые точки зрения, и в разное время доминировала то одна, то другая. Сейчас ситуация вновь находится в нестабильном состоянии.
Собственно говоря, ответ на этот вопрос заложен в названии самого таксона. Если мы принимаем название Homo neanderthalensis, то подразумеваем, что неандертальцы - это отдельный биологический вид. Homo - это название рода, neanderthalensis - видовое название.
Но вы могли заметить, что и в научной литературе, и в научно-популярной встречается еще одно название: Homo sapiens neanderthalensis - человек разумный неандертальский. Ученые, которые придерживаются такой терминологии, подразумевают, что неандертальцы - подвид человека разумного, Homo sapiens. Но подвид ископаемый, потому что людей с таким обликом в полном объеме встретить среди нас сейчас не удается. Хотя какие-то отдельные черты неандертальцев присутствуют. Допустим, мощные надбровные дуги. Такой признак можно наблюдать, как правило, у мужчин-европейцев. Но, конечно, они никогда не имеют такого развития, как у неандертальцев.
Вплоть до 2010 года побеждала концепция, в которой предполагалось, что неандертальцы были отдельным биологическим видом. Но революционные открытия группы немецких палеогенетиков, которые работают в Институте Макса Планка под руководством Сванте Паабо, показали, что между представителями неандертальского населения и кроманьонцами (ископаемыми людьми современного анатомического облика) все-таки была гибридизация. (Хотя еще за несколько лет и даже месяцев до этого Сванте Паабо и его коллеги отвергали такую возможность.) Но какие это были неандертальцы?
Я имела возможность задать этот вопрос непосредственно исследователям из группы Сванте Паабо. По их мнению, это были неандертальцы ближневосточные. Европейские же неандертальцы не скрещивались, не вступали в браки с кроманьонцами, по крайней мере следов такого генетического влияния не обнаружено. Это был, скорее всего, однократный союз между сапиенсами и неандертальцами, причем однонаправленный, если можно так сказать, союз. В одну сторону шел поток генов: от неандертальцев - к кроманьонцам.
С другой стороны, не надо забывать, что даже если мы имеем дело с разными биологическими видами, то в принципе науке известны примеры межвидовой гибридизации.
Так что однозначного ответа на ваш вопрос сейчас нет. Мы так и не знаем: неандертальцы - это подвид или отдельный вид человека разумного.
Есть такой западный антрополог Милфорд Вольпов, который является сторонником теории полицентризма - становления человечества в разных центрах на Земле. Он отстаивает существование фактически единого вида, единого линиджа Homo sapiens на протяжении последних двух миллионов лет. В эту его конструкцию попадают все виды рода Homo. Хотя, на мой взгляд, в каких-то частях ареала были явно тупиковые ветви человечества, которые не внесли свой генетический вклад в формирование современного человека.
- То есть в сухом остатке все же получается, что неандерталец скорее брат, чем предок человека разумного?
- Я придерживаюсь той точки зрения, что европейские неандертальцы, которые находились в изоляции от остального ареала и тем более жили в ледниковых условиях, прошли так называемое бутылочное горлышко естественного отбора. Другими словами, когда в результате всяких неблагоприятных событий очень сильно упала их численность и оставшиеся оказались близкими родственниками, популяция европейских неандертальцев стояла на пути отдельного видообразования.
А вот что касается азиатской группы неандертальцев - а мы знаем их на территории Израиля, Ирака и, как теперь выясняется, в Сибири, - то, на мой взгляд, эта группа менее дифференцирована, она стояла ближе к общему предку с Homo sapiens.
- Давайте опишем временные рамки появления в Европе этого вида (или подвида) - Homo neanderthalensis. Насколько я понимаю, потом эти неандертальские европейцы пошли достаточно широкой волной на Восток...
- Наверное, нельзя говорить о неандертальцах, не упомянув их эволюционных предшественников. А их предшественниками были так называемые гейдельбергские люди. Принято их выделять в отдельный биологический вид - Homo heidelbergensis. Хотя эта точка зрения тоже не общепринятая: некоторые исследователи считают их поздними эректусами (Homo erectus). Считается, что предки гейдельбергских людей мигрировали из Африки примерно полмиллиона лет назад. В это время Европа уже была колонизирована некоторыми формами эректусов...
- Простите, что перебиваю, но, забегая вперед, мы можем сказать, что если сапиенсы вытеснили неандертальцев, то гейдельбергцы вытеснили эректусов?
- Ну, наверное, не столько вытеснили, сколько частично ассимилировали. Потому что есть такая точка зрения, что гейдельбергцы тоже были эректусами. Есть такое понятие - "Homo erectus в широком смысле слова". И туда можно записать ископаемые формы рода Homo, начиная с самых ранних видов - тех же эргастеров (Homo ergaster, жившие 2 миллиона лет назад) и тех поздних питекантропов (от лат. pithecanthropus - обезьяночеловек. - "НГ"), живших 40 тысяч лет назад, останки которых обнаружены на острове Ява.
Зародившись в Африке, питекантропы, этот недооцененный таксон, к которому сейчас мы обращаемся все с большим почтением, стали первым путешествующим видом Homo, который вышел за пределы Африки и дал много волн миграции. Прежде всего, они заселяют теплые тропические места, которые больше похожи на их предковую зону, то есть идут в Азию; и позже всего они приходят в Европу - примерно миллион лет назад.
Потом, полмиллиона лет назад, фиксируется еще одна миграция из Африки. В более прохладных европейских условиях более изолированные от основного ареала эти люди - а они, конечно, люди с орудиями труда, со сложными способами охоты - эволюционируют в гейдельбергских людей, а те, в свою очередь, очень быстро эволюционируют в направлении неандертальцев. Поэтому некоторые ископаемые находки носят промежуточный характер: то ли это поздние "гейдельбержцы", то ли это уже ранние неандертальцы... Но в принципе применительно к отметке где-то 300 тысяч лет назад мы можем говорить о появлении ранних неандертальцев.
Но те неандертальцы, которые нам хорошо известны в своем классическом варианте - с мощными надбровными дугами, плотно сбитые, без подбородков (кстати, в выраженном виде подбородок появляется только у ранних Homo sapiens, то есть примерно 200 тысяч лет назад), - это поздние неандертальские группы. Они жили в экстремальных условиях ледникового периода, но они были биологически адаптированы к этим условиям.
- Меня поразил такой факт: среди всех найденных останков неандертальцев около половины - детские. С чем это связано: тяжелые условия и, как следствие, высокая детская смертность? Или это свидетельство инфантицида?
- Я бы разделила этот вопрос на две части.
Во-первых, если мы обратимся к демографической структуре неандертальского общества, то действительно нельзя не отметить, что детские останки представлены достаточно широко. Мы имеем значительное число новорожденных, достаточно много четырех-пятилетних детей.
И если мы возьмем более близкие к нам времена верхнего палеолита (с датировкой от 50 до 10 тысяч лет назад), то в принципе там тоже много детских останков. Пик смертности приходится на возраст от 7 до 10 лет. По современным схемам классификации индивидуального развития человека (работы англичанина Барри Богина) это ювенильный (юношеский) период.
Неандертальские дети тоже погибали в этом возрасте. С чем это связано? В этом возрасте ребенок становился самостоятельным, он начинал сам охотиться. Соответственно он подвергался рискам взрослой жизни.
Теперь что касается инфантицида. Доказательств избирательного убивания детей у неандертальцев я бы не приводила.
Но, конечно, тема каннибализма нет-нет да возникает. Она обсуждалась применительно к балканским неандертальцам. В прошлом году была публикация по поводу испанских находок.
Вряд ли тут только какие-то трофические причины. Ведь неандертальцы были очень хорошими охотниками. Они были адаптированы, чтобы есть много мяса - в холодных условиях было необходимо для их обмена веществ постоянно потреблять белки животного происхождения. Они умели это мясо добывать. Их скелеты поэтому и несут следы изношенности; много всяких микротравм, переломов. Поэтому я думаю, что все эти манипуляции с телами - это нечто другое, а не каннибализм. Может быть, религия.
- Все-таки вы предполагаете, что неандертальцы "созрели" до появления религии?
- Я думаю, что у неандертальцев были достаточно сложные представления о жизни. Если была найдена неандертальская флейта, изготовленная порядка 60 тысяч лет назад в Центральной Европе, то есть за 20 тысяч лет до прихода сюда Homo sapiens, то это о многом говорит в культурном развитии Homo neanderthalensis. Известно, например, что в одной из пещер в Швейцарии (Драхенлох) неандертальцами был создан "депозит" - хранилище медвежьих черепов. Культ медведя у них уже мог существовать.
- Вы уже упомянули об азиатских неандертальцах. Сибиряки, так сказать. А еще точнее - алтайцы. Давайте теперь поговорим о них.
- Что касается неандертальских останков на Алтае, то они в очень плохой сохранности.
Мы не знаем точно, когда мигрировали неандертальцы в восточном направлении. Но если основываться на данных генетики - частично был расшифрован геном неандертальского мальчика из пещеры Тешик-Таш в Узбекистане, останки которого нашел в 1938 году академик Окладников, - то можно говорить, что он находится в стороне от неандертальцев Европы. То есть, по-видимому, азиатская популяция имеет связь с более ранними неандертальцами. Это более реликтовое для неандертальцев население, которое сохраняется в Азии. В частности, в Ираке - неандертальцы из пещеры Шанидар. К сожалению, из костей ближневосточных неандертальцев ДНК не удается выделить, хотя попытки предпринимались.
- Тот же Сванте Паабо сообщил, что в прошлом году ему удалось расшифровать ядерную ДНК неандертальца из пещеры Окладникова на Алтае...
- Тут мы подходим к самому интересному. На протяжении десятков лет ученые из новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН, который возглавляет академик Анатолий Пантелеевич Деревянко выдающийся исследователь палеолита нашей страны, невероятно тщательно исследовали алтайские пещеры. Пещер много. И не только пещера Сибирячиха, которая была переименована в честь академика Окладникова. Есть еще и Денисова пещера, которая в последнее время привлекает колоссальное внимание палеонтологов со всего мира. Раскопками в Денисовой пещере руководит заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Васильевич Шуньков, замечательный археолог.
Первоначально были найдены орудия труда. Некоторые из найденных артефактов свидетельствуют, что Алтай был впервые заселен, может быть, еще миллион лет назад. Причем тогда на земном шаре существовали в основном Homo erectus. To есть это были явно эректоидные формы, которые пришли на Алтай и какое-то время там существовали. Потом эта волна миграции заглохла. И полмиллиона лет назад Алтай "вымер", остался незаселенным.
Следующая волна миграции людей прослеживается в период 300 тысяч лет назад. По данным археологии, по-видимому, это были пришельцы издалека: некоторые археологические аналогии были найдены на территории Израиля, Леванта.
Итак, примерно 300 тысяч лет назад Алтай заселяется какой-то группой людей. А дальше эта группа развивается изолированно. До периода 50 тысяч лет назад она живет обособленно, в благоприятных условиях. Их каменная индустрия постепенно меняется, и в конечном итоге эти люди доходят до уровня верхнепалеолитических инноваций, то есть они развивают культуру, которая была свойственна в других частях Земли анатомически современным людям. Денисовцы, например, создали шлифованный нефритовый браслет. Это совершенно уникальная вещь.
Но кто были эти люди, к какому виду принадлежали - совершенно неизвестно!
- Но все-таки, наверное, гипотезы на этот счет существуют?
- Они могли быть какими-то поздними эректусами; они могли быть гейдельбергскими людьми; они могли быть и ранними неандертальцами (это как раз время перехода от человека гейдельбергского к неандертальцу). Наконец, тогда же в Африке от поздних Homo erectus эволюционирует Homo sapiens, человек разумный. То есть загадочный период 300 тысяч лет назад безумно интересен в этом отношении!
- Вот, наверное, было уникальное время в истории Земли: на одной планете сосуществуют и, скорее всего, взаимодействуют, скрещиваются сразу несколько видов людей...
- И самое любопытное, что это время протянулось до периода 40 тысяч лет назад. Тогда сложилась еще более уникальная ситуация. Причем на территории нашей страны. Буквально последний год дал очень много нового в области антропогенеза. И это связано с исследованиями алтайской территории.
На Алтае найдено большое количество разных орудий труда. Это были разные индустрии - совсем древняя; промежуточные; были найдены так называемые мустьероидные орудия труда. (Период мустье датируется от 200 тыс. до 50 тыс. лет назад. Мустье - это культура неандертальцев и других сходных популяций сходного времени. - "НГ"). Они были найдены в пещере Окладникова и еще в одной пещере - Чагырская, она сейчас интенсивно раскапывается. Эти мустьероидные орудия труда совпадали с тем, что делали неандертальцы в других частях ареала.
Еще в 1984 году при раскопках пещеры Окладникова были найдены несколько зубов и фрагменты костей посткраниального скелета, то есть все, что ниже головы: плечевая косточка ребенка около восьми лет, правая и левая бедренные кости и кость стопы. Некоторые другие посткраниальные кости. Причем все это было найдено прямо под навесом перед входом в пещеру. На протяжении 40 тысяч лет эти кости и лежали тут, под открытым небом. Просто фантастика!
Первоначально исследователи все внимание обратили на зубы. Уже тогда некоторыми исследователями было высказано предположение, что это зубы неандертальцев или ранних сапиенсов.
Посткраниальный скелет традиционно не очень сильно привлекал внимание ученых - его тяжелее исследовать, ведь на его состоянии сказывается не только генетика, но и внешние условия существования особей. И вот немецким исследователям недавно, в 2007 году, удалось выделить и проанализировать ДНК этих костей. Эта ДНК оказалась неандертальская. Причем не европейская, а несколько более удаленная, которая близка к той, что мы видим у неандертальца из пещеры Тешик-Таш.
- То есть мы можем сказать, что алтайские неандертальцы - восточный фронтир распространения этого вида?
- Пока - да. Но зная, какие это были активные, умные и приспособленные люди, я не исключаю, что они могут найтись где-то еще - может быть, в Монголии.
По данным археологии, миграция неандертальцев на Алтай происходила достаточно поздно - около 45-40 тысяч лет назад. То есть они пришли либо из Передней Азии, либо из какого-то промежуточного центра, тот же самый Тешик-Таш.
Эти неандертальцы приходят на Алтай, но они его застают заселенным какими-то людьми. Кто были эти люди? Ответ на этот вопрос стал возможен тоже благодаря генетическим исследованиям. В начале 2010 года была расшифрована вначале митохондриальная ДНК, полученная из косточки детского мизинца из Денисовой пещеры. И оказалось, что это доселе неизвестная ДНК. Кстати, расстояние между пещерой Окладникова и Денисовой пещерой около 100 километров, для палеолитических охотников это не расстояние.
Выходит, что почти бок о бок жили неандертальцы из пещеры Окладникова и представители неизвестного вида людей из Денисовой пещеры. "Общий материнский предок человека из Денисовой пещеры, европейских неандертальцев и современных людей жил от 779 тысяч лет назад до 1 миллиона 300 тысяч лет назад", - процитировала я вам выводы генетической экспертизы. Это был некий Homo erectus. Само по себе это сенсация. Но дальше произошло еще более интересное.
Та же немецкая группа генетиков выделила ДНК из мужских останков в Денисовой пещере. Это уже была ядерная ДНК, которая дает полноценное представление о геноме. И оказалось, что все-таки денисовские люди несколько ближе стояли к неандертальцам и дивергировали от них порядка 600 тысяч лет назад. Но и это еще не все сюрпризы, которые ждали ученых.
Оказалось, что почти все современное человечество не имеет в своих генах денисовского наследия. А вот меланезийцы, жители Папуа - Новой Гвинеи, они эти денисовские гены имеют. Получается, что предки современных меланезийцев - а это были анатомически современные сапиенсы - по пути в Азию встретились с какими-то родственниками денисовцев и произошла гибридизация.
- А что в этой связи можно сказать о неандертальцах из пещеры Окладникова?
- Я специально исследовала этот вопрос и подготовила работу на эту тему. К сожалению, археологический материал, который был в моем распоряжении, очень фрагментарен. Поэтому мои выводы носят сослагательный характер. Но тем не менее.
С одной стороны, окладниковские неандертальцы имеют большое сходство с неандертальцами из Передней Азии (жившими около 120 тысяч лет назад). Но в то же время у этих алтайских неандертальцев есть некоторые черты, которые, как мне кажется, сближают их с Homo erectus. Поэтому я выдвинула предположение: возможно, предковая неандертальская популяция, заселившая Алтай, имела ареал, частично перекрывавшийся с эректусами в Азии.
На Алтае был такой рефугиум, убежище. Ведь здесь климат был мягче, чем в Европе. И неандертальцы мигрировали сюда. Это было критически важно для них, так как, согласно некоторым исследованиям, 70-38 тысяч лет назад генетическое разнообразие европейских неандертальцев составило всего треть от такового у современного человечества. Это говорит о том, что они стояли на грани вымирания. Но тогда им удалось пройти сквозь это бутылочное горлышко естественного отбора.
В результате 40 тысяч лет назад на Алтае складывается уникальная ситуация. Мы наблюдаем там людей, которые эволюционируют от какой-то древней группы. Денисовцы - это люди с очень реликтовым геномом. Но при этом они внесли свой генетический вклад в состав современного человечества, и это очень важно. Мне кажется, что на примере денисовцев мы уловили тот вклад, который внес вид Homo erectus в происхождение современного человека. В Африке из-за жаркого климата ДНК плохо сохраняется. А в Сибири эта реликтовая ДНК сохранилась, и это уникальная возможность понять, что мы унаследовали от этих форм.
- В популярных статьях неандертальцев часто называют и "запасным человечеством", и "параллельным человечеством", и "неудавшимся человечеством". Как вы определяете этот народ - неандертальцы?
- Неандертальцы - это человечество, которое состоялось. Оно существовало по меньшей мере 300 тысяч лет. И как теперь выясняется, оно передало свои гены и нам с вами тоже: от 2,5 до 4% генов у современного человека - неандертальские.

Андрей ВАГАНОВ. «Независимая газета», 28 сентября 2011 года

Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.