Rambler's Top100

№ 477 - 478
12 - 25 сентября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Труд» о российских поколениях
«Chaskor.ru» о законопроекте по абортам
«Российская газета» и «Эхо» о селективных абортах
«Фонтанка.ру» об ЭКО
«Gorod.lv» и «Час» о реальном населении и эмиграции из Латвии
«Независимая газета» о демографической ситуации в России
«Белорусские новости» о перенаселенности Минска
«Новая газета» о Московской агломерации
«Time/World Crunch» о грядущем старении в Китае
«Radiovesti.ru», «Новые известия» и «Ведомости» о трудоресурсных перспективах России и миграции
«Независимая газета» об отмене квотирования и введении балльной системы для постоянных мигрантов в Россию
«Независимая газета» о нулевых квотах на китайских работников в Красноярском крае
«Новые известия» о мигрантах российском гражданстве
«Regions.ru» о детях мигрантов
«Эхо планеты» об иммиграционных проблемах в Дании
«Le Monde» о погранконтроле внутри Шенгенской зоны
«Московские новости» об эмиграции
«Коммерсантъ» о Рогозине и национальном вопросе

«Эксперт» о нациях и национальном вопросе
«Новые известия» о новых расовых проблемах в США
«Республика KZ» о русских в Казахстане
«Centrasia» и «Молдавские ведомости» о русском языке в Казахстане и Молдавии
«Радио «Азаттык»» о миграции из Киргизии в Россию
«Slovo.kg» о трудовой миграции в Кыргызстане
«День» о трудовой миграции из Украины
«Новые известия» о миграции ученых
«REGNUM» о курдах-езидах и Южном Курдистане
«Новые известия» о межкастовых проблемах в Индии
«РосБалт» о качестве образования глазами Зурабова
«Независимая Молдова» о качестве жизни в постсоветских странах
«Белорусские новости» о самоубийствах в Белоруссии
«Московский комсомолец» о программе «Столичное здравоохранение на 2012-2016 годы»
«Медновости.Ru» о конкурсе по профилактике ВИЧ-инфекции
«Russia blog» о достоверности данных российской и американской переписей
«La Stampa» о голоде в Сомали
«Итоги» об эволюции человека
«Независимая газета» об аутизме

… о межкастовых проблемах в Индии

Руками не трогать

Межкастовые проблемы остаются в Индии неприкасаемой темой

Недавно в Индии с большим шумом отметили довольно неоднозначную дату: день рождения Фулан Деви. Недолгая жизнь этой женщины будто бы списана со страниц приключенческого романа. Она была проституткой, потом лидером банды, прославившейся десятками убийств и грабежей, потом сдалась властям, стала депутатом парламента и погибла в 2001 году от пули. Что же заставило тысячи человек выйти на улицы индийских городов, чтобы почтить память этой, мягко говоря, сомнительной личности? Ответ одновременно и прост, и сложен: для миллионов индийских «неприкасаемых» Фулан Деви стала символом сопротивления низших каст высшим. А в том, что, несмотря на усилия индийских властей, кастовое неравенство в Индии отнюдь не преодолено, убедился на своем опыте корреспондент «НИ».
Харидвар – один из семи священных для индуистов городов. Сюда, на берега величественного Ганга, приезжают паломники из Индии. Здесь же корреспондент «НИ», первый раз оказавшаяся в этих краях, увидела странную женщину. Она была почти полуголой: видимо, кто-то пытался стащить с нее одежду. На ее лице были свежие синяки и кровоподтеки. Похоже, кто-то ее ударил еще и по ногам: она сидела прямо на земле. Каково же было мое удивление, когда в ответ на мою просьбу заняться этой женщиной местный полицейский... занялся мной. Он говорил со мной подчеркнуто грубо, внимательно изучал мой паспорт и интересовался, с какой целью я прибыла в Харидвар. Если бы не вмешательство моего знакомого – достаточно высокопоставленного индийца, вполне вероятно, мне бы пришлось отправиться в полицейский участок до выяснения личности. Самым же удивительным было поведение жителей «трижды священного Харидвара». Избитой женщины для них как бы не было. Они обходили ее, даже не пытаясь оказать ей помощь. Впрочем, похоже, что она ее и не ждала. Женщину очень удивило то, что я вызвала полицию и вообще заинтересовалась ее судьбой.
Как объяснил мне мой знакомый, избитая принадлежала к одной из низших индийских каст, которых иногда достаточно метко именуют «неприкасаемыми». Это потомки неарийского населения страны, занимающегося «позорными», с точки зрения правоверного индуиста, занятиями – выделыванием кож, например. Считается, что представитель вышестоящей касты одним только прикосновением к ним оскверняет себя. Касаться их можно разве что кулаком, что некоторые и делают. «Неприкасаемым» запрещено посещать некоторые «священные» места, к каковым относятся и определенные районы Харидвара. Есть целая система запретов, которые, в соответствии с канонами индуизма, изгои общества обязаны соблюдать. Один из них – не просить о поддержке у тех, кто выше по кастовой иерархии. Поэтому женщина если и ждала от кого помощи, то только от представителя своей касты.
«Конституцией Индии дискриминация по кастовому принципу запрещена, – говорит «НИ» доктор Виджай Сингх из университета Калькутты. – Для далитов (в переводе с хинди «угнетенные» – так в Индии политкорректно именуют представителей низших каст, чьи названия зачастую звучат как обидные прозвища. – «НИ»), – есть система квот в высших учебных заведениях и при приеме на работу. В Дели или крупных городах вы, вероятно, не встретились бы ни с чем подобным тому, что вы увидели. Однако в провинции и особенно в сельской местности такое, к сожалению, встречается». Действительно, сообщения о нарушениях прав представителей низших каст приходят в основном из деревень и маленьких городков.
Точной статистики на этот счет не существует. Да если бы кто-то и поставил своей целью ее вести, это было бы нелегкой задачей. На далитов нападают не только члены воинствующих организаций индуистских фанатиков, но и отдельные личности, чтящие отмененные законом, однако по-прежнему действующие многочисленные кастовые запреты. Нередко нападения на далитов расцениваются как межрелигиозные столкновения: многие «неприкасаемые» переходят в другие религии – чаще всего в христианство.
А «королева бандитов» Фулан Деви, чья банда, кстати, орудовала в соседнем с Харидваром штате Уттар-Прадеш, была из тех немногих, кто демонстративно нарушал кастовые запреты. Она ела за одним столом с представителями высших каст, возносила молитвы богине Дурге, что строжайше запрещено для таких, как она. Ее люди посмели даже поднять руку на одну из самых уважаемых индийских каст – раджпутов. 14 февраля 1981 года они устроили резню в раджпутской деревне Бехмаи, убив 30 человек, виновных, по мнению Фулан Деви, в преследовании далитов. «Бойня дня святого Валентина» тоже, как ни странно, отмечается некоторыми ее последователями. А некоторые раджпуты, возможно, отмечают 25 июля – день, когда в 2001 году Фулан Деви застрелил человек, выживший в резне в Бехмаи.

Маргарита КОСТРИКОВА. «Новые известия», 9 сентября 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.