Rambler's Top100

№ 473 - 474
15 - 28 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Русский репортер» о 7-миллиардном жителе Земли
«Bloomberg» о продовольственном обеспечении Южной Азии с использованием российских земель
«Трибуна» о демографической ситуации в России
«Lenta.Ru» о рождаемости в Германии
«Slon.ru» о зависимости между рождаемостью и склонностью к риску
«Новые известия» о диспропорции полов в Китае
«Independent» о стерилизации в Индии
«Российская газета » о мультикультурализме
«Аргументы и факты», «Новые известия», «Московские новости» и «Time» о Лондонских беспорядках
«Политика» о «Еврабии»
«Российская газета» о «закрытии» рынка труда Испании для румын
«Эхо» о проблемах миграции из Азербайджана на Украину
«Московские новости» о миграционной политике России
«Новые известия» об альтернативной концепции миграционной политики
«Коммерсантъ» о поправках по миграционному учету высококвалифицированных мигрантов
«Вечерний Бишкек» об упрощенном порядке получения гражданства для граждан Киргизии
«Slovo.kg» о приостановлении программы переселения соотечественников в Киргизии
«Независимая газета» о детях мигрантов в российских школах
«Российская газета» и «Взгляд» о мигрантах и русском языке
«Известия» о проблемах визового режима России и Финляндии

«Новые известия» об издержках предоставления политубежища в США
«Ha'aretz» о покорных израильских русских
«Вечерний Бишкек» об опросе родителей мигрантов в Киргизии
«Экспресс-К» об изгнании незарегистрированных из Ташкента
«Regnum» о борьбе с лотками в Ереване
«Geopolitika» о возможности китайской экспансии на Дальнем Востоке
«РБК daily» о «столыпинском подходе» к освоению Сибири
«Ведомости» об угрозе самовоспроизводства бедности в России
«Российская газета - неделя» о социальном жилье в странах Латинской Америки
«Коммерсанть-Деньги» о безработице в России
«Трибуна» о возможной отмене трудовых книжек
«Slon.ru» о возрасте работающих в отдельных отраслях экономики
«Slon.ru» о потреблении алкоголя в России
«Zerkalo.az» о самоубийствах
«Paruskg.info» о системе здравоохранения в Таджикистане
«Zerkalo.az» о готовящемся демографическом обследовании в Азербайджане
«La Repubblica» о генетике долгожителей
«Ведомости» о тратах на детей
«Московский комсомолец» о мультикультурализме, фетишизме и фашизме

… о детях мигрантов в российских школах

Школа, плохо говорящая по-русски

Миграция существенным образом меняет картинку столичного образования

Самая большая проблема московских родителей - найти подходящую школу для своего ребенка. Школьными психологами с некоторых пор подмечено: если количество школьников - детей мигрантов переваливает в классе за 15%, родители хорошо успевающих детей сразу же начинают подыскивать другую школу. Дети мигрантов, как правило, принадлежат к семьям с низким уровнем доходов. И самостоятельно поднять подготовку своих детей не в состоянии.
По данным Департамента образования города Москвы, сегодня в столичных школах учатся свыше 70 тыс. детей мигрантов. Большинство из них приехали вместе с родителями из стран Центральной Азии, Китая и Вьетнама. Анклавное расселение мигрантов в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах г. Москвы привело к тому, что около 30% учащихся первых классов в некоторых школах этих округов плохо говорят по-русски.
"Сама по себе установка правительства Москвы на прием в школы всех без исключения детей вне зависимости от гражданства является абсолютно правильной, - считает президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов, - проблема состоит в том, что школа к этой ситуации не готова". Например, такой институт, как школа, по мнению Сергея Попова, изначально создавался в расчете на однородный состав учащихся и способен нормально функционировать только при условии одинакового культурного, образовательного и языкового уровня поступающих детей. Когда детский коллектив однороден по своему составу, возможно создание напряжения за счет разделения класса на отстающих и успевающих, заставляющего детей стремиться к получению хороших оценок в школьном аттестате как условия успешной социализации. В условиях же попадания в один класс людей с разным уровнем подготовки, в том числе и языковой, класс под педагогическим давлением разделяется не на успевающих и отстающих, а на приезжих и местных. А создаваемое напряжение работает уже не на рост успеваемости, а на усиление социальной границы между двумя группами детей.
Следующий момент, который тормозит правильное развитие темы в школьном коллективе, - это отношение к миграции вообще. "В обществе нет единства, какую Россию мы хотим видеть в будущем, - считает Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований. - То ли это будет Россия полиэтничная, многоконфессиональная, нуждающаяся в притоке эмигрантов в связи с серьезнейшими демографическими и экономическими проблемами. То ли мы будем ориентироваться на сохранение русско-православного ядра, на отказ от эмиграции, что предполагает совершенно иное выстраивание межэтнических и межконфессиональных отношений внутри России".
Этот разброд в умах и настроениях людей сказывается и на школе. В том смысле, что продуманного подхода к школьной работе с многонациональным составом нет. И школа опирается на установки прошлых лет. Как считает Владимир Мукомель, в 2000-х годах на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980-1990-х годов пришли "другие когорты, социализировавшиеся в другом, более ксенофобском социальном контексте. Они солидарны с самыми жесткими мерами по отношению к мигрантам и меньшинствам".
Поэтому, например, программы толерантности, ориентированные скорее на более лояльное детское сообщество, не приводят к желаемому результату. В Санкт-Петербурге городская программа "Толерантность" реализуется с 2007 года. Начиная с 2008 года в петербургских школах проходят уроки толерантности. В городах, в первую очередь мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге, на билбордах размещается социальная реклама, направленная на профилактику ксенофобии. Но, по данным последнего исследования Левада-Центра (январь 2011 года), уровень ксенофобии в молодом обществе растет по целому ряду показателей, несмотря на все предпринимаемые усилия. Это надо учитывать учителям.
Как и то, например, что дети мигрантов обладают большим оптимизмом, чем их московские сверстники. К такому выводу пришел социолог Александр Макаров, занимающийся исследованием темы адаптации детей-мигрантов в столичных школах. Социолог отмечает также, что только к старшим классам актуализируется этническая идентичность подростков. Значит, школьным учителям нужно еще и дифференцированно подходить к работе со школьниками из числа приезжих из дальнего и ближнего зарубежья. По-разному работать со старшеклассниками и младшеклассниками.
И, наконец, эксперты, занимающиеся темой, считают, что для выработки навыков межкультурного диалога и снижения влияния межкультурных различий на успешность социального взаимодействия прежде всего нужно проведение социально-психологических тренингов с главами диаспор и старейшинами, со всеми лицами, занимающими руководящие посты, учителями школ.
И только затем уже грамотная работа с самими детьми.

Елена ГЕРАСИМОВА. «Независимая газета», 10 августа 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.