Rambler's Top100

№ 471 - 472
20 июня - 14 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация, 2009 г.

Доклад о положении детей в мире 2011

Tuberculosis surveillance in Europe 2009

Финансирование здравоохранения в Европейском Союзе

Россия в цифрах 2011

По страницам журналов «Народонаселение» и «Вестник МГУ. Серия 6. Экономика»

Содержание журнала «Demographic Research»


Google
Web demoscope.ru

Sarah Thomson, Thomas Foubister,
Elias Mossialos

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Проблемы и стратегические решения

Серия исследований Обсерватории

Выпуск 17

ВОЗ, 2010, 270 страниц

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/126025/e92469R.pdf

14 стран ОЭСР, расположенные по возрастанию уровня стандартизованной по возрасту смертности от причин, которые поддаются лечению, 1997–1998 гг. и 2002–2003 гг. (стр. 14)

Страна

Смертность, которой можно избежать (стандартизованная, возраст 0–74 года, на 100000 населения)

Место в 1997–1998 гг.

Место в 2002–2003 гг.

Изменения

1997–1998 гг.

2002–2003 гг.

Франция

75,62

64,79

1

1

нет

Испания

84,26

73,83

2

2

нет

Швеция

88,44

82,09

3

5

-2

Италия

88,77

74,00

4

3

+1

Нидерланды

96,89

81,86

5

4

+1

Греция

97,27

84,31

6

6

нет

Германия

106,18

90,13

7

8

-1

Австрия

108,92

84,48

8

7

+1

Дания

113,01

100,84

9

10

-1

США

114,74

109,65

10

14

-4

Финляндия

116,22

93,34

11

9

+2

Португалия

128,39

104,31

12

13

-1

Соединенное Королевство

129,96

102,81

13

11

+2

Ирландия

134,36

103,42

14

12

+2

Примечание. Смертность, которой можно избежать, – смерть в возрасте до 75 лет, которую можно было бы предотвратить при своевременном и правильном лечении; данные по Дании за 2000–2001 гг., Швеции за 2001–2001 гг., США за 2002 г.

Величина страховых взносов, наличие верхнего предела взносов и их распределение между нанимателями и наемными работниками в странах Европейского союза, 2007 г. (стр. 39)

Страна

Величина взноса

Верхний предел

Соотношение величины взносов (НМ/НР)

AUT (Австрия)

Различна – в основном 7,5%

Да

Различно; примерно 50/50

BEL (Бельгия)

НР/НМ: 37,8%; сниженные ставки для ГС (7,3%) и СЗ (19,6%)

НР/НМ, ГС – нет; СЗ – да

65,5/34,5; ГС – 52/48

BGR (Болгария)

6%

Нет

70/30 (50/50 в 2009 г.)

CYP (Кипр)

НР/НМ: 12,6%; сниженные ставки для СЗ (11,6%) и Д (10%)

НР/НМ – да

50/50

CZE (Чешская Республика)

НР/НМ: 13,5%; для СЗ взносом облагается только 50% суммарного дохода

НР/НМ –
нет; СЗ – да

66/33

DEU (Германия)

Различна – в среднем почти 15%; с 2009 г. – единая ставка взноса

Да

50/50

EST (Эстония)

13%

Нет

100/0

FRA (Франция)

13,5% (для лиц с низкими заработками размер взноса снижен); ОСС – 5,25% (3,95% с пособий и пенсий)

Нет

94/6

GRC (Греция)

Различна – в основном 6,45%

Да

66/33

HUN (Венгрия)

15% + НМ ежемесячно платит твердую сумму (7,72 €) за каждого работника

Нет

73/27

LTU (Литва)

3% (НМ) и 30% (НР, СЗ) личного подоходного налога идет на здравоохранение; Ф и МЗ – 3,5% и 1,5% соответственно от минимального заработка; прочие – 10% среднего жалованья

Нет

100/0

LUX (Люксембург)

5,4%

Да

50/50

LVA (Латвия)

Часть личного подоходного налога идет на здравоохранение

Нет

0/100

NLD (Нидерланды)

НР/НМ – 6,5%; СЗ – 4,4%; П – 6,5% основной пенсии по старости, 4,4% всех дополнительных пенсий; лица старше 18 лет выплачивают определенную сумму взноса, устанавливаемую страховыми компаниями (в среднем 1106 в год)

Да

50/50

POL (Польша)

9%

Нет

0/100

ROU (Румыния)

13,5%

Нет

52/48

SVK (Словакия)

НР/НМ, СЗ – 14% (для инвалидов 7%)

Да

71/29

SVN (Словения)

НР/НМ, СЗ – 12,92% заработка до налоговых вычетов или пособия по болезни; П – 6,36% от пенсии или пособия по инвалидности

Нет

51/49

Примечания. ГС – государственный служащий; Д – имеющий договор добровольного медицинского страхования; МЗ – мелкий землепользователь; НМ – наниматель; НР – наемный работник; ОСС – Общий взнос социального страхования (Contribution Sociale Généralisée); П – пенсионер; СЗ – самостоятельно занятый; Ф – фермер.

Состояние здоровья и доступ к медицинской помощи: сравнение лиц, принадлежащих к государственной системе страхования и имеющих частное страхование, Германия, 2001–2005 гг. (стр. 69)

Доля

Государственная система страхования (%)

Частное страхование (%)

Люди старше 65 лет

22,0

11,0

Наличие хронических заболеваний*

23,0

11,5

Плохое состояние здоровья по собственной оценке*

21,5

9,0

Обращения к врачу общей практики*

81,0

55,0

Обращения к специалистам (амбулаторно)

47,0

45,0

Трудности с оплатой амбулаторно назначенных лекарственных средств*

26,0

7,0

Примечания. * Статистически значимо с учетом возрастных, различий, половых различий и разницы в доходах.

В целом можно выделить два основных направления реформ: усилия по обеспечению равенства доступа к медицинскому обслуживанию, особенно в "старых" странах ЕС, и недавний акцент на качество медицинской помощи и рациональное использование средств. Четыре "старых" страны ЕС предприняли важные шаги по достижению равенства доступа к медицинскому обслуживанию, расширив охват населения медицинской помощью. Бельгия и Нидерланды включили в государственную систему здравоохранения группы населения, ранее исключенные из него, а Германия собирается, начиная с 2009 г., впервые сделать медицинское страхование обязательным для всего населения. Во Франции право на медицинское обслуживание теперь дает проживание, а не занятость, как ранее; кроме того, введен Закон о всеобщем медицинском страховании, цель которого - обеспечить всему населению доступ к обязательному и добровольному страхованию. Кроме того, там, где частное медицинское страхование играет в системе здравоохранения важную заменяющую или дополняющую роль (например, в Бельгии, во Франции, в Германии, Нидерландах (до 2006 г.) и Словении), государственное вмешательство в деятельность рынка в последние годы усилилось как для того, чтобы обеспечить через частное страхование доступ к медицинской помощи, так и для того, чтобы смягчить отрицательные финансовые последствия для государственной страховой системы. Это вмешательство заключается в более жестком разграничении государственного и частного страхования (Германия), во введении механизмов выравнивания рисков (Германия, Ирландия, Словения), в требованиях для страховых компаний ввести свободную регистрацию и исчисление страховых взносов на основе усредненных доходов (Бельгия, Ирландия и Словения), налоговых льготах для страховых компаний, которые ввели свободную регистрацию и исчисление страховых взносов на основе усредненных доходов (Франция), требованиях для страховых компаний предлагать минимальный набор услуг (Германия, Ирландия), оплачиваемом государством частном медицинском страховании для групп населения с низкими доходами (Франция). Среди других мер по обеспечению равенства доступа к медицинской помощи - совершенствование порядка частичной оплаты медицинских услуг потребителями и меры, связанные со стратегическим распределением средств.

Стр. 110-111.

Системы здравоохранения в масштабе всего Европейского союза сталкиваются с одной общей проблемой: высокая стоимость услуг здравоохранения. Правительства стран ЕС стремятся к тому, чтобы растущее бремя расходов не ставило под угрозу основные ценности - такие как всеобщий охват медицинским обслуживанием, а также соблюдение принципов социальной справедливости в отношении финансирования и доступности услуг.

Данный обзор, сосредоточенный на задачах финансирования здравоохранения (сбор средств, их объединение и закупка услуг), а также на вопросах охвата медицинским обслуживанием, содержит анализ организации финансирования здравоохранения в странах Европейского союза, обзор основных тенденций в реформах финансирования за последние годы, а также способность этих реформ обеспечить достижение финансовой устойчивости.

Книга включает приложение с подробным описанием систем финансирования здравоохранения каждой из 27 стран Европейского союза.

Содержание

Благодарности
Примечание к тексту

Список сокращений

Список таблиц и рисунков

Резюме

Введение

1. Проблема устойчивости

1.1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
1.2. Способы решения проблемы фискальной устойчивости
1.3. Расходы здравоохранения и экономическая обстановка

2. Финансирование здравоохранения в ЕС

2.1. Общая схема анализа
2.2. Описательный анализ механизмов финансирования

3. Реформы финансирования здравоохранения: пути, тенденции и результаты

3.1. Увеличение поступления средств и изменения в соотношении механизмов их сбора
3.2. Борьба с раздробленностью процесса объединения средств
3.3. Расширение права на государственное медицинское обслуживание и разработка набора услуг
3.4. От пассивного возмещения затрат к стратегической закупке медицинских услуг

4. Выводы и рекомендации

4.1. Какие реформы с наибольшей вероятностью повысят устойчивость?
4.2. Существует ли оптимальный метод финансирования здравоохранения?
4.3. Рекомендации

Литература

Приложение А. Финансирование здравоохранения в государствах - членах ЕС: краткий обзор по каждой стране

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.