|
 |
Sarah Thomson, Thomas Foubister,
Elias Mossialos
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Проблемы и стратегические решения
Серия исследований Обсерватории
Выпуск 17
ВОЗ, 2010, 270 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/126025/e92469R.pdf
14 стран ОЭСР, расположенные
по возрастанию уровня стандартизованной по возрасту смертности
от причин, которые поддаются лечению, 1997–1998 гг. и 2002–2003
гг. (стр. 14)
Страна
|
Смертность, которой можно избежать (стандартизованная,
возраст 0–74 года, на 100000 населения)
|
Место в 1997–1998 гг.
|
Место в 2002–2003 гг.
|
Изменения
|
1997–1998 гг.
|
2002–2003 гг.
|
Франция
|
75,62
|
64,79
|
1
|
1
|
нет
|
Испания
|
84,26
|
73,83
|
2
|
2
|
нет
|
Швеция
|
88,44
|
82,09
|
3
|
5
|
-2
|
Италия
|
88,77
|
74,00
|
4
|
3
|
+1
|
Нидерланды
|
96,89
|
81,86
|
5
|
4
|
+1
|
Греция
|
97,27
|
84,31
|
6
|
6
|
нет
|
Германия
|
106,18
|
90,13
|
7
|
8
|
-1
|
Австрия
|
108,92
|
84,48
|
8
|
7
|
+1
|
Дания
|
113,01
|
100,84
|
9
|
10
|
-1
|
США
|
114,74
|
109,65
|
10
|
14
|
-4
|
Финляндия
|
116,22
|
93,34
|
11
|
9
|
+2
|
Португалия
|
128,39
|
104,31
|
12
|
13
|
-1
|
Соединенное Королевство
|
129,96
|
102,81
|
13
|
11
|
+2
|
Ирландия
|
134,36
|
103,42
|
14
|
12
|
+2
|
Примечание. Смертность, которой можно избежать,
– смерть в возрасте до 75 лет, которую можно было бы предотвратить
при своевременном и правильном лечении; данные по Дании
за 2000–2001 гг., Швеции за 2001–2001 гг., США за 2002 г.
Величина страховых взносов,
наличие верхнего предела взносов и их распределение между
нанимателями и наемными работниками в странах Европейского
союза, 2007 г. (стр. 39)
Страна
|
Величина взноса
|
Верхний предел
|
Соотношение величины взносов (НМ/НР)
|
AUT (Австрия)
|
Различна – в основном 7,5%
|
Да
|
Различно; примерно 50/50
|
BEL (Бельгия)
|
НР/НМ: 37,8%; сниженные ставки для ГС (7,3%) и СЗ (19,6%)
|
НР/НМ, ГС – нет; СЗ – да
|
65,5/34,5; ГС – 52/48
|
BGR (Болгария)
|
6%
|
Нет
|
70/30 (50/50 в 2009 г.)
|
CYP (Кипр)
|
НР/НМ: 12,6%; сниженные ставки для СЗ (11,6%) и Д (10%)
|
НР/НМ – да
|
50/50
|
CZE (Чешская Республика)
|
НР/НМ: 13,5%; для СЗ взносом облагается только 50%
суммарного дохода
|
НР/НМ –
нет; СЗ – да
|
66/33
|
DEU (Германия)
|
Различна – в среднем почти 15%; с 2009 г. – единая
ставка взноса
|
Да
|
50/50
|
EST (Эстония)
|
13%
|
Нет
|
100/0
|
FRA (Франция)
|
13,5% (для лиц с низкими заработками размер взноса
снижен); ОСС – 5,25% (3,95% с пособий и пенсий)
|
Нет
|
94/6
|
GRC (Греция)
|
Различна – в основном 6,45%
|
Да
|
66/33
|
HUN (Венгрия)
|
15% + НМ ежемесячно платит твердую сумму (7,72 €) за
каждого работника
|
Нет
|
73/27
|
LTU (Литва)
|
3% (НМ) и 30% (НР, СЗ) личного подоходного налога идет
на здравоохранение; Ф и МЗ – 3,5% и 1,5% соответственно
от минимального заработка; прочие – 10% среднего жалованья
|
Нет
|
100/0
|
LUX (Люксембург)
|
5,4%
|
Да
|
50/50
|
LVA (Латвия)
|
Часть личного подоходного налога идет на здравоохранение
|
Нет
|
0/100
|
NLD (Нидерланды)
|
НР/НМ – 6,5%; СЗ – 4,4%; П – 6,5% основной пенсии по
старости, 4,4% всех дополнительных пенсий; лица старше
18 лет выплачивают определенную сумму взноса, устанавливаемую
страховыми компаниями (в среднем 1106 в год)
|
Да
|
50/50
|
POL (Польша)
|
9%
|
Нет
|
0/100
|
ROU (Румыния)
|
13,5%
|
Нет
|
52/48
|
SVK (Словакия)
|
НР/НМ, СЗ – 14% (для инвалидов 7%)
|
Да
|
71/29
|
SVN (Словения)
|
НР/НМ, СЗ – 12,92% заработка до налоговых вычетов или
пособия по болезни; П – 6,36% от пенсии или пособия
по инвалидности
|
Нет
|
51/49
|
Примечания. ГС – государственный служащий; Д – имеющий
договор добровольного медицинского страхования; МЗ – мелкий
землепользователь; НМ – наниматель; НР – наемный работник;
ОСС – Общий взнос социального страхования (Contribution
Sociale Généralisée); П – пенсионер; СЗ –
самостоятельно занятый; Ф – фермер.
Состояние здоровья и
доступ к медицинской помощи: сравнение лиц, принадлежащих
к государственной системе страхования и имеющих частное страхование,
Германия, 2001–2005 гг. (стр. 69)
Доля
|
Государственная система страхования (%)
|
Частное страхование (%)
|
Люди старше 65 лет
|
22,0
|
11,0
|
Наличие хронических заболеваний*
|
23,0
|
11,5
|
Плохое состояние здоровья по собственной оценке*
|
21,5
|
9,0
|
Обращения к врачу общей практики*
|
81,0
|
55,0
|
Обращения к специалистам (амбулаторно)
|
47,0
|
45,0
|
Трудности с оплатой амбулаторно назначенных лекарственных
средств*
|
26,0
|
7,0
|
Примечания. * Статистически значимо с учетом возрастных,
различий, половых различий и разницы в доходах.
В целом можно выделить два основных направления
реформ: усилия по обеспечению равенства доступа к медицинскому
обслуживанию, особенно в "старых" странах ЕС, и
недавний акцент на качество медицинской помощи и рациональное
использование средств. Четыре "старых" страны ЕС
предприняли важные шаги по достижению равенства доступа к
медицинскому обслуживанию, расширив охват населения медицинской
помощью. Бельгия и Нидерланды включили в государственную систему
здравоохранения группы населения, ранее исключенные из него,
а Германия собирается, начиная с 2009 г., впервые сделать
медицинское страхование обязательным для всего населения.
Во Франции право на медицинское обслуживание теперь дает проживание,
а не занятость, как ранее; кроме того, введен Закон о всеобщем
медицинском страховании, цель которого - обеспечить всему
населению доступ к обязательному и добровольному страхованию.
Кроме того, там, где частное медицинское страхование играет
в системе здравоохранения важную заменяющую или дополняющую
роль (например, в Бельгии, во Франции, в Германии, Нидерландах
(до 2006 г.) и Словении), государственное вмешательство в
деятельность рынка в последние годы усилилось как для того,
чтобы обеспечить через частное страхование доступ к медицинской
помощи, так и для того, чтобы смягчить отрицательные финансовые
последствия для государственной страховой системы. Это вмешательство
заключается в более жестком разграничении государственного
и частного страхования (Германия), во введении механизмов
выравнивания рисков (Германия, Ирландия, Словения), в требованиях
для страховых компаний ввести свободную регистрацию и исчисление
страховых взносов на основе усредненных доходов (Бельгия,
Ирландия и Словения), налоговых льготах для страховых компаний,
которые ввели свободную регистрацию и исчисление страховых
взносов на основе усредненных доходов (Франция), требованиях
для страховых компаний предлагать минимальный набор услуг
(Германия, Ирландия), оплачиваемом государством частном медицинском
страховании для групп населения с низкими доходами (Франция).
Среди других мер по обеспечению равенства доступа к медицинской
помощи - совершенствование порядка частичной оплаты медицинских
услуг потребителями и меры, связанные со стратегическим распределением
средств.
Стр. 110-111.
|
Системы здравоохранения в масштабе всего Европейского
союза сталкиваются с одной общей проблемой: высокая стоимость услуг
здравоохранения. Правительства стран ЕС стремятся к тому, чтобы
растущее бремя расходов не ставило под угрозу основные ценности
- такие как всеобщий охват медицинским обслуживанием, а также соблюдение
принципов социальной справедливости в отношении финансирования и
доступности услуг.
Данный обзор, сосредоточенный на задачах финансирования
здравоохранения (сбор средств, их объединение и закупка услуг),
а также на вопросах охвата медицинским обслуживанием, содержит анализ
организации финансирования здравоохранения в странах Европейского
союза, обзор основных тенденций в реформах финансирования за последние
годы, а также способность этих реформ обеспечить достижение финансовой
устойчивости.
Книга включает приложение с подробным описанием систем
финансирования здравоохранения каждой из 27 стран Европейского союза.
Содержание
Благодарности
Примечание к тексту
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Резюме
Введение
1. Проблема устойчивости
1.1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
1.2. Способы решения проблемы фискальной устойчивости
1.3. Расходы здравоохранения и экономическая обстановка
2. Финансирование здравоохранения в ЕС
2.1. Общая схема анализа
2.2. Описательный анализ механизмов финансирования
3. Реформы финансирования здравоохранения: пути, тенденции
и результаты
3.1. Увеличение поступления средств и изменения в соотношении
механизмов их сбора
3.2. Борьба с раздробленностью процесса объединения средств
3.3. Расширение права на государственное медицинское обслуживание
и разработка набора услуг
3.4. От пассивного возмещения затрат к стратегической закупке
медицинских услуг
4. Выводы и рекомендации
4.1. Какие реформы с наибольшей вероятностью повысят устойчивость?
4.2. Существует ли оптимальный метод финансирования здравоохранения?
4.3. Рекомендации
Литература
Приложение А. Финансирование здравоохранения в государствах - членах
ЕС: краткий обзор по каждой стране
|