Rambler's Top100

№ 471 - 472
20 июня - 14 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Методические подходы к оценке вреда, наносимого пьянством и алкоголизмом

Пьянство и алкоголизм как фактор риска для здоровья населения Беларуси

Миграция в Беларуси

Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости

Повседневная жизнь и миграции населения (на примере белгородско-харьковского участка границы)

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости

Г. Н. Соколова1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2011, №5, с. 40-52)

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю рабочую силу из числа экономически активного населения. В сфере рынка труда не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и как в зеркале отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка труда зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно - уровень и структура занятости, незанятости и безработицы. Основное различие региональных рынков труда в Беларуси - не между собой, а между ними и рынком труда г. Минска. В результате того, что управление в течение десятилетий было приспособлено к требованиям командно-административной системы, ее организационно-правовому и экономическому механизму, регионы (области) Республики Беларусь социально как бы "на одно лицо", а экономически сохраняют отраслевую окраску и находятся в экономической и политической зависимости от центральных органов власти.

Между тем переход к рыночной экономике в корне изменяет положение регионов в политической, социальной и экономической системе государства. Происходят две важные трансформации: во-первых, демократизация системы способствует развитию самостоятельности регионов; во-вторых, рыночные отношения вызывают к жизни высокую социальную активность населения регионов. Все вместе взятое, в том числе природные ресурсы, производственная и социальная инфраструктура, дают толчок территориальным системам к саморазвитию. Сегодня можно наблюдать процессы регионального развития как в экономике, так и в социальной сфере, происходящие в различных территориальных системах государства.

Согласно концепции, заявленной в "Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.", конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей2. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы - предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.

Выбор в пользу социально ориентированной экономики порождает ряд проблем, главные из которых: проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей в обществе, предполагают потерю эффективности производства; проблема "оборотной стороны" экономических преобразований в виде возможных негативных социальных последствий; проблема учета экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ; проблема приведения в равновесие структур спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Подходы к анализу рынка труда

Движение от экономического взгляда на проблемы функционирования рынка труда к социологическому связано со стремлением показать "укорененность" экономических отношений в социальном устройстве общества. Это движение имеет серьезные перспективы и подкрепляется появлением более "мягких" направлений в самой экономической теории.

В экономическом контексте проблемами формирования рынка труда занимались многие исследователи. В страновом разрезе выделяются работы Э. Либановой и В. Приймака (Украина), В. Меньшикова (Латвия), Н. Волгина, Р. Капелюшникова, Р. Колосовой, Л. Чижовой и др. (Россия). Особенности становления и развития рынка труда в Беларуси активно исследуются отечественными авторами - Е. Ванкевич (методологические и методические направления анализа рынка труда); А. Головачевым (экономика труда); А. Моровой (социальная политика); Л. Нехорошевой (научно-технологическое развитие и рынок); Л. Тихоновой и Л. Шахотько (демографические аспекты рынка труда).

В социологическом плане "мостик" от экономического к социологическому анализу рынков прокладывает российский экономический социолог В.В. Радаев3. Он представил читателю солидный корпус зарубежных исследователей, анализирующих самые разные рынки, который сформировался к началу 2000-х годов. Так, Х. Уайт предложил экономико-социологический вариант теории производственных рынков. Предприняты небезуспешные попытки создания социологии рынков труда (Р. Сведберг и М. Грановеттер). Развивается проблематика международных рынков (Г. Джефери, А. Мартинелли, Н. Флигстин)4. Рынки превращаются в основной объект экономико-социологических исследований. Если экономистами преследуются цели разработки и совершенствования экономических механизмов регуляции рынка труда, то экономические социологи обращают особое внимание на социальные механизмы регулирования количественных и качественных характеристик спроса и предложения рабочей силы в условиях рыночных отношений.

Авторская концепция анализа рынка труда5 исходит из рассмотрения совокупного рынка труда как системы взаимодействия между спросом и предложением, охватывающей всю (занятую и незанятую) рабочую силу и обусловленной структурой занятости и социально-профессиональными характеристиками работников. Спрос на рабочую силу отражает природу и структуру занятости и определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Предложение отражает состояние незанятости и безработицы в экономике и охватывает все категории населения, претендующего на работу по найму. Текущий рынок труда представляет собой подсистему совокупного рынка труда, охватывающую незанятую рабочую силу и обусловленную подвижностью элементов внутренней структуры этого рынка. Совокупный рынок труда играет важную роль в процессе воспроизводства ВВП и создании благоприятного климата в обществе. Текущий рынок труда рассматривается как часть совокупного рынка, оставшаяся за пределами удовлетворенного спроса на труд, и определяется числом вакансий и числом лиц, занятых поиском работы. Данный подход позволяет рассмотреть состояние рынка труда на макро- и микроуровне и выделить механизмы регулирования занятости и безработицы на каждом из этих уровней. В рамках текущего рынка труда предмет исследования - эффективность взаимодействия государственной службы занятости в качестве главного инструмента рыночной инфраструктуры как с соискателями работы, так и с работодателями в лице предприятий и организаций. Текущий рынок труда можно представить как многосекторную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными частями: открытым и скрытым рынками труда (рис. 1).

Рисунок 1. Текущий рынок труда

Открытый рынок труда - это экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профессиональной подготовке, и вакантные места во всех секторах экономики. Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занятости населения. Неофициальная часть открытого рынка труда охватывает неучтенные вакансии и ту часть предложения рабочей силы, которая не зарегистрирована в государственной службе занятости населения.

Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов работы, рынков сбыта продукции и других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства. Официальная часть скрытого рынка труда регистрируется органами статистики. Она охватывает лиц, находящихся в отпусках по инициативе нанимателя, а также вынужденных по этим же причинам работать неполное рабочее время. Сюда относится также излишняя численность в связи с учтенными целодневными и внутрисменными потерями. Неофициальная часть скрытого рынка труда - это излишняя численность работников в связи с неучтенными целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени, а также из-за низкой фактической интенсивности и производительности труда. Необходимость подобного разделения текущего рынка труда обусловлена тем, что каждая из выделенных его частей характеризуется своими специфическими явлениями и процессами.

Для углубления содержательной характеристики рынка труда введем авторскую концепцию анализа в русло теории сегментации рынка труда, разработанной американскими экономистами П. Дерингером и М. Пайором для анализа внутренних рынков труда, создаваемых на крупных предприятиях6. По их мнению, формирование внутренних рынков труда обусловливается спецификой требующейся для данного предприятия профессиональной подготовки и, как следствие, необходимостью ее осуществления на рабочем месте, а кроме того, особенностями организационной культуры, неформальными внутрифирменными связями и отношениями, находящими свое выражение в традициях, нормах и правилах поведения работников. При этом движение рабочей силы на внутреннем рынке труда определяется не столько экономическими переменными, сколько административными правилами и процедурами.

В исследованиях европейских социологов Р. Ловериджа и А. Мока7 теоретические стандарты, заложенные П. Дерингером и М. Пайором и развитые Р. Эдвардсом, М. Рейчем и Д. Гордоном, интегрированы в модель классификации рынков труда, которая исходит из анализа различий между двумя сегментами в экономике - первичным и вторичным - с разной заработной платой и характеристиками занятости (рис. 2). Первичный сегмент рынка труда обладает высоким статусом работ, высокой заработной платой, хорошими предложениями со стороны работодателей в плане режимов рабочего времени и условий труда. Вторичный сегмент рынка труда характеризуется наличием безработицы, а также низкоквалифицированными работами, не требующими длительного обучения. Каждый из сегментов подразделяется в свою очередь на внутренний рынок труда (предприятие, организация, где уровни занятости и заработной платы определяются набором административных правил и процедур) и внешний, где решения о ценообразовании, размещении и профессиональном обучении контролируются экономическими показателями. Эти два вида рынка труда связываются движением рабочей силы между ними через определенные входы и выходы, при этом работы на внутреннем рынке защищены от непосредственных влияний конкурентных сил внешнего рынка.

Сектор 1 - официальная часть открытого рынка труда
Сектор 2 - неофициальная часть открытого рынка труда
Сектор 3 - официальная часть скрытого рынка труда
Сектор 4 - неофициальная часть скрытого рынка труда

Рисунок 2. Взаимодействие первичного и вторичного рынков труда

Работы в первичном внутреннем сегменте являются типичными для работников, стабильно занятых на предприятии (организации); требуют долговременного обучения специальностям, нужным предприятию; обладают гарантиями и хорошими перспективами продвижения, высоким уровнем автономии и высокими материальными поощрениями. Для первичного внешнего сегмента типичны востребованные специальности и профессии, прием на работу по набору профессиональных качеств специалистов.

Вторичный внешний сегмент рынка труда предлагает работы низкой квалификации, с малой автономией и низкой ответственностью, малыми и нестабильными заработками, неудовлетворительными условиями труда, включая сезонные работы. Вторичный внутренний сегмент продуцирует работы в основном низкого класса (статуса), с низкими гарантиями и малыми перспективами продвижения. Движение между первичным внутренним и вторичным внешним сегментами является скорее исключением из правил. Варьирует в определенных количествах и направлениях движение между смежными сегментами (первичным внутренним и первичным внешним, а также вторичным внутренним и вторичным внешним рынками труда), определяемое изменениями в спросе и предложении рабочей силы на рынке труда.

Главная характеристика официальной части открытого рынка труда состоит в возможности его достоверной количественной оценки посредством сбора обширной статистической информации. В развитии официальной части белорусского рынка труда можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1991-1996 гг.) - характеризуется переходом от административно-командного к экономическому механизму рынка использования трудовых ресурсов и становлением спросоограниченного рынка труда. Характерные тенденции этого периода - возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3). Отметим, что все страны с переходной экономикой испытали сходные тенденции. Нуждается в комментарии показатель роста общей безработицы на этом этапе, воспринимаемый как отрицательное явление. Представляется, что данный показатель начинал означать реальное состояние рынка труда и реальный объем работы государственной службы занятости8.

Второй этап (1996-2000 гг.) - характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю за количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный внешний рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный внешний рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости. Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что несомненно инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение "по соглашению сторон", когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение. Достигнутый на этом этапе (2000 г.) уровень регистрируемой безработицы - 2,1%, когда на 1 заявленную вакансию приходилось 2,9 зарегистрированных безработных в республике, отражал достаточно высокую напряженность на официальной части открытого рынка труда9.

Третий этап (2001-2005 гг.). Картина на официальной части открытого рынка не отражала всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снижается к концу 2005 г. в 1,5 раза (от 2,1 до 1,5% от экономически активного населения) по сравнению с 2000 г. Этому сопутствует уменьшение в 1,3 раза численности зарегистрированных безработных (от 96 до 76,5 тыс. человек) и снижение напряженности на официальной части открытого рынка труда (на 1 заявленную вакансию приходилось 1,9 зарегистрированных безработных). На этом этапе продолжается формирование неофициальной части открытого рынка труда, во многом связанной с самостоятельным трудоустройством временно незанятого населения, помимо государственной службы занятости населения.

Четвертый этап (2006-2010 гг.). Уровень регистрируемой безработицы продолжает неуклонно снижаться, достигнув к концу 2009 г. 0,9% к экономически активному населению. Этот процесс сопровождается дальнейшим уменьшением численности зарегистрированных безработных почти вдвое (с 76,5 до 42,2 тыс. человек) и снижением напряженности на официальной части открытого рынка труда (на 1 заявленную вакансию приходилось 1,2 зарегистрированных безработных)10. В 1,5 раза сократились сроки поиска работы и трудоустройства, уменьшилась средняя продолжительность безработицы. Однако трудоустройство осуществляется не на новые рабочие места, а на существующие, что объясняет статичный характер структуры занятости в республике без качественных изменений в структуре спроса. Очевидно, что в ходе четвертого этапа происходит стабилизация ситуации, свидетельствующая об окончательном оформлении официальной части открытого рынка труда, представляющей собой типичный вторичный сегмент этого рынка11.

В целом, по основным параметрам текущий рынок труда республики - это вторичный рынок, на котором концентрируются женщины, молодежь, лица без специального образования. Анализ динамики рынка с 2001 по 2009 г. свидетельствует о том, что он эволюционирует в направлении типичного вторичного внешнего рынка труда, с некоторым уменьшением доли женщин, выпускников, лиц с невостребованным высшим и средним специальным образованием.

Характеристика совокупного рынка труда в регионах республики

Современный рынок труда можно описать как сочетание и сосуществование следующих сегментов: высокой, но имеющей тенденцию к сокращению, официальной занятости; относительно невысокой, но принимающей хроническую форму регистрируемой безработицы; масштабной неполной (или частичной) занятости; вторичной занятости всех групп экономически активного населения. Несмотря на определенный компенсаторный эффект, позволивший избежать в первые годы реформ острого социального конфликта, такая модель вряд ли соответствует идеалам эффективного, цивилизованного и устойчиво развивающегося рынка труда, равно как и эффективной цивилизованной и устойчиво развивающейся экономики в целом12.

Белорусский рынок труда характеризуется традиционностью форм и структуры занятости и не может быть отнесен к разряду гибких и эффективно регулируемых рынков. Современные тенденции социально-экономического развития Беларуси обусловливают, с одной стороны, появление негативных социальных явлений на рынке труда (качественное несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы, неполная занятость), а с другой - наполнение новым перспективным содержанием уже имеющихся явлений и процессов (гибкие формы занятости, человеческий потенциал в сфере труда, конкурентоспособность трудовых ресурсов). В ходе эволюционного экономического развития возможна и необходима трансформация структуры занятости как ключевого условия рационального изменения структуры национального производства (создание высокотехнологичных производств, развитие сферы инновационных услуг и т.д.).

Эффективность функционирования рынка труда с количественной стороны предполагает полную занятость (вовлечение максимальной численности трудовых ресурсов в сферу общественного производства), а с качественной - экономически (рациональное использование трудовых ресурсов) и социально (оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства) эффективную занятость. В основе преобразования традиционной занятости в экономически и социально эффективную занятость просматривается, прежде всего, ориентация на потребности и интересы как общества и производства, так и индивида (населения); движение, по Д. Беллу, от "экономизации" к "социологизации" рынка труда, в ходе поиска и реализации перспективных направлений трансформации структуры и форм занятости в Беларуси.

Характеристика совокупного рынка труда в регионах и республике в целом представлена в табл. 1. Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого составила по республике в целом в 2009 г. 95,2% от наличных трудовых ресурсов, почти не изменяясь по регионам. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991 - 1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993 - 1995 гг. - сокращение, в 1996 г. численность вновь возросла и далее стабилизировалась на уровне 95%.

Таблица 1. Характеристика совокупного рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.

Трудовые ресурсы

Брест-
ская

Витеб-
ская

Гомель-
ская

Грод-
ненская

Мин-
ская

Моги-
левская

Минск

Республика Беларусь

Всего, %

100

100

100

100

100

100

100

100

тыс. чел.

882,8

798,2

920,3

684,3

869,5

710,5

1365,2

6230,8

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

94,5

95,3

94,7

93,3

94,0

94,4

92,9

95,2

Работающие в нетрудоспособном возрасте

5,5

4,7

5,3

6,7

6,0

5,6

7,1

4,8

Занятое население

71,4

71,3

72,0

74,0

77,4

71,5

78,8

74,2

Незанятое население

28,6

28,7

28,0

26,0

22,6

28,5

21,2

25,8

Учитываемое статистикой

13,7

14,2

14,7

14,2

10,6

14,6

18,4

14,7

- учащиеся и студенты

8,0

9,0

9,0

9,0

5,7

9,2

14,6

9,4

- женщины в отпусках по уходу за ребенком

3,9

3,1

3,8

3,4

3,4

3,3

3,1

3,5

- лица, получающие пособие по инвалидности

0,6

0,6

0,7

0,6

0,5

0,6

0,2

0,6

- зарегистрированные безработные

1,0

1,0

1,0

1,0

0,8

0,8

0,4

0,9

- лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах

0,2

0,5

0,2

0,2

0,2

0,7

0,1

0,3

Не учитываемое статистикой (другие), %

14,9

14,5

13,3

11,8

12,0

13,9

2,8

11,1

тыс. чел.

130,6

114,9

122,1

84,4

104,1

97,7

36,4

690,2

- незарегистрированные безработные, тыс. чел.

40,6

44,9

42,1

34,4

44,1

37,7

6,4

250,2

- трудовые мигранты, тыс. чел.

70,0

50,0

60,0

30,0

40,0

40,0

10,0

300,0

- лица, ведущие домохозяйство, тыс. чел.

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

70,0

- прочие, тыс. чел.

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

70,0

Рассчитано по: [Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (по данным баланса трудовых ресурсов). Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2010. с. 5-6; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010, с. 92-93].

Важнейшей составной частью трудовых ресурсов являются работающие лица старших возрастов, доля которых в 2000 г. составляла в республике 4,9%, в 2001 г. - 4,8%, в 2003 г. - 4,3%, в 2005 г. - 4,3%, в 2009 г. - 4,8%. Стабильный удельный вес данной категории населения свидетельствует о наличии спроса, с одной стороны, на специалистов высокой квалификации, опыт которых имеет непреходящее значение для обучения более молодых кадров, а с другой стороны - на вакансии рутинного труда, на которые молодежь идет неохотно. Стабильность этой части трудовых ресурсов обусловливается относительно благоприятным состоянием экономики и проводимой государством социально ориентированной политикой в отношении социально уязвимых групп населения.

Формирование переходного, смешанного рынка труда в Республике Беларусь включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Ситуация в сфере занятости, незанятости и безработицы отражается в результатах социально-экономических обследований домашних хозяйств Республики Беларусь13.

В табл. 1 показано, что в общем объеме трудовых ресурсов статистикой не учитываются (входят в рубрику "другие") 690,2 тыс. чел., что составляет 11,1% от трудовых ресурсов. К этой группе принято относить незарегистрированных безработных, наряду с трудовыми мигрантами, лицами, ведущими домохозяйство и прочими (по оценкам экономистов, трудовые мигранты составляют примерно 300 тыс. человек). Исходя из опыта республиканского социологического мониторинга, ежегодно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 2002 по 2009 г., доля лиц, ведущих домохозяйство, составляет примерно 1% от трудовых ресурсов, т.е. 70 тыс. человек в 2009 г.; доля тех, кто входит в рубрику "прочие", находится в этих же пределах (70 тыс. чел.).

Исходя из этих расчетов, в 2009 г. количество незарегистрированных безработных в республике составило 250,2 тыс. (4,0% от трудовых ресурсов и 5,4% от экономически активного населения). Аналогичные расчеты, сделанные по областям, позволяют отразить в табл. 2 общую картину уровня регистрируемой (0,9%), нерегистрируемой (5,4%) и общей (6,3%) безработицы по регионам и республике в целом. Для сравнения отметим, что в России уровень общей безработицы, измеряемой в ходе выборочных обследований домохозяйств, составил в 2008 г. 6,3% к экономически активному населению (при уровне регистрируемой - 2,0%)14.

Таблица 2. Уровень регистрируемой, нерегистрируемой и общей безработицы по регионам и республике в целом, 2009 г.

В среднем за год

Брест-
ская

Витеб-
ская

Гомель-
ская

Грод-
ненская

Мин-
ская

Моги-
левская

Минск

Республика Беларусь

Экономически активное население, тыс. чел.

637,7

575,6

670,2

512,1

678,5

512,9

1080,9

4667,9

Зарегистрированные безработные, тыс. чел.

6,5

6,5

7,0

5,4

5,5

5,0

4,4

40,3

Незарегистрированные безработные, тыс. чел.

40,6

44,9

42,1

34,4

44,1

37,7

6,4

250,2

Уровень регистрируемой безработицы, %

1,0

1,1

1,1

1,1

0,8

1,0

0,4

0,9

Уровень нерегистрируемой безработицы, %

67,4

7,8

6,3

6,7

6,5

7,3

0,6

5,4

Уровень общей безработицы, %

7,4

8,9

7,4

7,8

7,3

8,3

1,0

6,3

Рассчитано по: [Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (по данным баланса трудовых ресурсов). Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2010, с. 5-6, 95, 109].

Статистический анализ уровня и структуры занятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, - это работники в трудоспособном возрасте (95,2%) и работающие пенсионеры (4,8%). Коэффициент занятости по республике составляет 74,2% (см. табл. 1). Специфика занятости анализируемых группировок отражает то, что до 90% от общего числа занятых - работники по найму; периодичность занятости такова, что 95% имеют постоянную работу; полную занятость (основную работу с полным рабочим днем (неделей) имеют 95% занятого населения). Возможность регулирования феномена занятости за счет изменения его структурных компонентов - специфики, периодичности и полноты занятости - незначительна.

Характерна для республики проблема неэффективной занятости населения. Для сферы занятости типичен высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Уровень скрытой безработицы в форме вынужденной неполной занятости составлял, по оценкам специалистов, в 2000 г. 10% от среднесписочной численности работников, в 2002 г. - 14,1%, в 2007г. - 3,4% от среднесписочной численности работников. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине вынужденной неполной занятости 76% приходилось на промышленность. Сегодня около 9% работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме, что оборачивается нерациональным использованием рабочей силы. Особенно высок уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности - 27% и машиностроении - 22% от среднесписочной численности работников15.

К главным причинам, препятствующим высвобождению избыточной рабочей силы, относятся социальная ответственность руководства, нежелание создавать напряженность в коллективе; высокие финансовые и организационные издержки, сопряженные с высвобождением излишних работников; стремление сохранить статус предприятия; технологические ограничения и др. Сюда же следует отнести фактор низкой доли заработной платы в издержках ряда производств, что не заинтересовывает в экономии рабочей силы и высвобождении работников.

Анализ структуры незанятого населения республики, составляющего 25,8% от трудовых ресурсов, показывает, что основные группировки, учитываемые государственной статистикой (14,7%), - это учащиеся и студенты (9,4% от трудовых ресурсов), женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста (3,5%), лица, получающие пособие по инвалидности (0,6%), зарегистрированные безработные (0,9%), лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах (0,3%). Остальные 11,1% (незарегистрированные безработные, трудовые мигранты, лица, ведущие домохозяйство и прочие) представляют собой незанятое население, не учитываемое государственной статистикой, т.е. вносимое оптом в рубрику "другие" (табл. 1).

Сравнительный анализ незанятости в разных регионах республики показывает, что доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет в Брестской области - 14,9%, Витебской - 14,5%, Гомельской - 13,3%, Гродненской - 11,8%, Минской - 12%, Могилевской - 13,9%, Минске - 2,7% от трудовых ресурсов каждого из регионов16. Для служб государственной статистики эти лица не выступают работниками, а их трудовая деятельность нигде и никак не фиксируется. Они составляют неофициальную часть открытого рынка труда регионов. Определенная часть выезжает на работу в страны ближнего зарубежья без оформления трудовых отношений (по оценкам экономистов, до 300 тыс. человек).

Характеристика текущего рынка труда в регионах

Анализ регистрируемой безработицы. Текущий рынок труда охватывает, в его официальной части, зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой, кроме рынка труда Минска (табл. 3). Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения, с численностью населения не более 20 тыс. человек, составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси17.

Таблица 3. Характеристика официальной части текущего рынка труда в регионах Республики Беларусь, 2009 г.

В среднем за год

Брест-
ская

Витеб-
ская

Гомель-
ская

Грод-
ненская

Мин-
ская

Моги-
левская

Минск

Республика Беларусь

Уровень регистрируемой безработицы, коэффициент

1,0

1,1

1,1

1,1

0,8

1,0

0,4

0,9

Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел.

6,5

6,5

7,0

5,4

5,5

4,9

4,4

40,3

Число свободных рабочих мест и вакансий, тыс.

3,9

3,3

3,9

2,9

4,8

2,9

12,8

34,5

Нагрузка безработных в расчете на одну вакансию, чел.

1,7

1,9

1,8

1,9

1,1

1,7

0,4

1,2

Структура безработных по полу, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужчины

37,3

45,9

40,3

44,8

45,9

40,5

48,1

43,0

Женщины

62,7

54,1

59,7

55,2

54,1

59,5

51,9

57,0

Структура безработных по возрасту, %

 

 

 

 

 

 

 

 

16 - 19 лет

7,0

6,5

7,7

7,2

9,7

7,3

11,6

8,0

20 - 29 лет

33,0

27,6

34,8

29,9

32,9

32,7

34,6

32,2

30 - 49 лет

44,1

45,4

41,8

47,0

43,8

42,0

37,9

43,3

50 лет и старше

15,9

20,5

15,7

15,9

13,6

18,0

15,9

16,5

Структура безработных по уровню образования, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшее

9,1

8,4

8,6

10,1

6,4

9,0

24,7

10,3

Среднее специальное

40,9

35,4

40,0

37,7

38,4

45,0

32,8

38,6

Общее среднее

42,4

35,2

39,8

44,2

44,1

36,9

32,5

39,6

Общее базовое

7,6

21,0

11,6

8,0

11,1

9,1

10,0

11,5

Средняя продолжительность безработицы, месяцев

4,9

4,3

4,4

4,6

3,6

3,0

2,8

4,0

Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, %

58,0

56,4

56,3

63,6

50,5

67,4

36,6

55,7

Источники: [Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010, с. 109, 110, 112, 114].

В качестве дополнительных критериев монополизации рынка труда, по мнению российских специалистов18, могут выступать: занятость на одном или двух предприятиях одной отрасли не менее 25% к общей численности занятых в экономике города; выпуск одним или двумя предприятиями не менее 50% общего объема промышленной продукции города; формирование одним или двумя предприятиями города не менее 30% городского бюджета; наличие значительной географической удаленности населенного пункта от альтернативных рынков труда других городов.

По данным критериям, к моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских поселений Беларуси. Градообразующее предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города ведет к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей); скрытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей), внутреннего рынка труда градообразующего предприятия.

В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы (труд низкой квалификации). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%).

Анализ структуры общей безработицы. При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица, возникшая в результате несоответствия структур спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспектах, усугубляется циклической безработицей, связанной со снижением деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства и "сжатие" рынка труда в 2008-2009 гг. Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что в регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы (по отношению к экономически активному населению) значительно выше, чем в Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части.

Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы.

Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это - включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением "теневой экономики" и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь19.

Анализ занятости, незанятости и безработицы в регионах и республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения20. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.

Причины такого явления кроются в самой практике регулирования трудовой занятости в Беларуси. Для представителей вторичного внешнего рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в оплате коммунальных услуг). Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.

Итак, уровень и структура общей безработицы являются результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда. Характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе.


1 СОКОЛОВА Галина Николаевна - доктор философских наук, профессор, заведующая отделом Института социологии НАН Беларуси
2 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь. Минск: Юнипак, 2004. c. 17
3 Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13
4 Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Отв. ред, В. В. Радаев, М. С. Добрякова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
5 Соколова Г. И. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. Минск: Белорус, наука, 2006. с. 45-85.
6 Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets Manpower Analysis. Lexington, 1971. с. 10-30
7 Loveridge Ft., Mok A. Theories of Labour Market Segmentation. Brussels, 1989. с. 90-115
8 Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 59.
9 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108.
10 Там же.
11 Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина "официальная часть открытого рынка труда" будем употреблять более общий термин "текущий рынок труда".
12 Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Молевой. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. с. 23.
13 Выборочные обследования домашних хозяйств ежегодно проводятся Научно-исследовательским институтом Национального статистического комитета Республики Беларусь. Генеральная совокупность составляет 3855 тыс. домохозяйств, объем выборочной совокупности определяется в 0,2% от генеральной совокупности. В выборочную совокупность от каждого из 7 регионов Республики Беларусь входят по 1000 семей, включающих в себя в общей сложности 10 тыс. жителей от 16 до 70 лет. Выборочная совокупность репрезентирует генеральную по признакам пола и возраста с погрешностью не более ±1,0%, а по оценочным показателям - ±2,0%. С учетом данной погрешности выводы обследований можно экстраполировать на генеральную совокупность, т.е. население Беларуси.
14 Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. с. 129
15 Боровик Л. С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые диспропорции // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2008. N 9. С. 74 - 86.
16 Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (по данным баланса трудовых ресурсов). Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2010. с. 6
17 Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 96-98
18 Лексин В., Швецов А. Городская Россия - проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал. 2002. N 2. с. 14-15.
19 Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. 2001. N 4. С. 91-99.
20 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 109

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.