Rambler's Top100

№ 469 - 470
6 - 19 июня 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о человеческом развитии в странах СНГ
«Завтра твоей страны» о рождаемости в Белоруссии
«Наше мнение» о демографических проблемах Белоруссии
«Georgiatimes.info» о демографической ситуации в Грузии
«День» о здоровье и смертности населения Украины
«Газета.Ru» о рождаемости в России
«Парламентская газета» о материнском капитале
«Российская газета» о законопроекте по ограничению абортов
«Белорусские новости» о семейном насилии в Белоруссии
«Российская газета» об организованном привлечении трудовых мигрантов
«Московские новости» об ограничениях управления внутренней миграцией в России
«Новая газета» и «Ведомости» об эмиграции из России
«Белорусские новости» о возможном росте эмиграции из Белоруссии
«The Washington Times» об угрозе исхода беженцев из Йемена
«RT» о миграции и политических дискуссиях во Франции

«Телеграф» о налогах на работающих за границей граждан в Латвии
«ВШЭ в Санкт-Петербурге» об исследовании детей мигрантов
«Огонек» о пенсионной системе и экономике России
«Коммерсантъ» о пенсионном возрасте в России

«FINANCE.UA» о новациях пенсионной реформы на Украине
«Ведомости» о трудовых проблемах молодежи
«Белорусские новости» о проблемах детей в Белоруссии
«Новые известия» о доступности жилья в России
«Полит.ру» об арабских революциях
«Свободная пресса» о продолжительности жизни элиты
«Деньги» о цене человеческой жизни
«Новая газета» об итогах переписи 2010 года
«Новая газета» об особенностях отношения властей СССР к семейно-брачным отношениям
«Lenta.Ru» о разрешении разводов на Мальте
«Financial Times» о цунами и узах Гименея
«Los Angeles Times» о «дне рождения» СПИДа
«Der Spiegel» о кишечной инфекции в Европе
«Los Angeles Times» о праве умереть
«Российская газета» об одном демографическом саммите
«The Times» о мировой продовольственной проблеме

о здоровье и смертности населения Украины

52 миллиона украинцев — реально ли?

Николай ПОЛИЩУК: Для снижения смертности в Украине необходимо создать условия, чтобы молодые семьи хотели рожать детей

За 20 лет независимости ни одному президенту и премьер-министру не удалось сделать самое главное — остановить вымирание нации. К сожалению, украинцы на пороге демографической пропасти. Нас уже не 52 млн., как было в начале исторического возвращения независимости, а 45 млн. 770 тыс.! Катастрофические цифры говорят о приоритетности здоровья нации для власти всех уровней. Виктор Янукович, который в своей предвыборной программе обещал, что нас снова будет 52 млн., начал одну из самых сложных реформ — реформу медицины. Что нужно сделать, чтобы реформа состоялась, а не превратилась в очередной пиар Президента и его обещаний в рамках «Украины для людей», как сделать так, чтобы рождаемость опережала смертность, мы спросили экс-министра здравоохранения, доктора медицинских наук, экс-председателя Национального совета по вопросам здравоохранения, известного нейрохирурга, председателя «Ассоциации борьбы с инсультом», председателя Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Украину» Николая ПОЛИЩУКА.

«...РЕФОРМУ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАЧИНАЮТ ЗАГОВАРИВАТЬ»
— Еще 19 ноября 2010 года Президент Виктор Янукович подписал поручение о реформировании системы здравоохранения, направленное на повышение качества и доступности медпомощи для граждан Украины. Время летит быстро, прошел год, как Виктор Федорович стал президентом. Как вы оцениваете действия его команды в направлении реформирования медицины?
— Президент сделал чрезвычайно ценную вещь, объявив реформирование отрасли здравоохранения, программу реформирования поручил разрабатывать не Министерству здравоохранения, а Комитету экономических реформ под председательством Ирины Михайловны Акимовой. Экономический комитет, на мой взгляд, поработал довольно плодотворно. Члены этого комитета начинали работу не с нуля, они взяли существующие наработки. О реформировании в отрасли здравоохранения говорится с 2000-го, когда Кабинет Министров разработал соответствующую концепцию, а президент Л. Д. Кучма подписал ее в 2001 году. Кстати, довольно хорошая концепция. Позже, в 2003 году, Кабмин утвердил постановления, которые касались именно реформирования отрасли здравоохранения. В 2005 году Министерство здравоохранения пыталось провести реформирование отрасли (тогда господин Николай возглавлял МЗ. — Ред.), однако следующий министр отменил все, что было наработано. Практически с конца 2005 года и вплоть до 2010 года все министры говорили, но никто ничего так и не сделал.
Сами медики не сделают реформы в отрасли здравоохранения, это могут сделать только экономисты, — то есть тот, кого нужно реформировать, сам себя не реформирует. Так что команда Виктора Федоровича довольно эффективно сработала, определив ответственным за реформирование экономический комитет. Сегодня на основе уже существующих наработок разработана довольно неплохая программа реформирования. Единственное, что все это надо было делать в масштабах всего государства, а не в трех регионах. Думаю, три региона были определены для того, чтобы в какой-то мере избежать большой социальной напряженности, которая сегодня существует в обществе по поводу и пенсионной, и налоговой реформы, и в т.ч. медицинской. Реформа медицины будет более уязвимой, чем скажем пенсионная или другие.
Таким образом, комитет разработал, но реализовывать ее должны исполнительные структуры. И вовсе не обязательно утверждать эту программу в Верховной Раде, Кабинет Министров своим постановлением может определить необходимость ее проведения именно в этих трех пилотных регионах. Длительное промедление и ожидание всенародного обсуждения и непринятие резкого решения, а решение должно было приниматься резко и исходить от Министерства здравоохранения как исполнительной структуры Кабинета Министров, тормозит процесс реформирования. После этого Кабмин должен был срочно подготовить соответствующее постановление. Реформы проводятся быстро. В январе—феврале реформа обсуждалась публично на радио, телевидении, во время проведения круглых столов, инициированных экономическим комитетом. То есть обсуждение на уровне специалистов состоялось, а сегодня идет «заговаривание».
— Господин Николай, очевидно, что цель реформирования медицины — это улучшение здоровья нации. Что должна учитывать власть, внедряя реформу медицинской системы?
— Целью реформы является оптимизация предоставления медпомощи. Министерство здравоохранения, по словам Николая Михайловича Амосова, — это министерство болезней, ведь оно сегодня занимается болезнями, а не здравоохранением, за исключением одного департамента — санитарно-гигиенического профилактического. Другие департаменты занимаются лечением болезней. Программа, разработанная экономическим комитетом, могу сказать на 100%, улучшит доступность к медицинским услугам, она будет иметь профилактическую направленность, если будет введен врач общей семейной практики, как юридическое лицо и фондодержатель, и фондораспорядитель поличностного финансирования. Тогда он будет выполнять и профилактическую работу. Единственный недостаток этой программы в том, что предусматривается создание амбулаторий — консультативных поликлиник семейной практики для семейных врачей. Этого не нужно делать административным путем. Врачи общей семейной практики в процессе работы сами должны определить, что нужно для оптимизации их работы, иначе такие поликлиники будут работать на выполнение плана, а это не улучшит ситуацию.
Власть должна учитывать, что чрезвычайно большое сопротивление будут оказывать не столько люди, сколько медики. Противниками реформ в отрасли здравоохранения будет так называемая «элита», я бы назвал ее «медицинская верхушка», так как медикам, узким специалистам реформирование здравоохранения сегодня не нужно. Работая в учреждениях государственной и коммунальной собственности Киева, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы и т.д., они довольно неплохо живут. Уже появились официальные тарифы за оказанную медпомощь, сравнив которые с тарифами частных клиник Киева, то могу сказать, что в частных клиниках медпомощь дороже всего на 30—40%.

УКРАИНЦЫ ВЫМИРАЮТ ИЗ-ЗА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
— Всемирный банк представил четвертое исследование «Основные причины высокого уровня смертности в Украине». Среди главных выводов: украинцы продолжают вымирать, особенно мужчины трудоспособного возраста. Наибольшая часть украинцев, 82%, умирает вследствие неинфекционных, то есть хронических болезней. Это инфаркты — 40% всех смертей, инсульты — 12%, а также онкологические заболевания. Такой уровень в два — три раза выше европейского. Каковы причины такой ситуации и что, с вашей точки зрения, нужно сделать, чтобы существенно снизить такие неутешительные проценты?
— Нужно уточнить: 82% смертности составляют неинфекционные заболевания и еще 12% — травматизм. Травматизм — механическая, термическая, химическая травма, а это асфиксии, утопления и т.д. 60—70 тысяч ежегодно гибнет внезапной смертью от травм и отравлений. Это значительно больше, чем количество инфарктов. Смертность при инфарктах достигает от 10 до 17%. За прошлый год зафиксировано 106 тысяч инсультов, при которых процент смертности превышает 30%. То есть — от инсультов умирает втрое больше людей, чем от инфарктов. Сердечно-сосудистые проблемы составляют 62% в структуре смертности людей.
— Николай Ефремович, каковы причины?
— В первую очередь это социальные, экономические и медицинские проблемы. От ДТП, ожогов, бытового травматизма, суицидов в Украине умирает в 8—10 раз больше людей, чем в Европе. Первой причиной являются табакокурение, данные Всемирного банка подтверждают это. 100—110 тысяч, по некоторым данным 115 тысяч людей в Украине умирает от табака и причин, связанных с ним: инфаркты, инсульты, онкология, всяческие аллергические заболевания, из которых 10% составляет смертность от пассивного курения. Очень хорошо, что у нас есть Закон о запрете табакокурения в общественных местах. Второе место занимает алкоголь. Только от отравлений алкоголем умирает 9—10 тысяч человек ежегодно. А если принять во внимание, что алкоголь является причиной механических травм, таких как падение с высоты, производственная травма, самоубийство, то можно сказать, что от алкоголя умирает не меньше людей, чем от употребления табака. 70% мужчин трудоспособного возраста умирает от алкоголя. Если мы посмотрим статистику Украины за 2009 год, то до 30 лет в Украине большее количество мужчин, чем женщин, в возрасте 40—60 лет — большее количество женщин, на 147 женщин приходится 100 мужчин.
Говорят, что смертность начала увеличиваться в годы независимости. Это неверно. Смертность в Украине начала возрастать с 1958 года, резче возросла в 1966 году, и потом этот темп продолжился в годы независимости. Украина с 1958 по 1991 год по темпам вымирания была первой среди стран бывшего Советского Союза. Основными причинами были социальные и экономические. Я посмотрел данные Госкомстата по Киеву в 2008 году и увидел, что в городе не зарегистрировано ни одной смерти от отравления алкоголем. У меня возникает вопрос: что это? Почему так? Я работаю в больнице скорой медпомощи, регулярно раз в неделю консультирую, осматриваю больных, и знаю, что смертность от отравлений алкоголем в Киеве больше, но данных нет. Это — вопрос, в том числе и к медикам.
— На самом деле же люди умирали...
— Очень много, но списывают на другие причины. Данные статистики часто неправдивы. Я хотел бы подчеркнуть, что в послании Президента четко вырисовывается ответственность первых лиц за регионы. Должна быть ответственность не просто за ВВП, но и за здоровье, так как ВВП на здоровье не работает. Президент также четко декларирует направленность на пропагандирование здорового образа жизни, это чрезвычайно важно. Но здоровым образом жизни и разработкой соответствующих программ должно заниматься не Министерство здравоохранения, — министерство, которое лечит болезни, не может разрабатывать программу «Здоровая нация». Такую программу, как это было в 2007 году, должно разрабатывать Министерство социальной политики вместе с Министерством семьи и молодежи, Министерством финансов и экономики, туда могут быть привлечены работники Министерства здравоохранения. Но давать разрабатывать программу тем, кто заинтересован в затрате денег на лечение, а не на оздоровление, это абсурд.
— Почему ни одному президенту или правительству так и не удалось остановить высокий уровень смертности украинцев, которая, к сожалению, растет? ООН прогнозирует, что в 2050 украинцев будет 25 миллионов.
— Если сравнить данные 2003—2005 гг. с последними годами, можно заметить уменьшение уровня смертности. В 2007 году смертность достигала 16,4 промилле, в 2008-ом — 16,2 промилле. В 2009 году смертность уменьшилась, как ни парадоксально, на 2400 человек, при этом 2000 человек погибли в ДТП. До принятия закона о штрафах при ДТП ежедневно в Украине погибало 24 человека. В 2007 году погибло 10 тысяч человек на дорогах или вследствие ДТП, или по другим причинам. Тогда как в 2010 году погибло около 6 тысяч человек, то есть уменьшилось количество погибших вследствие аварий. Такая положительная тенденция состоялась в основном за счет принятия закона. Сегодня в день умирает около 12—14 человек, раньше этот показатель достигал от 20 до 24 человек. Начиная с 2007 года, заметна тенденция уменьшения количества инфарктов, инсультов. Такую тенденцию можно связать с комплексом мер, в том числе и из-за уменьшения в Украине количества курильщиков на 4,5 миллиона. То есть с принятием закона о табакокурении, введением более жестких мер при тех же формах лечения, уменьшилось количество заболеваний и уровень смертности. Из-за увеличения стоимости алкогольных напитков на 20% количество отравлений уменьшилось. Комплекс мер социального характера, ограничение доступа к ядам и просветительская деятельность позволит уменьшить смертность на 30—40%. Однако нужно использовать жесткие меры, не популярные, но их надо принимать.
— Виктор Янукович в своей предвыборной программе «Украина для людей» пообещал работать над тем, чтобы нас снова было 52 миллиона. В то же время демографы говорят, что даже если в каждой семье будет по 3 ребенка, то из-за высокого уровня смертности остановить демографический кризис невозможно.
— 52 миллиона украинцев не будет. Разве, если мы примем из Ливии, из арабских стран людей и предоставим им гражданство, но надо будет сразу принять несколько миллионов, включая женщин, и выплачивать такие выплаты за рождение детей, как мы платим украинцам.
— Не будет в ближайшей перспективе или в ближайшие 10—20 лет?
— И через 20, и через 30 лет не будет. Тенденция идет не к тому, чтобы воссоздавать себе подобных, а к тому, чтобы строить карьеру. В обществе распространяется очень много негативных явлений, чего только стоят инициативы о разрешении людям нетрадиционной ориентации усыновлять детей. Конечно, они воспитают подобного себе ребенка, не способного родить. Прежде всего, необходимо создать условия, чтобы молодые семьи хотели рожать детей, а для этого нужна адекватная зарплата, адекватное жилищное обеспечение, а также ряд законодательных, административных мер. Обязательно нужно принимать жесткие законы в отношении факторов, которые содействуют увеличению смертности: дорожно-транспортное движение, это поведенческие реакции и заболевания, в том числе ВИЧ/СПИД. Люди должны нести моральную, административную или материальную ответственность, так как 60—70 тысяч людей умирает от болезней, вызванных поведенческими заболеваниями и ДТП. Очевидно, что резкое ограничение на употребление табака и алкоголя достигается, прежде всего, запретом рекламы, уменьшением доступа через повышение цен, ограничением продажи, ограничением мест потребления. При этом государственные органы должны оперативно реагировать на нарушение законодательства.

СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЫХ
— Великий хирург Николай Пирогов в свое время сказал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Надо спасать здоровых людей. Что для этого нужно сделать?
— Сохранение здоровья здоровых — основа здравоохранения, именно здравоохранения, а не медицины. Профилактические осмотры, диспансеризация — все это напрасная трата денег в никуда. Поэтому на уровне государства должны быть созданы возможности сохранения общественного здоровья, на уровне личности — сохранения личного здоровья. И эта мотивация создается через санитарно-просветительские программы: строительство доступных для людей спортивных комплексов. Почему у нас нет хорошего футбола? Потому что у нас исчез дворовый футбол, негде играть. В спортивной школе могут заниматься дети, родители которых способны заплатить. Недаром Аргентина, Бразилия, страны Африки и Южной Азии имеют довольно хороших футболистов, так как у них развит «дворовый» футбол. Надо развивать спорткомплексы на уровне дворов, школ, ЖЭКов и т.д. Престиж здорового человека должен быть культом. И обязательно запрет вредных привычек. Об этом нужно заботиться как на уровне государства, так и на уровне семьи. Необходимо рекламировать и показывать успешных, здоровых людей, которые достигли успеха не из-за того, что они курят или пьют пиво и щеголяют этим на телеэкранах или бил-бордах, получив деньги, а наоборот — успешные, потому что не имеют вредных привычек и ведут здоровый образ жизни.
— Недавно вы, вместе с другими известными врачами (Екатерина Амосова, Людмила Воробьева, Вячеслав Каминский) обратились к Президенту с просьбой поддержать законопроект №5164, который предлагает полностью запретить рекламу сигарет. Такая антитабачная мера способна уменьшить распространенность курения на 6%. Сегодня сложилась довольно сложная ситуация с этим законопроектом. Почему сегодня так сложно принять такой необходимый украинцам законопроект?
— Прежде всего, это экономические причины. В 2007 году поступления от акциза на табачные изделия в бюджет составляли около 2,7 миллиардов гривен, в 2010 году после повышения акцизов поступления увеличились до 13 миллиардов гривен. Это означает, что табачные компании выплатили в государственную казну в 4 раза больше. Табачные компании заинтересованы сохранить свои прибыли, сверхприбыли. Они могут сохранить их путем привлечения новых курильщиков, так как те, кто уже бросил и почувствовал, что им легче, уже курить не будут. А привлечение новых курильщиков возможно с помощью рекламы. Итак, табачные компании готовы заплатить деньги кому угодно, в том числе депутатам-лоббистам непосредственно или же профинансировать некоторые их мероприятия. То есть взятка может быть прямой или косвенной. Кроме того, представители табачной индустрии финансируют большие группы экспертов, которые контролируют процесс, анализируют и вносят поправки в законопроект № 5164 о полном запрете рекламы, спонсорства и стимулировании продажи табачных изделий. Поскольку, ратифицировав Рамочную конвенцию по борьбе с табаком в 2006 году, Украина обязалась полностью запретить рекламу, мы должны сделать это.

Беседовали Анна ГОПКО, Юлия СОЛОХА. «День», 2 июня 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.