Rambler's Top100

№ 469 - 470
6 - 19 июня 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Динамика численности и структуры населения Беларуси

К проблеме измерения численности населения Беларуси

Демографическая ситуация в республике Беларусь: тенденции и проблемы

Целевые индикаторы демографической политики: правилен ли наш выбор?

Молодая семья как объект / субъект семейной политики

Наука о жизни. Интервью с Евгением Андреевым

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Молодая семья как объект/субъект семейной политики

Жанна Чернова1
(Опубликовано на сайте "Полит.ру", 30 ноября 2010 года, http://www.polit.ru/analytics/2010/11/30/family.html)

Понятие молодой семьи появилось и стало активно использоваться в научной литературе и официальных документах с начала 1980-х годов и "отвечало реалиям советского времени". Политика государства в отношении семьи позднесоветского периода была направлена на повышение уровня рождаемости, снижение числа разводов (значительная часть которых приходилась на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года), что привело к выделению молодой семьи (пара, где возраст супругов/родителей не превышает 30 лет) как особого типа, требующего специальных мер поддержки, главным образом, связанных с улучшением материальных и жилищных условий. Категория "молодая семья" является изобретением советской социальной политики, в западной литературе в качестве самостоятельно категории данный термин не используется. Для анализа социально-психологических, экономических проблем, с которыми сталкиваются супруги в первые годы семейной жизни, как правило, используется теоретическая рамка, связанная с изучением этапов жизненного цикла семьи (family life cycle) или "семейного жизненного курса" (family life course). Разные модели социальной политики западных стран также не оперируют данной категорией, не выделяют молодую семью (пару, где возраст супругов не превышает 30 лет) в качестве особого объекта социальной и семейной политики. Представляется, что категория молодая семья является сконструированной в рамках позднесоветской социальной политики для решения определенных социально-демографических задач. Преодоление демографического кризиса, ставшее одним из приоритетных направлений внутренней политики государства в 2000-е годы, делает данную категорию вновь актуальной и полезной для достижения поставленных целей в сфере репродукции.

Семейная политика современной России: пятый нацпроект

Послание Президента РФ Федеральному собранию 2006-го года было знаковым для формирования современной модели семейной политики в России. В начале 2000-х годов только наметился переход к эксплицитной пронаталистской направленности действий государства в отношении семьи; социальная политика в целом имела черты либеральной модели с фокусом поддержки наиболее нуждающимся категориям граждан. После Послания-2006 стало очевидным, что преодоление демографического кризиса и решение "семейного вопроса" является "пятым" национальным проектом, для успешной реализации которого государство готово мобилизовать как экономические, так и идеологические ресурсы (в качестве примера можно привести проведение в 2008 году Года Семьи в России). В этот период обозначился устойчивый тренд в направленности государственной поддержки: от предоставления помощи малоимущим и нуждающимся гражданам с семейными обязанностями (что было характерно для политики 1990-х - начала 2000-х годов) к уделению особого внимания и заботы "благополучной" семье. Семейная политика, направленная на семью, вообще перестает оцениваться как эффективная, т.к. она не привела к ожидаемым результатам (стабильно высокий уровень рождаемости, снижение числа разводов, укрепление семейных ценностей); государственные программы начинают диверсифицироваться, "объект заботы" становится все более дробным.

Семейная политика: молодежный вариант

Обоснование необходимости разработки молодежной семейной политики как особого направления семейной политики РФ представлено в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи, утвержденным 8 мая 2007 года Минобрнауки России, № АФ-163/06. Необходимость разработки и реализации специальной государственной политики в отношении данной категории семей артикулируется в связи с положениями двух принципиально важных документов, формирующих каркас современной семейной политики России. К ним относятся Послание Президента РФ к ФС РФ 2006 г. и Концепция демографического развития РФ до 2025 года. Наряду с этим выделяется ряд "объективных и субъективных факторов", определяющих целесообразность введения молодежной семейной политики. К ним относятся, во-первых, "количественный" показатель: к 2006 году в РФ насчитывалось более 6 миллионов молодых семей - это около 20 миллионов граждан. Для сравнения можно привести данные о том, что численность населения РФ на 1 августа 2006 года составила 142,4 млн. человек, то есть молодые люди, состоящие в браке, составляют 1/7 часть населения в целом. Во-вторых, негативные демографические тенденции, связанные со стремительным старением населения, делают молодежь, по мнению разработчиков Концепции, важным "демографическим резервом" как с точки зрения пополнения трудовых ресурсов в будущем, так и для решения демографических проблем. Репродуктивный потенциал, которым обладают молодые семьи (приводятся данные о том, что ? общего числа детей появляется у родителей моложе 30 лет), также наделяет их особой значимостью в глазах государства, предпринимающего определенные действия в отношении семьи в целом. Как отмечается в Концепции, "эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации". В-третьих, отмечаются высокие риски, характерные для молодой семьи, связанные с ее нестабильностью и высоким уровнем разводов. Приводятся данные о том, что 1/3 всех разводов приходися на семьи, существующие менее года, еще 1/3 разводов - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода для лиц до 20-летнего возраста в два раза выше, чем для представителей более взрослой группы. Высокая степень нестабильности такой категории семей связана с "молодостью" - определенным этапом жизненного цикла как индивида, так и самой семьи, заключающимся в адаптации молодых людей к новым семейным и родительским ролям. Отмечается, что средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, около 70% заключаемых браков - первые. С молодостью супругов, которые фактически только закончили вузы и находятся на старте профессиональной карьеры, связано то (и это особо подчеркивается в Концепции), что молодые семьи по сравнению с другими типами семьей находятся в более сложном материальном положении - и, как следствие, нуждаются в поддержке как со стороны государства, так и со стороны родителей молодых супругов. Выделение этих двух социальных агентов - государства и старшего поколения - как основных поставщиков благосостояния позволяет говорить об усилении патернализма (в государственном и традиционном смысле), приписывании молодой семье пассивной роли объекта заботы со стороны "старших".

Что такое молодая семья как объект особого внимания государства?

Правильными с точки зрения официального дискурса будут два варианта ответа: первый - официально зарегистрированный брак, где возраст каждого из супругов не превышает 30 лет; второй - неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого тоже не превышает 30 лет, а также одного и более детей. Как можно интерпретировать данную официальную конструкцию? То, что в категорию "молодая семья" не включаются супруги/партнеры, проживающие в незарегистрированном браке, в возрасте до 30 лет, не имеющие детей, позволяет говорит о том, что молодая семья приобретает легитимный статус в глазах государства при соблюдении двух условий: наличие зарегистрированных отношений супругов и/или наличие как минимум одного ребенка. Такое нормирование семейно-брачного поведения молодых людей вполне вписывается в общую пронаталистскую направленность современной российской семейной политики, основные меры которой состоят в экономическом стимулировании рождаемости и лимитированности других видов поддержек семьям с детьми (наиболее яркой иллюстрацией является нехватка мест в ДОУ). Декларированной целью молодежной семейной политики является "становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в том числе стимулирование рождаемости детей и их воспитания". Показательной является нормативная модель, для достижения которой государство готово инвестировать определенные материальные, временные и прочие ресурсы, - "благополучная молодая семья". Это важная категория не только для Концепции, но и для официального дискурса в отношении семьи; в тексте документа уделяется достаточно много внимания тому, что представляет собой эта модель семьи, каковы показатели и уровни благополучия молодой семьи как социального института. Остановимся на их рассмотрении более подробно.

Модель "благополучной молодой семьи" предполагает наличие юридически оформленных отношений между супругами: "благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке"; это полная семья: "благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей"; она предполагает выполнение "репродуктивной нормы": "благополучная семья должна иметь такое количество детей, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону". В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института выделяются следующие индикаторы: "обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства; обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей; обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей". В том случае, если новая молодежная семейная политика будет эффективной, то ожидаемыми результатами будут выступать не только абстрактное повышение ценности семьи и семейного образа жизни, но и вполне конкретные изменения в брачно-репродуктивном поведении молодых людей: "минимизация доли "гражданских" браков в общем числе браков, приводящих к созданию молодых семей"; повышение уровня рождаемости, способствующее стабилизации и улучшению демографической ситуации; снижение уровня внебрачных рождений, а также "снижение числа разводов и уменьшение числа неполных семей", и, наконец, "значительное развитие семейных форм воспитания: увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей". Кроме последнего пункта все остальные заявленные в Концепции показатели позволяют сделать вывод о том, что государственная политика в отношении молодых семей, так же, как и семейная политика в современном варианте носит явный пронаталистский характер, в ней присутствуют неотрадиционалистские черты: фокус на зарегистрированные браки, стимулирование рождаемости, рассмотрение в качестве нормативной "благополучной" полной модели семьи. Выделение молодой семьи как особого объекта социальной политики, обоснование необходимости разработки специального направления семейной политики - молодежной семейной политики - предстает как попытка конституирования молодежи в качестве "демографического резерва", нацеленного на выполнение социальных функций и репродуктивных установок. "Демографический резерв" формируется посредством введения возрастного ценза (до 30 лет), обусловленного репродуктивным потенциалом молодых граждан, отдается однозначное предпочтение формально зарегистрированным союзам, полным семьям, обозначается "репродуктивная норма", на выполнение которой должна быть ориентирована молодая семья, претендующая на статус "благополучной".

Таким образом, использование в дискурсе государственной политики модели "благополучной молодой семьи" (полная семья, где родители состоят в зарегистрированном браке и воспитывают не менее двух биологических детей) направлено на формирование и институционализацию четко прописанной нормы семейных отношений, маркировании других типов семьи как неблагополучных, отклоняющихся, что сводит все многообразие семейных и родительских отношений к одному нормативному образцу. Данный образец детерминируется определенным биологическим возрастом и теми институционально закрепленными социальными ролями, которые должны, с точки зрения государства, выполнять представители этой возрастной когорты. "Объективация" молодой семьи в официальном дискурсе сводит представление о молодой семье исключительно к ее репродуктивной функции, подменяет реальные культурные, социальные и экономические потребности людей интересами государства, связанными с приростом населения.

"Второй демографический переход": западный вариант

В современных западных странах в последние десятилетия происходят существенные изменения в области гендерных отношений, демографического и семейного поведения мужчин и женщин. "Второй демографический переход", который переживают страны Западной Европы с середины 1970-х годов, является результатом движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, большей толерантности и восприимчивости к новым ценностям и моделям поведения. Данное изменение связано с переходом от "золотого века" брака к его закату (широкое распространение юридически неоформленных форм совместной жизни и альтернативных форм семьи); переходом от детоцентристской модели семьи к индивидуалистически ориентированной "зрелой" паре партнеров с одним ребенком; переходом от превентивной контрацепции, предназначенной для предотвращения рождений ранних детей, к сознательному планированию рождения каждого ребенка; переходом от унифицированной модели к плюралистическим моделям семьи. Плюрализация форм семейных отношений затрагивает не только отношения между супругами/партнерами, но также и родительско-детские отношения. В первую очередь это находит свое выражение в появлении и распространении помимо традиционной нуклеарной семьи монородительских семей (материнских или отцовских), когда семья состоит из одного родителя и детей, проживающих вместе с ним; гражданских браков или партнерств; бинуклеарных семей, состоящих из разведенных родителей, вступивших в новые союзы, и совместно воспитывающих общих детей и др.

Широкое распространение гражданских (незарегистрированных) браков, партнерских отношений - как гетеросексуальных, а так и гомосексуальных - в странах Западной Европы в последнее десятилетие привело к увеличению количества рождений детей у партнеров, не состоящих в зарегистрированном браке. Как показывают данные, в начале 2000-х годов, почти во всех европейских странах доля внебрачных рождений возросла более чем на 10 %, а в некоторых странах - более чем на 50 %. Существуют вполне определенные различия между количеством внебрачных рождений и моделью семейной политики государства. Для скандинавских стран характерен высокий уровень внебрачной рождаемости, уже в 1980-х годах количество внебрачных рождений было там достаточно высоким (Исландия - 64%, Швеция - 56%, Норвегия - 50%). В начале 2000-х большинство внебрачных рождений в Европе приходилось на скандинавские и североевропейские страны - в то время, как в странах Южной Европы, с семейной политикой, направленной на воспроизводство традиционного гендерного порядка, уровень внебрачной рождаемости остается достаточно низким, ниже 10% (Кипр - 3,5%, Греция - 4%, по данным на 2000 г.).

Одно из основных отличий современного родительства заключается в том, что современное родительство становится более рефлексивным, появляется так называемое сознательное или ответственное родительство. Это означает, что родительство становится результатом индивидуального выбора мужчин и женщин, вписанного в их общий жизненный проект. Как отмечают исследователи, европейцы становятся родителями намного позже, чем в предыдущие годы, поскольку решение о рождении ребенка принимается ими в более позднем возрасте. Увеличивается временной разрыв между временем вступления в брак и рождением первого ребенка. Возрастает количество бездетных браков или партнерств. Это связано с возникновением так называемого отставленного родительства, когда супруги или партнеры планируют рождение ребенка исходя из собственных жизненных планов, выбирая наиболее оптимальное с их точки зрения время, которое может быть связано с теми или иными этапами жизни индивидов, например: окончание учебы, достижение определенного профессионального статуса, материального благополучия и пр. Отставленное родительство также дает им возможность для личной и профессиональной реализации, достижения социальной и психологической зрелости и готовности к осуществлению заботы о ребенке, обеспечения его благосостояния. В этом смысле феномен отставленного родительства связан с изменением тех значений, которые приписываются материнству и отцовству в современном обществе. Родительство, являясь значимой частью жизненного проекта индивидов, предполагает большую ориентацию на эмоциональные потребности ребенка, выполнение эмоциональной работы и осуществление заботы о нем обоими родителями, что может до известной степени ограничивать их профессиональные возможности по сравнению с людьми, не имеющими детей. Кроме того, возможен полный отказ от родительства, в этом случае люди сознательно принимают решение не иметь детей, что не связано с состоянием их репродуктивного здоровья, характером супружеских/партнерских отношений, маритальным статусом. Сама возможность принятия такого решения показывает то, что родительство перестает быть предписанной ролью, а становится результатом личного выбора индивида.

За последние десятилетия отставленное родительство становится распространенной практикой для многих европейских стран. Так, если в 1980 году только в некоторых странах Западной Европы средний возраст женщин при рождении первого ребенка составлял 25 лет и старше, то в 2000 году он поднялся до 30 лет. Данные показывают, что во всех европейских странах за последние 20 лет произошло увеличение возраста женщин при рождении первого ребенка. Если в начале 1980-х годов только в шести странах (Финляндии, Франции, ФРГ, Нидерландах, Швеции и Швейцарии) первое рождение ребенка у женщин происходило в возрасте 25 лет и старше, то в начале 2000-х годов это стало характерным практически для всех европейских стран, включая постсоветские и бывшие социалистические страны. Более того, в некоторых странах средний возраст первого рождения ребенка стал составлять 30 лет.

Изменение репродуктивных и семейных паттернов жителей западных стран выражается в увеличении числа разводов и, как следствие, роста числа одиноких родителей, воспитывающих детей. В западном дискурсе для обозначения такого типа семей используется понятие монородительство. Сам этот термин появился относительно недавно, хотя как социальное явление монородительство существовало достаточно давно, так как наряду с нуклеарными семьями были также овдовевшие супруги и матери-одиночки. Данное понятие используется не только для того, чтобы подчеркнуть многообразие семейных отношений, характерное для современного общества, которое не могло быть адекватно изучено в рамках нормативного представления о семье, состоящей из двух родителей и детей, но также для того, чтобы легитимировать этот тип родительства, обозначить его широкое распространение в странах Западной Европы. Наименование таких семей как монородительские является показательным - особенно в сравнении с отечественным дискурсом как советского, так и постсоветского периода, поскольку оно предполагает большую нейтральность и не несет в себе негативной коннотации в сравнении с понятием неполная семья, которая связывается с отклонением от нормы. Появление и использование этого термина - монородительство - в языке официальных документов, государственных программ и научных исследований демонстрирует большую толерантность к многообразию семейных отношений и конфигурации родительских ролей.

Таким образом, "второй демографический переход", изменения в гендерной культуре, экономическая эмансипация женщин привели к тому, что произошла плюрализация семейных отношений, когда традиционная модель нуклеарной семьи перестала рассматриваться в качестве нормативного образца, а другие типы семейных отношений - как отклонение от нормы. Это привело к тому, что супружество и родительство разделились, родительство стало более многообразным, оно основывается не только на биологическом родстве между родителем и ребенком, в центре внимания оказались вопросы качества взаимоотношений, социальной заботы о детях. Наряду с этим родительство становится сознательным выбором партнеров (сознательное родительство). Сознательное родительство как проект стало соотноситься с жизненными планами мужчин и женщин, когда они делают выбор между продолжением образования и/или работой и принятием решения о рождении ребенка, возникает так называемое отставленное родительство. Увеличивается потребность в поддержке со стороны других социальных акторов, в первую очередь, государства, выработке и реализации политики, "дружественной семье" (family friendly policy), чтобы совмещать профессиональные и родительские обязанности, расширяется репертуар супружеских и родительских ролей, который непосредственно связан с моделью семейной политики, вписан в более широкий контекст гендерной культуры общества, определяющей гендерное разделение труда в сфере родительства и возможности его изменения.

Пронаталистский вариант современной семейной политики, в пользу которого сделало выбор государство, ставит Россию вне контекста западных трендов гендерных отношений. Неотрадиционализм как устойчивая тенденция трансформации гендерных отношений в современной России отмечался многими исследователями с конца 1990-х годов; на сегодняшний день можно говорить, что данная тенденция является доминирующей, а также об институционализации традиционалистского дискурса в отношении семьи. В чем он заключается? Во-первых, в общественном и политическом дискурсе произошла абсолютизация семьи, приписывание ей наивысшей ценности, идеализация традиционной модели семьи и патриархатных гендерных отношений. Так, например, по словам Дмитрия Медведева, основная цель проведения Года Семьи заключается в том, чтобы "вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века". Во-вторых, для неотрадиционалистов характерно негативное отношение к деятельности государства в отношении семьи, реализуемой на предыдущем этапе, советская семейная политика рассматривается как политика, направленная на разрушение традиционной семьи. В-третьих, происходит сведение всего многообразия функций, выполняемых семьей в современном обществе, исключительно к репродукции. Однодетные и малодетные семьи рассматриваются в рамках традиционалистского дискурса как негативное явление. В качестве нормативного типа провозглашается семья, состоящая из двух родителей и трех-четырех детей. В рамках данного дискурса пропаганде многодетности уделяется особое внимание. В-четвертых, кризисное состояние семьи связывается с негативными процессами, происходящими в обществе, поэтому необходимо повысить значимость семейных ценностей. В-пятых, современный этап семейной политики, реализуемый в России, выделение особого направления молодежной семейной политики направлен на поддержку только одного социально желаемого типа семьи (семья с двумя родителями и тремя и более детьми). Стимулирование рождаемости и воспроизводство населения рассматриваются наиболее важными задачами семейной политики, что делает ее фактически синонимом демографической политики. Реализуемые меры ориентированы на предоставление материальных поддержек семье, фактически амплитуда поддержек государства сконцентрирована на периоде "от зачатия до младенчества". Не столь пристальное внимание уделяется целому ряду вопросов, связанных с высоким уровнем "реальных" затрат семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка, решением жилищных проблем, дефицитом мест в детских дошкольных заведениях, отсутствием поддержек для совмещения женщинами материнских и профессиональных обязанностей (part-time, гибкий рабочий график и др.), алиментными обязательствами родителей, не проживающих совместно с ребенком.

Выделение категории молодой семьи как особого института и объекта заботы со стороны государства позволяет говорить о том, что молодежь рассматривается как "демографический резерв" для мобилизации которого предпринимаются вполне определенные шаги, в первую очередь, экономического характера. При этом целый комплекс проблем, с которым сталкивается молодые родители в своей повседневной жизни, остается вне фокуса внимания государства. Между тем, молодежь, не имеющая советского опыта государственного патернализма, могла быть рассмотрена с точки зрения потенциала для интеграции в либеральные модели социальной политики. Не были разработаны и реализованы на практике релевантные механизмы социально-экономического включения молодежи, в том числе молодых семей, ориентированные на создание условий для самореализации и самообеспечения, базирующиеся на партнерских, а не патерналистских отношениях между гражданином и государством: поддержка молодежного бизнеса, эффективная система трудоустройства, стипендиальные фонды, кредитование.
личестве.


1 - Автор - к.с.н, доцент кафедры социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ СПб. Статья подготовлена при поддержке Фонда Генриха Белля

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.