Rambler's Top100

№ 455 - 456
21 февраля - 6 марта 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ», «Новая газета», «РБК daily» и «Российская газета» о первых итогах реализации концепции демографического развития России
«Ng.by» о демографической политике в Белоруссии
«Новые известия» о временном порядке расчета декретных выплат
«Slon.ru» о рождаемости в России глазами «Демоскопа»
«Белорусские новости» о том, где рожать хорошо
«Новые известия» о затухании нацпроекта «Здоровье»
«Би-би-си» и «Gazeta.Ru» о демографических перспективах России глазами Standard & Poor's
«Вести.Ру» о демографических проблемах России глазами Кудрина
«Ведомости» о «серебряной экономике» и возможных выгодах от старения
«Телеграф» о демографических проблемах Латвии
«Украинская правда» о пенсионных проблемах Украины
«Le Figaro» и «Русская Германия» о мультикультурализме в Европе
«Независимая газета», «Ведомости» и «Эксперт» о России и «мультикультурализме»
«Коммерсантъ-Plus» о «мультикультурализме» в Молдавии
«Ведомости» о национальном вопросе в России
«Независимая газета» о национальных и миграционных проблемах Украины
«Фонд «Нораванк»» о будущем мусульманском населении мира
«Коммерсантъ» об исламе в России
«Би-Би-Си» и «Ведомости» о регистрации иностранцев в России

«Ведомости-Санкт-Петербург» о привлечении иностранных работников в Санкт-Петербурге
«Российская газета» о проблемах гражданства в России
«Деньги» о возможностях эмиграции из России
«Независимая газета» о беженцах из Туниса
«bbcrussian.com» об алкогольных проблемах в мире
«OPOVOonline» о потреблении алкоголя и смертности в Бразилии
«The Independent» о потреблении алкоголя в Молдавии
«Obozrevatel.com» о снижении алкогольной смертности на Украине
«Деньги» о происхождении и «цене» СПИДа
«The Washington Post» о проблеме СПИДа на Украине
«Новые известия» о «гриппозной истерии»
«The Observer» о том, нужно ли уничтожать вирус оспы
«Новые известия» о проблемах гендерного равенства в России
«Первое сентября» и «Русский репортер» о молодежи в России и мире
«Ведомости» о занятости и безработице
«Профиль» о возможном введении уголовного наказания за семейный киднеппинг
«Lenta.Ru» о рекорде по убийствам
«Эксперт» о старении и клеточных технологиях
«Independent» о бесплодии как проблеме расселения в космосе
«Российская газета» о перспективных обследованиях населения Росстатом

… о «мультикультурализме» в Молдавии

Пепел как символ умственной чистоты

На минувшей неделе главный редактор, демагог и публицист газеты Timpul Константин Тэнасе разразился очередным опусом, озаглавленным "Европа посыпает голову пеплом. Что остается делать нам, румынам?" Обращаясь к поднятой лидерами некоторых европейских государств проблеме - надо заметить, весьма актуальной для Старого Света! - автор пытается приладить этот тришкин кафтан на Молдову, делая при этом совершенно несуразные выводы. Впрочем, в какие бы слова не были облечены эти выводы, они остаются все теми же, что и в начале 90-х гг. прошлого века: русский язык запретить напрочь, нацменьшинства ликвидировать как таковые, а кому это не по душе - "Чемодан - вокзал - Россия!" Прямо скажем, немного нового выдал господин (или, может, лучше по-домашнему - домнул) Тэнасе. Но давайте подробнее остановимся на том, о чем шла речь в Европе и что неверно понял наш доморощенный стратег ликвидации национальной идентичности этнических меньшинств.
Итак, Константин Тэнасе обращает внимание читателей на серию заявлений европейских лидеров, в частности, канцлера Германии Ангелы Меркель и премьера Великобритании Дэвида Кэмерона, суть которых сводилась к тому, что современной Европе следует отказаться от политики "мультикультурализма", поскольку доктрина "мультикультурного государства" в нынешнем ее виде потерпела полный провал. В частности, речь шла о том, что "иммигранты должны приложить больше усилий для того, чтобы интегрироваться в общество". Так, Меркель, выступая на съезде Христианско-демократического союза сказала: "Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке".
А вот цитируемые редактором Timpul слова Кэмерона (они названы "самой важной идеей речи Кэмерона"): "Свобода слова, свобода вероисповедания, демократия, верховенство закона, равные права вне зависимости от расы, пола или сексуальной ориентации - это то, что характеризует нас как общество. Принадлежать этому обществу - значит верить в эти ценности. В своих странах мы должны недвусмысленно и упрямо отстаивать принципы, которые защищают нашу свободу. Иммигранты должны изучать английский и говорить на нем, каждый человек от министра до простого избирателя должен активно противостоять тем, кто придерживается экстремистских взглядов; надо отказаться от пассивной толерантности и политики мультикультурализма, которая поощряет сегрегацию, жизнь в разобщенных и отделенных друг от друга общинах. Мы потерпели фиаско в попытке предоставить общее видение обществу, которого придерживались бы все; мультикультурализм заставил некоторых членов белого сообщества чувствовать себя неловко, быть неправильно понятыми; расизм и нетерпимость осуждаются, но когда недопустимые мнения исходят из уст представителей не белого сообщества, мы ведем себя слишком осторожно в осуждении их".
Ухватившись за высказывания британского и германского лидеров, г-н Тэнасе моментально садится на любимого конька и начинает распекать нынешнее и все предыдущие руководства Молдовы с момента обретения нашей республикой независимости в том, что они, "несмотря на исчезновение с карты мира Союза", не придали особого статуса титульной нации страны - молдаванам, или этническим румынам. В то же время права русскоязычных защищены лингвистическим законодательством, и русский язык, распространенный во всех областях деятельности, продолжает подавлять своей повсеместной распространенностью язык национального большинства - молдаван. "Носителей румынского языка унижают день за днем в любом магазине, где их просят "говорить по-людски"", - плачется автор на бедственное положение государственного языка.
Молдавское население и русскоязычные нацменьшинства (русские, украинцы, болгары, гагаузы и т.д.), по утверждению автора статьи, живут в "параллельных мирах". Более того, оказывается, нацменьшинства (поощряемые, оказывается, кишиневской политической элитой, включая политиков правого толка), с оглядкой на Восток нагло диктуют Молдове внутреннюю политику в отношении... себя же! Просят, к примеру, каких-то привилегий в ущерб большинству! А когда молдаванин защищает свою честь, это "жестко санкционируется и расценивается как румынский национализм, расизм, ксенофобия и призыв к межэтнической ненависти". Эти наглые русскоязычные, по мнению К.Тэнасе, дошли до того, что пытаются даже ущемить "элементарное и фундаментальное право народа определять, как он правильно называется и на каком языке говорит".
Кроме самих национальных меньшинств автор нашел еще одного виновника отсутствия гармонии (видимо, это должно подразумевать, с точки зрения Тэнасе, полную амнезию в отношении своей национальной идентичности, готовность стоять по стойке "смирно" и безукоризненно выполнять отданные на государственном языке команды "сидеть", "лежать", "молчать", "не рыпаться") в межнациональных отношениях. Это якобы Бюро межэтнических отношений, на "содержание которого тратятся огромные суммы из бюджета", а занимается оно "чем угодно, но только не гармонизацией". Выражаясь словами самого автора, хочется спросить: а не многовато ли лжи? Бюро на протяжении всех лет своего существования финансируется по остаточному принципу, в то время как многочисленные программы оплачиваются грантами зарубежных финансовых доноров, так что не следует вводить в заблуждение читателей газеты Timpul.
Нельзя оспорить лишь одного утверждения г-на Тэнасе. Национальная политическая элита действительно "кокетничает с меньшинствами", но уточним - исключительно в ходе предвыборных кампаний и впадая в стойкую амнезию по окончании избирательных эпопей, что позволяет ей напрочь забывать о данных на встречах с избирателями обещаниях. Причем не только на встречах с русскоязычными, но и с родным титульным большинством тоже. Тут все национальности Молдовы действительно равны!
Но вернемся к началу. Ухватившись за "провал доктрины мультикультуризма", г-н Тэнасе забыл пояснить главное, чем вызвана речь, к примеру, Ангелы Меркель. А все дело в том, что старая добрая Европа на самом деле стареет, и не как континент - тут ее старость не оспоришь! - а в демографическом плане. Германия ежегодно провожает на пенсию около 200 тысяч немцев, и при отсутствии естественного воспроизводства населения страна вынуждена возмещать нехватку рабочей силы в стране, преимущественно в неквалифицированных областях трудовой деятельности, путем привлечения иностранных рабочих. На протяжении почти трех десятилетий не только в Германию, но и в другие страны Европы на правах трудовых мигрантов или политических беженцев въехали миллионы человек, причем это преимущественно выходцы из Турции, с Ближнего Востока, Африки. Они принесли с собой новые для Европы религии (не только ислам), жизненный уклад, традиции. От рабочего на конвейере требовалось понимать отдаваемые начальством команды да умение оперативно закручивать гайки, выворачивать мусорные баки в приемное устройство мусоровоза, мыть посуду, убирать помещения да резать овощи на конвейерных пищеблоках фабрик быстрого питания, трудиться на бойнях, где даже при европейских стандартах неистребим специфический запах. Они должны были отработать отмеренный контрактом срок и уехать в свою страну. Они не должны были впитывать в себя дух европейской цивилизации, чтобы без сожалений покидать так и не обжитые места. Для их детей организовывались школы, где подрастающее поколение трудовых мигрантов также учили только начаткам языка страны пребывания, чтобы они не стали достойными соперниками в поиске достойной работы своим сверстникам из числа коренных граждан страны пребывания. Их не вовлекали в культурную и политическую жизнь и т.д. Они были в восприятии коренного населения временщиками, на адаптацию, абсорбцию которых в социум не нужно тратить средства - побудут и уберутся...
Вот какой была на самом деле прикрытая двойными стандартами и аксиомами о правах человека мультинациональная европейская политика мультикультурализма. И такая политика действительно не могла не потерпеть провала. В первую очередь, в силу демографического старения и нежелания европейских народов самовоспроизводиться!
В то же время никакие препоны иммиграционного законодательства не мешали трудовым мигрантам и беженцам "воссоединяться с семьями", перетаскивая на более хлебные европейские нивы родственников до седьмого колена, никакие слова о равноправии полов не изменили в основной массе роли восточной женщины - она как была прислугой, кухаркой и естественным инкубатором для производства как можно большего числа детей, так ею и осталась, даже проживая в Германии, Британии или странах Скандинавского союза. И Европа дрогнула, когда политики, в очередной раз взглянув в толпу избирателей, увидели там больше смуглых, чем белых лиц; когда поняли, что звонок к началу заседания городского совета подавать не стоит - рядом с минарета в тот же час муэдзин призывает правоверных ко второй молитве; когда оказалось, что в структуре социальных выплат пособия по рождению детей представительницам коренной нации составляют мизерную часть! Европа испугалась взращенной ею самой искусственной мультикультурности. Европа боится превращения в придаток к мусульманскому миру, именно поэтому европейские лидеры заговорили о провале доктрины "мультикультурного государства". Действительно, в пору посыпать голову пеплом.
И тем не менее Европа не намерена отказываться от привлечения иностранных специалистов. Правда, теперь в отборе будут другие критерии - высокая квалификация, владение языками, т.е. уборщики-мусорщики Европе больше не нужны - она объявляет об очередной волне привлечения "мозгов", и желательно с европейской внешностью и приверженностью христианству. В Германии, Франции, Великобритании звучат призывы ограничить иммиграцию выходцев из Турции и стран Ближнего Востока.
Это, надо заметить, открывает новые перспективы для молдавских специалистов и квалифицированных кадров с просторов СНГ. Как ни достойно сожаления, г-н Тэнасе, но это означает, что молодые, здоровые и талантливые еще прытче побегут из Молдовы. Им, даже взращенным на идеях румынского унионизма, гораздо ближе доктрина глобализации и способность по-рыбьи искать места поглубже и посытнее, чем людям старшего поколения (из числа национальных меньшинств тоже), жизнь положившим когда-то для процветания этой республики и доживающим свой век в Молдове.
Молдавский мультикультуризм, с которым призывает покончить по примеру европейских лидеров г-н Тэнасе, это не искусственно сформированный феномен, а исторически сложившееся явление. В Молдове, на этом окраинном перекрестке дорог, веками находили прибежище люди разных национальностей. Около трети населенных пунктов севера республики - это украинцы, проживающие здесь более трех веков, то же касается гагаузов и болгар, заселивших два века назад пустынные и бесплодные степи Буджака. В Молдове еще намного дольше проживают русские, евреи и татары. Мы, господин Тэнасе, не трудовые мигранты, приехавшие почистить пару лет ваши мусорные баки, - мы такие же хозяева этой земли, как молдаване! Нас не нужно ассимилировать - мы обладаем по праву своего рождения и жизней предков такими же правами, как те, кого вы именуете "национальным большинством". Мы - составная часть молдавской нации, которую подобные вам демагоги постоянно пытаются расчленить, как тушку: это, мол, филе - нежнейшая часть, а это - косточки на супчик...
Ну а напоследок - о пепле. Знает ли многоопытный редактор Timpul, но традиция посыпать голову пеплом и мазаться жирной сажей зародилась на Востоке, где умерших не хоронили, а кремировали во избежание распространения заразы. И это не только выражение горя, но и обряд очищения, потому как пепел (сода), будучи смешанным с жиром и водой, превращается в простейшее мыло. Европа сейчас пытается очиститься от своего лицемерия и близорукости, с которой проводила политику ложной "мультикультурности", так что и вы смело можете посыпаться пеплом от кремации своих опусов, добавить жирку, а потом ополоснуться - помывка тела и мыслей еще никому не мешала.

С. БУРЛАК

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
От редакции: Кстати сказать, подтверждением вышесказанного в плане бегства из Молдовы специалистов может служить и скандал с ремонтом дороги Алба Юлия в Кишиневе. По заявлению строителей, она должна была прослужить годы, но уже после осенних дождей дорога покрылась ямами. Мэрия проводит экспертизу и собирается обязать фирму сделать повторный ремонт за свой счет. Но при этом никто не задался вопросом: а почему такое произошло? Вне всякого сомнения, часть выделенных на ремонт дороги средств ушла не по назначению. Так уж у нас принято... Это серьезная проблема, но даже не она стала главной причиной некачественного ремонта. Главная проблема - отсутствие грамотных специалистов. Когда отбор претендентов на тендер ведется по принципу кум, сват, брат да знание государственного языка, мы получаем такие вот «уличные» результаты. Причина в том, что настоящие спецы покинули страну, а новых существующая система подготовки кадров дать не в состоянии. Не стоит надеяться, что сюда поедут наши сограждане, закончившие европейские вузы, или даже специалисты из Румынии. Они предпочтут найти работу подальше отсюда и лучше оплачиваемую. И что дальше? Будем приглашать специалистов из Европы? И к каждому приставлять переводчика? Мы уже по такому принципу «итальянский» водопровод делали. Пришлось выложить кучу денег за советы, в то время как в земле все равно копались наши парни, и качество получили соответствующее, судя по тому, как часто бывают по городу протечки. Только вот за руководство западного специалиста приходится платить очень много. Увы, но запас прочности инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, заложенный при "российском оккупационном режиме", заканчивается. Пока это дороги, на очереди – мосты, ТЭЦ... Может, по примеру Европы, пригласим китайцев или арабов поработать?

«Коммерсантъ-Plus», 18 февраля 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.