Rambler's Top100

№ 451 - 452
24 января - 6 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Тенденции социально-демографического развития Республики Казахстан

Тенденции смертности в Казахстане: специфика республики Центрально-Азиатского региона

Особенности территориального размещения наиболее многочисленных этносов Казахстана в современный период

Межэтнические браки в Казахстане и дети

Этничность как фактор повседневной жизни в сельских районах Южного Казахстана

Демография Казахстана

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Межэтнические браки в Казахстане и дети

С.К. Уалиева1
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции 16-17 мая 2008 г., г. Усть-Каменогорск, 2008. с. 370-379)

В современном мире межэтнические браки — нередкое явление. Наличие таких браков свидетельствует о межэтническом взаимодействии в рамках отдельной семьи. Характеристика динамики межэтнических браков и разводов позволяет выявить основные тенденции процесса. Особое значение имеет изучение взаимодействия в смешанной семье, как отражается выбор родителей на этнической идентификации детей, на выборе брачных партнеров. В данной статье рассматриваются: 1) характеристика межэтнических браков и разводов в Казахстане, 2) дети из межэтнических браков.

В работе Сусоколова А.А.2 поднимаются вопросы значимости изучения межэтнических браков в советский период, характеристика вступающих в такие браки по республикам, дети от смешанных браков. Dmitry Gorenburg3 рассматривает межэтнические браки в советские годы, подходы в изучении советских, российских и западных ученых. При этом внимание уделяется этнической идентификации детей из смешанных браков, выбору брачных партнеров, как выбирают этническую принадлежность дети из смешанных браков русских и казахов4. В американской научной литературе разработаны вопросы межэтнических и межрасовых браков, проблемы этнической идентификации детей5.

Специальные исследования дают возможность более углубленно изучить ситуацию в межэтнических браках. По данным глубинных интервью по теме исследования: "Межэтнические браки в Казахстане», по гранту CARTI (Central Asia Research Training Initiative), получены определенные результаты, которые позволяют представить некоторые аспекты межэтнических браков. Были собраны жизненные истории людей (состоящих в межэтническом браке, родившихся в таких браках).

Статистические материалы дают возможность для общей характеристики тенденций в сфере межэтнических браков. В Республике Казахстан межэтнические браки в советский период по данным переписи 1970 года составляли 20,6%, в 1979 году — 21,5%6, в 1989 году - 23,9%7. Практически, в советские годы наблюдалась тенденция увеличения доли таких браков, иными словами, в 1989 году каждая четвертая семья в Республике состояла из представителей разных этносов.

За период с 1991 года удельный вес межэтнических браков изменился. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за период с 1999 по 2005 годы удельный вес межэтнических браков среди всех браков несколько снизился, с 21,4% до 18,8% соответственно8, и межэтнические браки составляли почти каждую пятую семью (рисунок 1).

Рисунок 1. Удельный вес межэтнических браков в Казахстане

В Республике Казахстан основными этносами являются казахи и русские, за прошедшее после переписи населения 1999 года их удельный вес в составе населения изменился. Численность и процент казахов увеличились, в 1999 году они составляли 53,3%, в 2005 году - 57,9% населения страны. У русских соответственно произошло снижение показателей - с 30,0% до 26,7%9. Именно соотношение основных национальностей оказывает влияние на характеристику и динамику числа регистрируемых межэтнических браков. Число заключаемых браков в Казахстане в целом выросло, число межэтнических браков - практически не претерпело значительных изменений, причем на фоне роста показателей брачности.

Интерес представляет рассмотрение данных вступивших в межэтнические браки по национальной принадлежности. Удельный вес межэтнических браков у казашек составляет 4,17% от всех браков, в то время как у русских женщин этот показатель значительно выше - 30,12%10.

Для рассмотрения характеристики межэтнических браков применяют коэффициент национальной гомогенности браков (национально-однородные). Коэффициенты, равные единице, означают, что представители этих национальностей практически не вступали в смешанные браки. Близкий к единице коэффициент объясняется абсолютным преобладанием этноса. Низкий уровень национальной гомогенности браков обусловлен значительной долей межэтнических браков.

Характеристика по Казахстану в целом следующая - для всех национальностей общий показатель ровняется 0,813. У мужчин казахов он составляет - 0,948, у женщин - 0,958. У русских, соответственно, 0,744 и 0,699. [5, 37] Показатели выявляют отличия в национальном и тендерном аспектах. Для казахов в целом свойственны более гомогенные браки, в то же время, этот показатель выше у женщин. Для русских напротив, характерны более низкие показатели национальной однородности браков, при этом статистические данные свидетельствуют, что русские женщины чаще вступают в межэтнические браки по сравнению с мужчинами.

Удельный вес межэтнических браков у казахов по отношению ко всем зарегистрированным межэтническим бракам в Казахстане11 имеет тенденцию к увеличению (рисунок 2). Важной является и тендерная характеристика процесса. Наибольшие проценты межэтнических браков приходятся на мужское население, причем разрыв в показателях с женщинами стабильно сохраняется.

Рисунок 2. Удельный вес межэтнических браков у казахов в 1999-2005 гг.

В ходе глубинных интервью, проведенных автором статьи, выявлены причины такого поведения. В казахских семьях традиционно считается, что «если сын приводит невестку, какой национальности она бы ни была, она приходит в семью мужа». Соответственно, у казахов большая свобода в выборе этнической принадлежности партнера предоставляется мужчинам.

Удельный вес межэтнических браков русских по отношению ко всем зарегистрированным межэтническим бракам в Казахстане12 показывает сохранение показателей практически на прежнем уровне (рисунок 3). Причины видятся, в первую очередь, в значительном миграционном оттоке из РК молодых людей русской национальности в конце XX - начале XXI веков. И в возрастной структуре молодых людей на брачном рынке произошли определенные коррективы.

Рисунок 3. Удельный вес межэтнических браков у русских в Казахстане, 1999-2005

Удельный вес разводов казахов в межэтнических браках по отношению ко всем зарегистрированным разводам межэтнических браков в Казахстане, характеризует увеличение показателей, практически в два раза (рисунок 4). При этом тендерные особенности проявляются особенно интересно, начиная с 2002 года, показатели разводов у женщин стали существенно превышать показатели у мужчин. Данная особенность в сопоставлении с более высокими показателями межэтнической брачности у мужчин казахов, свидетельствует о новых тенденциях разводимости у женщин, изменении их представлений о свободе выбора.

Рисунок 4. Удельный вес разводов в межэтнических браках у казахов, 1999-2005

Удельный вес разводов русских в межэтнических браках по отношению ко всем зарегистрированным разводам межэтнических браков в Казахстане, демонстрирует, в отличие от казахов, некоторое снижение показателей (рисунок 5). При этом в гендерном аспекте показатели разводов у женщин значительно выше, в чем проявляется зависимость от показателей брачности. В то же время, за период с 1999 по 2005 годы, разница между показателями разводов у мужчин и женщин увеличилась.

Рисунок 5. Удельный вес межэтнических разводов у русских в Казахстане

В характеристике межэтнических браков двух основных этносов страны - казахов и русских, выявлены определенные отличия. Более гомогенные браки свойственны для казахов. Для русского населения Казахстана характерны более высокие показатели межэтнических браков. Ситуация объясняется различным удельным весом в национальном составе и более традиционными представлениями у казахов в отношении национальной однородности браков.

Особый интерес представляет, каким образом отражается на поколении детей, выбор их родителями партнера другой этнической принадлежности. В данной статье представлены некоторые предварительные материалы глубинных интервью, которые позволяют рассмотреть вопросы: как выбирают имя ребенку, как самоидентифицируют себя дети из таких семей, каковы их стратегии в выборе брачного партнера. В выборе имени для детей в межэтнических браках, по ответам респондентов, отмечены следующие тенденции:

  1. Когда имя ребенку дают бабушки и дедушки, или другие родственники. В том случае, если родители молоды, и желают проявить уважение (оказать честь — традиция у казахов), предоставляют право выбора имени новорожденного ребенка близким родным, авторитетным людям в роду (у респондентов нередко встречается, когда имя, фамилия и отчество от разных этносов).
  2. Когда учитывают созвучность имени, фамилии и отчества. Если отец русский — соответственно фамилия и отчество русские, по созвучности подбирают имя. Или наоборот, если отец казах, соответственно выбирают и имя ребенку.
  3. Когда выбирают интернациональные имена, которые не могут быть отнесены к определенной национальности конкретно. Это могут быть восточные или очень современные благозвучные имена. Как правило, родители стараются в этом случае быть оригинальными и могут найти совершенно новое имя ребенку. В этом случае наблюдается большая независимость и самостоятельность решений родителей в отношениях с родственниками.

Названные факторы в реальности, безусловно, срабатывают комплексно. Например, когда учитывая созвучность имени, родители, проявляя глубокое уважение к старшим родственникам, дают имя дедушки.

Вопрос о выборе детьми из смешанных браков этнической идентификации рассматривался в работах исследователей. В книге Сусоколов А.А. отмечал, что не всегда совпадает определение этничности в паспорте и в реальности: «потомок от межнационального брака может иметь самосознание, не совпадающее с записью в паспорте»13.

Dmitry Gorenburg рассматривал, как определяют себя дети из межэтнических браков русских и казахов в советские годы. Процент детей, выбиравших титульную национальность, был ниже, чем выбравших русскую национальность14. Важнее, таким образом, был выбор доминирующей идентичности.

Американская литература о самоидентификации детей весьма разнообразна. Исследователи рассматривают проблемы самоидентификации детей межрасового и межэтнического происхождения, права таких детей в плане самоидентификации15.

В данной статье следует отметить, как определяют себя дети из межэтнических браков в РК. При этнической самоидентификация детей из межэтнических браков, внешние данные не играют первостепенной роли, не имеют преобладающим значением. Имя, фамилия, отчество - также не определяют этнической принадлежности. Выбор детьми этнической идентификации из смешанных браков при получении документов, удостоверения личности в РК может быть: по отцу, по матери, или отказ от заполнения этой графы (может быть просто прочерк в документе).

Не всегда совпадает выбранная в документе этническая принадлежность и самоидентификация личности из межэтнического брака. Влияние имеют разные причины. В целом, важен процесс социализации - и отношения в семье, и круг общения, друзья, родственники, и влияние общества в целом. В одной семье двое детей могут идентифицировать себя по-разному (один по отцу, другой по матери). И, соответственно, этническая самоидентификация влияет на выбор брачного партнера в дальнейшем.

В процессе интервью рассматривался вопрос «О влиянии этнической самоидентификации детей из межэтнических браков на выбор этничности партнера». Если респонденты сами происходят из смешанных семей, насколько это имеет значение для дальнейшего выбора своего брачного партнера.

На вопрос о влиянии родителей, состоящих в межэтническом браке, на выбор этнической принадлежности партнера у детей, получены разные ответы, общий смысл в ответах респондентов: «главное, чтобы человек был хороший, национальность не имеет определяющего значения». В некоторых случаях респонденты, состоящие в межэтническом браке, говорили о личном предпочтении в выборе партнеров своего этноса, тем не менее — есть понимание того, что давление со стороны родителей или родственников может привести к обратной реакции. В той ситуации, когда родители - отец, мать или бабушки и дедушки, настаивают на выборе партнера своего этноса, дети из таких браков могут делать противоположный выбор этноса другого родителя, или в пользу третьего этноса, не относящегося к этносам родителей.

Важным моментом является выбор детьми из смешанных браков партнеров из соответствующих браков. Причем, этот выбор не всегда совпадает с этнической принадлежностью родителей. Однако данный фактор важен, поскольку родители с обеих сторон в этом случае более лояльны к выбору детей, и чаще одобряют его. Так как сами они имеют опыт разного отношения родственников к их выбору в прошлом.

В том случае, когда ребенок из межэтнического брака выбирает партнера из гомогенной семьи, нередко встречается сопротивление, негативное отношение со стороны родителей, родственников из гомогенной семьи. В общем, такая ситуация является вполне нормальной реакцией, поскольку родители и старшие родственники более рационально смотрят на жизнь, стараясь предостеречь молодых от трудностей.

В целом, динамика межэтнических браков в Казахстане отражает некоторое снижение удельного веса таких браков, на что повлияли объективные и субъективные факторы, в первую очередь, изменение этнической структуры населения. Характеристика разводов из межэтнических браков позволяет выявить основные тенденции процесса, особенности которого заключаются в разных показателях у мужчин и женщин.

Выбор родителями брачного партнера другой этнической принадлежности отражается на поколении детей. Дети из межэтнических браков более открыты и толерантны к восприятию различных культур. Этническая самоидентификация детей из смешанных браков различна, и не всегда совпадает с этносом родителей. Несомненно, воздействие на выбор будущего супруга оказывает личный опыт, нередко дети из межэтнических браков вступают в брак с партнерами из таких же семей.


1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева, г. Усть-Каменогорск
2 Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. - M., 1987. -142 с.
3 Dmitry Gorenburg «Rethinking Interethnic Marriage in the Soviet Union», Post-Soviet Affairs, 2006, 22,2, pp. 145-165.
4 Там же, с. 157
5 Randall Kennedy "Interracial Intimacies: Sex, Marriage, Identity, and Adoption", New York: Vintage, 2003.; Paul Spickard "Mixed Blood: Intermarriage and Ethnic Identity in Twentieth-Century America', Madison: University of Wisconsin Press, 1989.; Barbara Tizard and Ann Phoenix "Black, White, or Mixed Race?", New York: Routledge, 1993.; Naomi Zack "Race and Mixed Race", Philadelphia: Temple UP, 1993.
6 Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. - M., 1987. с. 140
7 Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния. / Социология национальных отношений / «Социс», 1995, № 7, с. 76
8 Этнодемографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник./Под редакцией Шокаманова Ю.К./ Алматы, 2006.-440 стр.
9 Демографический ежегодник Казахстана, 2005. Статистический сборник. /Под редакцией К. Абдиева/ Алматы. 2005, с. 7
10 Там же, с. 37
11 Этнодемографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник./Под редакцией Шокаманова Ю.К./ Алматы, 2006.-440 стр.
12 Там же
13 Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. - M., 1987. с. 131
14 Dmitry Gorenburg «Rethinking Interethnic Marriage in the Soviet Union», Post-Soviet Affairs, 2006, 22,2, p. 153.
15 Paul Spickard «What Must I be? Asian Americans and the Question of Multiethnic Identity», Amerasia Journal, 23.1 (1997), 43-60.; Maria P.P. Root «Bill of Rigths for Persons of Racially Mixed Ancestry», Phd. Seattle, Washington 1993.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.