Rambler's Top100

№ 449 - 450
1 - 23 января 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Семья в четырех странах: Франция, Грузия, Литва, Россия

Почему эти страны?

Семейная взаимопомощь и отношения с родительским гнездом

Разный «старт» взрослой жизни индивида

Матримониальное поведение: создание и прекращение партнерского союза

Ценности: разная скорость трансформаций

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Семья в четырех странах:
Франция, Грузия, Литва, Россия

Амадео Модильяни. Счастливые супруги. Amadeo Modigliani. Les epoux heureux (1916).

Над темой номера работали

Ален БЛЮМ Сесиль ЛЕФЕВР Паскаль СЕБИЙ

Ален
БЛЮМ

Сесиль
ЛЕФЕВР

Паскаль
СЕБИЙ

Ирина БАДУРАШВИЛИ Арно РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ Влада СТАНКУНИЕНЕ

Ирина
БАДУРАШВИЛИ

Арно
РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ

Влада
СТАНКУНИЕНЕ

Оксана СИНЯВСКАЯ

Оксана СИНЯВСКАЯ

Семейная взаимопомощь и отношения с родительским гнездом

Известно, что внутрисемейные отношения отчасти определяются антропологическими характеристиками изучаемых обществ. Поведение индивидов противостоит социальным и политическим трансформациям18. Под воздействием новых условий проживания, быстрой урбанизации и миграции, заставляющих многие семьи покинуть село и переселиться в город, отношения внутри семьи претерпевают изменения. Внутрисемейные связи «растягиваются», и на смену совместному проживанию нескольких поколений семьи под одной крышей нередко приходят новые формы взаимопомощи. Семейные модели, характеризующиеся четким разделением труда внутри домохозяйства, распределением экономических функций в крестьянском хозяйстве или частичным объединением ресурсов, уступают место новым типам семейной организации, строящимся на иных видах взаимопомощи, неформальных обменах и общении.

Одновременно множатся связи между семьей и внешним миром, и появляются новые типы помощи, в частности со стороны государства. Семьи все шире прибегают к институциональным каналам, будь то финансовая и налоговая поддержка или государственная помощь в области воспитания детей и уходу за пожилыми людьми, а помощь родственников в рамках расширенной семьи выступает как дополнение к государственной.

С этой точки зрения, особенно интересен пример советских республик, так как в СССР «государство всеобщего благоденствия» соседствовало с традиционными моделями взаимопомощи, отличавшимися важными особенностями в каждом регионе. Эти модели, взаимодополняющие друг друга или, наоборот, противоречащие друг другу, иногда вступали в конфликт с государственным патернализмом, а иногда мирно уживались с ним. Однако советская патерналистская модель, служившая фундаментом системы социальной защиты, вступала в противоречие с реальностью, нередко близкой к экономике выживания. Это несоответствие проявлялось в обмене товарами и услугами между индивидами, зачастую носившими денежный и неформальный характер19. Такой обмен позволял населению частично компенсировать провалы и недостатки советской системы социальной защиты. В то же время участники обмена оказывались вовлеченными в процесс, предполагающий, что за полученную помощь необходимо отблагодарить оказанием той или иной услуги. Очевидно, что такая модель дорого обходится индивидам, так как она требует от них оказания помощи растущему числу лиц в надежде когда-нибудь получить ответную услугу. Этот тип обмена опирается на традиционные семейные, дружеские и соседские связи, имеющие свою специфику в различных регионах и группах населения.

В этих условиях семейная помощь представляет собой один из самых распространенных видов взаимопомощи, имеющий решающее значение для одиноких, холостых, разведенных и вдовых. Нередко она выражается в возвращении в дом родителей или, наоборот, переселении в дом одинокого человека одного из его родственников (рис. 5 и 6). С особой силой это проявляется в Грузии, где традиционная семейная организация способствует существованию сложных домохозяйств. Для грузинских мужчин проживание в доме родителей возможно в любой момент их брачной истории, независимо от того, состоят они в союзе или нет. Тот факт, что с возрастом доля мужчин, живущих с одним или обоими родителями, уменьшается, объясняется не столько их выделением, сколько смертью родителей.

Во Франции, напротив, мужчины крайне редко остаются жить с родителями, особенно после 30 лет. Среди женщин таковых чуть больше, но после того как женщина покинула родительский дом, она почти никогда не возвращается туда, даже в случае развода или вдовства. Таким образом, выделение из родительской семьи носит обычно окончательный характер. В Литве это проявляется слабее, что объясняется дефицитом жилья и нестабильностью доходов. Многие мужчины и женщины живут со своими родителями или родителями партнера после создания или прекращения союза. Россия, как и Литва, представляет собой промежуточный вариант: здесь также наблюдается рост количества случаев вынужденного проживания с родителями, вызванного трудными экономическими условиями 1990-х годов.

Рисунок 5. Доля мужчин, живущих с одним или обоими родителями или с родителями партнера, по брачному состоянию, %

Источники: здесь и для рис. 6-12 данные обследования GGS.

Рисунок 6. Доля женщин, живущих с одним или обоими родителями или с родителями партнера, по брачному состоянию, %

Тип семейной организации и форма совместного проживания также указывают на характер связей между членами семьи и на особенности гендерных отношений в семье. Так, в Грузии забота о престарелых родителях традиционно лежит на старшем сыне. Такие связи, характерные для семьи, и гендерные отношения, наблюдаемые в масштабах всего общества, отражают определенные антропологические особенности, которые в некоторых случаях могут быть усилены экономическими условиями, например, кризисом, заставляющим женщин покидать рынок труда быстрее и чаще, чем это делают мужчины. Семейные и брачные практики также отсылают к социальному статусу полов и характерным для данного общества обычаям.

В Грузии вступление в брак не обязательно влечет за собой уход мужчины из родительского дома. В рамках патрилокальной модели мужчина остается жить с родителями, забирая к себе в дом жену. Такая связь мужчин с родителями проявляется и в различиях поведения мужчин и женщин при прекращении союза. В случае овдовения, развода или разрыва мужчина остается (или возвращается) жить к родителям, в отличие от женщин, покидающих родительский дом независимо от своего брачного состояния. Это является, несомненно, одной из самых специфических черт грузинской семейной организации по сравнению с тремя другими странами.

Совместное проживание отражает лишь один из аспектов отношений между родителями и детьми. Трудности с жильем и особенности городской жизни накладывают отпечаток на семейные структуры, не вызывая, однако, глубинных изменений в этих отношениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, с какой частотой дети навещают родителей (рис. 7). В Грузии гендерные отношения определяют повседневные отношения внутри семьи. Тесная связь мужчин с родителями, характерная для патрилокальной модели, проявляется и в том, что сыновья существенно чаще, чем дочери, навещают родителей20.

Рисунок 7. Доля детей, имеющих одного или двух живых родителей и навещающих их раз в неделю или чаще, по полу детей и родителей, %


18 Herve Le Bras et Emmanuel Todd // L´invention de la France. Atlas anthropologique et politique. – Paris: Le Livre de Poche, 1981.
19 Desert М. Le débat russe sur l'informel // Questions de recherches. Mai 2006. № 17. CERI/Sciences Po.; http://www.ceri-sciencespo.com/cerifrpublica/question/menu.htm
20 См.: Ренье-Луалье А., Бадурашвили И. и Циклаури Ш. Семейные ситуации, календарь ухода из родительского дома и межпоколенные взаимоотношения в Грузии и Франции / Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; -М.: НИСП, 2010. с. 109-140.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.