Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков

Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: социо-лингвистические и экономические аспекты

Российское высшее образование: сопоставление с США

Российские студенты в китайских вузах

Изучение немецкого языка молодежью в России

Изучение русского языка молодежью Германии

Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза

Международная миграция высококвалифицированных специалистов: направления, масштабы, регулирование

Мнение казахстанских школьников о перспективах обучения в российских вузах по сравнению с вузами других стран

Учебная миграция в Астраханский государственный технический университет

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Учебная миграция в Астраханский государственный технический университет

Е.С. Попова1 - специально для Демоскопа

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет» является правопреемником Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства, созданного в 1930 г.2 Сегодня это - один из крупнейших учебных центров Юга России в Прикаспийском регионе, а по составу студентов, перечню специальностей является ведущим в Федеральном агентстве по рыболовству. Получил своё признание университет и на «морской» международной арене. Так, одними из последних достижений стали открытие оперативного центра Международного института океана, получение гранта «Темпус» на участие в разработке унифицированной для членов NACEE3 магистерской программы по аквакультуре.4

АГТУ имеет богатый опыт международного сотрудничества в области образовательных услуг со странами дальнего и ближнего зарубежья. Основываясь на материалах экспертных интервью и интервью со студентами-иностранцами АГТУ, взятыми автором этой статьи в сентябре 2009 г., и информации, размещённой на официальном сайте вуза, были выделены основные направления экспорта образовательных услуг, обозначены источники информации об университете, определены конкурентные достоинства и проблемы вуза.

Основные направления экспорта образовательных услуг

Международные контакты вуза со странами дальнего зарубежья активизируются с 1955 года, когда начинает свою работу подготовительный факультет для иностранных студентов. За это время университет подготовил более 2060 специалистов для 75 стран мира.5 В обширном спектре стран экспорта образовательных услуг АГТУ можно выделить три основных направления:

  1. страны бывшего СССР,
  2. страны Африки,
  3. страны Азия и Ближний Восток.

Наибольшее количество студентов в АГТУ приезжают  из Казахстана. Казахи являются вторым по численности этносом (14,3%) после русских (70%) в этническом составе Астрахани.6 Ежегодно около 100 граждан Казахстана становятся студентами АГТУ, это примерно четверть от общего числа иностранных студентов. Обучаются казахстанские студенты, как на «береговых», так и на «морских» специальностях, в зависимости от того, откуда приехал абитуриент и каковы экономические особенности этого региона. Казахстанские студенты, как правило, имеют хороший уровень знания русского языка, они быстро адаптируются к жизни в Астрахани. Кроме Казахстана иностранные студенты приезжают из таких стран постсоветского пространства, как Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан, Украина, Армения, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, но этому потоку не характерна массовость и представители всех этих стран составляют примерно 10% от общего ежегодного потока учебных мигрантов.7

В последние годы частыми становятся случаи, когда студентам этой группы приходится начинать своё обучение на подготовительном факультете из-за слабого знания русского языка. У граждан Туркменистана существуют проблемы с несоответствием их общеобразовательной подготовки российским стандартам, так как она составляет не одиннадцать, а девять лет. В таких случаях абитуриентам предлагается начать своё образование в колледже, который находится на территории университетского городка.8

Количество абитуриентов, приезжающих из бывшего СССР, - стабильно. В целом, иностранные студенты этого направления не представляют особых затруднений для администрации вуза, связанных с их расселением и адаптацией к местным условиям.

В советские годы существования вуза предлагаемое им образование стало предметом экспорта на Африканском континенте. Студенты из Конго, Кот-д'Ивуара, Нигерии, Марокко, Замбии, Намибии, Камеруна, Сенегала, Египта составляют особую группу учебных мигрантов АГТУ9. Так, ежегодно количество иностранных студентов из всех африканских государств не превышает 30 человек, это примерно 10–12% от общего количества иностранцев, поступающих на обучение в вуз.10 Этнокультурные и антропологические характеристики этой группы студентов, не владение русским языком формируют особое отношение администрации университета к ним. Этим студентам по возможности стараются предоставить места в  охраняемом общежитии на территории кампуса, в первые месяцы адаптации педагогами подготовительного факультета устраиваются ознакомительные экскурсии по городу. Уровень довузовского образования, социальная принадлежность, финансовая обеспеченность африканских студентов разнообразна. Так, например, студент из Кот-д’Ивуара приехал в Астрахань из Москвы, где до этого гостил у своего близкого родственника, работающего в посольстве этой страны. Молодой человек, только приступая к занятиям на подготовительном факультете, уже имел базовый уровень русского языка, стабильное финансовое обеспечение со стороны своей семьи.11 Большинство студентов, даже не имеющих финансовых затруднений, предпочитают не снимать жильё, а жить в общежитии университета хотя бы первый год обучения, пока проходит период наиболее сложной адаптации к местным условиям. Отношение к студентам этой группы очень терпимое, работники вуза стараются оказать им исчерпывающую как административную, так и социально-психологическую помощь. В этой связи, по мнению экспертов, важна бы была поддержка федеральных органов власти, которая предоставила бы возможность трудоустройства иностранным студентам в РФ. Прежде всего, это позитивно сказалось бы на их финансовом обеспечении, способствовало бы более быстрой адаптации к местным условиям, позволило бы улучшить знание русского языка.

Процесс адаптации учебных мигрантов из стран Азии и Ближнего Востока идентичен адаптации африканских студентов к местным условиям. К этому экспортному направлению относятся такие страны, как Вьетнам, Южная Корея, Китай, Бангладеш, Афганистан, Иран, Сирия, Йемен12. Наибольшее количество студентов приезжает из Вьетнама, это примерно четверть от ежегодно поступающих абитуриентов-иностранцев. Они имеют, как правило, хорошую общеобразовательную подготовку и отличаются хорошей учёбой в вузе, многие из них заканчивают университет с отличием. Как и для африканских студентов, для представителей этого направления характерно создание союзов, которые отстаивают их интересы.

На постоянной основе разрабатываются новые направления экспорта образовательных услуг, некоторые из которых являются инициативой со стороны государства, другие – со стороны вуза. Так, в рамках реализации современной российской геополитики ожидается группа студентов из стран Латинской Америки – Венесуэлы, Перу, Никарагуа, для обучения которых выделяются бюджетные места.13 АГТУ, уже имея достаточно обширные контакты со странами учебных мигрантов, в последнее время больше фокусируется на работе в рамках проектов, способствующих экспорту образовательных услуг, например, это работа в рамках Ассоциации Прикаспийских государств, программ обмена и стажировок (например, со странами Европы).

Итак, учебные мигранты приезжают в АГТУ как из стран дальнего, так и ближнего зарубежья, ежегодно это 350 - 400 человек, наибольшее количество студентов приезжает из Казахстана и Вьетнама, примерно по 25 % приходится на каждую из стран от общего ежегодного количества иностранных студентов. На современном этапе вуз продолжает развивать экспорт своих слуг преимущественно в рамках международных проектов.

Источники информации об АГТУ

Сотрудники вуза содействуют в распространении информации о вузе на международной арене опираясь на следующие источники:

  1. государственные источники (сотрудничество с министерствами и правительствами России и стран учебных мигрантов);
  2. источники учебного заведения (международные образовательные проекты и выставки, Интернет, рекламные проспекты);
  3. независимые источники (деятельность «агентов»)

АГТУ активно контактирует с Министерством иностранных дел РФ с целью распространения информации по министерским каналам, участвует в  трёхсторонних договорах. Так, например, существует программа трехстороннего договора между Правительством Вьетнама, Министерством образования и науки РФ и российскими вузами, по которой ежегодно около 2000 граждан Вьетнама обучаются в порядка 50 вузах России, на АГТУ приходится примерно 5 %. Помогают работникам международного отдела, подготовительного факультета для иностранных граждан решать оперативные вопросы работники консульств и посольств, так, тесные связи налажены с посольством Вьетнама в Москве, с консульством Казахстана в Астрахани, где на службе состоят и бывшее выпускники вуза.

Бывшие выпускники университета, те, кто когда-то в ходе своей профессиональной деятельности контактировал с вузом составляют группу «агентов» АГТУ, одни из которых за свою работу получает от абитуриентов определённую плату, другие распространяют информацию о вузе, дают какие-либо рекомендации на безвозмездной основе, хотя, конечно, деятельность первых носит целенаправленный и организованный характер. Университет по запросу «агентов» снабжает их своей рекламной продукцией, предоставляет всевозможную контактную информацию, которая может понадобиться абитуриентам. Далее «агенты» ищут потенциальных абитуриентов, помогают им с переездом, часто сопровождают их до места обучения, участвуют в размещении в АГТУ.

Таким образом, университет ведёт активную международную деятельность, задействуя в ней все доступные на сегодняшний день источники. За восьмидесятилетнюю историю была налажена масса контактов с государственными структурами, учебными и научными заведениями РФ и мира, выпускниками вуза стали десятки тысяч студентов, что позволило АГТУ стать достаточно востребованным учебным заведением с постоянно растущим спросом на его услуги.

Конкурентные преимущества и проблемы вуза

Рост экспорта образовательных услуг приводит к увеличению числа учебных мигрантов, но инфраструктура университета на сегодняшний день не позволяет обучать больше студентов из дальнего зарубежья, необходим капитальный ремонт общежитий, особенно корпуса, который находится на территории кампуса, так как это наиболее предпочтительное место размещения учебных мигрантов из дальнего зарубежья. В результате вуз теряет тех, кто хотел бы обучаться в АГТУ. Так, например, граждане Ирана подают заявки на обучение, но, ознакомившись с условиями проживания в университетском общежитии, отказываются от обучения.14 Хотя, с другой стороны, в университете с мая 2001 г. введен факультатив по персидскому языку, и АГТУ внесен в список университетов России как единственный технический вуз с преподаванием персидского языка.15 То есть, Исламская республика Иран – важный партнёр для АГТУ, но обучить желающих иранских студентов не всегда возможно.

Открытие факультатива по персидскому языку в АГТУ – это закономерное продолжение одного из приоритетных направлений обучения в университете - языковой подготовки, причём, не только российских, но  и иностранных студентов. Программы обучения русскому языку на подготовительном факультете для иностранных студентов признаются эффективными и другими «морскими» учебными заведениями, например, преподавателями Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота в г. Калининграде.16 В дополнение к обозначенным конкурентным преимуществам можно причислить ещё такие, как:

  1. Астрахань - это исторически сложившееся поликультурное и многоэтническое образование, что обуславливает толерантное отношение населения к приезжим;
  2. невысокая плата за обучение для иностранных студентов (так, например, для студентов из дальнего зарубежья это примерно 52000 рублей и для граждан СНГ - около 30000 рублей в год17);
  3. аккредитация международным сообществом «морских» специальностей (кораблестроение - морские инженеры, судовые энергетические установки);
  4. есть возможность прохождение соответствующей международным стандартам практики на тренажёрах.

При наличии хорошей тренажёрной базы, прохождение практики на которой востребовано и у представителей других стран (например, Казахстана, Ирана), у университета нет учебно-производственного судна. Иногда эта проблема решается для некоторых курсантов прохождением практики на судах, прикреплённых к другим «морским» вузам. Так, например, в 2008г. курсанты проходили практику на учебном судне «Седов», прикреплённом к Мурманскому государственному техническому университету. 18 А работать с круинговыми компаниями, так как это, например, удаётся Морской государственной академии им. Ф.Ф. Ушакова в г. Новороссийске, сложно, прежде всего, по причине замкнутости Каспийского моря. Проблема прохождения практики на судах имеет отраслевой характер, так как только трём «морским» учебным заведениям переданы суда: Мурманскому государственному техническому университету - судно «Седов», Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота — судно «Крузенштерн» и Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова — судно «Мир».19

Таким образом, проблемы, необходимость решения которых для АГТУ весьма актуальны, не являются уникальными, скорее их можно отнести к характерным для «морских» учебных заведений. Среди перечисленных конкурентных преимуществ наибольшее значении имеет наличие у вуза подготовительного факультета для иностранных студентов, так как далеко не во всех учебных заведениях, в том числе и в «морских», есть такие факультеты, хотя они играют важную роль в обучении иностранных студентов.

Итак, учебные мигранты приезжают в АГТУ более чем из 75 стран мира, в этом огромном потоке наиболее постоянными являются группы студентов из стран бывшего СССР, Африки, Азии и Ближнего Востока. В связи с более сложными процессами адаптации у студентов из Африки, Азии, Ближнего Востока им уделяется особое внимание со стороны сотрудников университета вплоть до расселения их в общежитии на территории университетского городка и организации ознакомительных экскурсий по городу. Современная администрация вуза продолжает работу по развитию экспорта образовательных услуг, опираясь на весь комплекс имеющихся источников информации о вузе. Рост экспорта услуг отчасти ограничивается нерешённостью проблем с жилищным фондом АГТУ. В целом вуз обладает рядом достоинств, главным из которых является наличие подготовительного факультета для иностранных граждан, чтобы конкурировать как с «не морскими», так и с «морскими» высшими учебными заведениями. Дополнительные бонусы мог бы приобрести вуз при наличии у него возможности обеспечивать прохождение практики студентами на учебно-производственном судне, но эта проблема не может быть разрешена самим учебным заведением, здесь необходимо некое отраслевое решение, которое могло бы поспособствовать росту учебной миграции в «морские» вузы в целом и в АГТУ в частности.


1 аспирантка СОПС РАН И МЭРТ РФ
2 История АГТУ. // http://www.astu.org/aboutus/history/ ( 2010)
3 Сеть центров по аквакультуре Центральной и Восточной Европы
4 Стратегические приоритеты развития АГТУ. // http://www.astu.org/aboutus/evolution/chapter11/ (2010)
5 Международная деятельность. Обучение иностранных студентов.// http://astu.org/international_activity/foreign_education/ (2010)
6 Википедия. Астраханская область. // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0
%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%
B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
. (16 июня 2010)
7 Материалы экспертных интервью, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С. Поповой у экспертов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
8 Материалы экспертных интервью, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С. Поповой у экспертов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
9 Международная деятельность. Обучение иностранных студентов.// http://astu.org/international_activity/foreign_education/ (2010)
10 Материалы экспертных интервью, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С.  Поповой у экспертов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
11 Материалы интервью с учебными мигрантами АГТУ, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С.  Поповой у учебных мигрантов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
12 Международная деятельность. Обучение иностранных студентов.// http://astu.org/international_activity/foreign_education/ (2010)
13 Материалы экспертных интервью, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ  РФ Е.С. Поповой у экспертов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
14 Материалы интервью с учебными мигрантами АГТУ, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С.  Поповой у учебных мигрантов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
15 Международная деятельность. Обучение иностранных студентов.// http://astu.org/international_activity/foreign_education/ (2010)
16 Полетаев Д. В. Попова Е. С. Предложения по перспективным направлениям международного сотрудничества в области морской деятельности. Оценка возможностей развития морских услуг в области морской деятельности, включая учебную миграцию в «морские образовательные учреждения России, комплексное развитие морского туризма и др.  Учебная миграция в «морские» образовательные учреждения России», НИР СОПС, М., 2009.
17 Материалы интервью с учебными мигрантами АГТУ, взятых аспиранткой СОПС РАН и МЭРТ РФ Е.С.  Поповой у учебных мигрантов Астраханского государственного технического университета (http://www.astu.org/) в сентябре 2009г.
18 Официальный сайт АГТУ // http://www.astu.org/photoreport/ (2010)
19 Попова, Е Основные аспекты формирования маркетинговой политики «морских» вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке / Е. Попова // Экономика 21 века. -  2009. - № 9. – с. 15.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.