Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году

Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением

Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции

Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления - 58,5% в 2007 году

В европейских странах действуют различные системы финансирования социальной защиты, но они постепенно сближаются.

В целом по Европейскому Союзу основным источником финансирования расходов на социальную защиту являются социальные взносы и отчисления, обеспечившие в 2007 году 58,5% всех денежных поступлений на эти цели. Социальные взносы и отчисления поступают как от работодателей – 38,5%, так и от самих защищаемых групп населения (экономически занятых и самозанятых, пенсионеров и других) – 20,0% (рис. 4). Важную роль также играют государственные средства, поступающие за счет собираемых налогов, – за счет них в 2007 году было профинансировано 38,0% социальных расходов. Кроме этого, некоторая часть расходов на социальную защиту финансируется за счет других поступлений (доходов от собственности, дивидендов, процентов и других поступлений). В целом по ЕС-27 за счет этих средств в 2007 году было профинансировано 3,5% социальных расходов.

Рисунок 4. Источники поступления средств на социальные расходы
в ЕС-27, 2007 год*, %

* - предварительные данные

Средние значения по Европейскому Союзу скрывают значительные национальные различия в схемах финансирования социальных расходов. Если в таких странах, как Эстония, Литва, Чехия, Бельгия более 70% средств на социальную защиту формируется за счет социальных взносов, то в Дании преобладающая часть средств на социальную защиту – более 60% - формируется за счет поступающих налогов. Помимо Дании, в большей степени на государственное финансирование опираются Великобритания, Ирландия, Швеция и Кипр, а за пределами Европейского Союза - Норвегия, в которых до половины средств и более, направляемых на цели социальной защиты, обеспечивается государственными расходами (рис. 5-6).

Эти различия связаны с историческими и институциональными особенностями действующих систем социальной защиты. Североевропейские страны, в которых преобладает государственное финансирование социальных расходов, привержены «бевериджианской»6 традиции, согласно которой достаточно быть нуждающимся постоянным жителем страны, чтобы претендовать на социальную помощь. Другие страны привержены «бисмарковской»7 традиции, согласно которой социальная защита основывается на концепции страхования (в форме социальных отчислений и взносов). Однако эти различия между европейскими странами постепенно сглаживаются: в странах, где налоговые поступления играли менее заметную роль, их значение возрастает (например, во Франции, Германии, Италии и Португалии), а в других странах, где, напротив, преобладает государственное финансирование, возрастает роль социальных взносов и отчислений (Ирландия, Норвегия, Исландия).

В целом по ЕС-25 структура социальных расходов по источникам поступления средств изменилась незначительно: несколько увеличилась доля государственных расходов (на 2,7 процентного пункта - 38,1% социальных расходов 2007 года против 35,6% в 2000 году) при снижении доли взносов защищаемых лиц (на 2,2 процентного пункта – 20,0% в 2007 году против 22,2% в 2000 году) и других поступлений (на 0,3 процентного пункта – 3,4% в 2007 году против 3,4% в 2000 году). Доля отчислений работодателей на социальные нужды практически не изменилась, составив 38,5% в 2007 году против 38,6% в 2000 году.

Можно отметить некоторые отличия между странами ЕС в изменении состава социальных расходов по источникам средств формирования за 2000-2007 годы. Если доля государственных социальных расходов увеличилась более чем на 6 процентных пунктов на Кипре и Мальте, в Нидерландах и Великобритании, то в Ирландии, Чехии и Словакии их доля снизилась более чем на 4 процентных пунктов. Доля социальных взносов и отчислений заметно увеличилась в Чехии (на 4,4 процентного пункта) и Люксембурге (3,4), тогда как в большинстве других стран Союза она снизилась, особенно значительно – на 6-24 процентных пунктов - в Румынии, Португалии, Великобритании и на Мальте.

Другие поступления играли в большинстве стран не столь значительную роль, как правило, не достигая 10% от общего объема социальных расходов в 2007 году. Однако в Румынии и Польше значение этих источников было заметно выше – за счет них было профинансировано, соответственно, 25,7% и 18,2% социальных расходов, а их доля, по сравнению с 2000 годом, возросла на 20 и 6 процентных пунктов. Кроме того, сравнительно высоко значение этих источников формирования социальных расходов на Кипре (13,7%), в Нидерландах (12,9%) и Швейцарии (12,7%).

Рисунок 5. Источники поступления средств на социальные расходы в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2000 год, %

Рисунок 6. Источники поступления средств на социальные расходы в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2007 год, %

* - предварительные данные


6 Беверидж (Beveridge) Уильям Генри (1879-1963) - английский экономист и государственный деятель. Последователь Дж.М.Кейнса, стремившийся сочетать кейнсианство с либеральной доктриной. Известен своим планом достижения «полной занятости» и докладом возглавляемой им комиссии по изучению процессов управления социальными службами (1942 год), содержащим рекомендации в отношении организации национальной службы здравоохранения, социального страхования и социальной помощи, выплаты семейных пособий и осуществления политики полной занятости населения.
7 Бисмарк  (Bismarck) Отто фон Шенхаузен (Schonhausen) (1815-1898) - государственный деятель Германии.  В 1881-1889 годах провел "социальные законы" (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.