Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета» о комиссии по демографической политике и нацпроектах
«Время новостей» о финансировании социальных программ
«Профиль» о проблемах социальной сферы в России
«Gzt.ru» о неравенстве в России
«Российская газета» о бедности в России
«Новые известия» о ситуации на рынке труда
«Коммерсантъ» о снижении производительности труда
«Новые известия» о смертности от жары летом 2010 года
«АМИ-ТАСС» о младенческой смертности
«Медицинская газета» о «дневниках здоровья»
«Коммерсантъ» о вакцинации
«Компаньон» о проблемах рождаемости в Японии
«Delfi.lt» о демографической и миграционной ситуации в Литве
«Время новостей» и «Новые известия» о сокращении квот на привлечение трудовых мигрантов и тенденциях миграции на постсоветском пространстве
«Казахстанская правда» о миграционной политике в Казахстане
«Итоги» и "Коммерсантъ" о возможности безвизового будущего России с ЕС

«Деньги» о возможностях эмиграции из России
«Время новостей» о предложении введения 13% подоходного налога для 3% переселенцев в Россию
«Foreign Policy» о роли русских переселенцев в Израиль в ближневосточной урегулировании
«Cursorinfo.co.il» о проблемах палестинских беженцев в Ливане
«Новые известия» об алкопотреблении
«Время новостей» о рекламе пива
«Парламентская газета» о положении пожилых людей
«Росбалт» о пенсионной системе и пенсионном возрасте
«Торгово-промышленные ведомости» о жизни пожилых в Японии
«Известия» об остеопорозе
«Время новостей» о нобелевской оценке ЭКО
«Новые известия» и «Corriere della Sera» о реакции Ватикана на присуждение Нобелевской премии в области медицины
«The New York Times» о дочках-мальчиках в Афганистане
«Коммерсантъ» о привлекательности Нью-Йорка, Лондона и Токио
«RussiaProfile» о докладе о городах и городском развитии

… о проблемах социальной сферы в России

Бедные и больные

Один из печальных итогов первого десятилетия XXI века в России - отсутствие прогресса в социальной сфере и даже ее деградация. Соотечественники в массе своей бедны, нездоровы и не слишком образованны.
В 2000-е годы было предпринято несколько попыток реформ в социальной сфере. Ни одну из них нельзя считать вполне успешной.

НЕЗДОРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Один из самых худших показателей России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, - 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения. Причем страна, некогда гордившаяся бесплатным медицинским обслуживанием, сегодня имеет карикатуру на него: у россиян, единственных европейцев, нет даже стандартов оказания медицинских услуг. На вопрос "Профиля", когда они появятся, депутаты Госдумы и эксперты Минздравсоцразвития отвечают уклончиво. Впрочем, проблема не только в отсутствии стандартов, но и в том, насколько услуги медиков могут быть бесплатными.
Точку зрения, что медицина должна частично оплачиваться из кармана больного, сочетая в себе ОМС и ДМС (обязательное и добровольное медстрахование), лоббируют врачи и законодатели, аргументируя позицию мировым опытом. Однако, по разным данным, лишь 12-24% россиян могут заплатить за лечение полностью или частично, поэтому многие эксперты Минздрава склоняются к тому, что пока говорить об элементах платности по ОМС нереально.
Итог первых десяти лет XXI века в области здравоохранения неутешителен: реформа ОМС стартовала с частичной оплачиваемости медицинских услуг в 1999 году, а через 10 лет пришла к бесплатности на бумаге и отсутствию ориентиров - стандартов оказания медуслуг. По факту медицина стала платной и менее доступной. По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача. Как итог, по данным Росстата, с 2000-го по 2008 год заболеваемость по болезням сердечно-сосудистой системы (первое место среди причин смертности) выросла с 2,4 млн. человек до 3,7 млн. (на 27%). По онкологическим заболеваниям (третье место среди причин смертности), по данным ВОЗ, прирост составил около 17% - с 1,1 млн. до 1,3 млн. человек. Причем заболеваемость растет не только среди пожилых людей (здесь показатель держится на уровне 12-14%), но и среди трудоспособной части общества - как среднего поколения (+9% с 2000-го по 2008 год, по данным ВОЗ), так и молодежи (+7% за тот же период).
Несмотря на широко разрекламированный национальный проект "Здоровье", требующий капиталовложений, по уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 112-114-е место в мире (3,9% ВВП) вслед за Марокко (5,3% ВВП) и Эквадором (3,9% ВВП). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны. При этом ученые Лондонской школы экономики (LSE), опрашивавшие 45-50-летних россиян, установили, что из 10 человек только один откладывает денежные средства на медобслуживание в старости.
Как признают эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, россияне среднего и старшего возраста находятся в непростом положении: в отсутствие закона об ОМС копить на лечение в зрелом возрасте рискованно, но и вековая модель - дети ухаживают за стареющими родителями - себя изживает. Одна из главных причин - число пожилых людей, которым требуется уход, превышает число молодых, способных его оказать. И эта тенденция в связи с ожидающимся падением рождаемости усугубится.
"Ситуация со здоровьем нации остается кризисной - низкая по европейским меркам рождаемость при "африканской" смертности от болезней и внешних причин (аварии, убийства, алкоголизм и пр. - "Профиль"), - считает Николай Герасименко, депутат Госдумы. - Поэтому ресурс у нас небольшой -   стимулировать рождение второго и третьего ребенка в семьях и бороться как за здоровье больных, так и с "внешними" причинами смертности".

НЕКАЧЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась в середине списка - на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна победила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится.
Ученые и официальная статистика расходятся в определении масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19-24%, ученые настаивают на 50-60%.
"Наш прожиточный минимум тощий, в бедности живут до 60% граждан, причем я пользуюсь статистикой Росстата, - убеждена Наталья Римашевская, член-корреспондент РАН. - Цифры ведь не говорят, сколько у нас обездоленных, они показывают, сколько людей имеют доход ниже прожиточного минимума. А уже наша воля выводить черту бедности - это могут быть и те, кто имеет один прожиточный минимум, полтора, два".
По данным Росстата, в стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. В результате исследований экспертиза ИСЭПН РАН пришла к заключению, что жилье около 60% семей нуждается в капитальном ремонте. Наталья Римашевская считает, что из числа бедных некорректно исключать тех, кто не имеет минимума жилищной обеспеченности.
И хотя многие законодатели выводы Римашевской считают радикальными, они признают, что стандарт прожиточного минимума остается низким, искусственно сокращая число бедных. По закону, этот стандарт пересматривается каждые пять лет. Последний раз он был утвержден в 2005 году, но вновь не включил себя такой общеевропейский стандарт, как наличие телефона (30% российских семей его не имеют) и тем более Интернета (лишь 21% семей он доступен). Все вновь ограничилось едой и одеждой, на которые, по данным фонда "Общественное мнение", и работают большинство россиян. При этом масштабы социального неравенства в стране остаются вопиющими.
Максимальный разрыв в доходах - соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных - в середине 1990-х составлял 14-15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том же уровне и имеет тенденцию к росту.
"Это признаки предреволюционной ситуации, - говорит Наталья Римашевская. - Надо налоговую систему устраивать так, чтобы те, кто получает высокую зарплату, платили больше, чем те, кто получает среднюю зарплату, а те, кто получает маленькую, вообще от налогов освобождались. А у нас с бедных сначала берут налог, а потом им доплачивают. Вместо того чтобы поднять заработную плату, повысив мотивацию к труду, мы растим прослойку чиновников, которые, распределяя эти ресурсы, съедают еще больше денег. И губим ростки относительно состоятельных россиян, которых пытаемся называть средним классом".
ИСЭПН РАН и фонд "Общественное мнение" сходятся в том, что средний класс в России пока еще не сложился. "Есть лишь его ростки", - полагает Александр Ослон, президент фонда "Общественное мнение".

СТАРОСТЬ НЕ РАДОСТЬ
Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного обеспечения. Многие пожилые россияне получают пенсии ниже прожиточного минимума. По международным стандартам, нормальная пенсия - это 40% от средней зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%. Основная проблема - демография: рост числа пенсионеров опережает рождаемость. И страховых взносов работающих (распределительная часть пенсии) на содержание пенсионеров скоро не хватит.
"Так произошло потому, что провалилась даже не пенсионная реформа, а ее концепция, - считает Оксана Дмитриева, депутат Госдумы. - Переход от распределительной системы к накопительной породил эффект двойного бремени, когда из тех же самых взносов нужно платить пенсии нынешним пенсионерам и накапливать пенсии будущим. Это можно сделать либо за счет повышения налогов, либо за счет сокращения относительного размера пенсии".
Выход, как признают многие эксперты, в том, что нужно или повышать взносы, или сокращать пенсии. Власть пытается найти решение, увеличив с 2011 года единый социальный налог (ЕСН) с 26% до 32-34%, отменив его регрессивную шкалу. Но это означает неизбежность болезненного удара по малому и среднему бизнесу, который вынужден поднять расходы на оплату труда и уменьшить отчисление налогов. Это отрицательно скажется как на росте экономики, так и на доходах россиян. Работодатели, не заинтересованные платить возросший ЕСН, уже возродили практику нелегальных зарплат в конвертах, превышающих легальные в разы.

НЕЗАКОНЧЕННОЕ ВЫСШЕЕ
По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется.
При этом Россия пытается встроиться в Болонский процесс ради признания дипломов в развитых странах, но действует непоследовательно. Некоторые специалисты, например, ректор РУДН Владимир Филиппов, отстаивают европейскую систему бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). Другие, в их числе влиятельный ректор МГУ Виктор Садовничий, настаивают на сохранении старой системы специалитета (5 лет) и аспирантуры (2 года). Пока, как компромисс, сохраняются обе системы. Этот компромисс - живая иллюстрация незавершенности реформы системы образования. Как итог, наметился новый вид утечки мозгов: студенты, окончив бакалавриат (иногда 2-3 курса), уезжают за границу, где доучиваются бесплатно.
"Цифр такого рода утечки мозгов не знает никто, - утверждает Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики. - Мы располагаем лишь косвенными данными. Примерно 14% россиян, по данным ВЦИОМа, хотят уехать из страны насовсем. Сколько среди них ученых и студентов, можно только предполагать".

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Если считать, что целью любых реформ - политических или экономических - является повышение качества жизни, то приходится признать, что Россия в 2000-х потерпела фиаско, так как в одних отраслях социальной сферы прогресс отсутствует, а в других наблюдается деградация. Страна не только не приближается к благополучию, но удаляется от него. И это, пожалуй, главный счет, который можно предъявить власти.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1980-е годы - начало Болонского процесса, движения стран Европы к созданию единых стандартов обучения и взаимному признанию дипломов.
1999 год - подписана Болонская декларация.
2003 год - Россия присоединилась к Болонской декларации.
2004-2008 годы - массовое введение ЕГЭ
2010/11 учебный год - частичный отказ от специалитета в пользу бакалавриата и магистратуры.
Источник: Союз ректоров России.

МЫТАРСТВА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
1998 год - начало перехода от распределительной системы к накопительной.
2002 год - создание негосударственных пенсионных фондов, призывающих переходить на накопление пенсий.
2004-2006 годы - деление пенсионных отчислений на три составляющие - базовую, страховую и накопительную. В накопительной программе принимают участие только те, кто родился после 1967 года.
2010 год - началась программа софинансирования пенсий: помимо обязательного появилось добровольное накопление с помощью государства.
2010 год - Минздравсоцразвития объявило о ликвидации с 2010 года единого социального налога (ЕСН) (26%). Ему на смену придут (в течение 2010-2011 годов) страховые взносы, в размере 34% от фонда оплаты труда.
2010 год - дорабатываемый проект обновления пенсионной системы можно разделить на два варианта - Минфина и Минздравсоцразвития, которые сливаются в один. Минздравсоцразвития предлагает заменить 26% ЕСН на набор страховых взносов, уплачиваемых работодателем и работником в ПФР, системы социального и медицинского страхования. Взнос предлагается установить в размере 20% от зарплаты. Минфин для софинансирования ПФР предлагает использовать не бюджет, а фонд национального благосостояния (ФНБ). Минфин считает, что молодые люди (лица после 1967 года рождения) в состоянии заработать себе на пенсию сами. Цель: государство предлагает гражданам самостоятельно копить на пенсию и выводит их из системы государственного пенсионного обеспечения, оставляя ее для бедных.
Источник: ПФР, "Википедия", Росстат.

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ
1990 год - введение закона об ОМС.
1995-1996 годы - введено массовое обязательное страхование для всех без исключения граждан.
1998 год - начался эксперимент с введением частного медицинского страхования.
2002 год - начало введения корпоративного частного медстрахования через работодателей.
2005-2006 годы - попытка соединить обязательное и добровольное медстрахование в обновляемом проекте реформы здравоохранения.
2007 год - разработан новый проект закона об ОМС, отправленный Госдумой на Е
2010 год - доработанный проект закона об ОМС поступил в Думу. Его принятие ожидается до конца 2010 года. С 2011 года правительством РФ обещан старт новой реформы здравоохранения, которая обещает в себе сочетать смешанную - государственную, коммерческую и частно-государственную - систему оказания медицинских услуг, ориентированную на разные уровни дохода.
Источник: Минздравсоцразвития, данные "Профиля".

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО. «Профиль», 4 октября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.