Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета» о комиссии по демографической политике и нацпроектах
«Время новостей» о финансировании социальных программ
«Профиль» о проблемах социальной сферы в России
«Gzt.ru» о неравенстве в России
«Российская газета» о бедности в России
«Новые известия» о ситуации на рынке труда
«Коммерсантъ» о снижении производительности труда
«Новые известия» о смертности от жары летом 2010 года
«АМИ-ТАСС» о младенческой смертности
«Медицинская газета» о «дневниках здоровья»
«Коммерсантъ» о вакцинации
«Компаньон» о проблемах рождаемости в Японии
«Delfi.lt» о демографической и миграционной ситуации в Литве
«Время новостей» и «Новые известия» о сокращении квот на привлечение трудовых мигрантов и тенденциях миграции на постсоветском пространстве
«Казахстанская правда» о миграционной политике в Казахстане
«Итоги» и "Коммерсантъ" о возможности безвизового будущего России с ЕС

«Деньги» о возможностях эмиграции из России
«Время новостей» о предложении введения 13% подоходного налога для 3% переселенцев в Россию
«Foreign Policy» о роли русских переселенцев в Израиль в ближневосточной урегулировании
«Cursorinfo.co.il» о проблемах палестинских беженцев в Ливане
«Новые известия» об алкопотреблении
«Время новостей» о рекламе пива
«Парламентская газета» о положении пожилых людей
«Росбалт» о пенсионной системе и пенсионном возрасте
«Торгово-промышленные ведомости» о жизни пожилых в Японии
«Известия» об остеопорозе
«Время новостей» о нобелевской оценке ЭКО
«Новые известия» и «Corriere della Sera» о реакции Ватикана на присуждение Нобелевской премии в области медицины
«The New York Times» о дочках-мальчиках в Афганистане
«Коммерсантъ» о привлекательности Нью-Йорка, Лондона и Токио
«RussiaProfile» о докладе о городах и городском развитии

… о миграционной политике в Казахстане

Где родился, там и пригодился

Миграционная политика в Казахстане возведена в ранг приоритетов национальной безопасности

Сегодня можно смело утверждать, что проводимая в нашей стране миграционная политика приносит свои плоды. С 2004 года мы наблюдаем положительное сальдо миграции, что благоприятно складывается на демографическом климате республики. Со времени обретения независимости в казахстанское гражданство принято более 600 тыс. человек. В свете того, что экономическое развитие, даже в период всеобщего мирового кризиса, не прекращалось, привлекательность Казахстана для мигрантов значительно возросла. К тому же в РК за последние несколько лет существенно облегчены процедуры получения гражданства, для переселенцев открыты центры адаптации, людям оказывается финансовая помощь, существует множество правовых льгот.
Интеграция Казахстана в международное пространство неизбежно привела к необходимости включиться в процесс регулирования миграционных процессов на глобальном уровне. Наша страна присоединилась к Конвенции о статусе беженцев и еще к 15 международным конвенциям по организации труда, ратифицировано Соглашение о сотрудничестве с международной организацией миграции. Стоит отметить, что в процессе ускоренной глобализации многие государства ставят перед собой задачу поиска адекватных решений проблем, связанных как с самими миграционными процессами, так и с процессами, порожденными этим явлением.
Что же касается Казахстана, то у нас разработана и утверждена Концепция миграционной политики на 2007–2015 годы, в которой определены основные принципы и задачи, направленные на совершенствование существующих и развитие качественно новых механизмов управления миграционными процессами.

Тяга к перемене мест
Все же, несмотря на положительные сдвиги в области народонаселения, говорить о том, что проблема оттока человеческого капитала из Казахстана на сегодня полностью решена, не приходится. Согласно данным статистики, положительного сальдо миграции удалось добиться в основном за счет увеличения потока прибывающих в нашу страну. Количество эмигрантов, хоть и значительно снизилось, но все же продолжает оставаться высоким. Если в 1990 году нашу страну покинуло 729579 человек, в 1994-м – 804391, то в 1999 году тенденция выезда из Казахстана снизилась практически вдвое – 397374 человек. Проследив динамику эмиграционных настроений общества в период с 2000 по 2009 год, можно убедиться, что за первое десятилетие нового тысячелетия колоссальных сдвигов в сторону снижения числа уезжающих не происходит.
Увы, несмотря на значительное сокращение эмиграции в Россию и страны бывшего Советского Союза, отток населения в этом направлении продолжается, и его потенциал еще достаточно высок. По мнению российских исследователей, многие потенциальные переселенцы опираются на стратегию «отложенной миграции». Решение о переезде принимается не в одночасье, а обдумывается несколько лет. Прежде чем сменить страну проживания осуществляется тщательный мониторинг места прибытия, собирается информация о возможном месте работы, изучаются условия проживания, наличие социальных гарантий. С другой стороны, стабилизация экономической ситуации в Казахстане в целом способствует адаптации населения к социальным реалиям, и потенциальные эмигранты из числа тех, кто являются казахстанцами не в первом поколении, обладают сильным чувством патриотизма.
В этом отношении сегодня велика роль, возложенная Президентом Нурсултаном Назарбаевым на Ассамблею народа Казахстана, ведь благодаря ее вкладу в сохранение и укрепление мира и согласия в стране: «Мы успешно прошли путь строительства общегражданской идентичности и при этом сохранили культурную самобытность всех казахстанских этносов. Теперь перед нами стоит следующая, не менее важная задача – укрепление единства народа, способного уверенно продвигаться к прогрессу и процветанию» (Глава государства Н. А. Назарбаев в выступлении на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана). В случае успешного решения поставленных Лидером нации задач, число потенциальных этнических эмигрантов может существенно сократиться.

Наше «фирменное» гостеприимство
Что касается вопросов иммиграции, то здесь позиция государства прослеживается более четко. За годы независимости на историческую родину, благодаря политике государства, вернулось около миллиона этнических казахов из разных стран. Кроме того, успешно реализуется программа «Нyрлы кош», перед которой стоит цель рационального расселения и содействия в обустройстве не только этнических иммигрантов, но и бывших граждан страны некоренной национальности. Разработало программу Министерство труда и социальной защиты населения. Для достижения поставленных целей государство намерено заинтересовать ее участников в расселении в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах, привлекать их к реализации прорывных проектов. Сроки реализации программы – 2009–2011 годы. В соответствии с Указом Президента и постановлением Правительства, квота иммиграции оралманов на 2010 год составляет 20 тыс. семей и распределена по 16 зонам расселения.
Учитывая, что на иммиграцию ложится одна из основных задач поэтапного улучшения демографической ситуации, то ее роль, скорее всего, будет с каждым годом расти. А в связи с тем, что большинство оралманов прибывает из стран, где принято в семье иметь много детей, увеличение квот на переселенцев вполне обоснованно.
В регионах страны работают специальные центры адаптации, где оралманам оказывается консультативная помощь, помощь в профессиональной переквалификации. С мая 2008 года репатрианты могут по удостоверению оралмана получать социальный индивидуальный код (СИК), что позволяет им до приобретения гражданства Казахстана трудоустраиваться. В областях страны работают передвижные пункты миграционной полиции, которые сотрудничают с представителями департаментов миграции и юстиции по консультированию оралманов в вопросах приобретения гражданства, адаптации, трудоустройства и другим.
В целом же адаптация этнических казахов из зарубежья проходит успешно, многие из них занимаются бизнесом, молодежь поступает в колледжи и вузы. Для оралманов организованы подготовительные факультеты при некоторых университетах.
В целях ускорения решения вопросов обустройства оралманов только в 2008 году принято решение направить на строительство жилья по программе «Нyрлы кош» 6,3 млрд. тенге из 15 млрд., ранее предназначавшихся для увеличения капиталов социально-предпринимательских корпораций.
В каждом регионе, где предусмотрено расселение оралманов, разрабатываются и утверждаются свои программы «Нyрлы кош», в которых конкретизируются мероприятия по обустройству приезжающих соотечественников.

Где в Казахстане жить хорошо?
Урбанизация казахстанцев стала показателем, который не устраивает Минтруда и соцзащиты населения РК. Как сообщают информагентства, ведомством разрабатывается «система квотирования на переселение внутренних мигрантов с целью регулирования процессов внутренней миграции». По планам, в стране определяются точки экономического роста, куда будет рекомендовано переселяться жителям из неблагополучных районов. Министерство экономического развития и торговли в свою очередь разделяет регионы на категории, согласно которым и будет строиться политика внутренней миграции. С учетом этой программы Минтруда намерено прорабатывать механизмы распределения трудовых ресурсов.
Ранее министр Гульшара Абдыкаликова заявила, что ведомство будет регулировать мобильность трудящихся. Определенным в качестве «благоприятных» регионам будут давать преимущества, а «неблагоприятные», видимо, искусственно изолируют.
С другой стороны, Казахстан – традиционно аграрная страна, однако у нас ежегодно наблюдается отрицательное сальдо миграции сельчан. Из села выбывает больше людей, чем прибывает. Например, в 2004 году отрицательное сальдо составило 52 тыс., то есть 65 тыс. казахстанцев прибыли, 117 тыс. – выбыли. В 2005 году – минус 65 тыс., в 2006-м – 59 тыс., в 2007-м – отрицательное сальдо (40 тыс.). Только за 2007 год из села в город выехали около 87 тыс. человек. Из города в село мигрировали 84 тыс. человек.
В целом, по данным Агентства по статистике, ежегодный поток внутренних мигрантов в стране колеблется на уровне 150 тыс. человек. При этом сельское население превышает 47%. И это нормально при такой плотности населения, площади страны и возможностях в сельском хозяйстве. Более того, в кризисном 2008 году наблюдался рост количества сел с высоким потенциалом развития. Правда, годом раньше Министерство сельского хозяйства констатировало, что из 7 172 сельских населенных пунктов 1 841, или 25,6%, являются селами с высоким потенциалом развития, 5 159, или 72%, – со средним. То есть четверть от всех имеющихся сельских населенных пунктов – неблагополучны.
Таким образом, можно сделать вывод: притом, что казахстанцы все же тяготеют к земле, их манит город с его благополучием и видимым достатком. А это значит, решать задачи внутренней миграции на ближайшую перспективу предстоит в первую очередь методами социально-экономического характера.

Чем больше – тем лучше
Согласно стратегическому плану-2020, стране необходимо добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры. Но достичь этой цели государству мешает острая нужда в квалифицированных кадрах, что также отражено в основных принципах концепции миграционной политики на 2007–2015 годы: «Развитие конкурентных преимуществ Казахстана, основывающихся на стимулировании привлечения высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в приоритетных отраслях и подготовки собственных квалифицированных кадров; селективность, основанная на избирательном подходе к иммигрантам, с учетом их образования, профессии, инвестиционного и финансового потенциала».
Реалии развития общества отражают устойчивую положительную динамику в вопросах улучшения привлекательности нашей республики для переселенцев с высоким уровнем социальной активности. Так, накануне празднования Дня столицы, государственный секретарь – министр иностранных дел Канат Саудабаев на заседании Комиссии по вопросам гражданства при Президенте отметил: «Неуклонно возрастающее количество людей из разных стран, стремящихся стать гражданами Казахстана, – это еще одно убедительное свидетельство высокого международного признания социально-экономических и общественно-политических достижений за годы независимости под руководством признанного Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Задача соответствующих государственных органов – оперативно и ответственно решать вопросы обеспечения их скорейшей адаптации на вновь обретенной Родине».
С учетом, что плотность населения в Казахстане остается одной из самых низких, в сравнении с подавляющим большинством других стран (5,7 человека на кв. км), проблемы народонаселения будут остро стоять у нас еще достаточно долго. Однако за годы своей независимости страна стала активным участником мировых миграционных процессов. В первую очередь это было обусловлено тем, что у нас наблюдается социально-экономическая стабильность. Устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни, отсутствие межнациональных конфликтов, большая территория и выгодное геополитическое положение сегодня делают Казахстан привлекательным для привлечения миграционных потоков.

Сакен БАЯНДАРОВ. «Казахстанская правда», 5 октября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.