Rambler's Top100

№ 437 - 438
4 - 17 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Российская периферия как социально-экономический феномен

Сельская Россия: пространственное сжатие и социальная поляризация

Центро-периферийные взаимодействия в регионах России – анализ на основе компонентов динамики численности населения низовых АТЕ за последний межпереписной период

Динамика численности населения муниципальных образований РФ как отражение центро-периферийной концепции пространственного развития (1989-2002 гг.)

Официальная статистика для решения проблем моногородов России в условиях кризиса

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Официальная статистика для решения проблем моногородов России в условиях кризиса

Н.И. Пашинцева1,
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2009, №12, с. 3-7)

Разразившийся глобальный финансовый кризис, начавшийся в США в 2007 г. из-за необоснованно массового ипотечного кредитования, приведшего к падению цен на недвижимость и невозврату кредитов, расстроил всю финансовую сферу западных стран: неплатежи, увольнения и снижение платежеспособного спроса привели к затовариванию и снижению производства в автомобильной, фармацевтической, мебельной промышленности, что по цепочке отразилось на смежных подотраслях машиностроения, а затем и на металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности, а также распространилось на инфраструктурные отрасли (транспорт, туризм, гостиничные услуги и розничную торговлю).

Стагнация производства привела к падению цен на нефть на мировом рынке, что соответственно отразилось и на финансовой системе нашей страны. Кризисные явления проявились не только в финансовой сфере, но и в машиностроении, химии, лесной и деревообрабатывающей, горнодобывающей промышленности, на транспорте, в торговле, потреблении электроэнергии.

Масштаб кризиса и большие суммы, выделенные из федерального бюджета на антикризисные меры, потребовали проведения регулярного мониторинга ситуации на территории страны.

Федеральной службой государственной статистики, начиная с ноября 2008 г., была организована работа по проведению в оперативном режиме ряда новых статистических разработок, направленных на расширение статистической информационной базы данных о социально-экономических процессах, происходящих в Российской Федерации в условиях кризиса, позволяющих осуществить анализ текущих проблем государства и общества на современном этапе и необходимых для информационного обеспечения органов государственной власти.

В целях оперативного получения информации о ситуации на рынке труда Росстатом организовано дополнительное статистическое наблюдение за просроченной задолженностью по заработной плате по состоянию на 11-е и 21-е числа каждого месяца на основе вновь утвержденной формы № 3-Ф (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате», введенной в действие с отчета по состоянию на 21 ноября 2008 г.

Сведения по указанной форме предоставляются при наличии просроченной задолженности организациями (кроме относящихся к субъектам малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится к следующим группам по ОКВЭД: сельское хозяйство, охота и лесозаготовки, рыболовство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, управление недвижимым имуществом, научные исследования и разработки, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность. В отличие от сбора сведений, собираемых с месячной периодичностью по состоянию на 1-е число каждого месяца, не охватываются организации образования, здравоохранения, де­ятельности в области культуры.

Начиная с отчета за третью декаду ноября 2008 г., организовано дополнительное федеральное статистическое наблюдение за производством и ценами на отдельные виды продукции по форме № П-1 (декадная) «Сведения о производстве и ценах на отдельные виды продукции». Сведения по указанной форме с декадной периодичностью представляют крупные предприятия - производители следующих видов продукции: электроэнергия; прокат черных металлов готовый, включая заготовку на экспорт; прокат цветных металлов; автомобили грузовые; автомобили легковые; автобусы; цемент.

Начиная с отчета за третью декаду (с 21-го по 31-е) декабря 2008 г. на основе формы № П-1 (декадная) дополнительно установлено наблюдение за производством следующих видов продукции: уголь для коксования, трубы стальные, электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм, минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), целлюлоза товарная. Начиная с отчета за первую декаду декабря 2008 г. организовано оперативное статистическое наблюдение за состоянием расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги) по форме федерального статистического наблюдения № 1-РП (декадная) «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги)». Сведения по указанной форме предоставляют юридические лица, являющиеся субъектами естественных монополий на основании реестра хозяйствующих субъектов Федеральной антимонопольной службы Российской Феде­рации, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.

Во исполнение решения совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова по мониторингу ситуации на рынке труда (протокол от 16 декабря 2008 г. № АЖ-П12-54пр, п. 10) в целях оперативного получения информации о неполной занятости работников, высвобождении работников по собственному желанию, начиная с отчета за декабрь 2008 г., для организаций отдельных видов экономической деятельности введено ежемесячное статистическое наблюдение о неполной занятости и движении работников по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Указанную форму заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, основной вид деятельности которых относится к следующим разделам ОКВЭД: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность.

На основе описанных вышеутвержденных форм федерального статистического наблюдения, получаемых в оперативном режиме, Росстатом осуществляется формирование официальной статистической информации как в целом по России, так и по федеральным округам и субъектам Российской Федерации, которая размещается на официальном Интернет-сайте в свободном доступе.

Следует отметить, что самый высокий уровень безработицы, по прогнозам Минрегиона России, в 2009 г. ожидался в монопрофильных городах.

Если не помочь моногородам пережить кризис, они станут территорией социальной катастрофы, говорится в опубликованном 24 декабря 2008 г. докладе Института региональной политики (ИРП) «Моногорода России: как пережить кризис?».

Так что же включает в себя понятие «моногород»?

  1. На сайте Правительства Российской Федерации 8 июля 2009 г. была размещена информация о проведении Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым в г. Вологде совещания по вопросу мониторинга состояния рынка труда в Северо-Западном федеральном округе, где был затронут вопрос о поддержке моногородов, испытывающих наибольшие трудности из-за последствий экономического кризиса. В частности, было отмечено, что среди всех населенных пунктов наибольшее опасение вызывают моногорода, где работает единственное профильное предприятие.
  2. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы» «моногорода» определяются как города, образованные градообразующими предприятиями.
  3. Минрегионом России определены следующие критерии «моногорода»:
    • доля крупнейшего или нескольких предприятий одной и той же отрасли либо группы взаимосвязанных (или работающих на один и тот же рынок) пре­вышает 25% численности занятых в данном населенном пункте;
    • доля одной отрасли составляет более 50% общего производства в населенном пункте;
    • наличие в поселке городского типа предприятий определенного отраслевого профиля, как правило, создающих ситуацию экономической монопрофильности (сахарные или молочные заводы, леспромхозы и т.д.).

Особенности монопрофильных городов как поселений

Монопрофильность - доминирование какой-либо отрасли промышленности или сферы хозяйства в экономической базе города. Определение монопрофильности применяется к городам и поселкам городского типа, в которых 1-2 основных градообразующих предприятия относятся к одной отрасли промышленности или иной хозяйственной сферы, и с этими же предприятиями связаны основная занятость, доходы населения и местных бюджетов. Сущность феномена монопрофильности состоит в жесткой зависимости между развитием всех сфер жизнедеятельности города и финансовым положением градообразующего предприятия.

Типы моногородов

По характеру экономической базы выделяются моногорода, специализирующиеся на легкой, угледобывающей, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроении, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, нефтегазодобычи и пищевой промышленности. Особую категорию непромышленных моногородов составляют города-наукограды, ЗАТО, транспортные узлы и курорты.

Ниже приведено количество монопрофильных городов и поселков городского типа по субъектам Российской Федерации:

Субъекты Российской Федерации

Количество

городов

поселков городского типа

Российская Федерация

467

332

Центральный федеральный округ

112

79

Белгородская область

4

8

Брянская область

9

7

Владимирская область

12

10

Воронежская область

8

3

Ивановская область

12

2

Калужская область

7

4

Костромская область

5

-

Курская область

2

5

Липецкая область

2

2

Московская область

II

1

Орловская область

2

6

Рязанская область

6

2

Смоленская область

5

5

Тамбовская область

4

8

Тверская область

8

7

Тульская область

II

6

Ярославская область

4

3

Северо-Западный федеральный округ

67

29

Республика Карелия

10

2

Республика Коми

6

10

Архангельская область

6

7

Вологодская область

6

-

Калининградская область

10

-

Ленинградская область

16

-

Мурманская область

7

5

Новгородская область

4

4

Псковская область

2

1

Южный федеральный округ

42

26

Республика Адыгея

-

1

Республика Дагестан

4

3

Кабардино-Балкарская Республика

4

_

Республика Калмыкия

1

-

Карачаево-Черкесская Республика

1

_

Республика Северная Осетия- Алания

2

_

Краснодарский край

3

2

Ставропольский край

9

2

Астраханская область

1

4

Волгоградская область

9

10

Ростовская область

8

4

Приволжский федеральный округ

85

56

Республика Башкортостан

9

3

Республика Марий Эл

1

2

Республика Мордовия

1

5

Республика Татарстан

6

-

Удмуртская Республика

2

3

Чувашская Республика

2

1

Пермский край

16

13

Кировская область

10

14

Нижегородская область

17

6

Оренбургская область

7

-

Пензенская область

4

5

Самарская область

5

2

Саратовская область

2

1

Ульяновская область

3

1

Уральский федеральный округ

71

26

Курганская область

4

-

Свердловская область

32

11

Тюменская область

19

8

Челябинская область

16

7

Сибирский федеральный округ

63

63

Республика Бурятия

2

8

Республика Хакасия

4

2

Алтайский край

8

2

Забайкальский край

5

10

Красноярский край

14

10

Иркутская область

10

16

Кемеровская область

14

5

Новосибирская область

4

3

Омская область

-

7

Томская область

2

-

Дальневосточный федераль­ный округ

27

53

Республика Саха (Якутия)

4

14

Камчатский край

1

-

Приморский край

4

14

Хабаровский край

-

10

Амурская область

3

5

Магаданская область

1

6

Сахалинская область

10

3

Еврейская автономная область

1

-

Чукотский автономный округ

3

1

Всего в России в соответствии с указанными выше критериями 467 монопрофильных городов и 332 монопрофильных поселка городского типа, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением семи (Ненецкий АО, Республика Ин­гушетия, Чеченская Республика, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Алтай, Республика Тыва). Численность населения, проживающего в монопрофильных городах, составляет порядка 15 млн. человек.

Экономическая основа моногородов

Экономическая основа моногородов в течение девяностых годов подверглась многочисленным изменениям. Их градообразующие предприятия, как правило, выпускали ограниченный ассортимент изделий, не являвшихся конечной продукцией. Многие предприятия в советский период были филиалами. После приватизации они стали самостоятельными, несколько раз сменили хозяев, многие обанкротились и были закрыты. Сохранившиеся же градообразующие предприятия, как правило, сократили численность работающих и объем производства, многие вошли снова в объединения, в том числе с потерей самостоятельности. При этом практически не произошло модернизации производства, за исключением ряда деревообрабатывающих производств, перекупленных иностранными компаниями.

Трансформации, пережитые кризисными монопрофильными городами в девяностые годы, когда доходы местных бюджетов во многом зависели от дееспособности собственной экономической базы, привели к тому, что проблемы градообразующих предприятий отразились на всех сферах жизнедеятельности городов:

  • произошло снижение уровня обеспеченности социальной инфраструктурой при передаче социальных объектов от промышленных предприятий муниципалитетам, часть объектов утратили социальные функ­ции и были распроданы предприятиями как объекты недвижимости. Так, были закрыты часть детских садов, стадионов, бассейнов, спортивных площадок; кинотеатры преобразованы в торговые рынки, а пионерские лагеря - в корпоративные базы отдыха;
  • из-за дефицита местных бюджетов до 70% и более повысился износ жилищно-коммунального хозяйства;
  • низкий уровень жизни привел к переходу городских домохозяйств на полунатуральное существование, снижению спроса на бытовые услуги, что ограничило возможности развития малого бизнеса;
  • распространились настроения бесперспективности жизни в этих местах, что привело к оттоку молодежи и наиболее активной части трудоспособного населения в другие, более крупные (полиструктурные города) и изменениям половозрастной структуры населения.

Начиная с 2000 г. ситуация постепенно начала выправляться: муниципалитеты и региональные власти стали оказывать поддержку градообразующим предприятиям, попавшим в трудную ситуацию, помогали им остаться на плаву. Однако диверсификации производства не произошло, хватило сил лишь на сохранение градообразующего предприятия.

Принятие в 2003 г. нового Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ практически лишило муниципалитеты возможности оказывать финансовую помощь (как прямую, так и косвенную) градообразующим предприятиям.

Какая статистика формируется Росстатом по моногородам?

Органами государственной статистики статистическая информация по основным экономическим показателям в разрезе городов, в том числе и по моногородам, формируется на основании форм федерального статистического наблюдения только по кругу крупных и средних организаций.

Ограничение обусловлено действующими нормативными актами в отношении получения информации по субъектам малого предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства», Федеральный план статистических работ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р в редакции от 14.02.2009 № 203-р), согласно которым текущее наблюдение осуществляется на основе выборочного метода, не позволяющего сформировать данные на муниципальном уровне.

Представление информации по «моногородам» пользователям может осуществляться только с соблюдением норм Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» по обеспечению конфиденциальности первичных данных, представленных респондентами. Данные являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

В рамках Федерального плана статистических работ данные по городам Российской Федерации ежегодно разрабатываются по схеме № 1-ПГ на основании годовых форм федерального статистического наблюдения (по кругу крупных и средних организаций), представляемых территориальными органами статистики, которая включает 486 показателей и разрабатывается по 1059 городам; срок разработки схемы - декабрь, следующий за отчетным периодом. В общий список городов вошли все 467 монопрофильных городов.

Информация по поселкам городского типа

В настоящее время в качестве основного источника информации по поселкам городского типа могут быть использованы отдельные показатели, загружаемые в базу данных по муниципальным образованиям (БД ПМО), включающей около 500 показателей (размещена на официальном Интернет-сайте Росстата в свободном доступе), только при условии, если границы поселков городского типа в соответствии с ОКАТО совпадают с границами соответствующего муниципального образования по ОКТМО в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Предоставление пользователям информации по «моногородам» ограничено обязанностью соблюдения органами государственной статистики конфиденциальности сведений, полученных от респондентов в ходе статистического наблюдения.

В связи с тем что официальную статистику по моногородам фактически представляют данные о хозяйственной деятельности единственного предприятия, органы государственной статистики обязаны обеспечивать выполнение требований статьи 9 (пункт 1) Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ, согласно которой первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

При этом следует отметить, что в отличие от официального статистического учета бухгалтерский учет и соответственно бухгалтерская отчетность являются публичными. Данные бухгалтерской отчетности предназначены для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, контроля и предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявления резервов, обеспечения ее финансовой устойчивости. В связи с этим руководствуясь статьей 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, информацию о деятельности конкретных хозяйствующих субъектов, в том числе расположенных на территории моногорода, можно получить на основе данных годовой бухгалтерской отчетности.

Анализ социально-экономического положения моногородов целесообразно рассматривать на фоне ситуации в регионе и стране в целом. Оценка социально- экономической ситуации в моногородах должна включать: общую характеристику состояния экономики, демографическую ситуацию и занятость населения, а также описание основных проблем развития моногорода, привнесенных кризисом или унаследованных от предыдущего периода.

Состояние и тенденции развития занятости на градообразующих предприятиях и организациях должны сопоставляться с положением в соответствующих отраслях экономики.

С целью выделения локальных рынков труда целесообразно проводить оценку традиционных трудовых межселенных связей (связей с близлежащими насе­ленными пунктами).

Оценка состояния и тенденций безработицы и характеристика состава безработных важны с точки зрения возможностей трудоустройства при реализации различных направлений развития города.

Мониторинг ситуации по моногородам целесообразно проводить прежде всего на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации дополнительных программ поддержки занятости населения.

В регионах, где по оценке мониторинга Минэкономразвития России, ситуация в отраслях промышленности складывается наихудшим образом, необходимо выборочное обследование моногородов градообразующих предприятий.


1 Федеральная служба государственной статистики

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.