Rambler's Top100

№ 435 - 436
20 сентября - 3 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Взгляд», «Независимая газета», «Время новостей» и «Трибуна» о пенсионном возрасте в России
«Белорусские новости» и «Коммерсантъ» о пенсионном возрасте в Белоруссии и Франции
«Зеркало недели» о пенсионной системе на Украине
«Время новостей» о самоощущении пожилых
«Известия» о бабушках
«Независимая газета» о болезни Альцгеймера
«Время новостей» о социальных обязательствах Правительства
«Российская газета» о будущем общественных работ
«Ведомости» о добровольной безработице
«Независимая газета» о российском здравоохранении
«Foreign Policy» о проблеме распространения ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Средней Азии
«Время новостей» о проблемах доступа больных СПИДов к лекарствам
«Московский комсомолец» о неуязвимой к антибиотикам бактерии
«Комментарии» об отсутствии информации о смертности от жары на Украине
«Новые известия» о росте младенческой смертности
«Медицинская газета» о возможных последствиях ЭКО
«Ведомости» и «Газета. ru» о насильственной смертности детей и молодежи

«Ведомости» о демографической стабилизации
«Огонек» о демографических проблемах в России
«Courier.co.il» о демографическом росте в Израиле и численности евреев в диаспоре
«Ytro.ru» о возможных изменениях в демографической политике Китая
«Ytro.ru» о миграции и национальной политике
«La Repubblica» и «Беларусь сегодня» об отношении в Европе к цыганской проблеме
«Новая газета», «Slon.ru» и «Marker.ru» о предложениях переселять кавказцев с Кавказа а русских – на Кавказ
«Opec.ru» о том, как Москва обезлюдеет
«Российская газета» о новом журнале по миграции
«День» о внутриукраинской миграции
«Российская газета» о русском языке на Украине
«Российская газета – Неделя» о новых регламентах для детсадов
«Огонёк» об очереди в детсады
«Русский репортер» о лишних учителях
«Белорусы и рынок» об итогах переписи в Белоруссии
«Lenta.ru» о кастовой переписи
«Infox.ru» о РПЦ и базе данных по бездомным

… о лишних учителях

Школа ждет увольнений

Министр образования рекомендовал сократить 200 тысяч учителей, заявив, что их содержание — неэффективное использование средств. Главный аргумент министра: за последние десять лет у нас число школьников уменьшилось на 40%, а учителей — всего лишь на 20%

Фурсенко опять не повезло. Наверное, в его предложении есть элемент здравого смысла: хочет человек сэкономить бюджетные деньги. Но, как и в случае с ЕГЭ, идея реформы тут же вызвала массовое недовольство. В интернете новость о сокращении учителей всю неделю была одной из самых обсуждаемых. «Дурак», «идиот» — вот самые мягкие эпитеты, которыми наделяли учителя своего министра.
— Я понимаю, о каком сокращении может идти речь: это в основном люди пенсионного и предпенсионного возраста, накопившие колоссальный опыт, — говорит Евгений Ямбург, директор центра образования № 109 города Москвы. — Так нельзя. Это нравственный идиотизм какой-то. Не хочется, конечно, оскорблять министра, но когда такое говорится и делается…
Поводом же к новой арифметике послужил доклад Минрегионразвития, где вполне конкретно говорится, что в прошлом году «142 млрд. рублей, выделенных из бюджетов регионов на общее образование, были использованы неэффективно». То есть на одного ученика в среднем мы тратим больше денег, чем могли бы, потому что у нас есть школы, где один педагог учит семь-восемь детей, а должен — 25. Сделали вывод: нужно оптимизировать расходы.
Подсчет вроде бы простой: десять лет назад у нас один учитель приходился на 13–15 учеников, сегодня — на девять-десять. И если в России около 13 млн. учеников, а учителей 1,2 млн., то лишними в нашем образовании оказываются 200 тысяч школьных педагогов. К тому же в Европе один учитель приходится на 13–15 детей.
Но задача Министерства образования и науки заключается не только в том, чтобы экономить деньги. Важнее обеспечить качество обучения. И тут простая арифметика не срабатывает. Представьте себе школу, в которой учатся сто человек, — таких в России тысячи. В учебном плане стоит больше десятка предметов. Если сократить число учителей, то придется физику вести физкультурнику, а историю — биологичке. Можно, конечно, провести еще одну волну «укрупнения», но это будет уже за гранью разумного, проще всех детей переселить в города.
— Я в своей школе «посливала» все что можно: физкультуру, технологию, ИЗО, информатику — и все мало, — возмущается на сайте pedsovet.org Галина Ластовка, директор средней школы в Алтайском крае. — Остается посадить в один класс все пятьдесят учеников и учить учителям поочередно!
Это по статистике у нас учителей много, а в реальности ощущается их сильная нехватка. «По данным Росстата, у нас на сегодняшний день не хватает десять тысяч учителей. Причем, по нашим данным, и эта цифра сильно занижена!» — говорится в заявлении ЦК профсоюза работников образования и науки.
Еще вопрос: что делать с уволенными учителями? Фурсенко предлагает им пойти работать в детские сады, по-видимому, искренне полагая, что они будут рады за еще меньшую, чем в школе, зарплату «заниматься любимым делом — преподаванием». Похоже, министр и вправду рассчитывает, что учителям будет хорошо объяснять 4–5-летним малышам, чем гипербола отличается от параболы, почему Раскольников убил старуху-процентщицу и что такое фотосинтез.
Но ведь педагоги скоро понадобятся снова. Сейчас первоклашек меньше, чем когда бы то ни было, но, посмотрев демографическую статистику, несложно убедиться, что через пять-семь лет численность идущих в первый класс увеличится на 300–400 тысяч. И где тогда искать для них учителей?
Кстати, с детскими садами была похожая история. Сейчас их остро не хватает, чтобы получить место, нужно либо платить большую взятку, либо вставать в очередь еще до зачатия ребенка. А ведь в свое время их вот так же посокращали за ненадобностью: была демографическая яма.
Немножко утешает, что министр дважды оговорился: мол, все расчеты носят рекомендательный характер. По всем существующим законам в штатное расписание школы никто и не должен вмешиваться: есть у школы деньги — она может хоть для каждого ученика нанять персонального учителя. Но одно дело законы, а другое — «руководящее указание».
— Я опасаюсь, как бы наши региональные начальники образования в своем порыве поддержать инициативу министра не стали бы отчитываться: «Андрей Александрович, а вот мы сократили на 7%», «А мы — на 9%». И пойдет соревнование, — говорит Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно». — А потом еще администрация или Минфин начнут выгибать губернаторов, и в оценочном листе их работы появится клеточка «сколько сократил учителей».

Дарья ЗОЛОТУХИНА. «Русский репортер», 16 сентября 2010 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.