Rambler's Top100

№ 433 - 434
6 - 19 сентября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Миграция XXI век», «Трибуна» и «Независимая газета» о демографических проблемах России
«Независимая газета» о демографической ситуации в регионах
«Российская газета» об алкоголизации в России
«Русская служба RFI» и «Время новостей» о жаре и смертности в Москве
«Эксперт» о людских потерях в Чеченской войне
«Liter.kz» о демографических и миграционных проблемах Казахстана
«Экспресс-К» об эмиграционных намерениях казахстанцев
«Огонек» о международной миграции в кризис
«Озодлик Радиоси» о переводах узбекских мигрантов
«Financial Times» о зарплатах экспатов
«Коммерсантъ» о ситуации на российском рынке труда
«Известия» о труде мигрантов в сфере обслуживания
«РБК daily» об одном трудовом ограничении для иногородних в Москве
«Известия» об исламской проблеме Германии

«Эхо планеты» о цыганской проблеме Европы
«Время новостей» об отношении россиян к межнациональным бракам
«Беларусь сегодня» о фиктивных браках в Белоруссии
«РБК daily», «Коммерсант» и «Новые известия» о пенсионном возрасте во Франции и Германии
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о пенсионом возрасте в России
«Новые известия» о стариковских приписках в Японии
«Новые известия» о реформе медицинского страхования в Чехии
«Медицинская газета» о пользе перинатальных центров
«Haaretz» об абортах в Израиле
«Огонек» о достижениях репродуктивных технологий
«Огонек» о том, как родить без мамы
«Коммерсантъ» о российском профобразовании
«The Guardian» о нехватке еды

… о демографических и миграционных проблемах Казахстана

В Казахстане остается проблема обживания больших территорий

В Казахстане должен быть разработан новый законопроект о миграции населения. Об этом, выступая на открытии четвертой парламентской сессии в мажилисе, заявил президент Нурсултан Назарбаев.
Актуальность такого решения не вызывает сомнений: стабильный развивающийся Казахстан становится все более привлекательным для иммигрантов, а курс на форсированное индустриально-инновационное развитие приведет в движение и внутренние миграционные потоки. Сложности остаются и в процессе возвращения оралманов на историческую родину. Во избежание потенциальных угроз эти процессы нуждаются в повышенном внимании со стороны государства. О том, каким должен стать новый закон о миграции, «Литер» беседует с кандидатом юридических наук Салтанат Есетовой.
– Салтанат, почему для Казахстана так важно регулировать миграционные процессы?
– Демография любого государства напрямую влияет на работу и развитие экономики и политики как внутри, так и за пределами страны. Демографически сильные государства всегда и во все времена влияли на судьбы соседних стран, континентов и мира. Миграция меняет картину государства, поэтому необходимо контролировать и регулировать скорость и географию потоков, стимулировать желательный для государства качественный состав миграции.
Чтобы не изменился количественный и качественный состав населения, компетентные органы должны контролировать внешнюю миграцию в Казахстане. Миграционная политика должна быть справедливой, но жесткой для нарушителей извне. Плотность населения соседних с Казахстаном стран очень высокая по сравнению с нашей страной. И хотим мы того или нет, миграционный поток в нашу страну будет идти. Наша задача контролировать этот поток, чтобы он не выходил за рамки и не угрожал нашей национальной безопасности.
При этом плотность населения Казахстана, граничащего с перенаселенным Китаем, странами Средней Азии и расположенного недалеко от демографически избыточных государств Среднего Востока и Южной Азии, остается самой низкой на территории СНГ и, по данным на 2010 год, составляет всего шесть человек на 1 кв. км. Учитывая сравнительно невысокие по сравнению с другими азиатскими странами темпы прироста населения, Казахстан по-прежнему будет испытывать его нехватку. Поэтому демографические проблемы будут являться одним из самых острых вопросов политического и экономического развития.
Так что Казахстан, чтобы сохранить свою территориальную целостность и безопасность, должен по максимуму увеличить свое население как за счет внутреннего резерва (увеличение рождаемости и уменьшение смертности), так и за счет возвращения этнических казахов. На огромной, девятой в мире территории республика имеет малочисленное население. Так сложилась судьба, что в ХХ веке казахский народ не умножал свое население, как многие соседи, а терял его в большом количестве. Была утрачена элита и цвет нации. Не будь всех тех трагических событий прошлого столетия, казахов в Казахстане проживало бы сегодня более 50 млн., не было бы проблем с единством народа и употреблением государственного языка, самосознанием народа. Вспомните, в начале ХХ века казахи по своей численности превосходили турков в Малой Азии и персов в Иране. Сейчас население Турции и Ирана более 70 млн., а мы даже не можем увеличить свое население до 20 млн. И у этих стран нет тех проблем с развитием и употреблением государственного языка (символом государства), самоидентификацией и единством, которые существуют в нашей стране. Они за счет своего количественного фактора ведут более уверенную политику, чем мы.
– Но историю не перепишешь. Сейчас население Казахстан постепенно растет…
– Да, по итогам переписи населения 2009 года, обнародованным в феврале 2010-го, общая численность населения Казахстана составила 16004,8 тысячи человек, а доля казахов во всем населении составила 63,1 процента (или 10,1 млн. человек). Перепись действительно зафиксировала тенденцию к росту числа жителей, сменившую период падения 2000 годов. Это объясняется сокращением эмиграции европейских этносов, увеличением темпов роста численности казахов (с +22,9 процента в 1989–1999 годах до +26,2 процента за 1999–2009 годы) и сокращением темпов убыли русских (-15,3 процента за период между 1999–2009 годами) и немцев (-49,6 процента).
По специальной программе репатриаций в страну ежегодно прибывает более 100 тысяч казахов, всего в сопредельных странах проживает более 5 млн казахов, каждый третий казах остался за пределами казахстанской границы. С 2010 года правительство республики намерено ввозить и размещать в стране ежегодно 100 тысяч казахов. В целом за 30 лет по программе репатриации в страну должны прибыть как минимум 3 млн казахов.
– Возвращению оралманов уделяется особое внимание. Как вы оцениваете работу государства в этом направлении?
– С момента обретения независимости одной из самых сложных проблем стало возвращение соотечественников, по той или иной причине в разное время покинувших родину. Одной из причин заинтересованности государства в этом вопросе является улучшение демографической ситуации в стране. Согласно данным переписи населения 1999 года, в Казахстане проживало 14 млн. человек, а в 1989 году их было 16 млн., то есть за 10-летний период население страны уменьшилось на 7,7 процента.
Говоря о проблеме репатриации, прежде всего необходимо отметить ее отличие от проблем миграции в целом. Проблема миграции – это вопрос регулирования трудовых ресурсов, а репатриации – права на возвращение представителей этноса на историческую родину. Каждая из них имеет свою собственную логику и свои правила решения. Причем задача репатриации имеет лишь косвенное отношение к решению проблемы трудовых ресурсов.
Вообще, процесс репатриации в Казахстан многогранен и сложен. В Преамбуле Конституции РК, отмечается, что народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидает государственность на исконной казахской земле. Тем самым на конституционном уровне закрепляется приверженность нашей страны к объединению всех казахов, желающих вернуться на свою исконную родину.
– Почему так важно возвращение этнических казахов на родину? Возможно, многие из них устроились на чужбине и живут в неплохих условиях.
– Этническая репатриация приобретает важное значение для суверенитета государства и обеспечения национальной безопасности, в частности экономической, поскольку связана с ростом трудовых ресурсов. После установления независимости и суверенитета Казахстан провозгласил приоритетной политику возвращения казахов на историческую родину. Неслучайно в своем выступлении на Всемирном курултае казахов президент Казахстана поставил основополагающие вопросы отношения самостоятельной страны к своим зарубежным соотечественникам. Он тогда подчеркнул, что смысл и цель курултая – поделиться сокровенными размышлениями о будущем развеянного по всему миру казахского народа. Ведь зарубежные казахи — это представители единой казахской нации.
В настоящее время более чем в сорока странах мира обитают около 3,5 миллиона казахов. Всем им свойственна и всех связывает неистребимая, неизбывная тоска по отчему краю. Зарубежные казахи бережно хранят свою этническую самобытность. Кстати, в выступлении президента на курултае подчеркивалось трогательное отношение зарубежных казахов к национальным традициям, что, безусловно, поражает и восхищает нас всех. Ну а то, как казахи зарубежья почитают родной язык, в любых условиях сохраняют его, является, пожалуй, предметом нашей особой гордости. В заключение того форума был сделан вывод о том, что суверенный Казахстан будет вести всесторонний учет интересов зарубежных соотечественников с целью создать такие условия, чтобы каждый казах чувствовал себя полноправным представителем своей нации. Этого курса мы и придерживаемся.
– Кстати, насчет условий. Несмотря на всевозможные льготы и поддержку государства, проблема интеграции оралманов в казахстанское общество стоит остро. Почему?
– Действительно, им сложно адаптироваться в климатическом, языковом, психологическом, социально-экономическом, законодательном отношениях. Чтобы решить эти проблемы, 10 лет назад была одобрена Концепция миграционной политики Республики Казахстан, согласно которой должна оказываться полная поддержка переселению и местному приему оралманов, их адаптации в местах проживании. Как известно, оралманы являются этническими казахами, возвратившимися на историческую родину, где условия жизни изменились вследствие новых социальных, экономических, политических, этнических и культурных достижений. Это заставляет оралманов приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности. На мой взгляд, следует создать все условия для успешной адаптации оралманов в местную социальную окружающую среду, проводить мероприятия по психологическому восстановлению людей, выживших в вооруженных конфликтах, и так далее.
– С другой стороны, такой ресурс, как оралманы, наверняка можно использовать с большей пользой?
– Действительно, государство считает необходимым координировать программы поддержки оралманов с программами социально-экономического развития областей Казахстана. В этой связи было бы целесообразно сверить часы проектов по возвращению соотечественников с реализуемой в республике ГП ФИИР. В рамках реализации этой программы ожидается внутренняя миграция населения по территории страны. Необходимо учитывать этот фактор при формировании квот репатриации, так как наибольшее количество объектов планируется ввести в северо-восточных областях. Кроме того, программой предусмотрено четыре крупных межрегиональных объекта, что тоже потребует учета миграционной составляющей.
В проекте нового закона о миграции также необходимо повысить роль заграничных учреждений, которые смогут присваивать статус оралмана прямо на месте выезда. Объем предоставляемой помощи нужно привязать к региону вселения с тем, чтобы большее число репатриантов переезжало в малонаселенные, нуждающиеся в трудовых ресурсах области. Это позволит быстрее решить проблему необжитых территорий страны. А в случае невыполнения оралманами условий программы возможно наложить обязанность возмещения полученных в качестве поддержки средств.
– Какие еще положения должны присутствовать в новом законе о миграции населения?
– Дело в том, что, несмотря на постоянную модернизацию, существующее законодательство, относящееся к миграции, характеризуется неполнотой, наличием пробелов, отсутствием системности. Преодолеть этот недостаток при современном подходе вряд ли удастся. Он может быть преодолен лишь при создании модели правового регулирования миграции и установлении точных параметров такого регулирования. В регулировании миграции слишком много отсылочных норм, и это тоже говорит в пользу необходимости такой правовой модели, которая охватывала бы все существенные стороны миграции.
Одним из крупных блоков в этом проекте должен стать раздел о репатриации, целью которого будет создание предпосылок и гарантий добровольному возвращению лиц коренной национальности и их потомков на историческую родину, сохранение этнического ядра Казахстана, восстановление исторической справедливости. Этот закон должен устанавливать принципы государственной политики Республики Казахстан в отношении мигрантов, основы деятельности органов государственной власти по ее реализации, устанавливать экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов различных категорий мигрантов в республики и за ее пределами.
Принятие специального закона будет означать вхождение Казахстана в этой части, в международное миграционное правовое поле, что дает возможность рассчитывать на моральную и материальную поддержку таких организаций, как УВКБ ООН и МОМ.
– Спасибо за интервью.

Беседовала Екатерина БОЛЬГЕРТ, Алматы

Комментарий
Серикжан Мамбеталин, лидер партии «Руханият»:
– Я бы поставил такой вопрос: как предотвратить миграцию сельского населения в города, как помочь умирающему аулу? Прежде всего, нужно помнить, что в сельской местности живет половина населения Казахстана. И Казахстан при правильном государственном подходе может и должен стать агропромышленной державой, особенно в области отгонно-пастбищного скотоводства. Поэтому при распределении государственного бюджета минимум половину нужно отдавать на развитие сельских территорий. Однако в стратегии инновационно-индустриального развития Казахстана практически все инвестиции идут в города и в промышленность. Это неправильно. Не финансируя на должном уровне аулы, мы сами стимулируем внутреннюю миграцию, которая оказывает воздействие на города и является источником потенциальных конфликтов.
Если говорить о миграции внешней, то самым естественным выходом для увеличения населения и, соответственно, рабочей силы является переселение на родину оралманов. Казахов, проживающих за пределами Казахстана, насчитывается около 5 миллионов. Практически все они мечтают жить на исторической родине. Программа переселения «Нурлы кош», выделение государством ежегодных квот призваны содействовать этому процессу. Но этих мер недостаточно, есть еще много препятствий для переселения оралманов, существуют проблемы с их адаптацией в нашем обществе. Наша партия озаботилась этой проблемой. 13 сентября в Астане по нашей инициативе пройдет межпартийный совет по проблемам переселения и адаптации оралманов с участием руководителей МИД, Министерства культуры, комитета по миграции и представителей департамента миграционной полиции.
Толеген Сыдыхов, первый заместитель председателя демократической партии «Адилет»:
– Миграционная политика у нас проводится стихийно. Посмотрите, например, что творится вокруг Алматы. Люди живут без прописки, без ничего. Они сталкиваются с трудностями по получению медицинского обслуживания, обучению детей.
На мой взгляд, самое главное – создавать необходимые условия для жизни людей на местах. Если будет работать вся инфраструктура, не будет проблем с питьевой водой, с образованием, медучреждениями, если будут ходить транспортные средства, то никто не побежит в город. Нужно решать вопросы с рабочими местами, чтобы люди не бежали в города за куском хлеба.
Президент правильно ставит вопрос о том, чтобы на село ехала молодежь с дипломами, чтобы им предоставляли достойную зарплату, давали льготные кредиты. Ведь проблема заключается только в том, чтобы создать благоприятные условия для жизни во всех регионах. Конечно, есть неперспективные населенные пункты, проблемы которых решать сложнее. Здесь приходится учитывать то, что люди десятилетиями жили на одном месте, похоронили там близких. А казахский менталитет в этом отношении очень непростой. Оторвать их оттуда очень проблематично. Но если будут созданы все условия, то люди будут жить и никуда не станут перебираться.

«Liter.kz», 7 сентября 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.