Rambler's Top100

№ 425 - 426
7 - 20 июня 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Сельская жизнь» о демографических проблемах России
«Белорусские новости» о демографическом будущем Белоруссии
«Русский репортер» о насильственной смертности
«Новые известия» о новом порядке оказания наркологической помощи
«Белорусские новости» о токсикомании в Белоруссии
«The Christian Science Monitor» о дне борьбы с табакокурением
«bbcrussian.com» о проблеме курения в России
«Время новостей» о связи самооценки и продолжительности жизни
«Панорама» о предложении по запрету абортов в Казахстане
«Коммерсантъ-Власть» о демографической политике Китая и торговле детьми
«Комсомольская правда» о китайской проблеме России
«Парламентская газета» и «Российская Бизнес-газета» о миграционной политике России
«Известия» о концепции нацполитики Москвы
«Профиль» о карте «этнической напряженности» в Москве
«Росбалт» о миграции в Москве и новых инициативах мэра столицы
«Время новостей» о букваре для детей мигрантов

«Коммерсантъ» о реформах социальной сферы
«Время новостей» о реформе медстрахования в России
«Панорама» о программе развития здравоохранения Казахстана
«Новые известия» о росте числа вакансий в России
«Вечерний Бишкек» о безработице в Киргизии
«Вести.Ру» о регулировании внутренней миграции
«Opec.ru» и «Ведомости» о проблеме моногородов
«Ведомости» о новых 8000 моногородах
«Комсомольская правда» и «Парламентская газета» о возможности повышения пенсионного возраста и отношении общества к этому
«Ведомости» о сокращении числа абитуриентов
«Новые известия» о брачности в России
«Известия» о революционной демографической политике
«Аргументы и факты» о демографии
«Новые известия» о жертвах жары в южной Азии

… о карте «этнической напряженности» в Москве

Карта минного поля

Правительство Москвы взялось за разработку карты этнической напряженности в столице. Специалисты считают эту меру сильно запоздавшей

Семья Веркашанцевых еще до рождения дочери Алены встала на очередь в детский сад, которых на северо-востоке, как и во всей Москве, не хватает. Веркашанцевы смирились даже с тем, что вместо обещанных трех лет ждали еще полгода, пока освободится место.
- Выдержали мы в садике, - признается мама Ольга, - неполный месяц.
Первым забеспокоился глава семейства Игорь. Ему не понравилось обилие мальчиков из Закавказья. Он принялся за поиски нового садика, но сразу выяснилось, что во всей округе в них нет мест и повсюду схожая картина - в садах больше трети детей мигрантов.
- Я понимаю, у меня уязвимая позиция, - говорит Ольга. - Но у меня был выбор: или ради толерантности терпеть то, что много детей почти не говорят по-русски, а значит, мой ребенок не получит должного развития и уже на старте проиграет конкуренцию за хорошую школу, или сделать то, что мы сделали, - уйти.
Пока супруги подкинули малышку бабушке и к выбору школы относятся иначе, чем к детсаду. Они заранее устроили "мониторинг" школ и обнаружили новую реальность: многие из них в районе Черкизово - Преображенка - Гольяново на треть заполнены детьми мигрантов. "Зато у нас есть ясность, - комментирует ситуацию Игорь. - Если мой ребенок вместе с ребенком мигрантов выдержит конкурс в приличную гимназию, почему им не учиться вместе?" И, похоже, таких подводных течений в жизни новых и старых москвичей, требующих предварительного сбора информации друг о друге и ее "отфильтровывания", с годами будет копиться все больше.

ВИРТУАЛЬНАЯ КАРТА

То, что в столице за последние годы открылось немало этнических ресторанчиков и магазинов, известно всем. Труднее заметить появление в городе национальных кварталов - мест компактного проживания людей одной национальности. Но факты говорят о том, что такие районы постепенно формируются. Знатоки давно за армянским лавашом и бастурмой ездят на юго-запад. Настоящую домашнюю грузинскую кухню искать надо в Марьиной Роще, а азербайджанскую - в Гольяново. А вот на юго-востоке запросто можно нарваться на грузинских барсеточников или карманников. Оперативники ГУВД выдавили их сюда с престижных Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе. И гастролеры вынужденно забрели на "чужую поляну" - дагестанского и абхазского преступных "землячеств", до недавнего времени "по-братски" державших верх на рынках и ярмарках юго-востока.
До сих пор вся эта информация существовала на уровне сарафанного радио, но с 1 июля 2010 года должна была обрести иной статус - официальной и проверенной. Своеобразным путеводителем по новой Москве должна была стать карта этнической напряженности столицы.
- Такие карты работают в Лондоне, Стамбуле, Берлине, - говорит Михаил Соломенцев, глава комитета межрегиональных связей и национальной политики мэрии Москвы, один из инициаторов создания столичной карты. - С их помощью ведут учет заселяемых мигрантами или криминогенных районов и помогают следить за порядком в мегаполисах.
Московская карта задумывалась, с одной стороны, как средство мониторинга миграции гастарбайтеров внутри МКАД, с другой - как экспресс-сканер этнической напряженности. По данным ГУВД, неблагополучными с точки зрения миграции считаются юг, юго-запад, восток и особенно юго-восток столицы. Эксперты объясняют рост напряженности и криминала в этих районах тем, что на юго-западе много вузов, где учатся иностранцы; на юге больше всего строек, приютивших мигрантов; на промышленном юго-востоке к стройкам добавляется большое количество рынков и ярмарок, создающих району репутацию самого мигрантоемкого. На карте, которая должна была обновляться раз в месяц, планировалось отмечать неблагополучные районы и районы, где потенциально могли возникать межэтнические конфликты. Причем там обозначались бы не только точки скопления иммигрантов, но и места сходок и акций протестов русских националистов и радикалов, противников миграции. На основании данных мониторинга, которые должны были собирать служащие префектур, ГУВД и соцработники, предварительно прошедшие обучение и психологическое тестирование, каждому району присваивался бы "коэффициент межнациональной напряженности".
Сначала 1 июля должен был начаться эксперимент по использованию карты этнической напряженности "для служебного пользования" чиновниками и милицией, а с нового года ее планировали выложить в Интернет для работы в режиме online.
Однако слушания по созданию карты при правительстве Москвы, назначенные на 1 июня, были перенесены, а вскоре Владилен Боков, начальник Управления по реализации национальной политики города Москвы, и вовсе признал, что "идея с созданием карты пока оказалась неудачной". И как минимум до конца года Москва ее не увидит.

"МЭР МНЕ НЕ УКАЗ"
Причин заминки с выпуском карты этнической напряженности много. Но прежде всего появление такой карты будет означать признание того, что в городе начали формироваться этнические районы, которые могут превратиться в гетто. Это политически невыгодно столичным властям, так как данный процесс является в значительной степени следствием отсутствия у городского руководства внятной программы адаптации мигрантов.
Как признал в кулуарах высокопоставленный чиновник московского правительства, миграция стала "практически мало управляемой". Формально с регистрацией экономических мигрантов и временных переселенцев, не скрывающих желания осесть в столице, проблем вроде бы нет. По данным Росстата, подтверждаемым мэрией Москвы, в столице на учете стоят 1,838 млн. иностранцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако из них реально трудоустроились лишь 275 тыс. в 2009 году и еще неполных 250 тыс. в 2010 году, хотя разрешение на работу есть у всех. Где еще миллион с лишним официально зарегистрированных мигрантов? Проблему усугубляет то, что, по данным МВД, помимо зарегистрированных в Москве и Подмосковье могут находиться еще от 1 до 1,5 млн. нелегальных мигрантов.
- Понятно же, что, если создать этнокарту, встанет логичный вопрос: зачем дальше плодить мигрантов и нелегалов, если число официально не работающих среди них перевалило за миллион? - говорит Жанна Зайончковская, президент Центра изучения проблем вынужденных миграций в СНГ. - Следующий вопрос вытекает сам собой: насколько эффективна власть, допускающая ситуацию, когда столица задыхается от дефицита трудовых ресурсов, а иммигранты позволяют себе, официально, во всяком случае, нигде не работать?
Конечно, цифры эти лукавы. Как отмечают эксперты Института демографии ГУ-ВШЭ, и чиновники московский мэрии, и эксперты рынка труда отлично осведомлены о том, что все гастарбайтеры, включая нелегалов, работают. Однако не регистрируются на рынке труда из-за нежелания работодателей платить за них налоги. Ситуацию в 2009 году попытался переломить мэр Юрий Лужков. Он выступил с идеей оформлять миграционные удостоверения прямо на предприятиях, которым выдаются квоты. Но статистика трудоустройства мигрантов говорит сама за себя: экономическую погоду на рынке гастарбайтеров диктуют работодатели, не заинтересованные в их официальном трудоустройстве. Так вокруг работников-иммигрантов формируется теневая зона - с теневыми рабочими местами, теневыми зарплатами, теневой сферой услуг и, в конечном счете, теневыми законами.
"В большинстве цивилизованных стран существует налог на привлечение иностранной рабочей силы, - говорит Анатолий Вишневский, директор Института демографии ГУ-ВШЭ. - Его-то как раз и не желает платить работодатель, ставя мигрантов в бесправное положение и создавая на рынке труда перегрев: переизбыток в непроизводственном его секторе - на рынках, ярмарках, куда стекаются нелегалы, и дефицит в производственном секторе. На тех же стройках, в ЖКХ и на транспорте".
Тем временем, как показывают исследования Института этнологии и антропологии РАН, каналы теневого трудоустройства - через систему землячеств - пустили в Москве прочные корни. Одно из их последствий - фактическая монополизация городских рынков этническим бизнесом. Однако чиновники, вместо того чтобы выполнять свои обязанности - создавать конкурентную среду, - бездействуют, и во многих случаях бездействие это хорошо оплачено. Например, Тимирязевский строительный рынок, скупленный азербайджанским бизнесом, по ценам соответствует теперь дорогому супермаркету. И крупнейшие продовольственные рынки - Даниловский и Царицынский, - контролируемые армянской и северокавказской диаспорами, тоже утратили характер базара - на них в принципе невозможно торговаться. Свой безраздельный монополизм торговцы объясняют просто: "Москва большая, не ты, так другой согласится на мою цену".
Подобные экономические перекосы не могут не вызывать социального напряжения. И оно время от времени прорывается наружу погромами на рынках и в этнических магазинах. Причем изощренность социальной мести "творчески" развивается. По данным МВД, примерно второй год как в Москве появился и процветает "магазинный бандитизм". Одной из первых в этом ряду стала история с кафе "Пузырь" у метро "Университет". Это кафе построили для себя рыночные торговцы с Кавказа. Погром в кафе начала банда человек из 10-12. Еще столько же с палками и ножами громили прилавки на улице, но не уничтожая, а аккуратно складывая овощи и фрукты в заранее приготовленные ящики и сумки. По такой же схеме "народные мстители" устроили погромы в Ясенево, подмосковных Химках и Лыткарино. Что ново и тревожно - к мародерам "под шумок" все чаще присоединяется толпа "мирных" горожан, набивающая сумки "халявой". Столь изощренное противостояние теневой экономике и монополизму - через погром и мародерство - результат бездействия власти.

БЛУЖДАЮЩИЕ ГАСТАРБАЙТЕРЫ
Как показывает практика, выходцы с Северного Кавказа и из Закавказья начинают активно перетягивать в мегаполис своих земляков, содействуя им с арендой жилья или с приобретением его в собственность. В результате исчезнувшие еще в ХIХ веке национальные районы, в прошлом "слободки", вновь стали появляться в Москве. Пока пунктирно и волнообразно: то создаются, то гаснут - но процесс идет.
Так, в Солнцево и на юго-западе столицы относительно компактно проживают армяне, в Марьиной Роще и Тимирязево - грузины, в Измайлово, Черкизово и Гольяново - азербайджанцы. Последние с переносом части торговли из Черкизово в Люблино начали обосновываться и на юго-востоке. Новые москвичи стихийно создают свою этническую карту города. Правда, и ученые, и чиновники столичного правительства отрицают возможность создания этнических кварталов в столице, считая их не традиционными для Москвы. Однако эти заявления опровергают факты. К примеру, наряду с закавказскими районами в столице формируются еще более лоскутные азиатские. Последние носят временный характер и перемещаются по территории города. Как правило, среднеазиатские поселения дворников кочуют по подвалам или служебным помещениям ДЕЗов. А азиатские поселения образуются в районах заводских общежитий (Очаково, где обосновались китайцы, метро "Автозаводская", где есть и китайцы, и вьетнамцы) или развитой сети рынков (метро "Савеловская", "Домодедовская", "Люблино"). Власти десятилетиями убеждают, что возникшая проблема, в том числе "самопального" жилищного строительства вьетнамских бунгало или китайских переносных домиков на курьих ножках, решаема. Но если раньше бунгало и домики резали глаз на Бутырском Валу или на Савеловской, то теперь "украшают" промзоны в Перово и Текстильщиках.
Сегодня время, когда миграция несла оживление в экономику, сменяется другим - миграция усиливает конкуренцию на рынках труда и жилья. А значит, если не знать нового этнического лица Москвы и меняющихся правил общежития, то межэтнические вспышки, подобные погромам на рынках в Царицыно и Ясенево, взрывам в Черкизово, или межнациональные драки в метро будут и впредь застигать общество врасплох.
- История с отменой или переносом этнокарты показывает не только проблемы мэрии с работодателями, - считает Анатолий Вишневский, - она демонстрирует, что сегодня нет системы отношений с мигрантами. Правительство думает о контроле на границе, а целью миграционной политики должна стать максимальная интеграция мигрантов в российское общество.
В мэрии и Институте этнологии и антропологии РАН "Профилю" подтвердили, что вместо карты этнической напряженности Москва занялась созданием концепции интеграции мигрантов в российское общество. Мягко говоря, с опозданием на двадцать лет. Между тем многие ученые и эксперты рынка труда прогнозируют, что вхождение мигрантов в российское общество будет сложным. Поскольку их труд дешев, то они долго будут оставаться не объектом интеграции, а удобным объектом для эксплуатации. И чем дольше эти "ножницы" будут резать по живому, тем дольше Москва будет отторгать "чужих". А они ей мстить, как могут: по данным МВД, до 40% преступлений в столице совершается иногородними и мигрантами.

МОСКВА И "СЛОБОДКИ"
Первые данные о численности москвичей косвенные и относятся к концу XVI века, когда город насчитывал около 200 тыс. человек, что по тем временам сопоставимо с главным городом Европы - Парижем. Уже тогда в столице жили литовцы и поляки, армяне и грузины, татары, в Немецкой слободе селились шведы, англичане, немцы, голландцы, французы и испанцы. По мере роста города (1868 год - 416,4 тыс., 1882 год - 753,4 тыс., 1897 год - 1 млн. 426 тыс.) росло и число представителей разных национальностей и вероисповедания. Так, в 1882 году православных было 92,8%, протестантов - 2,05%, раскольников - 2,7%, иудеев - 2%, католиков - 1,24%, мусульман - 0,26%, армян-григориан - 0,1%, остальных - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ

Новое лицо Москвы
Какие районы столицы для компактного расселения выбирают мигранты
Армяне - Солнцево, юго-запад.
Азербайджанцы - Измайлово, Черкизово, Коптево, Люблино.
Грузины - Марьина Роща, север.
Вьетнамцы - районы заводских общежитий и торговых складов у метро "Савеловская", "Черкизовская", "Домодедовская".
Китайцы - районы заводских общежитий в Очаково, у метро "Савеловская", "Автозаводская" и частично "Печатники", в Новокосино.
Афганцы, пакистанцы - Зюзино, Царицыно.
Расселение дворников
Узбеки - юг, юго-восток, юго-запад.
Киргизы - центр, север, запад.
Таджики - север и частично запад.
Миграция рабочих-строителей и разнорабочих стройкомплекса
Таджики (до 70% от общего числа) - все стройки, но в основном юг, юго-запад и примыкающие районы Подмосковья.
Киргизы, казахи (до 15%) - север, запад.
Источник: Институт этнологии и антропологии РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН.

ПОЗИЦИЯ

МАМЕД АЛИЕВ, президент Всероссийского азербайджанского конгресса, лауреат Государственной премии РФ:
"Каждый год 20 апреля мы просим своих соотечественников как можно меньше появляться на улицах столицы. С 2002 года в московских вузах иностранным студентам разрешается не посещать занятия. К этой практике присоединились вузы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Хотя местные власти предпринимают меры по борьбе со скинхедами, но… лучше в этот день сидеть дома. Уже 20 лет, с конца 1980-х, радикальные националисты стремятся отметить "день рождения Гитлера" в стране, пострадавшей от фашизма, наверное, больше всех. Вот с кем надо бороться и наносить на карту как зло, которое надо выводить всем вместе, как тараканов".

ХРОНИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 2010 ГОДА
Январь
В Левобережных Химках банда из 15 человек с палками и пистолетами устроила погром в магазине азербайджанских мигрантов. Пока преступники избивали торговцев, клиенты воровали с прилавков фрукты. Идет следствие.
Февраль
Драка в Московском педагогическом университете между ингушами и осетинами закончилась убийством осетинского студента Олега Чертикрева. По данным ГУВД, "в последнее время участились случаи межэтнических конфликтов в столичных вузах между азербайджанцами и армянами, грузинами и дагестанцами, вьетнамцами и китайцами".
Март
Массовая драка в студенческом городке Университета нефти и газа им. Губкина между учащимися из Чечни и Казахстана.
Апрель
Насмерть сбит 10-летний Артем Готовцев машиной с мигалками, в которой находились задержанные разъяренной толпой сотрудники чеченского спецназа. Возбуждено уголовное дело.
Май
Убит 27-летний Дмитрий Кашицын, заподозренный неонацистами в том, что он принадлежит к движению "Антифа".
Май
На Боровском шоссе автомобиль Mitsubishi, за рулем которого был уроженец Кавказа, сбил 12-летнего мальчика (позднее ребенок скончался в больнице). Дорожно-транспортное происшествие повлекло за собой массовую драку, в которой приняли участие около сорока человек - родственники мальчика и земляки водителя. Драку удалось остановить только после прибытия сотрудников милиции.

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО. «Профиль», 7 июня 2010 года

Охота к перемене мест

Если бы россияне чаще меняли место жительства, они терпимее бы относились к иммигрантам

О том, почему Москва может обойтись без карты этнической напряженности и как противостоять возникновению национальных гетто, в интервью "Профилю" рассказывает директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ.
- Валерий Александрович, столичная мэрия объявила о том, что разрабатывает карту этнической напряженности, но не спешит ее обнародовать. Почему?
- Наш институт к подготовке этой карты отношения не имеет. Мы вместе с правительством Москвы готовим программу или концепцию межнациональных отношений. Там есть раздел, в котором говорится о механизмах предотвращения этнической напряженности. В том числе речь идет и о мониторинге как службе экстренного реагирования. Вот в него, возможно, и войдет этническая карта столицы.
- Когда?
- По-моему, не в этом суть. Нужно осознать, что за 15-20 последних лет этнический состав Москвы изменился так, как, пожалуй, не менялся за всю ее историю. И тут гораздо важнее учета переселенцев эффективная власть, способная этими потоками грамотно управлять. Это сложнее, чем учет того, какой процент кого прибыл и нанесен ли он на некий документ типа карты. Можно иметь всего 0,5% мигрантов, как было в Кондопоге, и получить погром. Потому что власть в городе подменялась администрацией местного комбината, а милиция была коррумпирована как раз двумя-тремя десятками приезжих

.

- Так карта и задумывалась как путеводитель по местам обитания "тревожных" этнических групп. Например, киргизы и узбеки, работающие дворниками. С одной стороны, в их среде растут внутренние поборы в пользу "землячеств", с другой - они часто становятся жертвами нападений со стороны русских националистов.
- Я бы эту категорию мигрантов отнес не к тревожным, а к отрадным проблемам. Не будь их, Москва зимой была бы как Петербург, где нельзя было пройти даже по Невскому проспекту, утонула бы в снегу. Другое дело, что службы ЖКХ имеют с мигрантов дополнительный доход, недоплачивая им, что преступно. А вот преступность среди мигрантов, если ею не манипулировать, не выше, чем среди местного населения. Да, есть преступники-гастролеры из регионов России, из Грузии, Армении. Есть наркотрафик, связанный с теми же среднеазиатскими мигрантами. Но это криминальные проблемы. Десятки тысяч бесправных работяг к ним отношения не имеют. Риски, связанные с мигрантами, - проблемы здоровья, санитарии, сбыт контрафакта - эта система рисков на порядок ниже, чем позитивные перемены, блага и услуги, которые дают мигранты. Достаточно выглянуть в окно, чтобы увидеть, кто строит "Москву-Сити", транспортные развязки и жилье. Но 9 из 10 журналистских изысканий о миграции - это рост преступности и этнической напряженности. Почему?
- Зачем закрывать глаза на очевидное? Статистика свидетельствует о том, что количество драк в метро, электричках, общежитиях с участием мигрантов растет.
- А так строились и Америка, и Израиль: каждая новая волна миграции, конечно же, не достигает того статуса, как основное население, которое вначале отторгает чужаков. Более того, каждая новая волна миграции уступает предыдущим волнам, которые, прижившись, выступают эксплуататорами, наркобаронами и паханами по отношению к последующей волне - по уровню жизни, доходам, статусу. На продовольственных рынках азербайджанцы и узбеки принуждают к подневольному труду своих же. Или в том же бизнесе, связанном с частным извозом, - и на такси, и в маршрутных такси кавказцы "кидают" своих же водителей-земляков, получая за их счет сверхдоходы. Единственное, что наладилось, - это система денежных переводов в СНГ. Хотя бы здесь мигранты не облагаются "данью". А в целом они попали под перекрестный огонь: они бесправны и перед местными властями и населением, и перед своими земляками. Вот для чего нужна и разрабатывается концепция их врастания в наше общество.
- Насколько в Москве действен механизм учета мигрантов?
- Проблема контроля и учета существует. Она порождена не мигрантами, а дурацкими и потому неработающими законами. Учет тормозят работодатели, которые прячут у себя на стройплощадках или в коттеджах за заборами сотни, если не тысячи людей, не сообщают о них, чтобы не платить налогов. Поэтому к стенке ставить и ноги расставлять на ширине плеч надо не мигрантов, а наших толстосумов, устроивших подпольные притоны, цеха и ночлежки для них. Ни один такой работодатель пока ответственности не понес. Это чревато двумя вещами. Первое. Угроза реванша. В Москве подрастают дети мигрантов, которые видят, кто унижает их родителей. Когда они подрастут, тогда мы поимеем такие же проблемы, как в Париже. Но этого еще можно избежать. Второе. Звать будем - никто не поедет, кроме разнорабочих. Сейчас мы заговорили об инновациях. Мы что, с двумя-тремя нобелевскими лауреатами эту проблему решим? Или "инновационного" Гуса Хиддинка наймем? Чудес, как доказал опыт Хиддинка в футболе, не бывает. Нам нужно 10-20 тыс. молодых людей, чтобы они сюда приехали как гастарбайтеры и внедряли инновации. А какой американский или азиатский бизнесмен либо ученый сюда поедет, если у нас людей с темным цветом кожи колошматят?
- Может ли получиться так, что мигранты вынуждены будут создавать этнические "слободки" или гетто внутри Москвы?
- Пространственная сегрегация, или образование этнических кварталов,- это явление прошлых эпох. Гарлем в Нью-Йорке возник до Второй мировой войны. Сегодня он почти исчез, пройдя через так называемую джентрификацию, то есть обуржуазился. Если 20 лет назад сразу за Колумбийским университетом начинался Гарлем, сегодня там построено несколько кварталов, где живут профессура и студенты. Многие мегаполисы принимают меры к изживанию системы гетто, позиционируя себя как города без язв, города, удобные для жизни. Преодолеть это не так просто - Вашингтон, Балтимор, Шанхай или латиноамериканские мегаполисы тому подтверждение. Счастье нашей страны в том, что у нас гетто не было, просто потому что не было рынка жилья. Теперь способствовать созданию рынка жилья, на котором люди тяготели бы друг к другу по расовому, религиозному или этническому принципу, было бы самоубийственно. И задача номер один создаваемой нами концепции - избегать этнических анклавов, но и жесткого картографического подхода или процентного расселения не планируется.
- Но мигранты селятся вместе стихийно.
- Да, компактность как тенденция намечается. В Подмосковье построены коттеджные поселки, где селятся только армяне. На Ленинском проспекте по соседству снимают жилье чеченцы и ингуши. Но у нас не возникнут поселения по типу чайна-тауна. Исторически другая культура соседства - через "слободки", которые потом адаптируются. Да и в мире чайна-тауны - это уже не места проживания китайцев, а туристические зоны с ресторанами и магазинами. Так что у нас среднеазиатский или какой-то еще этнический квартал - это фантомные страхи. Для малых городов такая проблема есть. Несколько лет назад Адлер был многонациональным, а сейчас процентов на восемьдесят стал армянским. Музыка, речь, надписи говорят о том, что город обрел этнически эксклюзивный характер. Это проблема. Все-таки страна, по-простому говоря, должна перемешивать население, чтобы сохранять интернациональный дух. Поэтому как ученый я приветствовал бы пространственную подвижность россиян в качестве профилактики национализма.
- Одна из проблем - отчуждение между местными и приезжими. Что предусматривает разрабатываемая концепция для нашего сближения?
- Российское общество интеграцию рассматривает плоско. Мол, они должны принять наш образ жизни. Понимание интеграции шире. Во-первых, это обоюдный процесс. Мы уже не кривимся от суши как от сырой еды, считаем ее здоровой. И вообще, этнические рестораны и кухня, открытые, как правило, иностранцами, стали частью нашего культурного капитала, то есть адаптации к мигрантам. Нормы, которые приносят с собой мигранты, обогащают нас. Значит, надо учиться. В целом у нас получается, но медленно. В том же строительстве еще двадцать лет назад мы упорно повторяли деревенский пятистенок, теперь научились руками мигрантов сооружать коттеджи. Это тоже наш арсенал. Так на практике интеграция демонстрирует адаптацию как мигрантов, так и местного населения. Первые не должны отторгать и тем более бросать вызов устоявшемуся образу жизни местных, а местные…
- ...Терпимо относиться к ношению, например, хиджаба?
- Не то что хиджаба! В России с пейсами не принято ходить. И то, и другое расценивается как вызов. Возможно, через двадцать лет в стране будет иное поколение, оно иначе рассудит, а сегодня - так. И извольте уважать принятые устои. Я только что приехал из Казани. Там мусульманки обходятся без хиджабов. В Ульяновской области 20% населения - мусульмане. Они активно строят мечети, но хиджаб никогда не носили. В России нет религиозной жесткости в поведении, и не надо ее привносить извне, как это пытаются делать мигранты в Западной Европе, бросая вызов местной культуре и традициям. И у нас этой составляющей конфликтности нет. Намеренно - да, проблемы создаются. Но та же Фаузия Байрамова в Татарии, требовавшая, чтобы местные женщины на новых паспортах фотографировались в платках, когда начались переговоры, осознала реальность. Ну не сядут наши женщины за руль в парандже, как этого пытаются добиться в ЕС некоторые исламисты и феминистки. У нас иной опыт, целые поколения мигрантов жили в СССР. У нас проблема адаптации есть, но она не является острой.
- А в чем суть нежелания адаптации местных жителей к мигрантам?
- У меня на даче работает юноша-таджик. Как-то захожу в его домик и вижу, что он молится. Вспоминаю, что сегодня пятница, особый день для мусульман. И понимаю, что ни о чем его не попрошу. В другую пятницу я забываю об этом. Мне жена напоминает: "Он все это сделает в субботу". Понимаете? С моей стороны интеграция или адаптация - это уважение значимых для иностранца ценностей и установок. Но проблема в том, что россияне не готовы уважать чужие ценности и считаться с ними. Недавно мне звонит ректор одного вуза. "Слушай, - говорит, - у меня кавказцы каждый вечер в университетском дворе устраивают свои танцы, собирают толпы людей. Что делать?" Я ему рассказал, что в Нальчике по вечерам целые площади заполняются этими танцорами. Это часть кавказской культуры - показать себя, такая манифестация чувств. И русские, живущие там, воспринимают их как часть образа жизни, танцуя не хуже кавказцев. Там нет проблемы - что делать? Вот я и предложил знакомому ректору открыть клуб, где можно этим танцам обучать. Другое дело, что у этой демонстративности должны быть пределы. Одно дело - танцевать лезгинку в клубе, другое - на Манежной площади в отместку скинхедам. Интеграция - взаимный процесс, если хотите, прорастание в чужую культуру и обычаи без потери идентичности. Это новый вызов реальности, и мы его обязаны принять.

Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО. «Профиль», 7 июня 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.