Rambler's Top100

№ 419 - 420
19 - 30 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  

Присутствие женщин на мировом рынке труда увеличивается

Женская занятость и экономический кризис

Женщины зарабатывают меньше мужчин, но в разных странах – по-разному

В России минимальная разница в оплате труда женщин и мужчин – в образовании


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

В России минимальная разница в оплате труда женщин и мужчин - в образовании

В России, по данным Госкомстата1, женская заработная плата в октябре 2007 года, то есть непосредственно перед кризисом, составляла в среднем 63% от мужской. Цифра сама по себе интересная, хотя она не учитывает неравномерного распределения женщин и мужчин по отраслям экономики, и, прежде всего - по профессиям.

Минимальная разница в оплате труда - в образовании, области, где традиционно преобладают женщины. Но тут средняя зарплата и женщин, и мужчин в описываемое время была 8000-10000 рублей, это ниже, чем во всех остальных отраслях.

Максимальной оказалась разница в области культуры, досуга и спорта (64%, возможно, это связано со значительным разнообразием профессий и ситуаций внутри отрасли: женскую зарплату в ней очень сильно тянут "вниз" многочисленные провинциальные библиотекари и сотрудники музеев, в то время как в спорте и организации досуга в процентном отношении больше мужчин, но в этой области и женские зарплаты вряд ли очень уж маленькие), торговли и ремонта (69%, вероятно, потому отчасти, что сюда относится и довольно прибыльное автодело с традиционным преобладанием мужчин и относительно выше оплачиваемое, и работа продавцами в маленьких магазинах и киосках, часто оплачиваемая гораздо хуже), и обрабатывающих производств (68%).

Интересно, что в области добычи полезных ископаемых не только зарплаты в среднем выше (21000-29000, это максимальные среднеотраслевые зарплаты в 2007 году в России, что, в общем, ожидаемо), но и гендерная разница меньше (76%), по сравнению с обрабатывающей промышленностью.

Как бы то ни было, в данном случае важно то, что эти средние цифры не только не отражают гендерное распределение по профессиям внутри отрасли, но и не отражают процентного соотношения работающих в ней женщин и мужчин. А ведь вполне возможно, и даже практически наверняка, в добывающей промышленности женщин в принципе гораздо меньше, чем в торговле и образовании, где наоборот, намного меньше мужчин. В результате, на первый взгляд, парадоксальным образом, отставание женской зарплаты по всем отраслям в среднем от мужской оказывается большим, чем в любой из этих отраслей, взятой отдельно (поскольку при получении этих окончательных средних цифр суммируются все женщины и все мужчины, где бы они ни работали, и сколько бы ни получали, и для женщин наиболее массовыми оказываются крайне низкооплачиваемые отрасли и профессии).

Таким образом, довольно большая, на мировом уровне, разница в оплате женского и мужского труда в России оказывается связанной опять-таки с гендерной профессиональной сегрегацией - разделением секторов экономики и особенно профессий на "женские" (при этом хуже оплачиваемые) и "мужские" (оплачиваемые лучше).

При этом, как и во всем мире, есть тенденция концентрации женщин на низших "беловоротничковых" позициях (клерки, мелкие чиновники и организаторы производственного процесса, секретари и т.д.). А мужчины выполняют и ту физически тяжелую работу, которая пока еще остается в экономике (большинство), и занимают "начальственные", особенно высшие "начальственные" должности (меньшинство).

Бороться с гендерной профессиональной сегрегацией очень трудно, поскольку связанные с ней стереотипы разделяют сами люди, уже с детства закладывая в умы своих сыновей и дочерей представления о том, какая работа будет "подходящей для женщины" (удобной, "непыльной", требующей в основном внимания и аккуратности и т.п.), а что такое "работа для настоящего мужчины" (физически тяжелая, высокооплачиваемая, ответственная, связанная с властью и руководством людьми, и т.д.).

Соответственно, будущая сегрегация создается уже при выборе молодежью профессий, по которым они собираются получать образование. В дальнейшем, рынок труда закрепляет ее, поскольку, несмотря на законодательные запрещения дискриминации при приеме на работу, никто не препятствует нанимателям учитывать их собственные гендерные предпочтения при выборе кандидата на ту или иную должность (особенно, если кандидатов много).

В результате мужчины и женщины с одинаковым образованием, сразу после его завершения, уже попадают на разные должности (женские - предполагают гораздо более низкий "потолок" и зарплаты, и карьерного роста). В дальнейшем это только усугубляется - при смене места работы учитывается уже не только образование, но и опыт работы, а наличие у мужчин, уже через несколько лет после завершения образования, опыта руководящей работы (хотя бы на низшем уровне) гораздо более вероятно, чем присутствие его у женщин.

Кроме того, в настоящее время в России нет (в отличие, например, от Германии и некоторых других европейских стран) разделения женщин на "ориентированных на карьеру и бездетных" и "матерей" - практически каждая, или почти каждая, женщина в России в тот или иной момент становится матерью. Соответственно, материнство присутствует в жизни и у "завзятых карьеристок" тоже.

В результате работодатели рассматривают любую бездетную работницу как человека, который в перспективе уйдет в длительный отпуск по уходу за ребенком, а работница-мать также не является предпочтительным вариантом, поскольку ей придется сочетать рабочие и семейные обязанности. При этом семейных обязанностей у мужчин как бы нет совсем (хотя, есть некоторая информация о том, что многодетные отцы уже воспринимаются как имеющие семейные обязанности, и потому нежелательные, работники).

В марте 2010 года в газете "Коммерсантъ" была опубликована статья, под названием "Женщины подешевели и важничают?"2, содержащая интересный анализ темы мужских и женских зарплат в России в нынешнее кризисное время. В этом году, очередная волна ежегодного исследования зарплат в частном секторе (проводимого компанией PWC) показала, что разрыв в уровне оплаты труда мужчин и женщин увеличился (по крайней мере, так считают 16% респондентов).

При этом, выросла доля женщин среди руководителей (впрочем, в основном среднего звена). Среди высшего руководства, однако, становится все больше и больше женщин, занимающих должности главных бухгалтеров (сейчас, 93%), директоров по персоналу (70%) и финансовых директоров (48%). А вот гендиректор, президент компании, председатель совета директоров - по-прежнему должности почти исключительно мужские.

Автор статьи считает, что это связано с более высоким уровнем ответственности на таких "мужских" должностях. Что ж, это - как посмотреть. Возможно, это связано просто с большими возможностями в отношении власти? Поскольку ответственности как раз, часто, больше предполагают должности главного бухгалтера и коммерческого директора. Что же касается директоров по персоналу - тут, вероятно, сказываются стереотипные представления относительно больших способностей женщин к установлению "хороших отношений с людьми", т.е. лучшие коммуникативные навыки.

Автор статьи отмечает, что женщины в среднем дольше, чем мужчины, работают в одной и той же компании, при этом - перспективы их карьерного роста гораздо хуже, они чаще, чем мужчины, так и остаются на одной и той же должности. Тем не менее, женщины все меньше сидят в отпуске по уходу за ребенком - все больше становится таких, кто не делает и 12-месячного перерыва в работе в связи с появлением потомства.

Получается, что для частного сектора женщины как работники обладают рядом преимуществ:

  • Они дольше остаются на занимаемой должности, и не приходится искать нового сотрудника;
  • У них меньше зарплатные притязания;
  • Они стараются сделать "потери" для работодателя в связи со своим материнством минимальными, даже если это и означает дополнительные трудности для них самих и/или ребенка (ведь для рынка труда в его современном виде материнство - это основной женский недостаток, как раз и делающий нас "работниками второго сорта").

Соответственно, все "преимущества" женщин связаны прежде всего с тем, что они меньше ценят себя, и готовы за те же деньги и при меньших надеждах на позитивные изменения в будущем - предпринимать больше усилий, чем мужчины.

Итак, рынок труда в России остается очень сексистским по сути - поскольку мужчины и женщины воспринимаются как работники с очень разными свойствами, и на конкретные рабочие места предприниматели (в глубине души) всегда очень четко знают, кого хотят - женщину, или мужчину.

Но, с другой стороны, получается, что у женщин, наряду с "недостатками" (способность к материнству), есть и сравнительные достоинства - умение организовать свое материнство так, чтобы для работодателя его "как бы и не было". А, поскольку это очень трудно, но практически все женщины вынуждены этому научиться (поскольку не работать большинство, по разным причинам, просто не может себе позволить), то женщины становятся в среднем более организованными работниками, чем мужчины.

И дешевыми, безусловно, тоже. А это, конечно, преимущество - и для работодателя, и для самого работника, при устройстве на работу.

Так что у женщин очень неплохие позиции на российском рынке труда - именно потому, что работа приносит им меньше выгод и создает больше проблем, чем мужчинам.


1 - http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_50/IssWWW.exe/Stg/04-20.htm
2 - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1331451

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.