Rambler's Top100

№ 419 - 420
19 - 30 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» и «Профиль» о демографической политике в России
«Время новостей» о демографической и социальной политике в России
«Парламентская газета» об успехах российской демографической политики
«Независимая газета» о докладе ПРООН о человеческом потенциале в России
«Opec.ru» о детерминантах российской рождаемости
«Российская газета» о семейной политике в Китае, Великобритании, США и Испании
«Независимая газета» о стерилизации в Китае
«Экспресс-К» и «Зеркало» о проблеме абортов в Казахстане и Азербайджане
«Власть денег» о репродуктивном туризме в Украину
«Медицинская газета» о потерях в ВОВ
«Время новостей» о реформе медицинского страхования
«Итоги» о холестерине и смертности
«Итоги» об алкоголе в крови и вождении
«Ведомости» и «The New Times» о пенсионной реформе в России
«Трибуна» о пенсионном возрасте
«День» о проблеме пенсионного возраста в Украине
«Аргументы и факты» о старении населения Земли

«Время новостей», «Коммерсантъ» и «Ведомости» об инициативах РСПП по изменения трудового законодательства
«Opec.ru» о демографии и рынке труда в европейских странах

«Независимая газета» о неравенстве и бедности в России
«Ведомости» о трудовых проблемах людей, живущих с ВИЧ
«Белорусские новости» о проблеме заболеваемости ВИЧ в Белоруссии
«Радио Аззатык» о новых сроках регистрации для мигрантов из стран СНГ в Казахстане
«Белорусские новости» о нелегальной миграции в Белоруссии
«Delfi.lt» об эмиграции из Литвы
«Новые известия» о погромах в Бишкеке
«Вечерний Бишкек» о миграции из Киргизии в Россию
«Радио «Свобода»» о переселении с Северного Кавказа
«Newsland.ru» о «цене» прописки
«Новые известия» и «The New York Times» о международных усыновлениях российских детей
«Новые известия» о преступлениях в отношении детей и семейном насилии в России
«Время новостей» о дискриминации восточных немцев
«Коммерсантъ-Власть» о проблемах раскрепощения женщин в СССР
«Литовский курьер» о пробной переписи в Литве

… о пенсионной реформе в России

Засыпать ассигнациями

Отчитываясь перед парламентом, председатель правительства Владимир Путин сообщил, что в России проведена пенсионная реформа и существенно повышено благосостояние всех пожилых людей. «Россия, пожалуй, единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий», — заявил Путин депутатам.
До недавнего времени мы думали, что пенсионная реформа заключается в постепенном переходе на накопительную систему, изменении принципов финансирования пенсионных фондов, стимулировании граждан к вложениям в эти фонды. Дефицит пенсионной системы растет и достигнет в этом году 5,2% ВВП. В начале 2010 г. был произведен перерасчет заработков советского периода, при котором учитывался и трудовой стаж пенсионера: пенсии были существенно увеличены. Вероятно, эта процедура и называется теперь пенсионной реформой.
Реальный рост доходов неработающих пенсионеров составил, по словам премьера, около 11%. Обещано было 20%, но и 11% — очень значительный рост. Пересчет заработков советских времен увеличил среднероссийскую пенсию в 2010 г. до 8100 руб. В 2009 г. средняя пенсия достигла 5191 руб., по отношению к предыдущему году это был рост почти на четверть. В итоге размер пенсии сейчас в 1,6 раза выше статистического прожиточного минимума на нынешний год. Желание помочь наименее защищенной части населения страны не может не радовать. Вопрос в том, поможет ли это победить бедность и выдержит ли бюджет.
Прожиточный минимум — условная категория. По данным статистиков, пенсионер в Татарстане в прошлом году мог прожить на 2965 руб., в Москве — на 5057 руб., на Чукотке пожилому человеку требовалось 9219 руб. В Евросоюзе находящимися под угрозой бедности принято считать тех, чей ежемесячный доход ниже 60% среднемесячной заработной платы, бедными — получающими менее 50%. По этой методике в «зоне риска» во Франции находится около 14% населения, в Испании — 20%, в Литве — четверть. Бедными считаются 7%, 11% и 13% соответственно. Российские пенсионеры, получающие сейчас около 40% средней зарплаты по стране (20158 руб.), вышли из нищеты, но по европейским меркам они остались бедными. Как, впрочем, и почти 30% работающих россиян. В некоторых регионах пенсии могут оказаться выше зарплат бюджетников.
Непонятно, как долго и за чей счет будет продолжаться увеличение пенсий, определенное Владимиром Путиным как «ответственная политика». Их рост уже вызвал правку бюджета в начале года. В марте премьер потребовал у министра финансов Алексея Кудрина найти еще 160-170 млрд. руб. для 6%-ного повышения пенсий с 1 апреля. В итоге наша страна в нынешнем году выделит на пенсионеров рекордные средства — почти 10% ВВП. В 2011 г. Россия войдет в число государств с самыми высокими обязательными пенсионными взносами. После запланированного на 2011 г. повышения пенсионных отчислений (с 20% до 26% от фонда оплаты труда) доля расходов на содержание пожилых людей в нашей стране будет выше, чем в большинстве стран ОЭСР.
Выбирая между гарантиями прошлому и инвестициями в будущее, премьер предпочел популистский вариант, чреватый уже в ближайшем будущем серьезными проблемами для страны, население которой стареет. Сейчас одного пенсионера содержат три работника, через 10-15 лет работников останется двое. Как поднимать пенсии тогда, не известно. К тому времени в России, вероятно, будет другой премьер и другой президент.
Выбора между поддержанием пожилых и развитием экономики для будущего быть не должно. Создание благоприятного климата для работы и долгосрочного развития бизнеса поможет и растущим поколениям, и тем, которые уже не работают. Развитие бизнеса, поощрение людей к открытию собственного дела могли бы изменить отношение россиян к собственному будущему и побудить их активнее откладывать на пенсию.

«Ведомости», 21 апреля 2010 года

"Не стоит выковыривать изюм из булки"

Михаил Дмитриев - Дмитрию Докучаеву
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович выступил с предложением, которое давно уже обсуждается в экономических кругах: поднять пенсионный возраст в стране. К такому решению власти подталкивает сложная демографическая ситуация и растущий дефицит пенсионного фонда. О возможных новшествах в пенсионной сфере The New Times рассказал один из авторов действующей пенсионной реформы, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев

Михаил Эгонович, как вы относитесь к идее поднять в стране пенсионный возраст?
Старение населения и долгосрочные финансовые трудности пенсионной сферы - среди наиболее тяжелых проблем нашего общества. Нет ни одного магического решения, которое в отрыве от остальных могло бы эти проблемы урегулировать. Тем не менее повышение пенсионного возраста является обязательной частью любого хоть сколько-нибудь эффективного пакета мер, который позволит предотвратить банкротство пенсионной системы и устойчиво финансировать сравнительно высокие пенсии будущему поколению "старших граждан".

Дожить до старости

И какой уровень считается приемлемым?
Мы считаем, что коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и зарплаты в стране) в 40% - та социально приемлемая планка, к которой мы должны стремиться. То есть если средняя зарплата в стране составит 20 тыс. рублей, то средняя пенсия должна быть не меньше 8 тыс. Три года назад коэффициент замещения у нас был 25%, сейчас 36-37%. Чтобы достичь уровня 40%, правительству, скорее всего, придется пойти на постепенное повышение пенсионного возраста. Этого не надо бояться: такое решение уже приняли или вот-вот примут многие европейские страны, сталкивающиеся с похожими демографическими и финансовыми проблемами.
Но ведь повышение пенсий - явно непопулярная мера. Если власти на это пойдут, не столкнутся ли они с массовыми акциями протеста?
Да, непопулярная. Это показывают и фокус-группы, которые мы проводили в самом конце прошлого года. Но есть реалии нашей социально-экономической жизни: общество стареет, получатели пенсий всех категорий составляют уже около 30% населения России, и эта доля постоянно растет.
Но как можно, к примеру, повышать возраст выхода на пенсию мужчин, если, по данным Международной организации труда, их средний срок жизни в России - 59 лет, а пенсионный возраст наступает в 60?
С цифрами не все так просто. Во-первых, по самым последним данным МОТ, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России достигла 62 лет. Во-вторых, фактический средний возраст выхода на пенсию мужчин в нашей стране составляет 54 года (из-за более ранних пенсий для военных, силовиков, людей, работающих в особо вредных условиях труда и пр.). В-третьих, статистика показывает, что российские мужчины, которые доживают до пенсии, живут долго. В среднем россиянин пребывает на пенсии 15 лет - всего лишь на год меньше, чем американец. А значит, наша пенсионная система несет немалую нагрузку - на уровне развитых стран. А у женщин ситуация и вовсе зашкаливает за стандарты развитых стран. Российская женщина в среднем живет 72 года и пребывает на пенсии 25 лет. Это на 7 лет дольше, чем среднестатистическая американка.

Иждивенцам на заметку

Вы считаете, что российская экономика не в состоянии выдержать такую нагрузку?
В 2010 году расходы на выплаты пенсий оцениваются примерно в 4 трлн рублей (около 10% ВВП). И это притом что мы еще не достигли очень скромного по мировым меркам коэффициента замещения 40%. Бюджет вынужден урезать другие важные социальные статьи. Такого стремительного роста иждивенческой нагрузки без повышения пенсионного возраста не выдержит ни одна экономика. Даже Куба, где достаточно высокая рождаемость и много молодежи, только что приняла решение о повышении пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и женщин.
Нам тоже надо повышать пенсионный возраст на 5 лет?
Нет никакой необходимости повышать его немедленно - это нужно делать постепенно. Вероятно, через 25 лет продолжительность жизни нашего населения приблизится к среднеевропейским показателям. И к этому времени нам желательно приблизиться к европейскому пенсионному возрасту, который составляет порядка 65 лет. С точки зрения решения текущих задач нам, конечно, такой высокий возраст выхода на пенсию не нужен. Для России более приемлемым было бы прибавлять по несколько месяцев в год - как, кстати, и предлагал Аркадий Дворкович.
Это касается и мужчин, и женщин?
Темпы повышения могут быть неодинаковыми для мужчин и женщин. Потому что с учетом наших демографических проблем перед нами стоит задача подравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин, как это произошло в большинстве европейских стран. Это значит, что у женщин пенсионный возраст может повышаться быстрее, у мужчин - медленнее. В конечном счете, если мы выйдем через 20 лет на показатель среднего возраста выхода на пенсию в 62-63 года для мужчин и женщин, это существенно упростит задачу поддержания относительно высоких пенсий при сохранении устойчивого финансирования пенсионной системы.

Каждому свой размер

Несмотря на названные вами бюджетные проблемы, правительство с 1 апреля провело очередную индексацию пенсий, которая обойдется казне в 130-170 млрд. рублей. Может быть, и дальше надо просто индексировать пенсии, и все?
Беда в том, что решение о сроках и размерах повышения пенсий, принятое в 2008 году, было по сути своей выковыриванием изюма из булки. Из всего пакета мер по повышению устойчивости пенсионной системы приняты были в основном только популярные. Гораздо правильнее было бы повышать размеры пенсий, увязывая это с решением о пенсионном возрасте. Потому что тогда и позитивные, и негативные эффекты были бы сбалансированы. Далее: зачем одинаково повышать размеры пенсий и "молодым" пенсионерам, которые в большинстве своем продолжают работать и имеют дополнительные источники доходов, и пенсионерам старших возрастов, которые и работать уже не в состоянии, и в наибольшей степени нуждаются в уходе, лекарствах, лечении и так далее? Нужен был дифференцированный подход, который тем не менее не применялся.
А что делать с дефицитом Пенсионного фонда, который растет угрожающими темпами и в этом году может составить, по правительственным прогнозам, рекордные 660 млрд. рублей?
Разумеется, дыра в Пенсионном фонде представляет огромную проблему. Уже сейчас дефицит составляет примерно 50% всех расходов Пенсионного фонда. По оценкам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, если ничего не предпринимать, то через 15-20 лет требуемые дотации в пенсионной системе могут сравняться со всем суммарным размером ненефтяных доходов федерального бюджета. Иными словами, все доходы, не зависящие от сырьевой конъюнктуры, будут тратиться исключительно на выплату пенсий.

Налоговый пресс

Со следующего года предусматривается повышение страховых взносов, пришедших на смену ЕСН, с 20% до 26%, и делается это как раз в целях поддержания пенсионной системы...
Сейчас уже в правительстве появились предложения о том, чтобы к 2023 году поднять пенсионные взносы еще на 6% к уровню 2011 года. Если это произойдет, то Россия просто станет мировым рекордсменом: такого уровня пенсионной налоговой нагрузки нет ни в одной стране мира. Понятно, что это дорога в никуда, и реализовано такое решение на практике быть не может.
Каков же выход?
Я не считаю, что даже то повышение взносов, которое намечено на 2011 год, является обоснованным. Оно, вероятно, не будет катастрофичным для экономики - особенно в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Все-таки ежегодно число людей трудоспособного возраста в России будет снижаться на 800 тыс. - 1 млн. в силу демографических причин. И работодателям придется бороться за сотрудников даже в условиях такого роста нагрузки на фонд оплаты труда. Но наши расчеты показывают, что выход на коэффициент замещения 40% возможен вообще без повышения налоговых ставок. Для этого необходимо реформирование системы досрочных пенсий, постепенное повышение пенсионного возраста и усиление стимулов для добровольного софинансирования накопительных пенсий гражданами и работодателями. Плюс использование средств от приватизации и проведение государственных заимствований для финансирования дефицита пенсионной системы. Так что повышение налогов не является безальтернативным решением пенсионных проблем. А пока мы имеем следующую ситуацию: пенсии-то правительство повысило, а долгосрочных устойчивых источников их финансирования как не было, так и нет.

***
Дмитриев Михаил Эгонович родился в 1961 году. В 1983-м окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского по специальности "Экономическая кибернетика". Доктор экономических наук. В прошлом - народный депутат, член Комиссии по экономической реформе правительства РФ, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги, первый заместитель министра труда и социального развития РФ, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ. С октября 2005-го - президент фонда "Центр стратегических разработок".

Дмитрий ДОКУЧАЕВ. «The New Times», 19 апреля 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.