Rambler's Top100

№ 417 - 418
5 - 18 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Сбережение народа на фоне депопуляции

Россия перед демографическими вызовами

Возможности роста рождаемости ограничены

Снижение смертности способно противодействовать депопуляции России, но не противодействует

На охрану народного здравия надо тратить больше

Не зная, куда целиться, в цель не попадешь

На Минздрав надейся, а сам не плошай!

Миграция: в карете прошлого издалека не приедешь

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Варвара Степанова. Пять фигур на белом фоне. Varvara Stepanova. Five figures against a white background  (1920) Сбережение народа на фоне депопуляции

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Снижение смертности способно противодействовать депопуляции России, но не противодействует

На протяжении последних ста лет Россия жила с непозволительной демографической расточительностью, которая крайне плохо согласуется с идеей сбережения народа. Главным проявлением этой расточительности были огромные демографические потери, обусловленные как относительно высокой смертностью в спокойные годы, так и всплесками катастрофической смертности в годы политических и социальных потрясений.

Неблагоприятные тенденции смертности, сложившиеся в России в советское время, не удалось переломить и в постсоветский период. Между тем, опыт стран Восточной Европы, долгое время имевших тенденции смертности, сходные с российскими, а затем добившихся перелома, свидетельствует о том, что возможности быстро изменить динамику смертности существуют.  Если в 70-е - 80-е годы стагнация или сокращение продолжительности жизни во всех этих странах давали основание говорить об общих для них кризисных тенденциях, то примерно с конца 1980-х годов общность тенденций стала исчезать, и в ряде восточноевропейских стран начался уверенный рост продолжительности жизни (рис. 8 и 9).

 Рисунок 8. Ожидаемая продолжительность жизни в России и некоторых странах Восточной Европы, 1970-2008 годы, лет

Особенно интересно сравнение России со странами Балтии, которые примерно до середины 1990-х годов были довольно близки к России и по уровню и по тенденциям смертности, а затем резко разошлись с нею (рис. 9). Однако самое удивительное, это представленные на том же графике тенденции продолжительности жизни населения Москвы, которые вот уже 15 лет гораздо ближе к тенденциям стран Балтии, чем России.

 Рисунок 9. Ожидаемая продолжительность жизни в России, Москве и странах Балтии, 1970-2008 годы, лет

Опыт восточноевропейских стран, включая и некоторые бывшие республики СССР, да и опыт Москвы дают все основания полагать, что кризис смертности, разворачивавшийся в России, в СССР и даже во всех «социалистических» странах Восточной Европы с середины 1960-х годов и имевший общую природу, в принципе преодолим. Однако, к сожалению, говорить о его преодолении в России (по-видимому, то же относится и к Украине и Белоруссии) пока нет оснований. К 2008 году исторический максимум ожидаемой продолжительности жизни мужчин, достигнутый до 1990 года, был превзойден в 7 из 12 представленных на рис. 10 стран, женщин – в 10 из 12. И только в России, Белоруссии и на Украине даже лучшие показатели, достигнутые после 2000 года, оставались существенно ниже, чем наблюдались до того, как кризис смертности набрал силу.

 Рисунок 10. Разница между максимальной ожидаемой продолжительностью жизни в 2008 году и достигнутой до 1990 года, лет

Из-за неспособности кардинально переломить неблагоприятные тенденции и выйти на траекторию снижения смертности, по которой уже не одно десятилетие движутся многие западные страны, а с некоторых пор и Восточная Европа, Россия несет огромные демографические потери. Если предположить, что с 1991 по 2008 год направление и темпы изменений возрастных уровней смертности в России были бы не такими, какими они оказались в действительности, а такими, какие зафиксированы в 1991-2005 гг. в среднем, в девяти восточноевропейских странах (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская республика, Латвия, Литва и Эстония), то разницу между гипотетическим и фактическим числом смертей можно интерпретировать как «избыточные смерти» россиян, обусловленные неблагоприятными тенденциями смертности в России. Подчеркнем, что это избыточные смерти, полученные не при сопоставлении уровней смертности в России и восточноевропейских странах - в этом случае разница была бы намного большей. Предполагался только реализованный этим  странам темп улучшений при весьма высокой исходной российской смертности начала 1990-х годов.  

Расчет3 показывает, что общее число определенных таким образом избыточных смертей  за 18 лет (1991-2008) оценивается в 10,7 млн. (напомним, что естественная убыль населения России за 1992-2008 гг. составила 12,6 млн. человек). 44% избыточных смертей приходится на взрослое население в возрасте от 20 до 60 лет, из них более 34% - на мужчин (рис. 11).

 Рисунок 11. Число избыточных смертей в России за 1991-2008 гг.  по сравнению  с возможным их числом при следовании по восточноевропейской траектории изменений смертности, в 1991-2008 гг., тыс.

В самые последние годы в России наметилась позитивная тенденция и обозначилось движение в том же направлении, что и в большинстве восточноевропейских стран. Однако пока динамика ожидаемой продолжительности жизни не выходит за рамки уже наблюдавшихся ранее колебаний, не превращавшихся затем в устойчивую тенденцию.


3 Расчет выполнен А.В. Рамоновым.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.