Rambler's Top100

№ 413 - 414
8 - 21 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Студенческая страничка

Избранные эссе. Система поколений с позиции функциональной теории Парсонса

Очередной семинар студенческого общества «Демограф» - 17 марта


Google
Web demoscope.ru

Избранные эссе.
Система поколений с позиции функциональной теории Парсонса

Екатерина Митрофанова
магистрантка 1 курса ГУ-ВШЭ (направление "Демография")

Общие положения функциональной теории Парсонса

В своей функциональной теории Талкотт Парсонс использует системный подход, основанный на логике кибернетических взаимоотношений элементов системы. За единицу анализа Парсонс принимает социальное действие, которое является следствием движения мотивов, ценностей и представлений актора. Поэтому социальное действие - это центр пересечения всех взаимодействий личности, общества и культуры.

Личность, являющаяся "окультуренным" актором, при совершении социального действия, ориентируется на свои потребности, интересы, а также на действия других людей и интересы общества. В понятие "общество" входят отношения с другими людьми, имеющие значение для совершаемого социального действия. Культура включает в себя нормативно-ценностные структуры, на которые ориентируются акторы. Вся эта взаимосвязанная конструкция находится во внешней среде, то есть в определенных природных условиях, среди других обществ и многообразия личностей.

Особенность данной модели в том, что каждая структура является системой элементов и одновременно с этим сама в ходит в какую-то систему в качестве элемента. Парсонс особенно подчеркивает такие характеристики системы, как устойчивость (способность возвращаться в равновесное состояние), самоорганизацию (способность накапливать и транслировать информацию) и целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и невыводимость из свойств последних целого).

Эти характеристики указывают на то, что система самоуправляема. И действующие в ней механизмы социального контроля нужны не для полного устранения действий акторов, а для ограничения отрицательных последствий их действий, то есть для сохранения равновесия системы. Причем в идеальном равновесии система практически никогда не находится, так как ее подсистемы находятся в постоянном взаимодействии и подстройке друг к другу. Этот процесс эволюции систем ставит всю социальную систему на грань между состоянием равновесия и разрушения.

Таким образом, существует некая постоянная система структурных категорий (констант), состоящая из подвижных элементов (независимых переменных). Между ними устанавливается связь, которую Парсонс называет функцией. Происходящие внутри системы процессы описываются функциональными категориями, отражающими то, какое значение имеют эти процессы для сохранения или изменения системы в целом. Поэтому необходимо задать набор функций, отвечающих за целостность и жизнеспособность системы. По мнению Парсонса, для социальной системы это функции адаптации (A), целедостижения (G), интеграции (I) и поддержания культурного образца (L).

Основываясь на данных постулатах, Парсонс строит модель социальной структуры - стандартизированной системы социальных отношений акторов друг с другом. Эти системы стандартизированных ожиданий, заключенные в социальные институты, наиболее явно воплощают в себе типы общей ценностной интеграции системы действия. Именно эта иституциональная система, формирующая и мотивирующая действие, принимается Парсонсом за константу.

Любая социальная система, по мнению Парсонса, окружена несколькими системами: высшей реальностью, культурной системой, системой личности, поведенческого организма и погружена в физико-органическую среду (см. Схему 1).

Схема 1. Система социального действия

Двойственность функциональной парадигмы выражается в том, что первичные подсистемы общества взаимодействуют с основными средами социальной системы. И каждая из подсистем может быть представлена в качестве окружающей среды подсистемы, являющейся интегративным ядром общества. Остальные подсистемы действия составляют среду функционирования для ядра.

Ядро общества - структурированный нормативный порядок, организующий жизнь населения. Он содержит ценности, нормы и правила. Соотнесенность с культурой делает их значимыми и легитимными, создавая основу для социальной идентичности. Поэтому первичная потребность общества в отношении личностей - мотивация их участия, основанная на согласовании с нормативным порядком. Для этих целей в крайнем случае используется принуждение - авторитетная интерпретация нормативного порядка - навязывание общих норм и предотвращение разрушительного влияния не-членов общества.

Иерархия контролирующих факторов основана на кибернетическом свойстве систем: когда системы с высоким уровнем информации, но с низким уровнем энергии контролируют высокоэнергетичные системы с относительно низким уровнем информации.

Проследим по схеме движение контролирующих и обусловливающих факторов.

Движение сверху вниз:

  • Высшая реальность представляет собой "репрезентации" высшего смысла: религиозные, идеологические, моральные ценности.
  • Культурная система соотносится с высшей реальностью и преобразует нормативные образцы в ценностные ориентации - не обобщенный нормативный образец, а приспособленное, специализированное "конкретное приложение", которое является главным связующим элементом социальной и культурной систем.
  • Нормы - социальный феномен. Они являются регуляторами социальных процессов и отношений, но не воплощают принципы, выходящие за рамки социальной организации. В более развитых обществах структурным фокусом норм является правовая система.
    Коллективная организация - категория внутрисоциальной структуры, а категория пограничной структуры между личностью и социальной системой - роль.
  • Граница поведенческого организма с физико-органическим комплексом - организм, являющийся точкой пересечения сфер личности и культуры. Так, диапазон развития поведенческих систем определяется генетикой вида и нормативно-культурными образцами. Поведенческая система человека - уникальный вариант культуры и присущих ей образцов действия. Поэтому система личности не сводится ни к организму, ни к культуре.
  • Физическая среда создает условия функционирования, но не организует их. Физические факторы не контролируются кибернетически, поэтому подсистемам приходится к ним адаптироваться.

Движение снизу вверх:

  • Подсистемам приходится адаптироваться к физической среде. При изменении внешней среды происходят изменения в моделях поведения людей, меняются их личные и коллективные ролевые модели. Эволюция делает социальную структуру все более адаптивной к внешним условиям, менее зависимой от индивидов, но сами личности имеют возможность становиться все более разными.
  • Личность (а не конкретный индивид) в ее ролевой функции является членом коллектива. По мере эволюции общества ролевой плюрализм возрастает. И это является главным постулатом социологической теории.
  • Изменения, обусловленные особенностями системы личности, поведенческого организма и физико-органического окружения, задают вектор для изменения социальной системы.
  • При изменении социальных норм медленно и неохотно (часто сопровождаясь социальным напряжением в обществе) меняются ценностные ориентации общества, что ведет к изменению определенных паттернов культурной системы. Изменения принимаются культурой, но только до того предела, за которым начинается рассогласование в самой системе культуры.
  • Видоизмененная система культуры посылает сигналы обратно - через претерпевшие изменения ценностные ориентиры социальной системе.

Так, конспективно и схематично, можно описать основные идеи Парсонса о взаимодействии социальных систем. Так как в данной работе нас больше интересует применение функционального подхода к описанию функционирования поколений в обществе, остановимся подробнее на рассмотрении Парсонсом механизма социализации (потому что именно различия в социализации и сопутствующих ей условиях жизни закладывают межпоколенные различия).

"Личность - определенным образом организованный в процессе обучения индивид. Процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования" [2]. Социализация - процесс, посредством которого личность становится членом социетального общества.

Ценностные привязанности индивида изначально связаны с культурной системой. Поддержание необходимых уровней мотивации зависит преимущественно от социальных структур, связанных с социализацией. Особенно с родством, упорядочивающим межличностных отношений взрослых, родительского статуса, статуса нового поколения и самого процесса социализации.

Система родства требует постоянных нормативных установлений для каждодневной жизни: органических, психологических, социальных. Поэтому она является зоной пересечения систем поведения, личности и социальной системы, а также физического окружения. Так домохозяйство становится первичным элементом единения в социальных системах. Статус взрослого сопряжен с профессиональной ролью, которая определяется как вклад, который индивид вносит посредством оказания услуг. Такие социально структурированные через услуги отношения между личностью и социальной системой создают базис для политического аспекта общества.

Общество должно предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, достаточный как для реализации их фундаментальных личностных потребностей на всех этапах жизненного цикла без выхода за рамки общества, так и для реализации потребностей самого общества. Система смены поколений - пополнения рядов общества может рассматриваться как механизм социального контроля над его личностной структурой.

Единообразие социальных мотиваций поддерживается не теми социально-нормативными системами, которые предписаны, а теми, которые усвоил актор в процессе социализации. В них содержится смысл его действий и объяснение их связи с устойчивостью социальной системы. Еще Макс Вебер в статье "Класс, сословие и власть" отмечал, что человек в своем образе жизни мотивируется именно социальной структурой.

Взгляд на демографический переход и поколения с точки зрения парсоновского функционализма

Демографический переход от традиционного к современному типу воспроизводства начался из-за изменений в типе смертности. Как только медико-технологические новации позволили кратно снизить смертность среди новорожденных, и детей в семье стало слишком много для комфортного существования семьи, в сознании людей, семей, а затем и в культуре возникла необходимость искусственного снижения рождаемости. Параллельно с этим менялся технологический уклад: переход от аграрного типа производства к промышленному, урбанизация, становление экономических рынков. Этот импульс, вызванный изменениями в условиях жизни, привел к дифференциации моделей брачно-партнерского и репродуктивного поведения, затем, приобретя массовый характер, эти изменения спровоцировали изменения социальных и культурных норм. А видоизменившиеся нормативно-ценностные представления о взрослении, о взаимосвязи его с некоторыми социально-биологическими функциями, социальным статусом вызвали волну императивных установок, ориентированных на новый тип воспроизводства.

Эти изменения, проводимые в несколько этапов, углубляются и укореняются от поколения к поколению. Какова же роль поколений в этом процессе? Полного обновления ценностей и норм возможно добиться только по прошествии полного цикла смены поколений, укладывающегося примерно в столетие.

Внутри поколения есть ядро полностью интегрированных членов, хранящих те нормативно-ценностные образцы, которые поколение усвоило за время своей социализации. Но это мировоззрение все время подвергается атаке со стороны постоянно меняющихся внешних условий. И существует максимально восприимчивая к этим колебаниям часть сообщества, готовая менять свое индивидуальное поведение. Эта экспериментальная часть поколения тестирует новые образцы действий, создавая прецеденты, с которыми социальная система в целом и другие представители поколения в частности вынуждены как-то считаться, встраивать эти модели в существующую структуру, создавая для них новое пространство и "фурнитуру".
Затем дифференцированная социальная норма вызывает общественный резонанс и находит поддержку среди еще какой-то части социума, становится понятной, привычной, обыденной и включается в перечень возможных вариантов поведения.

Обычно для представителей одного поколения их сверстники являются наиболее авторитетной, референтной группой, поэтому свое поведение представители одного поколения чаще всего согласуют именно друг с другом. Так конституируются новые паттерны поведения, социальные и культурные нормы поколения, вбирающие в себя тенденции эпохи.

Наряду с теми, кто в тренде, всегда есть те, кто придерживается консервативных взглядов или же просто для них референтной группой являются более старшие или - напротив - молодые когорты со своими ценностями и представлениями.

Принимая во внимание двойственность функциональной парадигмы, рассмотрим поколение как систему (Схема 2) и как структурную категорию системы (Схема 3).

Схема 2. Система поколений

Аналогия системы поколений с системой социального действия максимально очевидна. Собственно, основные различия между этими системами только на уровне интеграции, куда индивиды включаются не произвольно, а на основании возраста.

Схема 3. Общество с точки зрения поколений

Поколение - социетальное сообщество, имеющее достаточный уровень интеграции (солидарности) и отличительный статус членства. В данном случае присваивание статуса происходит за счет отнесения (на основе возраста) личности к той или иной когорте.

Ровесники в системе общества с точки зрения поколений - как организм - чистый набор психофизических свойств.

А сверстники (как личность) - ровесники с надстройками, образующимися посредством социализации в одном историческом контексте. Наряду с личностью сверстники обладают какой-то уникальной персональностью, собственными ролями, моделями поведения.

На стадии интеграции разнородные поколения объединяются в единый конгломерат (современников), связующим основанием которого является единый момент времени их жизней.

Функцию поддержания образца выполняет эпоха, репрезентатором которой в нашем рассуждении является наиболее передовое поколение. Обычно эту роль выполняют поколения молодых, так как это возраст максимальной открытости к экспериментам, готовности идти на риск и на максимум. Так же, как они ассоциируются со своей эпохой (диско или джаза), эпоха становится их "визитной карточкой": поколения 90-х, 60-х.

Так, снизу вверх постепенно происходит адаптация, подстройка поколений под условия внешнего мира (новые технологии, достижения в медицине). Эти изменения происходят незаметно, но на достаточно далеко друг от друга лежащих отрезках времени эти различия становятся отчетливо видны. Давление на поколения получается с двух сторон: со стороны высшей реальности, закладывающей нормы, ценности и формирующей модели поведения и со стороны физико-органической среды, корректирующей эти поведенческие стратегии.

Высший уровень контроля осуществляет культурная система, обеспечивающая институциализацию образцов взаимодействия в социальной системе. Таким образом изменения закрепляются в семье, поколении и обществе.

Список литературы

  1. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования // Учебник
  2. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, вып. 2
  3. Парсонс Т. Система современных обществ /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
  4. Парсонс Т. О социальных системах /Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002. - 832 с.
  5. Парсонс Т. О структуре социального действия /Изд 2-е. - М.: Академический Проект, 2002. - 880 с.
  6. Чеснокова В.Ф. Язык социологии // Курс лекций

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.