С момента принятия в 1998 году стратегии пенсионной реформы в Молдове прошло 12 лет, а формирование пенсионной системы все еще только в начале пути. И по сей день это больной вопрос, затрагивающий сотни тысяч граждан нашей страны. Каждое обсуждение в парламенте пенсионного законодательства всегда сопровождается немым вопросом граждан: увеличат или оставят на прежнем уровень пенсии?
К сожалению, финансовые проблемы пенсионной системы не ограничиваются только незавершенностью самой реформы. Нельзя оставлять за пределами внимания еще один фактор, который хотя и медленно, но неуклонно обостряет проблему. Этот фактор - увеличение средней продолжительности жизни населения. Причем одновременно со старением населения в Молдове наблюдается снижение рождаемости. При таком развитии ситуации у нас вскоре изменится структура населения: если сегодня доля детей составляет около 21%, а население в возрасте от 60 и старше - 14%, то к 2050 году ситуация изменится с точностью до наоборот.
Как известно Фонд пенсий и пособий формируется за счет взносов обязательного социального страхования, которые работающие граждане платят со своей зарплаты каждый месяц. В 2010 году ставка этого налога выросла на один процент с 5 до 6%. Платят взносы и работодатели - в этом году 23%, в прошлом - 24%. Дальнейшее увеличение ставки, по мнению специалистов, не принесет положительного эффекта. Наоборот, такая мера может сработать обратным образом и увести в тень значительную часть зарплат, что приведет лишь к снижению поступлений в пенсионный фонд.
Нельзя сбрасывать со счетов факт, что заработные платы в Молдове совсем небольшие. А сейчас, к тому же, республика ощущает последствия кризиса. Соответственно в государственный бюджет и в бюджет социального страхования поступает меньше денег. Людей увольняют, предприятия закрываются, растет бюджетный дефицит, а, следовательно, - неоткуда увеличивать пенсии. Если раньше пенсия в Молдове составляла 40% от заработной платы, то теперь она едва дотягивает до 30. Недовольство граждан по этому поводу постоянно растет, особенно учитывая недавние повышение тарифов на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте. Вот такой получается запутанный клубок проблем.
В качестве возможного выхода из этой сложной ситуации предлагается унификация пенсионной системы. Как пояснила министр труда, социальной защиты и семьи Валентина Булига, это необходимо для упразднения многих льготных категорий пенсионеров и повышения финансовой способности соцфонда.
Намечено и множество других изменений. Так, например, существует проект по увеличению пенсионного возраста, но только для некоторых категорий граждан: судьи, прокуроры, государственные служащие. Раньше судьи и прокуроры могли выходить на пенсию по достижении 50 лет. Госслужащие, имея при этом стаж в госструктурах не менее 15 лет, а общий стаж - не менее 30 лет, также могли выходить на пенсию относительно рано. Теперь же этот процесс прекращен, и возраст льготников будет постепенно повышаться.
Многие страны ЕС рассматривают вариант повышения пенсионного возраста в целом по стране. Но у нас средняя продолжительность жизни настолько низкая, что дальнейшее увеличение пенсионного ценза просто негуманно. Мужчины в среднем живут - 64 года, женщины - 72, при этом мужчины выходят на пенсию в 62 года, а женщины в 57. Поэтому у нас возраст выхода на пенсию для основной массы пенсионеров решено не менять, изменения коснутся, как уже говорилось, только тех, кто пользовался льготами.
Среди самих пенсионеров распространено мнение о том, что 50 лет - это небольшой возраст для выхода на пенсию, и подобную льготу надо оставить исключительно тем, чья работа связана с риском для жизни и здоровья. Кроме того многие даже из этой категории, перейдя на государственное обеспечение, продолжают работать на прежнем месте.
К слову, сообщения о том, что пенсионеров лишат возможности работать, не подтвердились. Планов по внедрению подобного проекта в ближайшем будущем не предвидится. Пока все останется по-старому.
Как рассказала министр труда, наша пенсионная система - солидарная. «Это значит, что если человек работает, то он должен платить взносы. - пояснила Валентина Булига, - Так прописано в законодательстве. Он работает и платит, как и все остальные.
Из этих средств и складывается пенсия других людей». Вот так-то, работаешь - плати взносы, не хочешь - уступи дорогу.
Существует большое количество категорий населения, для каждой из которых расчет пенсий производится по отдельным правилам. Это приводит к многочисленным трудностям и «загромождению» механизма пенсионных выплат.
Солидарная пенсионная система подвержена постоянным изменениям и требует особой поддержки в виде перерасчетов, выравниваний, увеличений, что снижает ее стабильность. Кроме того, если упростить «выражения», суть действующей пенсионной системы можно уложить в формулу: «Каждый зарабатывает не на свою, а на чужую пенсию».
Пенсионные выплаты -один из показателей уровня жизни в государстве. Сначала работа для государства, с которой проценты «капают» в пенсионный фонд, а потом и пенсия, куда собирают то, что «накапало». Пока не изменится экономическая ситуация в Молдове в целом, никакая пенсионная реформа не сможет решить проблему - пенсии неумолимо будут держаться на уровне «кот наплакал».
Виталий ЦОПА. «Молдавские ведомости», 5 марта 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)