Rambler's Top100

№ 413 - 414
8 - 21 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Финансовый контроль» о демографии мирового «севера» и «юга»
«Медицинская газета» о демографических итогах 2009 года
«Эксперт» о рождаемости и семейной политике в России и мире
«Коммерсантъ-Деньги» о материнском капитале
«Российская газета» о нехватке детсадов в России
«FINANCE.UA» о рождаемости и занятости женщин на Украине
«Эксперт-Казахстан» о стерилизации женщин в Узбекистане
«Фергана.ру» о демографической ситуации в Узбекистане
«Московский комсомолец» о мужском репродуктивном здоровье
«Berliner Zeitung» о законопроекте о полном запрете абортов в Польше
«Медицинская газета» о бесплодии
«Молдавские ведомости» о проблемах ЭКО в Молдавии и биоэтике
«Вечерний Бишкек» о материнской смертности в Киргизии
«Зеркало» о младенческой смертности в Азербайджане
«Итоги» и «Известия» о мигрантских переводах из России
«Торговая газета» о квотах для мигрантов
«Итоги» и «Время новостей» о патентах для домашних работников
«Российская газета» о проблемах получения российского гражданства
«Вести Сегодня» об иммиграции и эмиграции в Латвии
«Радио Аззатык» о казахах в мире
«Lenta.Ru» об открытии российско-грузинской границы
«Огонек» о внутренней миграции в России

«Огонек» о переселении из Тольятти в Тихвин
«Ведомости» о санитарных нормах при регистрации
«Коммерсантъ» о подготовке к отмене прописки в Китае
«Ведомости» о безработице в России
«Ведомости» о деньгах на программы борьбы с безработицей
«Новые известия» о дефиците рабочей силы в городах Китая
«Новые известия» о пособиях для безработных в Германии
«Wall Street Journal» о высвобождениях в США
«Коммерсантъ» о росте бедности в России
«Время новостей» о размерах пенсии в России
«Коммерсантъ» об очередной попытке пенсионной реформы
«Молдавские ведомости» о пенсионной реформе в Молдавии
«РБК» о пенсионном возрасте для женщин
«Время новостей» о браслетах для семейных насильников
«Газета» об общественных слушаниях по законопроекту по борьбе с ксенофобией
«Ведомости» о скандалах с иностранными усыновлениями и защите прав детей в России
«Время новостей» о контроле качества медицинских услуг в России
«Новые известия» о проблемах людей с редкими заболеваниями
«Новая газета» о последствиях отказа от перехода к контрактной армии
«Итоги» о самом счастливом возрасте
«Коммерсантъ-Власть», «Новые известия» и «La Repubblica» о столетии женского праздника

… о демографии мирового «севера» и «юга»

Демографическая перестройка

Последние несколько лет мы являемся свидетелями активного обсуждения путей выхода из сложной демографической ситуации: на всех уровнях власти принимаются специальные программы развития, выделяются и активно расходуются средства. При этом основное внимание в области изменений численности народонаселения уделяется отечественным проблемам, и очень мало говорят о ситуации в мире, а ведь происходящие там процессы не могут не повлиять на нашу дальнейшую жизнь.
Многим знаком тезис о том, что вследствие распада Советского Союза мир перестал быть двухполярным с центрами влияния в СССР и США, преобразовавшись в однополярный.
Однако есть иная точка зрения, которую представляет директор Института демографии ГУ ВШЭ, д. э. н. Анатолий Вишневский. В основе его теории лежит тезис о том, что мир сохранил свое устройство и по-прежнему существуют два пояса планеты, только их структура сильно отличается от общепринятой.

СМЕЩЕНИЕ ПОЛЮСОВ
На протяжении последних нескольких веков судьбы мира решались в Европе, а с начала 20 века в так называемом Северном кольце мира, куда помимо Старого Света вошли США и Япония. Именно этому конгломерату государств и была присуща многополярность: решающие для мира события - споры, войны - происходили между странами северной части земного шара. Юг, в котором ведущий российский демограф объединяет остальные государства планеты, менее развитые, но более населенные, в расчет, по большому счету, не принимался.
Во второй половине 20 века в мире произошел существенный демографический взрыв: численность землян к концу века увеличилась почти в пять раз. Если в начале века на планете насчитывалось не многим более полутора млрд. человек, то сегодня количество людей приближается к семи, а к 2050 году, по прогнозам, будет составлять более девяти миллиардов. Такой стремительный рост - достаточно тяжелое бремя как для Земли в целом, так и для мирового хозяйства в частности. Особенно учитывая существенную неравномерность в демографических процессах: число северных жителей практически не росло, составляя приблизительно 1 млрд. человек (чуть меньше, например, в 1950 году, и чуть больше в 2000 году), резкий же рост произошел за счет жителей развивающихся стран Юга. Если в 1955 году специалисты говорили о двух млрд. человек, проживающих на этих территориях, то в 2000 году их насчитывалось уже около пяти млрд., а в соответствии с прогнозами ООН, через сорок лет население южной части земного шара достигнет восьми млрд. человек.
Особенно бурный рост наблюдался в странах Азии, на землях, где уже сегодня живет около четырех миллиардов человек.
Если в 1900 году процентное соотношение количества проживающих в странах Юга и Севера составляло примерно 70 к 30, то к 2050 году, по прогнозам специалистов, людей на территории развитых северных стран останется не многим более 14%. Налицо резкое нарастание демографической асимметрии.
Закономерно возникает вопрос: почему народы, населяющие северное полушарие, оказались доминирующими в развитии мира и современного общества?
На протяжении тысячелетий, примерно до 16-17 веков, все страны планеты оставались в примерно одинаковом положении. Это были, в основном, аграрные общества (кроме кое-где сохранявшихся собирающих и присваивающих групп) с доминирующим сельским населением, большой зависимостью от природных условий, соответствующим укладом жизни и труда. Со второй половины 17 века, начиная с Англии, по миру прокатилась волна промышленного переворота, которая, в том числе, привела к постепенному формированию новой формы цивилизации - промышленно-городской, оказавшейся гораздо более эффективной. Страны, перешедшие к новому хозяйствованию, оказались доминирующими с точки зрения экономики и военной силы. Другие, менее развитые, в результате оказались в положении колоний или полуколоний европейцев. Эта участь постигла даже такие большие и многонаселенные страны, как Китай и Индия. Именно в то время, по мнению Вишневского, и возник моноцентризм - "сначала Европы, а потом всего Севера", сохранявшийся до недавнего времени.
Сегодня мы наблюдаем новый этап развития человечества: коренным образом в пользу Юга изменилось соотношение "демографических масс", кроме того, промышленно-городская цивилизация, которая столько времени оставалась монополией Севера, стала обычным явлением для многих стран "Южного кольца". На основании проведенного российскими учеными анализа 20 крупнейших стран мира, только в Эфиопии и Конго примерно 50% валового внутреннего продукта (ВВП) производится в сельском хозяйстве, в других государствах - доля неаграрных отраслей (промышленности и сферы услуг) составляет не менее 80%. Мир перестал быть сельскохозяйственным. Кроме того, растет и численность городского населения: по прогнозу ООН, к середине нынешнего столетия только в двух из двадцати самых многолюдных стран мира - Уганде и Эфиопии - сельских жителей будет больше, чем городских. В десяти странах из той же двадцатки доля горожан превысит 75%. Особо надо подчеркнуть, что к 2050 году специалистами прогнозируется рост доли городских жителей в странах Южного полюса до 85% от общего количества проживающих в малых и крупных городах планеты.
Одновременно растет экономическая и военная мощь стран развивающегося Юга. Вишневский приводит статистику 2005-2006 годов доли военных расходов в ВВП двадцати стран с максимальным валовым внутренним продуктом: самые большие затраты на вооружения производятся в Турции. На втором месте - Китай с долей в 4,3% (для сравнения, в России доля военных трат в ВВП в 2005 году составила менее 4%). "В абсолютном выражении совокупные военные затраты в Китае несоизмеримо больше, чем в России, они, скорее, сопоставимы с американскими... это уже однопорядковые величины, речь идет о сотнях миллиардов долларов", - утверждает российский демограф.
Таким образом, экономический рост и военная мощь новых демографических "гигантов", особенно азиатских, превращает их в самостоятельные геополитические центры. Причем из 5 млрд. человек, которые, по прогнозам, будут жить в Азии к 2050 году, три будут приходиться на население Китая и Индии.
Однако надо иметь в виду, что население стран Юга по-прежнему остается бедным. Если принять за единицу долю ВВП, приходящуюся на душу населения в США, то в Индии этот показатель в 2007 году составил лишь 0,06, в Китае - 0,12, в Бразилии 0,21 и т. д.
Это означает, предостерегает Вишневский, что будут сохраняться угрозы для остального мира: "Бедность может подталкивать к самым неожиданным поворотам во внутренней и внешней политике..."

МИГРАЦИЯ
Север уже сегодня теряет контроль над внешними границами. Нынешние тенденции развития мировой демографии, дисбаланс между "Северным" и "Южным" кольцами, нарастание их экономического неравенства привели к усилению миграционных потоков с бедного перенаселенного Юга на Север. Один из ведущих демографов Великобритании Дэвид Коулмен, выступая в 2007 году с лекцией в ГУ ВШЭ, назвал складывающуюся ситуацию "третьим демографическим переходом". Демографический переход (ДП) - это процесс смены видов воспроизводства населения: в доиндустриальных обществах оно характеризуется высокой смертностью и высокой рождаемостью, в современном обществе эти показатели на низком уровне. Принято выделять несколько фаз, отличающихся изменениями динамики рождаемости и смертности, которые и получили название первого и второго демографических переходов. Первый характеризуется падением смертности, второй - падением рождаемости. В период между ними происходит довольно значительный прирост населения (так называемый демографический взрыв). После завершения второго перехода наступает новый период стабильности, который может характеризоваться даже некоторым снижением численности народонаселения. Практически все развитые страны Европы завершили оба этих этапа еще в XIX веке. В последние годы к двум уже упомянутым факторам добавился новый - миграция. Масштабы ее влияния на динамику численности населения развитых стран становятся все более значимыми. В результате анализа современных процессов Коулмен сформулировал концепцию третьего демографического перехода: особой фазы развития населения страны, в течение которой наиболее значимый вклад в динамику численности вносит миграция.
По мнению английского демографа, экстраполяция современных тенденций позволяет сказать, что уже к 2050 году белое население США окажется в меньшинстве. Среди остальных учетных групп будут доминировать иммигранты из числа так называемых hispanic (выходцы из Латинской Америки), а также выходцы из стран Азии и Африки. Аналогичный прогноз ученые делают и в отношении Великобритании, но к 2100 году.
Таким образом, в начале 21 века на планете сложилась следующая двухполярная картина: "Северное кольцо", включающее развитые страны, численность населения которых практически не растет (а иногда и сокращается) - с одной стороны, а с другой - перенаселенные страны Юга, где стремительный рост числа жителей создает массу экономических и социальных проблем. Был период, когда люди ехали из Европы в заокеанские колонии, в Индию, Северную и Латинскую Америку, Австралию и т. д. Тогда за 120 лет, по данным специалистов, из Европы переместилось около 60 млн. человек. Во второй половине 20 века миграционные потоки изменили направление - к началу 21 века с "Юга" на "Север" перебрались те же 60 млн. человек, но всего за 50 лет. Миграция продолжает набирать обороты: только с 1990 по 2005 год число людей, ищущих лучшей доли на чужбине, выросло в мире на 36 млн. человек. Общее же их число к 2005 году было близко к 200 миллионам. Годовые темпы увеличения числа мигрантов все время нарастают: в 1990-1995 годах - 1,4% в год, в 2000-2005 годах - примерно 2%. Среднегодовое сальдо миграционного обмена Севера и Юга складывается в пользу первого: каждый год за счет миграции там добавляется 2,6 млн. человек. Существующий прогноз ООН, согласно которому за первую половину нынешнего века в развитые страны переместится еще 90 млн. человек, по мнению Вишневского, в достаточной степени занижен в силу необходимости соблюдения политкорректности.
Отношение к миграции и мигрантам в странах Севера, скорее, негативное, хотя экономически развитые страны в них нуждаются. В период подъема приезжих нужно больше, в кризис - меньше, и тогда происходит ужесточение миграционной политики.

АМЕРИКАНСКИЙ ФЕНОМЕН
США, занимающие третье место по численности населения после Индии и Китая, в значительной мере обеспечивают рост численности населения за счет приезжающих извне новых жителей. Абсолютное число мигрантов в Америке сегодня самое большое за всю их историю - 38 млн. человек, это значительная доля для страны с населением около 300 млн. жителей.
С другой стороны, мигранты нужны и развивающимся странам: они получают значительные ресурсы за счет денежных переводов работающих в развитых государствах соотечественников, пересылающих часть зарплаты своим семьям.
С 1970 года общая сумма переводов выросла с 500 млн. до 3 млрд. долларов США в 1990 году. Сегодня общая сумма только учтенных трансфертов приближается к 250 млрд. долларов. Таким образом, сложились огромные финансовые потоки, перетекающие из развитых стран в развивающиеся. За последние годы они стали значительной составляющей всей мировой экономической системы.
При этом необходимо отметить еще одну острую проблему, напрямую связанную с резким ростом населения на Юге и волной переселения оттуда людей в более развитые страны. Границы стран Севера постепенно истончаются, жестко регулируемые миграционные потоки, нарастая, грозят снести заградительные барьеры. Сегодня в США насчитывается около 12 млн. нелегальных мигрантов, в России называются разные числа - от 5 до 15 млн. человек, в Европе наблюдается та же картина. "Государственные границы существуют, их никто не отменял, но что-то происходит с их проницаемостью..." -отмечает Вишневский.
Кроме того, меняется и характер миграции. Переезд в 19 - начале 20 века из Европы в США означал полный разрыв с родиной, растворение в новой действительности, принятие нового языка, ценностей, традиций. Эмигранты из разных стран, приезжая в США, попадали в так называемый американский плавильный котел, становились членами единой нации.
Теперь складывается иная ситуация. Технически у современных мигрантов есть возможность летать на родину, нет ощущения отъезда в никуда и навсегда. Одновременно появилась возможность временного переезда в другую страну - на работу, учебу и пр. Да и учитывая новые технологии, возможности Интернета, можно никуда и не уезжать, а работать на заморского работодателя, находясь у себя на родине. А уж о том, что при отъезде рвутся родственные, дружеские, культурные связи, при современных средствах связи можно забыть. Сегодня нет необходимости при переезде менять "культурную идентичность": можно продолжать читать газеты, смотреть телевизор, общаться на родном языке.
Когда приезжает небольшое количество мигрантов, они довольно быстро растворяются в местном населении, а когда волна мигрантов достигает современных масштабов, появляется проблема создания замкнутых общин, силы, способной противостоять всей системе ценностей, выработанной в течение последних столетий развития. Юг, таким образом, оказывается внутри Севера, меняя привычную роль полюсов.
В США, например, в последнее время возникла проблема испаноязычия, проблема второго языка, что еще недавно казалось просто невозможным. Мексиканцы, в большом количестве приезжающие в Америку, по приезде продолжают жить своим укладом: они сохраняют язык, высокую рождаемость, традиции. Похожую картину можно наблюдать во всех странах "Северного кольца", принимающих мигрантов.
Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями не только демографического взрыва, приведшего к существенной асимметрии между системами развитых и развивающихся стран, но и смены мировых центров: Север теряет свое влияние, постепенно растворяясь в Юге. А стало быть, нужно пересматривать свои геополитические цели и задачи, обращая пристальное внимание на развивающие страны, которые непредсказуемым образом могут изменить мир.

Мария СУББОТИНА. «Финансовый контроль», 4 марта 2010 года

 

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.