Rambler's Top100

№ 409 - 410
8 - 21 февраля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета» о законопроектах, регулирующих проведение абортов в России
«Московский комсомолец» об оценке репродуктивной функции российских детей
«Корреспондент» и «Зеркало недели» о рождаемости на Украине
«Белорусские новости» и «Завтра твоей страны»о рождаемости в Белоруссии
«Голос Армении» о рождаемости в Нагорном Карабахе
«Время новостей» о том, как Москва разоряется на иногородних сиротах
«Новые известия» о росте рождаемости и дефицита детских домов
«Труд» о досрочном прерывании декрета в кризис
«Российская газета» о проблемах российской педиатрии
«Новые известия» о нарушениях запрета на продажу детям алкоголя
«Время новостей» о недолгосрочности стабилизации численности населения России
«Газета» о роли миграции в народонаселенической стабилизации
«Газета» о грядущей либерализации миграционной политики
«Российские вести» о миграционной политике России
«Труд» о возможной отмене прописки
«Российская газета» о временной трудовой миграции в России
«Независимая газета» о вахтовом методе как средстве спасения моногородов

«Новые известия» и «Die Welt» о программе по переселению жителей Тольятти
«Независимая газета» о программе по переселению российских соотечественников
«Daily Express» о новых возможностях для молдавских мигрантов
«Эхо» о международной миграции в Азербайджане
«Коммерсантъ-Власть» и «Radio France Internationale» о чадре и гражданстве во Франции
«Le Figaro» о судебно-иммиграционном казусе в США
«Время новостей» об эмиграции из России в США
«Коммерсантъ» о лекарствах и медуслугах в России
«Ведомости» об орфанных препаратах
«Панорама» о здравоохранении в Казахстане
«Парламентская газета» о проблемах борьбы с ДТП
«РБК» о дефиците/избытке российского рынка труда
«Новые известия» и «Время новостей» о безработице в России
«Газета» и «Московский комсомолец» о пенсионном возрасте в России
«Зеркало» о персональных пенсионных счетах в Азербайджане
«Эхо планеты» о русском языке в Казахстане
«Факты» о рейтинге украинских городов по качеству жизни

… о проблемах борьбы с ДТП

Принуждение к законопослушанию

Давление на кошелек водителя дисциплинирует лучше всяких призывов и "воспитательной работы" со стороны сотрудников Госавтоинспекции

Просматривая накопленные за минувший год документы, объединенные, скажем так, темой безопасности дорожного движения, я почему-то вспомнил Аристотеля, его известное изречение о деньгах, которые стали деньгами лишь в силу закона, "и в нашей власти изменить это положение и сделать их бесполезными". Жизнь, конечно, нынче совсем другая, чем в Аристотелеву эпоху, но что-то в высказывании древнегреческого мыслителя все же проглядывает, если высказывание применить к некоторым сферам нашей действительности. Ведь это мы, а никто иной, сделали деньги бесполезными там, где они могли бы стать мощнейшим инструментом в решении многих острых проблем. В частности, такой, как гибель людей на дорогах.

Парадоксы кнута и пряника
Вот что интересно в упомянутой мною теме безопасности дорожного движения: с одной стороны, все силы общества брошены на то, чтобы не было у нас ежегодных "двух Афганистанов", уносящих по 30 с лишним тысяч жизней россиян. С другой - бережем кошельки наших граждан, севших за руль и зачастую бездумно отдающихся воле того же руля и ветрил.
Между тем специалисты, опираясь на статистику, довольно четко определили группы причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе происшествий с человеческими жертвами. Плохие дороги и неисправный транспорт в массе этих причин занимают сравнительно небольшой процент. Львиная доля несчастий проистекает из нарушений Правил дорожного движения - этого, кстати, сбалансированного и самодостаточного свода "законов" поведения на дорогах, у которого, коль скоро он имеет международное авторство, нет нынче ни границ, ни каких-либо заповедных "территорий", где действуют исключения.
Зная и исполняя правила, автомобилист рассчитывает на то, что их знают и исполняют другие участники движения. Этот принцип, являющийся краеугольным камнем документа, конечно же, предполагает законопослушание, то есть четкое следование прописанным в дорожном законе нормам и "формальностям". Пренебрежение ими априори создает проблемы для всех - иногда с непредсказуемым развитием ситуации, вплоть до катастрофы и гибели.
Несмотря на то, что наша страна по количеству жертв на дорогах, как говорится, не впереди планеты всей, пальма первенства, если посчитать жертвы на 100 тысяч населения и учесть, что у нас не самый большой в мире автопарк, остается все же за нами.
Впрочем, и у стран-"рекордсменов" по количеству погибших на дорогах (Китай и Индия - примерно по 100 тысяч человек ежегодно, США - около 45 тысяч, Бразилия - около 35 тысяч) та же, что и у нас, "базовая" причина ДТП - нарушение Правил и весьма невысокое законопослушание, рост и качество которого простимулированы слабо. Проще говоря, не особо там спрашивают с нарушителей, тем более что контроль за поведением на дороге оставляет желать лучшего. А это расслабляет, чего не скажешь о традиционно законопослушной, казалось бы, ментальности европейцев.
Ну не парадокс ли: в странах, где законопослушание впитывается гражданами чуть ли не с молоком матери, практикуются наиболее жесткие кары за отступление от Правил дорожного движения! Они, в зависимости от страны, за сущую "мелочь" начинаются от 200-300 штрафных евро, редко ограничиваются тысячей евро и выше, если проступок едва переходит порог потенциальной опасности. А уж потенциально опасные нарушения влекут не только разорительные даже для европейцев штрафы, но порой и отсидку в тюрьме с пожизненным лишением водительских прав.
Посыл к тому, чтобы тебя не разоряли, прост - не нарушай! Родившись законопослушным, оставайся таковым всю оставшуюся жизнь. Ведь жесткие санкции не обращены на законопослушных, покуда отправляется законопослушание. Однако нарушив - вольно или невольно, - будь добр, доставай кошелек. Благо всевидящее око современных технических средств визуального контроля и фиксации тех или иных дорожных "хулиганств", негласного патрулирования со скрытой съемкой и идеально налаженная система взимания штрафов практически не дают шансов остаться безнаказанным.
Таким образом, законопослушание становится выгодным самим законопослушным гражданам. И с точки зрения их кошелька, на который никто не посягает, пока они законопослушны, и с точки зрения их же безопасности. Ну а цифры простимулированного штрафным кнутом законопослушания, думаю, говорят сами за себя. В Великобритании (по данным Еврокомиссии), например, ежегодная смертность в ДТП едва превышает 3200 человек, в Австрии - 700, в Дании - 300. То есть в десятки раз меньше, чем в России, хотя транспорта в Европе пропорционально количеству населения - в пять раз больше. Не лучшее ли это доказательство того, что деньги правят не только миром, но и правопорядком?

Гуманности Административного кодекса
Так что не нами, как говорится, придумано, что личный кошелек был, есть и будет самым действенным инструментом принуждения граждан к законопослушанию. В нашем случае - к следованию Правилам дорожного движения. Беда только в том, что денежная составляющая принуждения к законопослушанию в нашей стране настолько мизерна, что всерьез говорить о действенности этого инструмента не приходится.
Обратимся к российскому Кодексу об административных правонарушениях и посмотрим, какие санкции им предусмотрены за потенциально опасные нарушения Правил дорожного движения, которые, как уже говорилось выше, собирают основной урожай жертв на наших дорогах.
Вот, пожалуйста: например, за то, что водитель заведомо (!) выехал на дорогу с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством, его могут оштрафовать аж на целых 300 или 500 рублей! При этом его автомобиль, выражаясь милицейским языком, будет задержан и с него снимут номерные знаки. Но это вовсе не означает, что машина не вернется владельцу. Разве что его кошелек похудеет на сумму штрафа, величина которого неизмеримо меньше затрат на ремонт автомобиля или, не дай бог, "стоимости" последствий на дороге от несработавших тормозов, отказавшего руля и, что самое страшное, оторвавшегося на скорости прицепа.
Смотрим дальше: "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация... запрещена" влечет наказание... в виде 100 рублей. Без какого-либо задержания самого транспортного средства. Это притом, что "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации" являются составной частью Правил дорожного движения. Пожалуйста, катайся, пока автомобиль способен передвигаться!
Но это еще цветочки, да и то относящиеся по большей части к тем или иным неисправностям автомобиля, из-за которых люди гибнут, но не в таком количестве, как из-за грубейших и осознанно совершенных нарушений правил.
Как думаете, сколько стоит проезд на запрещающий сигнал светофора, грубо говоря - на красный свет, тяжелое ДТП при котором практически гарантировано? Всего 700 рублей.
А сколько стоит превысить скорость - иногда на значения, вдвое превышающие разрешенную? От 100 до 1500 рублей. В особо "наглых" случаях могут наказать штрафом до двух с половиной тысяч рублей и изъять водительское удостоверение. Хотя способны ли образумить эти ничтожные санкции какого-нибудь отмороженного "шумахера", решившего уложить стрелку спидометра до 200 км/час там, где рискованно ехать даже на 80? Между тем в статистике причин практически всех тяжелых ДТП с человеческими жертвами нарушения скоростного режима занимают верхние строчки.
В тех же верхних строчках гибель пешеходов - более трети всех жертв ДТП. Причем до 80 процентов гибнет не где-нибудь, а на своем законном месте на дороге - на пешеходных переходах. До мая прошлого года нарушение пункта правил, обязывающего водителей пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, оценивалось в предупреждение или штраф в 100 рублей. С мая санкцию ужесточили - от 800 до 1000 рублей. "Сходная" цена за одно из опаснейших и уносящих ежегодно тысячи жизней правонарушений!
А вот санкции из разряда "все по сто" за нарушения, которые, думаю, даже не нуждаются в комментариях. Проигнорировал правила проезда через железнодорожный переезд (кроме оговоренных случаев) - 100 рублей. Выехал на перекресток, несмотря на то что впереди затор, - 100 рублей. Поленился включить поворотники при совершении маневров - 100 рублей. Повернул налево или направо с непредназначенной для этого полосы движения - 100 рублей. Развернулся или поехал задним ходом в местах, где эти маневры запрещены, - 100 рублей. Не пропустил "скорую помощь" - 100 рублей. Не обратил внимания на требования дорожных знаков и дорожной разметки - 100 рублей. Кое-как и где ни попадя припарковался - 100 рублей. Самовольно (без регистрации) установил в "Запорожец" двигатель от "Корвета" - 100 рублей.
Относительно жестко (но очень относительно, на несколько сотен рублей больше) у нас наказывают за другие нарушения правил, а за езду в пьяном виде и вовсе могут до двух лет лишить водительских прав. Но эти кары все равно не тянут на инструмент законопослушания, тем более что пьянство за рулем, воспринимаемое как всеобщее зло на дорогах, до этого параметра не дотягивает. Скажут: в статистике ДТП со смертельным исходом у "зеленого змия" не так уж много жертв - около семи процентов (по данным за 2009 год). Что, естественно, никоим образом не оправдывает нетрезвых водителей. Но ведь и у всех остальных нарушений, совершенных в здравом уме и по трезвости, слишком высокая цена, чтобы не задуматься: какой прок от гуманности нашего кодекса? Каким образом относительно небольшие штрафы для не самой бедной прослойки населения, владеющей автомобилями, способны сделать их законопослушными? Что, наконец, мешает материальные санкции за пренебрежение правилами превратить в инструмент законопослушания, способный довести нарушителя до разорения?
Ответов как не было, так и нет.

Даешь "Росштраф"!
Замечательная, но практически неработающая статья Административного кодекса, предусматривающая двойной штраф или арест на 15 суток за неуплату ранее выписанного штрафа, многое в обозначенных вопросах расставляет по своим местам. Особенно, если вспомнить милицейские "субботники" на стационарных постах, в ходе которых вылавливали должников и в качестве компенсации за непогашенный штраф "задерживали" либо мобильный телефон, либо магнитолу, либо другое барахлишко, по несчастью оказавшееся в салоне автомобиля.
Ну что тут скажешь? Какие штрафы - такое к ним и отношение. Причем не только со стороны проштрафившихся, но и тех, кому по долгу службы положено штрафы налагать и добиваться их уплаты. Впрочем, сложившееся положение вещей, свидетельствующее о том, что у Госавтоинспекции до большей части нарушений Правил дорожного движения не доходят руки, не говоря уж о заинтересованности штрафовать, подсказывает: эту область санкций нужно выводить из сферы "интересов" правоохранителей. Не лишая их основной обязанности - поддерживать порядок на дорогах.
Привести в действие инструмент законопослушания могли бы обычные штатские люди, своеобразные дорожные мытари, объединенные, допустим, в Государственную корпорацию по наложению штрафов. Курсируя по наиболее горячим, с точки зрения ДТП и количества автомобилей, регионам, они бы только фиксировали нарушения правил - тихо, не вмешиваясь в жизнь граждан, никого не останавливая и не хватая за рукава. Все, что нужно для суда, куда может обратиться любой, обнаруживший в почтовом ящике штрафную квитанцию на кругленькую сумму, - это фото или видеозапись конкретного проступка, на конкретном автомобиле, с конкретно читаемыми номерами и другими идентификаторами.
Вопросы выбивания штрафов тоже вполне могут быть в ведении этой корпорации, благо законных способов для этого хоть отбавляй - был бы стимул! Не поможет, допустим, упомянутая статья Административного кодекса с ее 15 сутками ареста (по суду) и двойным штрафом - есть еще более действенный способ (опять же по суду - через Федеральную службу судебных приставов), который вполне может пустить имущество нарушителя с молотка.
Жестоко? Возможно. Однако, если обратиться к не менее жестким новациям налоговиков, тормозящих на вылете за рубеж должников, не поспоришь с тем, что это дисциплинирует. Нынче многие, прежде чем купить билет, стараются просмотреть свои налоговые истории. И исправно погашают недоимки. Хотя налоговая законопослушность, которой добиваются исключительно давлением на кошелек, просто меркнет на фоне безудержного дорожного ухарства с десятками тысяч человеческих трагедий и миллиардами рублей прямых и косвенных потерь.
Ибо здесь мы умудрились сделать деньги бесполезными.

***
Когда верстался номер
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправку в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно поправке, штраф за управление незарегистрированным транспортным средством может возрасти с нынешних 100 до 1000 рублей. Законопроект внесен Костромской областной думой.

***
А как у них?

Дешевле не нарушать
В Японии, где на каждую тысячу жителей приходится почти 500 автомобилей (в России - чуть более 120), гибель людей в ДТП не превышает семи тысяч человек в год (в пять раз меньше, чем у нас). Вполне возможно, что здесь свою роль сыграла традиционная законопослушность японцев.
Между тем Страна восходящего солнца славится наиболее жесткими санкциями по отношению к нарушителям Правил дорожного движения.
Например, проезд на запрещающий сигнал светофора (а на островах светофоров не меньше, чем ездоков) редко обходится только штрафом 400 долларов. Зачастую нарушитель получает тюремный срок с исправительными работами до полугода. Отсидка и исправительные работы почти неминуемы при превышении установленного лимита скорости. При этом нарушитель лишается водительских прав и подвергается штрафу, нижняя планка которого - 800 долларов.
По отношению к пьяницам в Японии применяют "щадящие" штрафы - 400 долларов за пару выпитых, например, "рюмок" сакэ. Однако помимо штрафа вполне реально загреметь на нары на три года, причем не на самых курортных условиях, поскольку тяжелыми работами сидельцев в Японии обеспечивают гарантированно. А как вам такой штраф - почти 850 долларов за нарушение правил парковки?
А вот другой континент - Австралия, где на тысячу жителей приходится 590 автомобилей: смертность в ДТП там не превышает (внимание!) 1800 человек в год. За мелкие нарушения правил в Австралии начисляют штрафные очки, сумма которых влечет затем либо денежные штрафы, либо лишение прав. А вот к пьяницам там относятся сурово: 2200 австралийских долларов (их доллар почти равен американскому) нетрезвый водитель выложит, если попался один раз. При этом не исключено и тюремное заключение. 3300 долларов будет стоить повторное задержание в нетрезвом виде. Плюс 18 месяцев тюрьмы.
При этом тотальные проверки на предмет пьянства - обычное дело для Австралии. А еще на Зеленом континенте существует такое понятие, как "опасная езда", под которое подпадает большинство грубых нарушений Правил дорожного движения. "Опасная езда" - тоже не из дешевых удовольствий: от 2200 до 5500 долларов штрафа за тот или иной проступок. В качестве "бонуса" может быть добавлено тюремное заключение или изъяты водительские права.
С пониманием к штрафникам относятся, наверное, только в Объединенных Арабских Эмиратах. То есть штрафы за нарушения правил там, конечно, высокие, но их можно не платить, заменив неуплату штрафа отсидкой в тюрьме. День на нарах списывает со штрафника 14 долларов "долга". Но здесь главное - знать меру. Допустим, санкции за такой серьезный в Эмиратах проступок, как наезд на верблюда, начинается... с 30 тысяч долларов! Нетрудно подсчитать, во сколько лет заключения обойдется верблюд, если денежную составляющую штрафа "конвертировать" в тюремный срок.
О том, как обстоит дело со штрафными санкциями в Европе (по основным видам нарушений Правил дорожного движения), - в приведенной ниже таблице. Штрафы указаны в валюте Евросоюза (евро).

Марат АБДУЛЛАЕВ. «Парламентская газета», 5 февраля 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.