Rambler's Top100

№ 407 - 408
25 января - 7 февраля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» и «El Pais» о прогнозах мирового населения
«Российская газета» о демографической ситуации в России
«Коммерсантъ» о нацпроектах «Здоровье» и «Образование»
«FINANCE.UA» о демографической ситуации на Украине
«Белорусские новости» о предварительных результатах переписи в Белоруссии
«Коммерсантъ» о проекте «Наша новая школа»
«NEWSru.com» о советах Жириновского по повышению рождаемости
«Ведомости» и «Новые известия» о здоровье российских детей
«Газета» о расширении прав матерей на «внебрачных» детей
«Новые известия» о проблемах детей-сирот в Швеции
«The Times» о возможном росте продолжительности жизни женщин
«Коммерсантъ-Деньги», «Время новостей» и «Новые известия» о российской антиалкогольной кампании
«Российская газета» о российском рынке труда
«Ведомости» и «Время новостей» о безработице в России
«Эксперт» о производительности труда
«Новые известия» о бедности в России и в Европе
«Профиль» о миграционной политике России и патентах для мигрантов

«NEWSru.com» о надеждах и планах ФМС
«Российская бизнес-газета» о поправках в миграционное законодательство
«Независимая газета» о немосквичах и преступности
«Российская газета» о миграции в СНГ
«Вечерний Бишкек» о миграции из Киргизии в Россию
«Respekt» и «Известия-неделя» о русской эмиграции в Чехии и Великобритании
«Вести сегодня» о двойном гражданстве в Латвии
«Русский репортер» о работорговле в современном мире
«Новые известия» об итальянцах-бамбоччиони
«Газета» о выгодных браках в США
«Труд» о трудоголизме
«Зеркало недели» о радиоактивном загрязнении в Чернобыльской зоне
«Время новостей» о жертвах землетрясения на Гаити
«Al Jazeera» о скандале со свиным гриппом
«Opec.ru» о рынке человеческих органов
«Газета» о моратории на клонирование человека в России

… о российской антиалкогольной кампании

Безградусные перспективы

Новая антиалкогольная концепция России обещает снизить потребление спиртного вдвое и искоренить нелегальный рынок горячительного. Возможно, ее даже удастся реализовать — концепцию сейчас официально поддерживают даже те, по кому она вроде бы должна ударить прежде всего.

Одобряем!
"Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года", одобренная премьером после новогодних каникул, сенсацией не стала. Документ в первоначальной редакции (где период действия концепции был определен лишь до 2015 года) стал известен и обсуждался еще осенью прошлого года, и похоже, что заинтересованные граждане уже успели свыкнуться с его основными положениями. Большинство профессионалов, работающих на алкогольном рынке, не ожидали от правительства сюрпризов и знали все основные положения документа, даже не читая официально опубликованный итоговый вариант.
Несмотря на то, что документ предусматривает довольно жесткие ограничения, которые должны задеть интересы алкогольного бизнеса, многие из опрошенных экспертов оценили концепцию оптимистично.
"Мы считаем все положения антиалкогольной концепции не только правильными, но и реалистичными,— говорит Дмитрий Добров, заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП).— Документов подобного рода было подготовлено великое множество, но это первый из них, который вполне отвечает текущей ситуации и содержит конкретные шаги по решению проблемы. Скажу больше, фактически реализация концепции уже идет полным ходом.
Яркий пример — введение минимальной цены на водку. О необходимости ее введения говорили еще семь-восемь лет назад, и ведь никаких проблем с реализацией этой меры никогда не было, но удалось ввести минимальную цену только сейчас. А ведь минимальная цена помимо борьбы с нелегальным рынком решает и еще одну задачу — с ее появлением средний уровень цен на крепкий алкоголь однозначно увеличился.
Другой пункт концепции — ограничение по месту и времени розничной продажи алкогольной продукции — также в скором времени будет реализован, сейчас соответствующие поправки проходят согласования в правительстве и скоро будут внесены в Госдуму. Сегодня это целиком и полностью в компетенции местных властей. В результате условия продажи спиртного в двух соседних регионах могут радикально отличаться: где-то, к примеру, вообще не продают по выходным дням, а за 20 км от этого места продают каждый день круглосуточно. Чтобы государство успешно могло проводить свою политику, необходимы единые правила, по которым регионы уже могут работать, и об этом есть в концепции".
С правильностью выбранного курса никто в экспертной среде не спорит, хотя некоторые цифры, приведенные в концепции, и вызывают сомнения:
"У государства появился базовый, рамочный, нормальный рабочий документ, которым всегда можно отчитаться,— полагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз.— Есть с кем бороться: нелегальный рынок, рынок суррогатов, потребители с избыточным потреблением алкоголя. Но этот документ необходимо рассматривать в двух ипостасях: первая — программная, вторая — "числовая". Первая — правильная, разумная. Верные цели, задачи. Позволит принимать законодательные решения. Можно принимать все меры, которые запланированы: ограничить потребление по месту, времени, возрасту, рекламе и т. д. Вторая, "числовая" — тут ситуация усугублена: потребление алкоголя в год на душу старше 15 лет — около 15 л в год, а не 18, как указано. Задача сокращения в два раза (до 8 л) абсолютно невыполнима. При этом завышенные цифры не страшны — пусть замах будет по максимуму. В любом случае проблема алкоголизации в России серьезная, но вся Россия вовсе не спивается. Спиваются определенные группы населения. А в целом мы сегодня пьем всего на 17% больше среднего взрослого шотландца".
Кое-чего, по мнению Вадима Дробиза, в концепции не хватает: например, развития темы ответственности самого потребителя за употребление и злоупотребление алкоголем, а также слов о роли вина как единственного алкогольного продукта, способного конкурировать у нас с крепким алкоголем, и необходимости развития виноградарства и виноделия в России.
"Появилась громкая политическая предвыборная программа,— говорит Дробиз,— по желанию государства снизить потребление алкоголя за 10 лет в два раза. И пусть она будет. Понятно, что вдвое не снизят, но насколько снизится, настолько и снизится. Снижать потребление алкоголя в абсолютных единицах спирта надо однозначно. Кроме того, как заявил тов. Сталин в 1930-х после "съезда победителей", важно не как проголосовали, а как посчитали. Посчитают так, как надо будет".
Оценку, которую дал новой концепции председатель совета директоров "Nemiroff Холдинг" Александр Глусь, тоже можно считать в целом положительной. Хотя главе Nemiroff и не кажется правильным увязывать в одном документе борьбу с алкоголизмом и государственное регулирование отрасли: "Надо четко понимать и разделять понятия: злоупотребление алкоголем и регулирование алкогольной отрасли. Оба вопроса находятся в компетенции государства, но первый относится к сфере формирования ментальности и идеологии, второй — к производству качественного продукта. Это совершенно разные вопросы, и они связаны только в одном — в повышении уровня культуры, в том числе пития".
Однако Александр Глусь практически повторяет слова концепции, посвященные способам борьбы со злоупотреблением алкоголем: "Ограничительные меры эффекта не приносят, и нужно всегда учитывать, где и на каком рынке, на какой стадии развития отрасли предполагается сделать такие изменения. Первый и самый важный шаг — легализация рынка и обеспечение доступа населения только к качественному алкоголю путем наведения порядка в нелегальном секторе. Также важно формирование в обществе мнения о необходимости здорового образа жизни и, как следствие, умеренности в употреблении алкоголя. Надо формировать здоровый генофонд, создавая альтернативные источники времяпрепровождения".
К единодушной официальной оценке инициатив президента и правительства присоединились и пивовары в лице директора по корпоративным отношениям и коммуникациям ОАО "САН ИнБев" Ирины Архиповой: "Мы поддерживаем предложенные президентом России инициативы по борьбе со злоупотреблением алкоголем, употреблением его несовершеннолетними и искоренению нелегального рынка. Концепция, на наш взгляд, должна стать эффективным инструментом скорейшей реализации этих мер. Долгосрочные цели, сформулированные в концепции, безусловно, отвечают интересам развития экономики государства и восстановлению положительных демографических трендов. А мы как представители крупного бизнеса, планируя дальнейшее развитие в России, конечно, заинтересованы в благополучной экономической и социальной среде".

В целом поддерживаем
Чтобы понять, почему эксперты, а главное, бизнесмены, зарабатывающие на алкоголе, практически в едином порыве поддерживают концепцию, предусматривающую сокращение его потребления вдвое, надо учитывать один важный нюанс. В современных реалиях сокращение потребления и сдувание рынка алкоголя — не одно и то же. Потому что помимо легального рынка, который представляют высказывающиеся предприниматели и эксперты, в России существует и рынок нелегальный. И борьба с ним до полного искоренения — одна из главнейших задач, определенных в антиалкогольной концепции. Сможет ли государство победить нелегальный рынок к 2020 году, пока неизвестно, но на это рассчитывают все легальные производители.
"Многие проблемы рынка, например нелегальность на 45% рынка водки и ЛВИ, связаны с коррупцией и бедностью значительной части населения,— считает Вадим Дробиз.— 30% взрослого населения имеет доход ниже 5 тыс. руб. в месяц. В 2001 году доход с бутылки нелегальной водки у производителя, дистрибутора, розничной торговли и коррумпированных чиновников и контролеров был 5-7 руб., а сегодня — не менее 65 руб. Ни бедность, ни коррупцию концепция победить не может".
Нелегальные производители алкоголя и производители суррогатов — кость в горле легального алкогольного бизнеса. Отчасти этим можно объяснить то, что многие представители отрасли готовы поддерживать в том числе и повышение акциза, предусмотренное концепцией.
"Акцизы будут повышаться, это вполне закономерный процесс, и мы с этим согласны,— говорит Дмитрий Добров.— Главное, чтобы это происходило плавно. Резкое увеличение акциза приведет к аналогично резкому повышению цены на легальную продукцию и, как следствие, увеличению дохода нелегального бизнеса, который не платит ни акциз, ни НДС. Это будет единственный итог. Я считаю, что должна идти повсеместная и, главное, результативная борьба с нелегальным рынком, и на этом фоне можно говорить о повышении акциза, но опять же плавном.
Если в результате реализации концепции и тех мер, которые сейчас обсуждаются в правительстве, доля нелегального рынка сократится хотя бы вдвое, нам рост акциза не страшен. Вся беда в том, что сейчас ни государство, ни производители не могут резко увеличить цены на алкоголь именно из-за наличия нелегального рынка. Да, цена на продукцию вырастет, но с точки зрения производителя, с одной бутылки стоимостью 200 руб. можно получить больший доход, чем с двух бутылок по 100 руб.".
Для потребителя алкоголя ничего страшного, кроме постепенного повышения цен, в связи с принятием концепции эксперты не предрекают.
"На цены легального алкоголя концепция серьезного влияния не окажет,— объясняет Вадим Дробиз.— Акциз и без концепции рос и будет расти ежегодно до определенного момента, сохраняя недоступность легального алкоголя для значительной части населения. Серьезного изменения ассортимента также не предвидится ни в группе крепкого алкоголя, ни в группе низкоалкогольной продукции. А вот на структуру потребления концепция, возможно, повлияет. В группе умеренно пьющих возможно добиться сокращения потребления крепкого алкоголя и некоторой замены его вином".
Что же касается последствий реализации концепции для алкогольного бизнеса в целом, то, по мнению Вадима Дробиза, можно прогнозировать его укрупнение во всех сферах и даже передел рынка в 2010-2011 годах. А также исчезновение государственного производства спирта и алкоголя и формирование форм частно-государственного партнерства в ходе реформы экономики.
Но выступать с конкретными прогнозами о грядущих экономических успехах или потерях нынешних участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, как и большинство опрошенных экспертов, пока не готов. "Концепция носит пока слишком рамочный и базовый характер, чтобы сегодня заявлять о чьих-то потерях,— говорит он. — Не принята еще ни одна мера, кроме введения минимальной цены, эффективность которой пока также под вопросом. Все зависит от реализации этих мер и работы чиновников по выполнению своих обязанностей. В любом случае эти меры нужны. А дальше — как получится. Это Россия. В идеале реализация концепции не приведет к серьезным финансовым потерям легального бизнеса и государства, так как снижение потребления с 15 л возможно максимум до 12 л (легального, нелегального и суррогатного алкоголя) — и это уже будет отлично. Это во-первых. А во-вторых, с рынка уйдет достаточно много операторов из всех сегментов деятельности, что укрупнит и усилит оставшихся. Государство же имеет сегодня с алкоголя около 1,5% бюджета. Даже если все снижение придется на легальный алкоголь (то есть на 20%), роль алкоголя упадет до 1,2%. Доля алкоголя в бюджете незначительна. А выигрыш может быть в виде сокращения затрат на борьбу с последствиями употребления алкоголя".
С тем, что государство не потеряет в деньгах от реализации антиалкогольной программы, согласен и Дмитрий Добров: "Если концепцию удастся реализовать, государство выиграет. Сейчас оно теряет огромные суммы — это и расходы на лечение, и несчастные случаи в результате потребления алкоголя, и ДТП, и утрата трудоспособности, и снижение производительности труда. А проиграют прежде всего производители нелегального алкоголя и различных суррогатов — жидкостей, которые, судя по этикеткам, напитками вроде не являются, но выпускаются в огромных количествах явно с прицелом на то, чтобы их употребляли внутрь".
Таким образом, сейчас можно определить лишь тех, кто безусловно останется в плюсе, и тех, кто точно проиграет. Больших шагов в осуществлении антиалкогольной программы пока практически не сделано. Именно реализация конкретных мер, предусмотренных новым документом, по мнению участников рынка, будет вызывать споры и сопротивление. А пока это лишь концепция, которой в целом все довольны.

Илья ЗИНОВЬЕВ. «Коммерсантъ-Деньги», 25 января 2010 года

Другая Россия

Правительство начинает новую антиалкогольную кампанию

Премьер-министр России Владимир Путин утвердил концепцию антиалкогольной политики, рассчитанную на ближайшее десятилетие. К 2020 году государство намерено более чем вдвое снизить потребление крепких спиртных напитков в стране, развивать виноделие, полностью ликвидировать нелегальный алкогольный рынок, существенно сократить смертность из-за отравлений и злоупотребления алкоголем. Конкретные программы реализации концепции предложено разработать региональным властям.
Принципиальное решение о необходимости разработки концепции государственной антиалкогольной политики было принято на совещаниях у премьер-министра Владимира Путина 23 июня и президента Дмитрия Медведева 12 августа прошлого года. Документ под названием «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» был утвержден постановлением кабинета министров, подписанным премьером, еще 30 декабря 2009 года, но появился на официальном сайте правительства только вчера. Очевидно, власти решили не портить предновогоднее настроение россиян, рассказывая о вреде алкоголя и ужасных последствиях злоупотребления им. Между тем этому посвящена почти половина двенадцатистраничного документа.
В дореволюционной России потребление алкоголя находилось на уровне 0,83 литра чистого спирта на душу населения в год. Это был едва ли не самый низкий показатель в Европе. Резкое увеличение популярности спиртного началось, оказывается, в середине 70-х годов прошлого века. К началу 90-х годов (то есть в конце антиалкогольной кампании последнего советского лидера Михаила Горбачева) россияне в среднем потребляли в пересчете на чистый спирт 5,4 литра алкогольных напитков на человека. К 2008 году этот показатель достиг 10 литров на каждого россиянина, считая грудных младенцев. А с учетом непригодной для внутреннего потребления, но все-таки потребляемой спиртсодержащей продукции и самопального алкоголя на каждого гражданина России, по подсчетам авторов концепции, приходится по 18 литров безводного спирта в год.
По расчетам специалистов Всемирной организации здравоохранения, каждый литр, выпитый свыше 8 литров чистого спирта на душу населения в год, отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Именно по этой причине, как отмечается в правительственном документе, в России с 1992 года происходит постоянное снижение продолжительности жизни граждан. У нас в стране от случайного отравления алкоголем ежегодно умирает 23 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением спиртными напитками, - более 75 тыс. человек в год. «В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида», - отмечается в концепции.
Одной из приоритетных задач новой антиалкогольной политики государства названо «переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни». Для достижения этой цели предполагается, в частности, «организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции». Практически треть документа посвящена намерениям государства усилить антиалкогольную пропаганду, в том числе «в местах работы граждан». Для этого предполагается создание специализированных общественных движений, обществ, клубов.
Интересен пункт, предлагающий «ограничить (вплоть до полного запрета) скрытую рекламу алкогольной продукции, привлекающую общественное внимание, особенно детей и молодежи». Ранее в прессе уже появлялись сообщения об инициативах Минздравсоцразвития запретить сцены распития алкоголя в кино. О том же недавно говорил и глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко. Пока неясно, будет ли этот запрет, как во времена горбачевской антиалкогольной кампании, распространяться на ранее вышедшие и зарубежные фильмы. Тогда для его выполнения многие фильмы были подвергнуты цензуре, а знаменитая «Ирония судьбы, или С легким паром!» вообще попала под запрет.
В концепции утверждается, что у нас в стране выпускаются слабоалкогольные напитки, в которых сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) приводит к формированию, особенно у молодежи, физиологической потребности в их ежедневном потреблении. Кроме ранее обнародованного намерения ограничить объем тары для слабоалкогольных напитков 0,33 литра, других санкций к этим алконаркотикам концепция не содержит. Зато точно будет введен запрет на размещение на этикетках информации о наличии в алкогольной продукции биологически активных веществ, обладающих лечебными и иными оздоровительными свойствами.
Впрочем, только на силу убеждения в борьбе с пьянством государство не надеется и намерено активно использовать финансовые стимулы. Так, структура потребления алкоголя, в которой сейчас более половины составляют водка и другие крепкие спиртные напитки, будет меняться за счет «создания условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин».
Правительство также обещает повысить эффективность регулирования алкогольного рынка, говорит о «применении ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи», предупреждает о намерении «создать механизмы применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции». В рамках реализации этих пунктов концепции с 1 января 2010 года в России уже введена минимальная цена в 89 руб. за 0,5 литра водки. Вскоре будет увеличен акциз на этиловый спирт и алкогольную продукцию. Также правительство намерено усилить административную и ввести уголовную ответственность за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, а также за продажу спиртного несовершеннолетним.
Кроме того, правительство обещает повысить качество и доступность медицинской наркологической помощи, ограничить продажу алкогольной продукции «по месту и времени».
Реализовать государственную антиалкогольную политику правительство намерено в два этапа. На первом (2010--2012 годы) будут внесены необходимые изменения в законодательство, разработаны программы популяризации здорового образа жизни. Уже в ближайшие три года предполагается на 15% уменьшить потребление алкоголя населением, снизить смертность в связи со злоупотреблением алкоголем. По результатам второго этапа (2013--2020 годы) государство намерено ликвидировать нелегальный алкогольный рынок, на 55% снизить потребление алкоголя, особенно детьми и молодежью.
«Хорошим рамочным документом» назвал принятую концепцию глава Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но он обращает внимание, что на Западе получил распространение другой подход к потребителям алкоголя. «У нас в России к ним относятся как к маленьким детям, которые зашли в магазин, увидели бутылку водки, и тут же им захотелось ее купить и выпить. Должна быть личная ответственность потребителя за злоупотребление алкоголем. И эту персональную ответственность обязательно необходимо усилить», - уверен специалист алкогольного рынка. По его мнению, это в полной мере должно относиться и к детям, употребляющим алкоголь. «Их можно привлекать к общественным работам: пусть чистят снег, метут улицы», - считает г-н Дробиз.
Руководитель ЦИФРРА убежден, что «на 80% успех или неудача этой антиалкогольной кампании будет зависеть от социально-экономической политики правительства, уровня доходов и качества жизни населения».
«75 млн. россиян - это нормальные люди, употребляющие не более 11 литров алкоголя в год, - считает г-н Дробиз. - Они вполне могут сократить потребление на один-два литра. Но есть еще 25 млн. человек с доходами менее 5 тыс. руб. в месяц. Это те люди, которые пьют суррогат, нелегальную водку - до 40 литров абсолютного алкоголя в год. Добиться, чтобы эти люди снизили уровень потребления, очень трудно. Боюсь, что в эту группу будет существенный приток, так как в течение десяти лет преодолеть кризис не удастся, экономическая ситуация для малоимущих и малообеспеченных вряд ли улучшится».
Уменьшить этот приток могла бы мощная молодежная социально-экономическая политика - обеспечение нормально оплачиваемой работой, эффективная жилищная политика. «Только тогда они будут создавать семьи, рожать детей», - считает г-н Дробиз.
«Цифры, заложенные в концепцию, конечно, волюнтаристские, нереальные, - убежден глава ЦИФРРА. - Но это совершенно неважно. Это ориентиры». По его расчетам, сегодня реальное потребление алкоголя составляет не 18, а 13 литров на человека в год, если считать все население страны, и 14,5-14,9 литров - на граждан старше 14 лет. «Если показатель удастся сократить до 11,5 литра, это будет очень хороший результат», - полагает Вадим Дробиз.

Антиалкогольные кампании России
Почти одновременно с началом первой мировой войны в августе 1914 года в России указом императора Николая II был введен сухой закон, формально отмененный большевиками только в 1925 году. Производство водки в эти годы было полностью запрещено.
В 1958 году была запрещена продажа водки во всех предприятиях торговли и общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах и привокзальных площадях, в аэропортах, в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных и детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
В 1972 году было объявлено о начале первой антиалкогольной кампании. Производство крепких напитков сократилось, цены на них государство повысило. Производство водки крепче 45% было запрещено. Торговлю алкогольными напитками ограничили во времени - с 11 до 19 часов. Взамен было расширено производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Были созданы лечебно-трудовые профилактории, куда могли отправить и принудительно. Из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.
В 1985 году началась самая известная горбачевско-лигачевская антиалкогольная кампания. Было резко сокращено производство всех алкогольных напитков, массово вырубались виноградники. В несколько раз было уменьшено количество магазинов, торгующих алкоголем. Торговля им осуществлялась только с 14 до 19 часов. В ряде регионов реально начинали торговать с 18.00. Вход в подобные магазины отделялся от мест торговли другими товарами.
Потребление алкоголя населением ни одна из этих кампаний не уменьшила.

План Путина
Правительство России включило ряд компонентов курительных смесей, получивших большое распространение, в перечень наркотических веществ, запретив тем самым их оборот. Соответствующее постановление правительства опубликовано в четверг, сообщает РИА НОВОСТИ.
В частности, в обновленный перечень наркотических и психотропных веществ, запрещенных к обороту, попали такие распространенные компоненты курительных смесей, как «лист шалфея предсказателей» (вида Salvia Divinorum), «сальвинорин А», «семена розы гавайской» (вида Argyrea Nervosa), «цветок и листья голубого лотоса» (вида Nymphea Caerulei). Согласно постановлению запрещено распространение этих веществ в крупном и особо крупном размере, а растения, содержащие эти вещества, запрещено выращивать.
Ранее с предложением ограничить потребление курительных смесей, ужесточив ответственность за их распространение и продажу, выступало Минздравсоцразвития. Глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко также высказывался за полный запрет на оборот курительных смесей, которые обладают галлюциногенными свойствами.

Андрей СУСАРОВ. «Время новостей», 15 января 2010 года

«Пошумят и перестанут»

Регионы подключаются к объявленной антиалкогольной кампании

Вчера депутаты Самарской губернской думы в первом чтении одобрили местный антиалкогольный законопроект. Когда его примут окончательно, в области будет запрещена в ночное время продажа всех спиртных напитков, включая пиво и слабоалкогольные коктейли. Вообще к начатой руководством страны антиалкогольной кампании многие российские регионы уже подключаются довольно активно. Эксперты даже опасаются, как бы в своем стремлении угодить центру власти на местах не перегнули палку.
Когда самарские депутаты окончательно в трех чтениях примут упомянутый законопроект, на всей территории региона запретят продавать любую алкогольную продукцию с 23:00 вечера и до 7:00 утра. Спиртное ночью останется только в местах общественного питания - в ресторанах, кафе и барах, ночных клубах и прочих развлекательных заведениях. Это далеко не единственный регион, где после подписания премьер-министром РФ Антиалкогольной концепции, взялись активно бороться с пьянством. В конце прошлой недели в парламенте Калужской области в ходе рабочего совещания местные депутаты также обсуждали вопрос о законодательном ограничении в области продажи алкогольной продукции ночью. В Московской городской думе поднимался вопрос введении запрета на продажу пива в столичных палатках и ларьках.
В Воронежской области для борьбы с пьянством администрация объединилась с местной епархией. А вот губернатор Кировской области Никита Белых начал антиалкогольную кампанию, как он сам заявил, "с себя": выставил 14,5 литра подаренного ему элитного алкоголя на торги, которые объявил в своем Интернет-блоге. "Победители отправляются покупать игрушки для детского дома, потом организуем встречу и обмен игрушек на спиртное. Совместного распития не будет", - пообещал губернатор.
Однако руководитель медицинских программ фонда "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) Сергей Полятыкин опасается, что "в своем желании угодить федеральному руководству чиновники на местах могут зайти очень далеко". "Сейчас трудно предсказать, какие перекосы могут возникнуть в регионах. Может получиться как в горбачевские времена, когда у человека отняли психоактивное вещество - алкоголь, а взамен ничего не дали. Поэтому и наркотики появились в скором времени", - рассуждает он.
По мнению эксперта, в первую очередь нужно "ограничивать не время продажи алкоголя, а количество мест его употребления". "Спиртное нужно убрать с улицы и оставить только под крышей - в ресторанах, кафе, дома у человека. Недопустимо то, что сегодня творится в Москве, когда в относительно теплый вечер у станций метро устраивают пьянки, после которых остаются горы мусора, плевки, бычки. За это нужно брать серьезные штрафы", - дает совет Сергей Полятыкин. Он также уверен: ничего страшного не произойдет, если региональные власти у себя самостоятельно повысят цены на алкогольную продукцию. "Ведь сегодня, даже несмотря на то, что самая дешевая водка стала стоить 89 руб. за 0,5 литра, это все равно дешевле, чем литр свежевыжатого сока. Это недопустимо", - отмечает специалист.
По его мнению, неплохо было бы создать карту алкоголизации страны, изучить, что и в каких количествах пьют в каждом регионе и, исходя из этих данных, разрабатывать комплексы мер по борьбе с пьянством отдельно для каждого субъекта РФ. "В разных областях страны есть свои особенности потребления спиртных напитков. Например, республики с преобладанием мусульманского населения пьют меньше, и там нужен один комплекс мер. А вот на Крайнем Севере и Дальнем Востоке для коренных народов впору уже вводить сухой закон. У них вообще нет сопротивляемости к алкоголю, и известны случаи, когда люди пропивали все - даже оконные рамы и батареи", - поведал г-н Полятыкин.
Социологи подтверждают: уровень потребления спиртного в России неравномерен, и тяжесть алкоголизации нарастает с юга на север и с запада на восток. Впрочем, и из этого правила есть исключения. Так, в прошлом году Росстат назвал самым пьяным городом страны Москву, где на человека приходится по 24,4 л чистого алкоголя в год. Парадоксально, но при этом, по данным Минздравсоцразвития, смертность от алкоголизма в столице одна из самых низких в стране. А вот Ямало-Ненецкий округ. Магаданская, Новгородская, Ленинградская области стали "чемпионами" как по потреблению алкоголя, так и по количеству смертей от зеленого змия. Среднедушевое потребление спирта там более 15 литров на человека в год. Для сравнения: по данным Росстата, в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и других северокавказских республиках потребляют в год не более 5 литров спирта на человека. "Есть также различия по уровню алкоголизации в областях, где преобладает городское население и сельское. Естественно, что люди в городах пьют меньше, чем в деревнях", - сообщил "НИ" заместитель директора Аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин. По мнению экспертов, как ни крути, а начиная борьбу с алкоголизацией населения, местным властям просто необходимо учитывать особенности своего региона.
Однако директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев сомневается, что в регионах решили воевать с зеленым змием всерьез. "В течение последних лет мы видели немало движений в этом направлении, как на федеральном уровне, так и на региональном, и все они оказывались пустышками", - заявил эксперт "НИ". Он напомнил, что не первый год власти пытаются запретить гражданам пить пиво на улицах и даже принимают соответствующие законы. Но "никто их не соблюдает и не следит, пьет молодежь во дворах или нет". По словам эксперта и сейчас "региональные чиновники и депутаты сначала возьмут под козырек", попытаются принять законы, ограничивающие потребление алкоголя, "потратят бюджетные деньги на агитацию", но в конечном итоге "пошумят, пошумят и перестанут".

Кира ВАСИЛЬЕВА. «Новые известия», 27 января 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.