Rambler's Top100

№ 405 - 406
1 - 24 января 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Факты» и «Зеркало недели» о рождаемости на Украине
«Slon.ru» о демографической ситуации в России
«Белорусские новости» о пособиях по уходу за ребенком в Белоруссии
«Новые известия» об увеличении пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам в России
«BFM.ru» о детях как тормозе карьерного роста матерей
«Зеркало недели» и «Белорусские новости» о проблемах преждевременной смертности на Украине и в Белоруссии
«The Guardian» о последствиях Чернобыльской катастрофы
«Медицинская газета» об алкогольных проблемах России
«Газета» о новом порядке оказания медпомощи для пострадавших в ДТП
«AFP» о прекращении сокращения населения России
«Взгляд» о демографических проблемах вузов
«Коммерсантъ» и «Новые известия» о патентах для мигрантов в России
«Вечерний Бишкек» о проблемах трудовых мигрантов из Киргизии

«Коммерсантъ-Plus» о возможных последствиях безвизового обмена между ЕС и Сербией
«Los Angeles Times» о въезде иностранцев со СПИДом в США
«Русская Германия» о проблемах интеграции русскоязычных в Германии
«Известия» и «Opec.ru» о безработице в России
«Белорусские новости» о пособиях по безработице в Белоруссии
«Независимая газета», «Новые известия» и «Газета» о пенсионном возрасте
«Opec.ru» о российском среднем классе
«Новые известия» об итогах «года инвалидов» в Москве
«Коммерсантъ-Деньги» о финансовых последствиях пандемии свиного гриппа
«Новые известия» о браках и разводах в США
«Независимая газета» о климатических изменениях и гендерном вопросе
«Новые известия» о проблемах с легализацией наркотиков в Чехии
«Взгляд» о московских попрошайках

… об итогах «года инвалидов» в Москве

Неудобный город

После окончания Года равных возможностей инвалидам по-прежнему неуютно на московских улицах

Госдума приняла техрегламент о безопасности зданий и сооружений. Одним из революционных новшеств документа стало установление требований по доступности домов для людей с ограниченными возможностями. После того как нормативный акт вступит в силу, ни одну новостройку не примут в эксплуатацию, если там не будет достаточно широких дверных проемов, лестничных маршей и площадок, пандусов и проходов.
К слову, похожие нормативы уже работают в Москве. Ни одно здание – новое или прошедшее капитальный ремонт – не может быть сдано, если комиссия признает его недоступным для инвалидов. Однако все это на бумаге; как показывает практика, обязать строителей заботиться о маломобильных гражданах, пусть и законодательным путем, – недостаточно. Нередко оказывается, что даже в приспособленные к специфическим нуждам объекты попасть непросто.
В конце прошлого года были подведены итоги московского смотра-конкурса «Город для всех» – за успехи в создании безбарьерной среды. Среди лауреатов оказался Мемориальный музей космонавтики. Действительно, выглядит здание весьма современно: раздвижные двери, отсутствие порожков и надоедливых ступенек. Вот только окружающая территория – Аллея Космонавтов – не может «похвастаться» ни пандусами, ни удобными съездами. Забраться к монументу «Покорителям космоса» «колясочник» сможет разве что по воздуху. У расположенного по соседству подземного перехода – полоса из рельефной плитки. Беда, однако, в том, что шатаются плитки так, что даже зрячему человеку приходится передвигаться по ней с осторожностью.
Картина типична для многих столичных уголков, названных образцово-показательными. «Внутри Гостиного Двора спокойно могут передвигаться маломобильные граждане, но прилегающая территория – тротуары, улицы, парковка – делают посещение этого памятника архитектуры невозможным для инвалидов, – рассказал «НИ» зампредседателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. – А ведь если нет доступа снаружи здания, инвалид не сможет ознакомиться с тем, что внутри, сколько бы пандусов и лифтов там ни было. У каждого гражданина России, являющегося «колясочником», есть конституционное право на образование, но, стоя перед огромными ступенями МГУ, он не может этим правом воспользоваться, потому что в здание попасть ему нельзя. Хочется сходить на фильм, например в кинотеатр «Пушкинский», но не получается. Здание отлично подходит для торжественного дефиле знаменитостей по ковровой дорожке, но не для посещения его инвалидами».
На пунктирность при работах по адаптации городской среды к нуждам инвалидов москвичи сетуют давно. У столичных чиновников ответ один – дело это, как и любая «социалка», длительное и затратное. В прошлом году на поддержку инвалидов, в том числе и на обеспечение доступности жилых домов и объектов инфраструктуры, было выделено около 4,7 млрд. рублей. Из этих денег столичные власти постарались выжать максимум: закупили почти две тыс. низкопольных автобусов и троллейбусов, сделали около семи тыс. сходов на проезжую часть, обустроили 2,3 тыс. подъездов, в два раза увеличили число комфортных для инвалидов объектов социальной сферы...
Проблема в том, что желание чиновников как можно бодрее отчитаться о проделанной работе стало нестерпимым ближе к концу прошлого года. К этому моменту процесс адаптации домов к нуждам инвалидов больше напоминал конвейер китайской фабрики в горячий сезон: быстро, дешево и очень сердито. «При строительстве домов чаще всего «забывают» о пандусах, поручнях, подъемниках, лифтах нужного размера, а также специальных тактильных отметках для слепых, – рассказали «НИ» в московском Департаменте соцзащиты населения. – Часто нет специальных разметок на местах парковки для инвалидов, не всегда бывают предусмотрены нескользящее покрытие на пандусах и ступенях, рельефная плитка, яркая окраска на ступенях».
Впрочем, даже наличие всех этих приспособлений вовсе не означает, что инвалиды могут вздохнуть спокойно. «Часто «модернизация» домов идет неравномерно: к подъезду пандус есть, а в самом подъезде к лифту никакого плоскостного доступа нет: либо подъемная платформа, которая часто ломается, а то и вовсе не работает, либо карабкайся, как хочешь, по ступенькам, – рассказал «НИ» Олег Рысев. – В некоторых домах проблему решают установкой швеллеров – своеобразных рельсов для колясок. Однако угол их наклона идентичен углу лестницы, что для самостоятельного подъема «колясочника» слишком круто. Поэтому, чтобы подняться по лестнице, его надо будет кому-то подталкивать, чтобы спуститься – придерживать».
В ряде случаев об уместности того или иного приспособления, видимо, даже не задумывались. «НИ» уже писали о неудобно установленном пандусе в московском районе Южное Бутово (материал «Неадресная помощь» в номере от 10 декабря 2009). Из-за формального подхода строителей добраться от лифта до улицы или наоборот сейчас проблематично и для маломобильных горожан, и для здоровых жильцов. При этом ни одного «колясочника-аборигена» за семь лет замечено не было.
В похожей безвыходной ситуации сейчас находятся жители одного из домов в столичном районе Коньково. Местные власти решили оснастить подъезды пандусом – двумя желобками-рельсами – и перилами. Дело хорошее, вот только конструкция была установлена бездумно. «Колясочники», живущие в доме, предпочитали съезжать с крыльца сбоку, чтобы не врезаться ни в прохожих, ни в припаркованные прямо у подъезда автомобили. «После ремонта машины никуда не подвинулись, так что съехать по пандусу все равно нельзя, – рассказала «НИ» жительница злополучного дома Светлана Штаркова. – Но пойти в обход тоже не получается: сбоку, где мы съезжали ранее, путь перегорожен перилами. Остается только одно: прыгать с коляской по ступенькам. Кроме того, сама конструкция пандусов подходит лишь для одной модели колясок, что делать остальным – совершенно неясно. Я не понимаю, почему нельзя было сделать два цементных ската – это и дешевле, и проще».
По словам экспертов, причина такой неравномерности кроется в отсутствии единых критериев и нормативов. «Например, за участки у переходов, где укладывается рельефная плитка с рубцами, отвечают разные организации, – пояснил «НИ» председатель московской городской организации Всероссийского общества слепых Александр Машковский. – Некоторые из них выбирают узор, исходя из собственных эстетических соображений. Нет единства, из-за чего незрячие и слабовидящие граждане путаются». Не хватает четкости существующим строительным нормативам и правилам, к тому же они носят рекомендательный характер. Само собой, нельзя не отметить пресловутый «человеческий фактор». «Достаточно остро стоит проблема контроля работы, – рассказал «НИ» депутат Госдумы, паралимпийский чемпион Михаил Терентьев. – Чиновники не всегда хотят привлекать к этому общественные организации, предпочитая обходиться своими силами. Об объективности решений сдачи зданий в такой ситуации судить достаточно сложно. Кроме того, многие из представителей муниципальных властей только в этом году похоже осознали, что в городе есть такая категория граждан, как инвалиды. Сложно сделать все идеально, если нет ни навыков, ни практики, ни помощи со стороны «бывалых» общественников».
За прошедший год Объединение административно-технических инспекций Москвы выявило почти три тыс. нарушений при работах по адаптации городской среды к нуждам инвалидов. В более чем 330 случаях были выписаны штрафы на сумму около 4 млн. рублей. Будут ли расти цифры и дальше – зависит от того, какие выводы чиновники сделают из работы над ошибками. Да и будет ли она проведена вообще?..

Анна СЕМЕНОВА, Нуне ЕГЯН

В ГРУЗИИ ИНВАЛИДЫ С ТРУДОМ ПОПАДАЮТ ДАЖЕ В ПРОДУКТОВЫЕ МАГАЗИНЫ
Тбилиси стали приспосабливать к нуждам инвалидов всего лишь несколько лет назад. Городские власти вывели на улицы специальную технику и рабочих, из-за чего на тротуарах большинства тбилисских улиц появились специальные съезды на мостовую. Для «колясочников» были сооружены спуски в подземные переходы и на станции метрополитена. Хотя пересечение инвалидами проезжей части улицы по-прежнему остается проблемой. Без посторонней помощи им здесь не обойтись. Обновленные городские светофоры работают четко, однако под нужды людей с ограниченными возможностями они не приспособлены, не считая пары светофоров в центре города, которые снабжены звуковыми эффектами для слепых. Жилые дома, как старой, так и новой застройки, спроектированы и построены без учета нужд жильцов-инвалидов. Специальных лифтов или съездов для людей, прикованных к инвалидным креслам, в них нет. Как нет их и у входов в большинство городских магазинов, в том числе и продуктовых. Та же проблема актуальна и для офисных зданий.
Людей с ограниченными возможностями редко увидишь на тбилисских улицах, но вовсе не потому, что их нет. Просто каждый их выход в город означает необходимость преодоления непосильных трудностей. Большинство из них если и появляются в городе, то лишь с помощью членов семьи или друзей. И в основном в теплое время года, а не снежной зимой: обледенелые улицы, с которых снег и лед практически не убираются, становятся травмоопасными не только для больных, но и здоровых людей.
Есть в стране и другая проблема: государственные выплаты по инвалидности остаются низкими. Даже несмотря на то, что с ноября прошлого года для «лиц с ярко выраженными ограниченными возможностями» они повысились на 10 лари (около шести долларов США) и сравнялись с пенсией по возрасту в размере 80 лари (примерно 47 долларов США).

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

В ЯПОНИИ АВТОБУСЫ НАУЧИЛИСЬ «ПРИСЕДАТЬ» ПЕРЕД ИНВАЛИДАМИ, А РОБОТЫ – «НЕЖНО» ПЕРЕНОСИТЬ ИХ
В Стране восходящего солнца инвалидов деликатно называют гражданами с ограниченными физическими возможностями, но этот термин не создает каких-либо барьеров для их нормальной жизни. Мэр столичного района Сибуя-ку Тоситакэ Кувахара в первых строках новогоднего обращения к его жителям подчеркнул, что «забота о престарелых и лицах с ограниченными физическими возможностями и в этом году будет важным направлением в работе муниципалитета». То, что такая забота реально проявляется, нетрудно заметить любому, кто побывал в Токио и других крупных городах Японии. Практически все тротуары оживленных улиц имеют специальные дорожки желтого цвета с определенным рельефом, переходы оборудованы звуковыми сигналами, понятными для слепых, им же помогают добраться до нужного места таблички с азбукой Брайля в установленных местах. В общественных туалетах выделены отдельные просторные кабины с поручнями. Подспорьем «колясочникам» служат удобные съезды в станции метро, куда можно спуститься и на лифте. В последние годы оборудованы лифтами многие надземные пешеходные мосты. Полицейские и персонал пассажирского транспорта обязаны помочь инвалидам найти дорогу до нужного места. Во многих городах есть пункты, где за небольшую плату можно взять напрокат электроколяску, добраться на ней домой, после чего попросить работников социальных служб забрать «спецтранспорт» в гараж.
Власти выделяют значительные средства на программы в этой сфере, поощряется подключение ведущих концернов, ряду из них в текущем десятилетии поставлена задача создать особые виды роботов, которые могли бы надежно и эффективно помогать престарелым и инвалидам.
Автопром уже создал немало видов мини-вагонов, удобных для заезда и крепления в них инвалидных колясок, а городские автобусы с помощью гидравлики даже могут «присесть» для удобства входящих и выходящих пассажиров. Кроме того, в стране разработана система управления инвалидной коляской с помощью импульсов головного мозга. Она позволяет осуществлять левый и правый повороты коляски и ее движение назад путем обработки импульса, посылаемого головным мозгом, в течение 125 миллисекунд. Анализ сигнала отображается на встроенном дисплее. Испытания показали, что точность выполнения команд достигает 95%.
А недавно в Японии был создан «электронный медбрат» по уходу за людьми с ограниченными возможностями, способный поднимать и переносить их по команде оператора. Робот «Риба» весом 180 кг и ростом 140 см может легко и даже, как утверждают его конструкторы, «нежно» поднять пациента весом до 120 кг. Выполняя голосовые рекомендации операторов, «Риба» способен переносить людей на своих оснащенных 400 сенсорами руках.

Валерий АГАРКОВ, корр. ИТАР-ТАСС в Японии
«Новые известия», 12 января 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.