Rambler's Top100

№ 403 - 404
21 - 31 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Берегите женщин!  

15 лет Каирской конференции (МКНР)

Выводы Регионального форума, посвященного 15-й годовщине МКНР и Ключевые направления стратегической деятельности по дальнейшему ускорению реализации Программы действий МКНР в Европе и Центральной Азии

Заявление о принятии обязательств и ключевых мерах по достижению к 2015 году Цели развития тысячелетия № 5 в странах Восточной Европы и Центральной Азии

Заявление парламентариев по итогам встречи 27 28 октября 2009 года в Аддис-Абебе


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Выводы Регионального форума, посвященного 15-й годовщине МКНР, и
Ключевые направления стратегической деятельности по дальнейшему ускорению реализации Программы действий МКНР
в Европе и Центральной Азии

Стамбул, 13 ноября 2009 г.

Региональный форум по воплощению в жизнь решений МКНР-15+ собрал вместе более 200 участников из 36 стран, включая министров и других государственных должностных лиц высокого уровня, парламентариев, представителей международных, неправительственных и религиозных организаций, молодежных сетей, а также независимых экспертов, которые в течение двух дней обсуждали достигнутые результаты, определяли недостатки и вызовы, извлекали уроки и разрабатывали практические рекомендации по ускорению темпов реализации Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) на ближайшие 5 лет и дальнейший период.

Форум был организован совместно Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК), Форумом европейских парламентариев (ФЕП), Европейской сетью Международной федерации планирования семьи (МФПС) и Фондом народонаселении ООН (ЮНФПА); в роли принимающей стороны выступило правительство Турции.

Текущее состояние реализации Плана МКНР в европейском регионе

Участники форума подчеркнули успехи, достигнутые за последние 15 лет в деле реализации Программы действий МКНР, которые, помимо прочего, включали: общее снижение показателей материнской смертности и абортов в странах Восточной Европы, улучшение доступа к дородовому наблюдению беременных женщин и оказанию квалифицированной помощи при родах; улучшение доступа к информации и услугам в области планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, в том числе молодежи, а также проведение информационно-образовательных мероприятий по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья в неформальной обстановке; введение научно-обоснованных стандартов и протоколов в области охраны материнского здоровья и планирования семьи; повышение уровня знаний молодежи по вопросам профилактики ВИЧ и ИППП, а также предоставление молодым людям возможности высказывать свое мнение о проблемах, которые их касаются; укрепление потенциала организаций гражданского сектора, работающих в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья молодежи и профилактики ВИЧ/СПИДа; улучшение соответствия национальных статистических систем в области народонаселения в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) международным стандартам; рост внимания к возникающим проблемам в области народонаселения при формулировании политики; укрепление общей благоприятной правовой и политической среды, в том числе способствующей решению проблем молодых людей, насилия на гендерной почве и т.д.

Одновременно, существуют области, в которых, несмотря на прилагаемые усилия, еще не удалось добиться достаточных успехов: уровень материнской смертности все еще остается высоким, особенно, в Центральной Азии и некоторых странах Восточной Европы; в регионе все еще наблюдаются самые высокие показатели абортов в мире, так как женщины продолжают использовать аборт в качестве средства контроля за рождаемостью; не достаточно интегрированы программы по охране сексуального и репродуктивного здоровья и профилактики ВИЧ; страны региона все еще сталкиваются с недостаточным доступом и качеством услуг по охране репродуктивного здоровья, включая обеспечение средствами охраны репродуктивного здоровья, особенно, среди наиболее социально уязвимых групп населения.

Несмотря на тот факт, что все страны Европейского региона и Центральной Азии подписали международные соглашения об обеспечении гендерного равенства, включая Конвенцию об искоренении всех форм дискриминации против женщин (CEDAW), которая была ратифицирована подавляющим большинством голосов, проблема обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин остается нерешенной. Она включает в себя отсутствие соответствующей политики, финансовых средств и механизмов мониторинга, процедур обеспечения гендерного равенства и предотвращения насилия на гендерной почве, а также отсутствие правил и систем скоординированных мер в случаях насилия против женщин.

В то время как в области предоставления комплексного образования, учитывающего возраст и гендерную специфику, информации и услуг для молодых людей достигнуты значительные успехи, требуются дополнительные усилия, направленные на удовлетворение потребностей молодежи, входящей в группы риска, для того, чтобы сократить риск заражения ВИЧ/СПИДом, ИППП, проведения небезопасных абортов и ранней беременности. Кроме того, необходимо принять дальнейшие меры, направленные на структурную природу безработицы среди молодежи и содействие созданию новых рабочих мест.

Широко признан тот факт, что финансирование репродуктивного здоровья не достигает уровней, необходимых для обеспечения должного доступа к услугам в области планирования семьи и охраны здоровья матери и ребенка, несмотря на то, что инвестирование в охрану здоровья и прав женщин и молодых людей является признанным способом построения лучшего мира. В то время, как за последние 15 лет финансирование большинства областей здравоохранения значительно увеличилось, ситуация с финансированием охраны сексуального и репродуктивного здоровья в целом остается без изменений.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

Участники Форума подтвердили свою приверженность задачам, поставленным на МКНР, ее принципам и Программе действий как дальновидному и целостному документу. Тот факт, что реализация Программы действий имеет ключевое значение для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), признан на международном уровне. В то же время, участники подчеркнули, что за последние 15 лет мир и европейский регион испытали значительные политические, социальные, экономические и демографические перемены которые требуют прогрессивного мышления и согласованных действий. Это включает:

  • Разразившийся в настоящее время глобальный кризис влияет на возможности правительств проводить социальную политику, вносит изменения в репродуктивное и другие, важные для демографической ситуации, виды поведения населения, и меняет движущие факторы миграции;
  • Изменение климата, которое требует от правительств разработку национальной политики, стратегий и планов, направленных как на смягчение, так и на адаптацию к климатическим изменениям, и учитывающие динамику развития народонаселения и влияние изменения климата на здоровье, особенно женщин и незащищенных групп населения;
  • Изменения в репродуктивном поведении населения европейского региона, а именно, откладывание рождения детей на более поздний период, ослабление связи между браком и продолжением рода и рост бездетности, что приводит к низкой рождаемости и перспективе сокращения населения;
  • Комбинацию естественного сокращения населения и значительного уровня миграции во многих странах Восточной Европы и Центральной Азии, которая не имеет аналогов в истории человечества и провоцирует сокращение населения;
  • Интенсивные потоки миграции, которые создают не только проблемы, но и возможности как для страны, гражданами которой мигранты являются, так и для принимающей страны. Особенно значительна мобильность женщин и молодых людей, являющаяся причиной как выгод, так и уязвимости этой категории населения;
  • Увеличение доказательств того, что гендерное равенство в современных европейских условиях ведет к росту рождаемости, что подчеркивает важность усилий, направленных на обеспечение равенства между мужчиной и женщиной и учета гендерных факторов при принятии мер, направленных на повышение рождаемости;
  • Старение население, которое усиливается низкой рождаемостью и подчеркивает необходимость обеспечить устойчивость системы социальной защиты и решить особые нужды пожилых людей, и особенно, женщин и других социально уязвимых групп населения;
  • Значительное сокращение показателей смертности среди пожилых людей в западных странах, которое ставит под сомнение традиционные представления о продолжительности жизни населения и влияет на отношения между поколениями;
  • В отличие от этого, в некоторых странах Содружества Независимых Государств (СНГ) продолжают наблюдаться негативные тенденции смертности и заболеваемости населения, что указывает на неравенство в области охраны здоровья населения в данном регионе;
  • Увеличение новых случаев заражения ВИЧ/СПИДом в некоторых странах, что требует усиления мер по профилактике данного заболевания и лечению и поддержке ЛЖВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСКОРЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ МКНР/ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:

Участники определили следующие ключевые стратегические направления деятельности по ускорению реализации Плана действий МКНР в Европе и Центральной Азии:

Правительства должны мобилизовать усилия по обеспечению всеобщего доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья и сокращения уровня материнской смертности путем:

  • Уделения первостепенного внимания в национальной политике, планах развития и бюджетах обеспечению всеобщего доступа к качественным услугам в области охраны репродуктивного здоровья, включая профилактику и лечение онкологических заболеваний репродуктивных органов;
  • Обеспечения более эффективной интеграции программ по охране сексуального и репродуктивного здоровья и программ по профилактике ВИЧ/СПИДа, а также доступа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, к услугам в области добровольного планирования семьи;
  • Принятия мер по искоренению стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
  • Реализации решений встреч на глобальном и региональным уровне по достижению Цели развития тысячелетия №5 по охране материнского здоровья;
  • Оказания поддержки и содействия организации просветительской деятельности в области охраны репродуктивного здоровья и поведения населения, направленного на улучшение своего здоровья, особенно, среди социально уязвимых групп населения;
  • Обеспечения выделения достаточного количества национальных и донорских средств на охрану репродуктивного здоровья и разработку инновационных механизмов финансирования с целью предоставления доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья малообеспеченным гражданам, не имеющих медицинской страховки, а также включения задач, поставленных на МКНР, в региональные программы более широкого характера такие, как Восточное партнерство.

Правительства должны использовать возможности, предоставляемые демографическими изменениями, и решать проблемы, возникающие в этой связи, путем:

  • Разработки и реализации политики, которая способствует улучшению образования и здоровья нынешнего и будущих поколений, содействует гендерному равенству, ответственному родительству и уважению всех прав и свобод человека;
  • Использования возможностей, которые открывают демографические изменения, для сокращения уровня бедности и достижения Цели развития тысячелетия №1, включая создание благоприятной политики и условий, позволяющих странам извлекать выгоду из возможностей, предоставляемых сложившейся демографической ситуацией ("демографическим окном возможностей");
  • Пересмотра и внесения корректировок в социальную политику с целью решения проблем социальной незащищенности отдельных групп населения, связанных со старением, миграцией и взаимной зависимостью между народонаселением и окружающей средой;
  • Укрепления аналитического, научно-исследовательского и институционального потенциала в решении проблем народонаселения, а также дальнейшего содействия мерам по сбору данных, необходимых для разработки и реализации соответствующей политики, и укрепления возможностей национальных статистических систем.

Правительства должны активизировать усилия по обеспечению того, чтобы равенство между мужчиной и женщиной и расширение прав и возможностей женщин и девочек стало реальностью, а также по искоренению любых форм насилия на гендерной почве путем:

  • Постоянного укрепления политики и улучшения механизмов отчетности и контроля с целью полного обеспечения всеобщего доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и соблюдения репродуктивных прав;
  • Поддержки адвокативных программ, осуществляемых с участием мужчин и мальчиков, с целью содействия позитивным изменениям в поведении и осознанию важности расширения прав и возможностей женщин и девочек, а также достижения справедливости и гендерного равенства в обществе;
  • Решительного осуждения, в частности, в ходе работы с парламентариями и судебными органами, продолжающихся насильственных действий в отношении женщин и девочек с целью положить конец безнаказанности за насилие против женщин;
  • Обеспечение должной и комплексной поддержки и защиты жертв насилия и принятие мер по реабилитации лиц, совершивших подобные преступления;
  • Повышение уровня информированности населения о проблемах насилия на гендерной почве, как вопроса обеспечения прав человека, и укрепление местных организаций, занимающихся борьбой с насилием на гендерной почве, путем привлечения различных средств массовой информации, религиозных и неправительственных организаций;
  • Обеспечение проведения исследований и сбора данных, касающихся распространенности, причин и последствий любых форм насилия против женщин, а также эффективности мер по предотвращению и борьбе с насилием против женщин;
  • Тесное сотрудничество с партнерами в общинах, включая религиозных деятелей и религиозные организации, в области борьбы с насилием на гендерной почве.

Правительства должны укреплять меры, направленные на расширение прав и возможностей молодых людей, путем:

  • Выделение достаточного количества средств на их образование и развитие навыков безопасной жизнедеятельности; обеспечения должных возможностей в области трудоустройства; а также создания механизмов обеспечения эффективного участия молодежи в социально-политических процессах, позволяющих им вносить вклад в разработку, реализацию, контроль и оценку политики и мер, которые затрагивают их интересы;
  • Предоставление молодым людям доступа к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья, признания разнообразия и организации соответствующего возрасту и учитывающего специфику полов обучения и предоставления информации в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья;
  • Предотвращение любых форм эксплуатации и жестокого обращения с молодыми людьми, включая торговлю людьми, и экономическое, сексуальное, физическое и психическое насилие, создания социально-экономических и правовых условий, способствующих искоренению браков с несовершеннолетними и дискриминации беременных девочек;
  • Оказание поддержки и контроль за межотраслевым инвестированием средств в развитие молодежи, уделяя особое внимание подросткам из маргинализованных групп населения, путем принятия мер по улучшению их качества жизни, возможностей принятия решений и их вклада в устойчивое развитие общества.

Участники призвали правительства, парламенты, международные, неправительственные и религиозные организации, молодежные сети, гражданское общество, частный сектор, а также других заинтересованных лиц обеспечить принятие всех вышеперечисленных мер и активизацию усилий по реализации решений Плана действий МКНР и достижению Целей развития тысячелетия в регионе.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.