Rambler's Top100

№ 387 - 388
31 августа - 13 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Кыргызстан: экономический рост, занятость и сокращение бедности

Работающие дети в Кыргызстане: результаты обследования детского труда в 2007 году

Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся-мигрантах и планирование миграции рабочей силы

Регуляризация и санкции против работодателей как инструменты в деле эффективного управления трудовой миграцией

По страницам журналов «Российская миграция» и «Человек и труд»

Содержание журнала «Journal of Ethnic and Migration Studies»


Google
Web demoscope.ru

РЕГУЛЯРИЗАЦИЯ И САНКЦИИ ПРОТИВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТЫ В ДЕЛЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ

Российская Федерация и опыт зарубежных стран

МОТ, 2009, 114 страниц

http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/regularization_ru.pdf

Доля мигрантов и работодателей, нуждающихся в различных посреднических услугах, % (стр.18)

Услуги для мигрантов

Доля нуждаю-щихся

Услуги для работодателей

Доля нуждаю-щихся

Услуги,   помогающие    в   трудоустройстве

66

Государственные услуги по поиску и найму ИР

39

Услуги, помогающие мигрантам в аренде жилья с регистрацией

52

Официальные частные услуги (фирмы) по поиску и найму ИР

22

Справочная служба для мигрантов

46

Услуги по оформлению регистрации

54

Службы правового консультирования

43

Фирмы по поиску жилья

33

Приемлемые услуги медицинского страхования

27

Справочные услуги по правовому обеспечению найма ИР

30

Краткосрочные курсы профессионального обучения

16

Службы контроля над соблюдением условий договора

7

Более удобные банковские услуги для пересылки денег

15

Юридические услуги по восстановлению прав работодателя

13

Курсы русского языка

15

 

 

Курсы по ознакомлению с культурой Российской Федерации

10

 

 

Источник: опрос МОМ, 2006 г. (в рамках проекта МОМ-БДИПЧ/ОБСЕ «Информационная поддержка разработки программы легализации (иммиграционной амнистии) трудовых иммигрантов в Российской Федерации»).

Многие исследования, проведенные в Российской Федерации в последние годы, показывают, что трудовые и иные права многих мигрантов грубо нарушаются. Причем это касается как «легальных», так и «нелегальных» мигрантов.

Характеристики мигрантов

Легальные

Нелегальные

Не знают официальных каналов поиска работы в России, %

36

56

Имеют письменный контракт (от числа работающих по найму), %

51

3

Получают зарплату без оформления («черным налом»), %

52

90

Число рабочих часов в неделю (часов)

61

64

Зарплата в месяц (USD)

499

336

Имеют медицинскую страховку

50

6

Работодатель может уволить в любой момент, %

40

76

Паспорт изъят работодателем и используется как средство удержания работника

8 / 8

27 / 19

Принуждались работать сверхурочно без оплаты, %

24

43

Принуждались делать часть работы без оплаты, %

13

17

Принуждались делать работу без всякой оплаты (полностью не оплаченный труд), %

6

4

Принуждались работать «на износ», %

24

29

Принуждались работать в нечеловеческих условиях, %

22

14

Ограничена свобода передвижения, %

7

19

Полная изоляция и отсутствие свободы перемещения, %

9

9

Испытывали физическое насилие на работе, %

6

11

Психологическое насилие (угрозы, шантаж, обман, т.п.)

10

23

Знают организацию, куда можно обратиться за помощью, %

15

8

Обращались за помощью, %

9

6

Обратятся в полицию в случае попадания в рабские условия, %

38

9

Источник: опрос трудовых мигрантов МОМ, 2006 г. (опубликовано в: Предотвращение и противодействие распространению рабства и торговли людьми в Российской Федерации. Итоговый доклад по исследовательской части проекта ЕС, реализуемого Бюро МОМ в Российской Федерации. Москва, 2008, с. 54-55).

Стр. 20.

Оценка результатов регулирования часто затруднительна из-за отсутствия статистических данных по позициям, которые в связи с их характером трудно измерить, - таким как теневая экономика и незаконное присутствие иммигрантов. Однако, по-видимому, мы не ошибемся, если скажем, что регулирование ни в одной из исследованных стран не обеспечило окончательного решения проблемы незаконной иммиграции или теневой экономики. В Италии и в Испании самые последние программы регулирования закончились значительным уменьшением общего числа трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом (и соответствующим увеличением общего числа законных мигрантов и поэтому: a) ростом административной рабочей нагрузки на государственные учреждения, управляющие их положением, и b) ростом прав на доступ к системам здравоохранения и социального обеспечения. Тем не менее осталось большое количество трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом, которые не могли быть признаны пригодными для регулирования и число которых пополнилось вновь прибывшими. Кроме того, там, где теневая экономика прочно пустила корни в экономическое развитие страны, как в случае большинства южных государств-членов ЕС, одним только регулированием невозможно ни уничтожить спрос на труд трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом в этом секторе, ни искоренить существование самого статуса. Тем не менее общая оценка самых последних итальянской и испанской программ положительна.

Стр. 77.

Что касается наложения санкций за занятость трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом, существует явное различие между двумя странами Средиземноморья, с одной стороны, и Великобританией и США, с другой. Как в Италии, так и в Испании, цель снизить занятость трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом формирует часть более широкой политики борьбы с теневой экономикой в целом. Обе страны имеют значительную неофициальную экономику, в которой незаконная занятость касается как (незаконных) рабочих-мигрантов, так и своих рабочих. Поэтому важно направлять борьбу против труда трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом в этих странах в контексте более общей борьбы против мошенничества в сфере социального обеспечения, уклонения от налогов и несоблюдения охраны труда и правил техники безопасности. Важно напомнить, что существование большой неофициальной экономики может на деле облегчать и быть привлекательным для занятости трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом. Кроме того, хотя в неофициальной экономике положение всех рабочих уязвимо, это особенно относится к (незаконным) рабочим-мигрантам.

Стр. 103.

Эффективность разработки и применения новых законов жизненно важна для регуляризации статуса работников, вносящих существенный вклад в российскую экономику, а также и для сокращения нерегулируемой миграции в будущем. В этой связи, и шаги по предотвращению найма трудовых мигрантов с неурегулированным статусом приобретают равнозначную актуальность и вес.

В издании представлены результаты двух исследований. В первом рассматриваются проблемы регуляризации в контексте нового иммиграционного законодательства в Российской Федерации, а также меры, направленные на предотвращение найма работников с неурегулированным статусом. Второе исследование сфокусировано на международном опыте в данной области в части, имеющей отношение к законодательному процессу в России, к выработке миграционной политики и механизмов ее реализации.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Регуляризация работников-мигрантов и предотвращение найма трудовых мигрантов с неурегулированным статусом в Российской Федерации. Оценка и применение нового миграционного законодательства по регуляризации трудовых мигрантов в Российской Федерации, снижению незаконной миграции и противодействию найма работников с неурегулированным статусом

Введение

О понятии регуляризации мигрантов и особенностях его применения в России
Цели, задачи и методология исследования

1. Миграционное законодательство в Российской Федерации: расширение правового пространства трудовой миграции

2. Применение миграционного законодательства: нереализованные возможности регуляризации

2.1. Пересечение границы. Миграционная карта
2.2. Временное пребывание, проживание и регистрация
2.3. Разрешение на работу для мигрантов из стран СНГ

3. Информированность о новом законодательстве, ее влияние на работников-мигрантов, работодателей и на систему исполнения законов

3.1. Информирование и посреднические услуги
3.2. Права мигрантов
3.3. Подход работодателей

4. Санкции к работодателям как инструмент противодействия незаконной миграции

Выводы и рекомендации

Приложения

Обзор существующих международных подходов в отношении регулирования и препятствий для занятости трудящихся-мигрантов с неурегулированным статусом

I. Введение: Регулирование и санкции против работодателей как средство управления международными рынками труда

II. Регулирование

1. Введение

1.1. Определение
1.2. Классификация
1.3. Аргументы за и против регулирования

2. Исследования по странам

2.1. Италия
2.1.1. Введение
2.1.2. Ранние программы регулирования
2.1.3. Закон Босси-Фини
2.1.4. Процедура
2.1.5. Результат и сравнение с предыдущими программами
2.1.6. Затраты
2.2. Испания
2.2.1. Введение
2.2.2. Предыдущие программы регулирования
2.2.3. Программа нормализации иностранных рабочих 2005 года
2.2.4. Критерии
2.2.5. Процедура
2.2.6. Результаты и сравнение с предыдущими программами
2.2.7. Затраты
2.3. Франция
2.4. Германия.
2.5. Греция
2.6. Сравнение
2.6.1. Типы регулирования: экстраординарное и обычное; однократное и постоянное
2.6.2. Основания для регулирования: гуманитарный подход и экономические проблемы
2.6.3. Трудящиеся-мигранты с неурегулированным статусом как субъекты экономики
2.6.4. Результаты
2.6.5. Требования
2.6.6. Процедура и организация

3. Рекомендации

3.1. Повышение легитимности программ регулирования
3.2. Планирование программы регулирования
3.3. Сопутствующие меры

III. Санкции против работодателей

1. Введение

2. Италия

2.1. Неофициальный рынок труда
2.2. Санкции за предоставление работы трудящимся-мигрантам с неурегулированным статусом
2.3. Инспекционные власти
2.4. Инспекционная деятельность

3. Испания

3.1. Неформальный рынок труда
3.2. Санкции за прием на работу мигрантов с неурегулированным статусом
3.3. Инспекционные власти
3.4. Инспекционная деятельность

4. Соединенные Штаты Америки

5. Великобритания

6. Инициативы на уровне ЕС

7. Сравнение и политически ориентированные выводы

Список экспертов-консультантов и лиц, давших интервью

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.