Rambler's Top100

№ 387 - 388
31 августа - 13 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Образовательная миграция как часть миграционной политики России

Трансмиграция высококвалифицированного персонала. Анализ миграционных мотивов российских специалистов

Поощрение мобильности научных кадров как мера кадровой политики

Основные аспекты формирования маркетинговой политики «морских» вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке

Опыт сравнения статистики международной миграции в странах СНГ

История формирования статистического учета учебной миграции в СССР

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Образовательная миграция как часть миграционной политики России

О.Д. Выхованец1,
(Доклад на заседании Научного Совета ФМС России. Опубликован на сайте ФМС России, адрес: http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf)

1. Можно без преувеличения сказать, что в 2007–2008 годах образовательная миграция прочно заняла в миграционном потоке третье по значимости место после трудовой миграции и переселения соотечественников. Проводится несколько крупных исследований (Фондом «Наследие Евразии», МИОНом, Центром миграционных исследований, Государственным университетом – Высшей школой экономики, Российским университетом дружбы народов), чего не было уже несколько лет; выходит книга А.Л. Арефьева «Российские вузы на международном рынке образовательных услуг» – итоги фундаментального исследования всех аспектов жизни иностранных студентов; доклады о роли и значении образовательной миграции звучат на различных конференциях и форумах.

В 2008 году, наконец, было увеличено количество бюджетных мест для иностранных граждан и соотечественников, обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях. С 2003 года соответствующая квота составляла 7000 человек, с 1 января 2009 года она была увеличена до 10000. Это почти 10% от числа всех иностранцев, обучающихся в вузах страны на очных отделениях. Процедура определения квоты для каждой конкретной страны скрыта от глаз экспертов. Однако, учитывая рост числа студентов из стран СНГ, а также то, что именно эта категория обучающихся настроена на дальнейшую жизнь в России, хотелось бы надеяться, что 3000 дополнительных мест займут будущие граждане, в которых Россия так нуждается.

Свой вклад в привлечение внимания к приезжающим на учебу внесла Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом2. Новосибирская область, будучи пилотным регионом, основной контингент привлекаемых в регион соотечественников видела как студентов, которые, окончив вузы города, оставались бы работать в технопарках, развитие которых способствовало бы экономическому развитию региона по инновационному сценарию. Представители администрации области не раз пытались согласовать региональную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, именно в таком аспекте, но, к сожалению, у них не получалось, так как Государственная программа «видит» только наемных работников, но никак не студентов. Есть надежда, что в 2009 году целевая аудитория Государственной программы будет расширена в сторону лиц, приезжающих в Российскую Федерацию получать образование.

Обсуждение данной темы впервые выносится на заседания общественного (в III квартале 2008 года) и научного (10 апреля 2009 года) советов ФМС России. Уже есть понимание и готовность обсуждать специфику именно образовательного миграционного потока. Это дает основания считать, что образовательная миграция действительно станет частью миграционной политики России, и этот миграционный канал будет обустроен адекватно его значимости для страны.

2. По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), емкость мирового рынка образования – 50–60 миллиардов долларов. Существующий рынок складывался на протяжении последних 60 лет. Устойчивый лидер на нем – США, которые контролируют почти треть мирового финансового образовательного оборота. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее Правительство США. Образование – пятая по значимости статья экспорта американской экономики.

Согласно данным ЮНЕСКО, в Швейцарии на иностранных студентов приходится около 16% общего количества студентов университетов – это максимальный показатель в мире. В числе лидеров также Австралия – 12,6%, Австрия – 11,5%, Великобритания – 10,8%, Германия – 8,2%, Франция – 7,6% и так далее. В России этот показатель едва достигает 1,5%.

3. Бесстрастные цифры демографических расчетов показывают, что сегодня в России происходит резкое снижение числа детей – выпускников средних школ – основного контингента поступающих в вузы. И это на фоне того, что уже в течение нескольких лет число поступающих в вузы превышает число выпускников школ. Сегодня перед системой высшего образования встает вопрос: что делать вузам в ситуации демографического сжатия, в ситуации, когда предложение на рынке высшего образования отрывается от спроса? И этот отрыв обусловлен не качественными, а именно количественными параметрами. Другими словами, в самой России в скором времени физически не окажется достаточного количества абитуриентов, чтобы наполнить вузы.

Рисунок 1. Прогноз численности выпускников 11-х классов общеобразовательных школ Российской Федерации, тысяч человек

Источник: Прогноз изменения численности учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/08 – 2012/13 учебные годы). – М.: ЦСП, 2008

Возможно, эти вопросы не так остро стоят для московских и питерских вузов, как для вузов региональных, но это общая проблема, и решать ее надо на государственном уровне.

Региональные вузы сегодня вступают в конкуренцию за абитуриентов, понимая, что только качественный и полноценный набор может: 1) обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов; 2) не дать девальвироваться диплому; 3) поднять престиж вуза. Все это, в свою очередь, играет на дальнейшее усиление его конкурентоспособности как на национальном, так и на международном рынке образовательных услуг. Сильный вуз «стягивает» на себя образованную молодежь не только своего, но и близлежащих регионов, и в ситуации демографического сжатия особую значимость приобретает образовательная миграция.

4. Сегодня иностранцы едут в Россию действительно получать образование. Ушли в прошлое случаи массовой регистрации в качестве студентов граждан Китая и Кореи, стремящихся получить в России легальный статус. Во-первых, строже стали учет и контроль учебной иммиграции; во-вторых, сегодня легальный статус можно приобрести с меньшими финансовыми затратами: система виз позволяет оставаться в Российской Федерации длительное время, в то время как образование дорожает.

Соотношение цены и качества российского образования является сегодня привлекательным для потенциальных студентов из ряда стран, в первую очередь СНГ и Азии. Стоимость обучения на самых престижных факультетах не превышает 3000–4000 в год. Однако указанное конкурентное преимущество вскоре не будет исключительным достоянием Российской Федерации: конкурентами России в данной ценовой нише являются вузы Украины и Белоруссии, которые также стремятся выйти на международный рынок образовательных услуг.

Дать точную оценку числа иностранных студентов, особенно из стран СНГ, остается делом затруднительным. Учетные органы включают в общее число студентов иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, при этом из данных в таблицах с названиями: «численность студентов из стран СНГ» или «численность студентов по странам проживания» невозможно вычленить граждан России, прибывших на учебу из этих стран.

Путаницу вносят и различия в принципах подсчета студентов, обучающихся в вузах разных форм собственности. Деление в официальных справочниках может быть произведено по следующим категориям:

  • «государственные» и «негосударственные»;
  • «государственные и муниципальные» и «негосударственные»;
  • «федеральные», «субъекта Федерации,  муниципальные»,
  • «ведомственные» и «негосударственные».

Таким образом, расхождения в данных, приводимых в разных статистических сборниках, оказываются весьма существенными. Ниже приведены данные статистического сборника «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации», ежегодно издаваемого Федеральным агентством по образованию.

Таблица 1. Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах

 

Учебный год

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

2001/ 2002

2002/ 2003

2003/ 2004

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

Слушатели подготовительных отделений

9566

8912

8932

10819

9459

9852

8005

9571

9588

Студенты

43649

41808

38502

43273

47368

50644

57759

61470

65774

Стажеры

4946

4285

4044

4077

4232

4595

13263

12591

14841

Аспиранты

3156

2902

2440

2505

3282

2589

3122

3161

3367

Докторанты

нет данных

104

102

82

172

Всего:

61317

57907

53918

60674

64341

67784

82251

86875

93742

Источник: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации – М.: ЦСП, 2008.

Рисунок 2. Общее количество вузов, в которых обучались иностранные граждане

Источник: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации – М.: ЦСП, 2008.

Рисунок 3. Общее количество иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах

Источник: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации – М.: ЦСП, 2008.

5. Правовую основу учебной миграции обеспечивают несколько законодательных актов: Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает введение учебных виз, а Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет порядок въезда и условия участия иностранных студентов в трудовых отношениях.

Что касается натурализации иностранных студентов, то Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает возможность получения гражданства в упрощенном порядке для тех граждан государств, входивших в состав СССР, которые окончили российские вуз или среднее специальное учебное заведение после 1 июля 2002 года.

Этого крайне мало для обустройства канала образовательной миграции. Ведь в законодательстве пока отсутствует само это понятие. Образовательная миграция в правовом поле смешивается с другими миграционными потоками, что затрудняет решение ряда ключевых проблем в этой сфере.

Например, иностранные студенты не имеют права работать во время учебы, кроме как на территории и в подразделениях родного вуза. Тем не менее, очевидно, что для любого студента, независимо от его гражданства, важна возможность как непрофессиональной подработки на младших курсах, так и уже профессиональной – на старших курсах, в результате чего участие студента в реальном бизнесе, исследовательских или научных изысканиях существенно повышает качество его образования и его личную капитализацию. Для более полного использования потенциала студенческого труда необходимо поощрять создание специализированных агентств, ориентированных на помощь студентам в поисках подработки или работы по специальности на старших курсах. Путь, который можно в этой ситуации предложить, это развитие исследовательских лабораторий, собственных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов и аналогичных структур с использованием студенческой занятости. Реализация подобных планов возможна только при взаимовыгодном сотрудничестве вуза, властных и бизнес-структур.

Большое значение для привлечения иностранцев на учебу имеет качество бытового обустройства студентов. Безусловно, самому вузу не под силу решить весь комплекс проблем обустройства кампуса. Максимум, что вуз может сделать, – это построить еще одно общежитие или современное здание библиотеки. Во всем остальном необходима действенная помощь региональных, муниципальных властей, коммерческих структур. Спектр действий властей по организации молодежной инфраструктуры (как чисто институтской, так и общегородской) включает в себя действия в различных сферах:

  • административной (например, решение вопросов землеотвода, установки режимов инвестирования и других);
  • инфраструктурной (например, подводка коммуникаций к нужному участку или строительство подъездной дороги, транспортной развязки);
  • финансовой (от субсидий и кредитов до прямого финансирования из местных бюджетов различного уровня).

Еще одна сфера, в которой вуз и местная власть делят ответственность, – это обеспечение безопасности иностранных студентов. Уточним, что это актуально для студентов из дальнего зарубежья и приезжих из стран СНГ «титульной» национальности. Сейчас многие вузы содержат собственную службу безопасности, которая отвечает за студента в стенах учебных корпусов и общежития и, иногда, на территории студенческого городка. Но кампус не должен превращаться в гетто, откуда страшно выйти. От местной власти зависит обеспечение в городе реальной доброжелательной атмосферы для иностранных студентов.

6. По целому ряду показателей учебная миграция должна занять достойное место в этом входящем потоке.

Во-первых, потому что так и во многом только так можно гарантировать высокое качество образовательного процесса и стандарты, которые воспроизводятся в определенной, достаточно редкой и с трудом воспроизводимой в ином пространстве социокультурной среде. Во-вторых, потому, что тех, кто обучился за счет средств государства, выгодно сохранить для национальной экономики, то есть трудоустроить на территории этого государства. Те, кто осуществляет экспорт образования, приобретают трижды: они не тратятся на детский период жизни будущих абитуриентов, они зарабатывают, продавая образовательные услуги, и, наконец, они получают молодого, уже интегрированного в принимающий социум и должным образом подготовленного нового члена общества. Для страны и ее общественных институтов иностранный студент – куда более благоприятная категория, чем иные категории иммигрантов, такие, как беженцы и вынужденные переселенцы, гастарбайтеры или лица, приезжающие для воссоединения со своими семьями.

Таким образом, интенсифицируя политику в области образовательной миграции, государство:

  • получает реальный предмет сотрудничества с бывшими советскими республиками, а следовательно – укрепляет собственную геокультурную периферию; подобные системы договоренностей между западными странами и их миграционными донорами – норма межгосударственного сотрудничества;
  • получает новых граждан, которые входят в российское гражданство наилучшим способом – через систему образования; к тому же, они молоды, овладели нужными специальностями, знают язык и уже погружены в социокультурный контекст страны;
  • резко повышает степень управляемости иммиграционного процесса, что является ключевой задачей в области миграционной политики Российской Федерации.

И даже если бывшие студенты возвращаются в свои страны, то государство, осуществившее их обучение, как правило, выигрывает, так как выпускники несут в свои страны часть российской культуры, российские технологии, что в будущем «оборачивается» использованием российского оборудования, материалов, стандартов и так далее. Это влияет, как правило, на рынок вооружения, лекарственных средств, инженерных решений и так далее, а также способствует наращиванию учебного потока, так как человек, получивший качественное образование, своим примером рекламирует его своим соотечественникам. Например, студент, окончивший Российский университет дружбы народов и вернувшийся на родину, ставший главой фирмы, посылает на учебу в Россию группу сотрудников для получения образования (так же ведут себя руководители отечественных предприятий крупного бизнеса, принимая решения о заграничном МВА-образовании своих сотрудников).

Таким образом, очевидные экономические, социальные, политические преимущества образовательной миграции должны стать основанием для того, чтобы сделать развитие образовательной миграции важной частью миграционной политики России.


1 Ольга Дмитриевна Выхованец - заместитель начальника отдела по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Департамента межнациональных отношений Минрегиона России.
2 Далее – «Государственная программа».

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.