Rambler's Top100

№ 385 - 386
17 - 30 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Когда девушка становится взрослой?

Возрастной символизм культуры и его изменения

Еще не «взрослая», но уже не «ребенок»

«Взрослая» женщина – это жена и мать?

Должна ли «взрослая» женщина покинуть родительский дом?

Стоит ли торопиться взрослеть?

Чтобы стать взрослой в 18 лет надо либо покинуть родителей, либо стать матерью

Единообразия нет, но тенденции в странах Европы - сходные

Приложение. Средний возраст наступления некоторых важнейших событий в жизни женщины в 25 странах Европы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Кузьма Петров-Водкин. Девушки на Волге. Kuzma Petrov-Vodkin. Young women on the Volga (1915) Когда девушка становится взрослой? Сергей ЗАХАРОВ

Над темой номера работал Сергей ЗАХАРОВ

Еще не "взрослая", но уже не "ребенок"

На рис.1 представлена идеальная возрастная последовательность ключевых социально-демографических событий для каждой из 25 стран, охваченных исследованием, а также усредненная для всей совокупности опрошенных13. В качестве иллюстрации индивидуальных профилей на рисунке выделена Франция как страна, в которой «идеальный» календарь событий близко соответствует усредненному профилю для европейских стран, а также Испания и Финляндия – западноевропейские страны, демонстрирующие систематические полярные отклонения от усредненной кривой. Наконец, выделен также профиль для России, контрольной парой для которой выступает Украина.

Рисунок 1. Идеальная возрастная последовательность ключевых событий для женщины, вступающей во «взрослую» жизнь

Источник: расчеты автора по данным ЕСС 2006-2007.

Для всех стран первым из рассматриваемых событий в жизни взрослеющей девушки (в соответствии с возрастом его наступления) является сексуальный дебют14.  Можно считать, что одобряемый возраст этого события варьируется по европейским странам в пределах от менее 17 лет (в Австрии и Германии) до 19 лет в Ирландии при общей средней в 17,8 года. В России одобряемый возраст начала сексуальных отношений выше, чем в среднем по Европе – 18,5 лет. Близкие к России значения (18,3-18,6 лет) демонстрируют: Кипр, Финляндия, Венгрия, Польша, Украина. Заметим, что полученная величина для России полностью соответствует среднему возрасту фактического начала половой жизни россиянок по данным репрезентативных исследований, что свидетельствует об отсутствии сколько-нибудь значимого конфликта на массовом уровне в России между нормативными представлениями и наиболее распространенными практиками сексуального поведения молодежи15. Нормативные представления о возрасте для девушки, когда «еще рано начинать сексуальные отношения», во всех странах меняются в сторону более низкого возраста сексуального дебюта при переходе от старших возрастных групп  опрошенных к более молодым (рис.2). Вероятнее всего, за этим стоит реальная межпоколенная динамика в сторону более раннего начала сексуальной активности от поколения к поколению, отмечаемая повсеместно в развитых странах, и российские тенденции, с некоторым запаздыванием встраиваются в общеевропейский контекст16.

Рисунок 2. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода, чтобы начинать сексуальные отношения» по возрастным группам опрошенных в России и некоторых других странах, лет

Источник: Расчеты автора по данным ЕСС.

Следующее во временной цепочке событие по результатам усредненного «европейского» профиля – «завершение образования». По европейским меркам, задумываться о том, учиться ли дальше, сегодня не предосудительно в 19 лет (соответственно 18-летняя девушка еще «слишком молода», чтобы завершать образование17). В то же время вариация социально одобряемых возрастов завершения образования по странам велика, намного выше, чем для социально ободряемого возраста сексуального дебюта.

В Австрии, Великобритании, Болгарии и на Кипре завершать образование допускается до 18 лет, а в Норвегии, Швеции, Финляндии и Венгрии – от 20 до 21 года. Россия и Украина продемонстрировали самые завышенные требования к длительности обучения для девушки: возраст, в котором, по мнению респондентов, можно завершать образование – 22,4 года – соответствует возрасту получения диплома о высшем профессиональном образовании в этих странах. Близко к максимальным уровням находится Дания - 22,2 года. В то же время, по среднему числу лет, фактически затраченных на обучение, - 13,6, российские женщины все еще сильно отстают от женщин в западноевропейских странах (кроме Португалии), и тем более от Финляндии и Дании, в которых этот показатель вплотную приблизился к 16 годам (рис. 4). Кроме того, Россия и Украина выделяются высокой долей респондентов (соответственно 36% и 27%), полагающих, что девушка/женщина «никогда не бывает молода», чтобы завершать образование. Чуть более низкие проценты мы находим в Латвии, Румынии и Дании (около 20%), в Австрии – 16%, Швейцарии – 14%. В остальных странах этот процент, как правило, не достигает и 10%. Не есть ли это косвенные свидетельства скрытого недовольства уровнем образования женщин в России, особенно характерного для лиц средних и пожилых возрастов, для которых разрыв между фактически полученным и желательным уровнями образования максимален? Если это так, то можно ожидать, что в России будет продолжаться процесс приобщения женщин к высшему образованию, резко ускорившийся в последние два десятилетия.

Рисунок 3. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода, чтобы заканчивать получение образования» по возрастным группам опрошенных в России и некоторых других странах

Источник: Расчеты автора по данным ЕСС.

Рисунок 4. Среднее число лет, фактически затраченных на обучение женщинами в России и в других странах

Источник: Расчеты автора по данным ЕСС

На величине одобряемого возраста завершения образования сказывается принятая в той или иной стране система уровней профессионального образования. Поэтому, с некоторой долей условности, можно выделить группу стран, в которых уже стало достижительной нормой высшее образование (не ниже бакалавра), группу стран, в которых для девушки желательны, как минимум, промежуточные, послешкольные уровни образования (типа лицея, специальных училищ и т.п.), и страны, в которых полное школьное образование с 11-12-летним обучением считается вполне достаточным. К первой группе тогда будут отнесены: Россия, Украина, Дания, Словения, Польша, Норвегия, Швеция, Финляндия, Венгрия, ко второй группе – Швейцария, Бельгия, Эстония, Франция, Ирландия, Латвия, Португалия, Словакия, а к третьей (школьной) – Австрия, Болгария, Кипр, Германия, Испания, Великобритания, Нидерланды, Румыния.

Обращает на себя внимание, что в группе стран с самым высоким допускаемым возрастом завершения образования, куда входит и Россия, возрастной порог перехода из «детского» или «подросткового» статуса во «взрослый» расположен ниже порога завершения образования. Означает ли это, что профессиональное образование в этих странах стало атрибутом «взрослой» жизни, когда решение о том, сколько учиться и на кого учиться принимается самим, уже «взрослым» учеником? Возможно, для скандинавских стран это и так. Но в России – это, безусловно, не так. Присутствие России в ряду стран с самыми высокими образовательными притязаниями для девушки заставляет сомневаться, что студентка и в скандинавских странах рассматривается как «взрослый», самостоятельный человек. По всей видимости, мы сталкиваемся с реальным противоречием в «идеальном» расписании человеческой жизни современного человека: учиться надо бы дольше, чем прежде, но признание того, что в этом случае «ребенком» следует считать девушку в возрасте 20 лет и даже старше, дается с трудом. Совершенно очевидно, что завершение образования не тождественно наступлению взрослости. И.С. Кон обращал на это внимание еще в далекие 1960-е годы18.

Интересно, что, несмотря на очевидное общее увеличение фактической длительности  получения образования от поколения к поколению, ясная межпоколенная динамика допускаемого (нормативного в общественном мнении) возраста завершения образования, в Европе, видимо, отсутствует - в большинстве развитых стран юные, зрелые и пожилые респонденты сообщают о примерно одинаковом среднем возрасте, когда можно заканчивать учиться. В то же время в ряде стран, молодые люди даже склонны называть более ранний возраст завершения образования, чем от них ожидают их родители. К числу таких стран относится, в частности, Россия, Финляндия и ряд стран в Восточной Европе (рис.3).

Первый опыт проживания с партнером под одной крышей без регистрации брака в представлениях «среднего» европейца завершает юношеский период жизненного цикла девушки (т.е. период до признания ее взрослым человеком). Вариация возраста, с которого допускается наступление такого события, по странам незначительна – укладывается в пределы 19-20 лет (исключение – 21,5 лет в Ирландии), и российский показатель – 19,5 лет, находится на среднем уровне. Гораздо важнее оказываются различия между странами по признанию на массовом уровне права девушки на столь нетрадиционное поведение. Толерантность к добрачному/безбрачному сожительству в Европе удивительна – лишь на Украине, в Румынии и в Польше сохраняется остаточная распространенность традиционного неприятия такого модуса поведения для женщины («никогда нельзя жить с партнером, не вступив в брак») на уровне 14-15% от числа опрошенных. В Северной и Западной Европе добрачное сожительство стало нормой, чуть ли не обязательной прелюдией к брачно-семейной жизни (табл.1). Похоже, что повсеместно в Европе признание права считаться «взрослой» наступает позже, и по логике, первый партнерский союз должен был бы считаться «подростковой забавой». В России, как и в целом ряде других восточноевропейских стран, негативное отношение к сожительствам все еще встречается часто. На прямой вопрос того же обследования: одобряют ли респонденты проживание партнеров без брака, 37% россиян дали отрицательный ответ (сумма ответов «полностью не одобряют» и «не одобряют», а 23% высказались одобрительно (оставшиеся 40% свое мнение держат «где-то посередине»). Близкая к российской доля критически настроенных респондентов по отношению к неформальным союзам наблюдается в Болгарии, Польше, Словакии, а в Румынии и Украине таковых даже еще больше - соответственно, 41% и 54%. Переходной восточноевропейской морали противостоит уже полностью модернизированная мораль Западной Европы, где доля неодобрительно высказывающихся не превышает 15% (за исключением Ирландии, в которой традиционалистов около 20%).

В то же время, представляется бесспорным, что и сексуальная революция, и модернизация матримониального поведения близки к завершению во всех развитых странах без исключения. Это подтверждается и тем, что допускаемый возраст сексуального дебюта для девушки повсеместно достиг весьма низкого уровня - возраста официально признаваемого совершеннолетия или немного ниже19.

Таблица 1. Распределения ответов на вопрос: «Как Вы считаете, каков идеальный возраст для девочки, девушки или женщины, чтобы начать жить вместе со своим партнером, не вступая с ним в брак?», %

 

Указали конкрет-ный возраст

«Нет идеального возраста»

«Никогда нельзя жить с партнером, не вступив в брак»

Затруд-нились с ответом

Отка-зались отвечать

Всего

Австрия

54,5

33,3

2,2

9,2

0,7

100

Бельгия

94,0

3,4

1,3

1,1

0,2

100

Болгария

73,5

5,3

8,2

12,8

0,1

100

Швейцария

74,1

20,8

1,5

3,5

0,1

100

Кипр

83,8

6,0

7,2

2,6

0,3

100

Германия

76,4

16,5

1,5

5,3

0,4

100

Дания

80,9

13,8

1,2

2,7

1,5

100

Эстония

77,3

13,0

4,1

5,6

0,0

100

Испания

77,5

9,4

5,8

6,3

1,1

100

Финляндия

88,7

4,8

3,0

3,5

0,1

100

Франция

91,7

3,5

1,4

3,3

0,0

100

Великобритания

78,6

11,1

4,0

6,3

0,0

100

Венгрия

71,7

18,1

4,4

5,8

0,1

100

Ирландия

59,8

23,4

7,7

6,3

2,7

100

Латвия*

61,2

21,7

7,6

8,9

0,6

100

Нидерланды

85,8

7,8

2,7

3,2

0,5

100

Норвегия

91,9

2,9

2,5

2,5

0,1

100

Польша

68,1

8,9

14,2

8,8

0,1

100

Португалия

70,0

19,2

4,2

6,5

0,1

100

Румыния*

64,1

10,4

15,1

4,0

6,5

100

Россия

68,1

14,0

8,9

8,9

0,0

100

Швеция

85,1

10,1

1,1

3,3

0,4

100

Словения

75,9

16,1

2,7

5,3

0,0

100

Словакия

74,9

11,8

7,4

5,5

0,5

100

Украина

63,0

15,8

15,2

6,0

0,0

100

Все страны

76,2

13,1

4,8

5,5

0,4

100

* Здесь и далее результаты для Латвии и Румынии получены без использования процедуры взвешивания по причине отсутствия в доступной базе данных дизайн-весов для этих стран.


13 На интересующие нас вопросы ответило более 23000 респондентов обоих полов из 25 стран (от приблизительно 500 человек на Кипре до более 1400 в Германии  и 1139 в России).  Это примерно половина от общего числа респондентов. Методика проведения опроса предполагала, что половина респондентов – мужчин и женщин - отвечает на все вопросы данного блока, но применительно к женщинам, а другая половина отвечала на те же вопросы применительно к мужчинам.
14 Вопрос ставился следующим образом: «До какого возраста женщина, как правило, еще слишком молода, чтобы начинать сексуальные отношения?» Для получения оценки социально одобряемого возраста возможного начала сексуальной жизни (показанного на рис.1 и в таблице Приложения), к рассчитанному среднему возрасту, полученного непосредственным счетом по результатам ответов, прибавлялся 1 год. Таким способом мы условно переводили стрелки «часов» жизненного цикла на один год вперед, чтобы получить ответ на не поставленный прямо вопрос: «Начиная с какого возраста, можно (уже не рано) начинать сексуальные отношения?». Этот же прием был использован для аналогично поставленных вопросов, в которых использовалась конструкция «слишком молода». Тем самым была достигнута универсальность в построении «идеальной» (желательной), по мнению респондентов, возрастной последовательности наступления рассматриваемых событий.  Возможно, кому-то обоснованность данной процедуры покажется спорной, хотя она нередко используется на практике. Желающие вернуться в исходное состояние, могут выполнить обратное действие, отняв один год от всех, аналогично построенных средних величин.  
15 Так, по данным 10-й волны РЭМЗ/RLMS (2001), для всех опрошенных в возрасте от 14 до 49 лет средний возраст начала половой жизни составил 18,5 лет. См.: Мониторинг сексуального поведения населения Российской Федерации. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения 2001г. Университет Северной Каролины в Чэпел Хилле, Институт социологии РАН. Апрель 2002. С.6.
16 Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997; Голод С.И. Что было пороками стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2005.
17 Вопрос ставился следующим образом: «Как Вы считаете, до какого возраста девочка, девушка или женщина, как правило, еще слишком молода, чтобы заканчивать получение образования?»
18 Кон И.С. Юность как социальная проблема //Бой идет за человека /Под ред. В.Г.Лесовского. Л.: Наука, 1965. См. Также: Кон. И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 и др. В этих работах, в частности, справедливо замечается, что зависимый социальный статус студенчества не означает автоматически для них более позднего социального созревания, по сравнению с работающими сверстниками. Как правило, опережение в культурно-образовательном отношении связано с приобщением к более сложным формам социальной ответственности – неотъемлемого атрибута взросления.
19 Наиболее распространенный возраст, по достижению которого закон разрешает самостоятельно принимать решение о браке в Европе – 18 лет.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.