Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Почти двукратное падение численности населения в возрасте получения третичного образования приведет к появлению значительных «избыточных мощностей» в соответствующих учебных заведениях. В качестве одного из источников развития, а для некоторых из них и выживания, может рассматриваться экспорт образовательных услуг.

Несмотря на то, что показатели увеличения притока студентов в Россию зафиксированы в ряде плановых и программных документов12, анализ сегодняшней ситуации пока не позволяет рассматривать экспорт образовательных услуг как сколько-нибудь действенный способ решения проблем для системы в целом, хотя отдельные ВУЗы, вероятно, смогут достичь определенных успехов.

Сегодня доля иностранных студентов в российских ВУЗах составляет 1,3%, что по международным меркам не много. По этому показателю Россия значительно уступает странам ОЭСР (медианное значение доли иностранных студентов для стран ОЭСР - 8%) и находится на уровне стран с низким уровнем экономического развития (рис. 13).

Рисунок 13. Доля иностранных студентов в общем числе студентов (по группам стран)

Еще несколько лет назад этот показатель в России обеспечивался за счет притока студентов из стран бывшего Советского Союза, но сегодня доля студентов из этих стран существенно снизилась и составляет немногим более половины (55%) иностранных студентов (рис. 14).

Рисунок 14. Структура иностранных студентов в РФ по гражданству

Одно из главных препятствий для роста числа иностранных студентов – трудности обучения на русском языке. Мы в этом смысле не уникальны, достаточно сказать, что языковой барьер ограничивает и Японию: при ее высокоразвитой системе высшего образования иностранные студенты составляют лишь 2,5% общего числа студентов. Однако, в отличие от Японии, до недавнего времени за пределами России существовала обширная зона распространения русскоязычия. Сегодня же русский язык в странах, которые входили в состав СССР, не так широко распространен, как раньше, не изучается в школах в массовом порядке, и языковой барьер, который не был проблемой для приезжавших учиться в Россию еще 10-15 лет назад, теперь стал почти таким же серьезным препятствием, как и для жителей «дальнего зарубежья».

Помимо языкового барьера имеются и признаки снижения доверия к качеству российского высшего образования. Это нашло свое отражение в ухудшении позиций ведущих российских вузов в мировых рейтингах13. Снижение доверия к российскому высшему образованию можно косвенно подтвердить и следующим фактом. С 2005 года в Казахстане, по президентской грантовой программе ежегодно три тысячи выпускников школ получают средства на обучение в зарубежных вузах и оплату расходов на проживание. Это сразу же привело к сокращению числа студентов из Казахстана с 19 тысяч человек  в 2004-2005 учебном году годах до 17 тысяч в 2005-2006 учебном году, в том числе на очном отделении – с 14,5 тыс. человек до 12,5 тыс. человек. Получается, что молодые граждане Казахстана, получив средства и, соответственно возможность выбора, предпочли получить высшее образование не в России, а в других странах. И это несмотря на то, что языковой барьер здесь практически отсутствует, поскольку Казахстан до сих пор - в значительной степени русскоговорящая страна.

К перечисленным выше причинам снижения притока иностранных студентов в Россию необходимо добавить еще две.

Первая из них – стремительный рост стоимости обучения в ВУЗах России, особенно ведущих. Сегодня средняя плата за обучение в государственных ВУЗах России на треть выше, чем средняя плата за обучение в государственных ВУЗах стран ОЭСР (заметим, что во многих странах она вообще не взимается)14. Это усугубляется ростом стоимости жизни в крупных городах, которые и являются крупнейшими университетскими центрами.

Вторая причина – условия и безопасность проживания в России для иностранцев. Достаточно сказать, что уже создано общество защиты студентов-иностранцев, количество нападений на иностранцев растет с каждым годом, причем число тяжких преступлений против них, в том числе убийств, растет еще быстрее.

При незначительном росте числа иностранных студентов в России, их доля в общем количестве учащихся российских ВУЗов в течение последних 5 лет сокращается, и, учитывая все вышесказанное, трудно ожидать, что эта тенденция кардинально поменяется в ближайшие годы.

С другой стороны, доля студентов–россиян в ВУЗах стран ОЭСР превышает сегодня 2% и за последние 5 лет постоянно росла с темпом роста 10% в год. Общее число российских граждан, обучающихся в ВУЗах стран ОЭСР, составляет 26,5 тысячи человек, в то время как число иностранных студентов в России – 78 тысяч человек. Однако, положительное «сальдо» экспорта образовательных услуг имеет тенденцию к уменьшению и с ростом доходов россиян и стоимости образования в нашей стране будет и дальше сокращаться.

Нельзя не сказать и о том, что один из главных вызовов, вытекающих из нынешней и будущей российской демографической ситуации, - неизбежный приток мигрантов, причем, в той или иной мере, выходцев из социальной и культурной среды, отличной от той, в которой им приходится жить и работать в России. Это в большей мере относится к внешней миграции, однако некоторые сходные проблемы возникают и в случае межрегиональной внутрироссийской миграции, особенно если иметь в виду миграционные потоки из северокавказского региона.

Приток мигрантов ставит в повестку дня задачи их интеграции в российское общество. В решение этих задач система образования может внести очень большой вклад.

Показатель миграционного прироста по регионам Российской Федерации, как и большинство социально-экономических показателей, сильно дифференцирован, с новыми задачами столкнутся, в первую очередь, системы образования наиболее экономически развитых регионов, на которые и придется основной миграционный приток. Можно выделить три типа таких задач.

На ступени среднего образования - обучение русскому языку и приведение образования детей и подростков из семей мигрантов в соответствие с требованиями образовательного стандарта. Эта задача связана и с решением вопросов социализации детей приезжих, их последующего включения в социально-экономическую жизнь общества.

На ступени профессионального образования, по мере исчерпания неквалифицированных рабочих мест, которые сегодня занимают в основном приезжие, и роста спроса на квалифицированный труд, встанет проблема профессиональной подготовки взрослых по наиболее дефицитным рабочим специальностям в сочетании с повышением уровня общего образования, необходимого для профессиональной подготовки.

Третья задача не в полной мере образовательная и касается не только и не столько мигрантов, но она также связана с меняющейся демографической ситуацией. В последние годы обостряется проблема этнической нетерпимости в подростковой и молодежной среде, наблюдается рост преступлений, жертвами которых становятся приезжие, причем, как уже отмечалось выше, количество тяжких преступлений растет опережающими темпами. В этих условиях задача воспитания в российской школе толерантности, развитие навыков жизни в полиэтническом и поликонфессиональном обществе становится особенно актуальной.

Таким образом, перед образованием стоит новая и достаточно сложная социально-экономическая задача - обеспечить адаптацию иммигрантов и их детей, поднять уровень образования взрослых и обеспечить их профессиональную подготовку.


12 Федеральная целевая программа развития образования, Бюджетный доклад Министерства образования, проект Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, Проект Государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009–2012 гг.)», «Современная модель образования» и др.
13 Рейтинги можно оспаривать, как это делает ректор МГУ В. Садовничий, и не безосновательно, но они есть и потенциальные абитуриенты судят о российском высшем образовании, в частности, и по ним.
14 Правда, стоимость обучения в негосударственных ВУЗах России в два раза ниже, чем в негосударственных ВУЗах стран ОЭСР, но основная часть российских студентов и практически все иностранцы учатся именно в государственных ВУЗах.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.