Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В большинстве стран ОЭСР теми или иными образовательными программами охвачено около 70% детей 3-4 лет

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Получение полного среднего образования, выходящего за пределы обязательного, все больше становится нормой

Высшее образование перестало быть привилегией

В странах ОЭСР программами образования охвачено 25,1% населения 20-29 лет, 5,7% в возрасте 30-39 лет и 1,4% населения 40 лет и старше

Уровень образования молодежи заметно различается по странам – подготовка значительной части молодежи не соответствует требованиям XXI века

Обеспечение равенства возможностей обучения не противоречит его эффективности

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов на образование в странах ОЭСР

Обязательное школьное образование, включающее в себя начальное, среднее, а в некоторых странах  и послесреднее (невысшее) образование4, является сердцевиной всей системы образования. Признавая его фундаментальное значение для социального и экономического развития, а также для развития самого образования, страны ОЭСР за последние годы вложили значительные средства в данную сферу образования. При этом ключевым для повышения эффективности обучения были признаны не структурные или административные изменения, а учительский состав, его профессионализм и способность к модернизации.

Сейчас лишь незначительное меньшинство учащихся не завершает курс обязательного среднего образования. В большинстве стран членов и партнеров ОЭСР коэффициенты участия5 остаются высокими до конца возрастного интервала, соответствующего законодательно принятому для обучения по программе обязательного среднего образования, в результате чего более 90% подрастающих поколений завершают эту фазу обучения. Более 10% не завершают эту фазу обучения в Великобритании, Германии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, США, Турции и Чили. Однако следует отметить, что в 4 из них - Германии, Нидерландах, США, Чили – возраст завершения обучения по программе обязательного среднего образования относительно высок, составляя 17-18 лет.

В странах ОЭСР расходы на школьное образование (включая дошкольное, начальное, среднее и послесреднее невысшее) составляют около 2/3 общих расходов на образование, а остальная треть приходится на высшее (или «третичное») образование. В 2005 году на школьное образование было затрачено от 70% и выше в Ирландии (74,7%), Великобритании (73,9), Новой Зеландии (70,9) и Италии (70,0%). Выше всего доля расходов на высшее образование в США (37,1%) Греции (33,5) и Южной Корее (33,5), тогда как в среднем по ОЭСР она не достигает и четверти (24,2%).

Удельные расходы на одного учащегося в школе (включая получение послесреднего невысшего образования) значительно возросли во всех странах ОЭСР по сравнению с серединой 1990-х годов. Если принять расходы на одного учащего в 2000 году за 100, то в среднем по ОЭСР они составили в 2005 году в постоянных ценах 119 (рис. 2) против 89 в 1995 году. В некоторых странах эти расходы особенно быстро росли после 2000 года: в Венгрии индекс составил 158, в Южной Корее – 152, Ирландии и Словакии – 147, Чехии – 139, только в Бельгии расходы на одного учащегося сократились по сравнению с 2000 годом, составив 96 к 100. При этом расходы на одного студента высших учебных заведений в среднем по ОЭСР также возросли, но в меньшей степени, составив в 2005 году 111 против 100 в 2000 году и 99 в 1995 году. Картина изменения этих расходов по отдельным странам более пестрая.

Средний размер класса несколько выше в средней школе – примерно на 3 ученика больше, чем в начальной школе, однако более существенны различия между странами. Так, средняя величина класса  низшей ступени средней школы в Бразилии, Израиле, Чили, Южной Корее и Японии достигает 30 учеников и более, тогда как в Исландии, Люксембурге, России и Швейцарии средний размер класса в начальной и средней школе низшей ступени не превышает 20 учеников. В целом по ОЭСР средний размер класса в начальной школе составляет 21,5, в средней школе низшей ступени – 24,0.

За последнее десятилетие заработная плата учителей начальной и средней школы выросла в реальном исчислении в большинстве стран ОЭСР, более всего – почти вдвое – в Венгрии. Рост заработной платы отчасти определялся уровнем получаемой заработной платы. Так, в Австралии, Дании, Англии и Шотландии размер оплаты труда быстрее увеличивался у начинающих учителей, тогда как у находящихся в середине и на вершине «карьерной» лестницы он рос в меньшей степени.

Рисунок 2. Изменение числа учащихся в школе (в эквиваленте обучения полное время) и расходов на школьное образование6, 2000 и 2005 гг. (2000=100, 2005 – в постоянных ценах), %

Бразилия, Норвегия, Швейцария, Эстония – только государственные расходы;
Бразилия, Венгрия, Италия, Швейцария – только государственные образовательные учреждения

Тут следует упомянуть о двух принципах формирования занятости в сфере образования. Например, в Испании, Франции, Японии, Южной Корее используется система «карьерного роста», предполагающая раннее вступление и длительное пребывание учителя в сфере общественных услуг, постепенно повышающего свою позицию в соответствии с внутренними правилами. Это позволяет избегать проблемы нехватки учителей, но порождает проблему соответствия профессиональной подготовки учителей изменяющимся потребностям школы и учеников при отсутствии достаточных стимулов для постоянного профессионального роста. Поэтому в других странах – в Великобритании, Канаде, Швеции, Швейцарии – в большей степени ориентируются на подборе «лучшего кандидата» для каждой позиции, будь то извне, или из имеющегося преподавательского состава. При этом типичными проблемами являются нехватка учителей, особенно по математике, физике и другим естественнонаучным дисциплинам, трудности формирования качественного преподавательского состава в возрасте 40 лет и старше и  значительные различия в преподавательском составе более и менее привлекательных районов и школ.

Среднее число планируемых часов обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет в государственных образовательных учреждениях стран ОЭСР составляет 6907 часов (рис. 3). Это время включает как обязательные, так и дополнительные часы обучения, которые должны предоставляться ученикам школ. Характерно, что в Финляндии, которая по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА7 2003 года заняла первое место, это время составляет лишь 70% от времени обучения, планируемого в Италии (5752 против 8316 часов). А с учетом стран-партнеров ОЭСР размах вариации еще выше: от 5644 часов в Эстонии до 8752 часов в Чили. Кроме того, действительные часы обучения существенно различаются по регионам и типам школ.

Рисунок 3. Общее число планируемых часов обучения в государственных образовательных учреждениях в возрасте от 7 до 14 лет, 2006 год  

Быстрое развитие информационно-компьютерных технологий требует значительных инвестиций в оснащение школ. Только за 2000-2003 годы доступность компьютеров в школах стран ОЭСР удвоилась, а в странах, где она была крайне низкой – Греции. Мексики, Португалии, – выросла в 5 раз и более. Так, в Мексике число учеников 15-лет приходящихся на 1 компьютер, сократилось с 81 до 12, а в Греции – с 58 до 12. Однако повышение оснащенности школ техникой должно быть дополнено интенсивной подготовкой педагогов, способных обучить навыкам использования современных технологий для дальнейшего самостоятельного обучения и развития.

В некоторых странах - Франции, Испании, Люксембурге – до четверти учащихся средней школы низшей ступени остаются на второй год по каким-то предметам, а в Нидерландах и Мексике – около 20% учащихся начальной школы, хотя это и не является общей ситуацией для стран ОЭСР. Оставление на второй год нередко пользуется популярностью среди учителей, однако выгоды такого повторного обучения для детей не всегда очевидно, а цена его очень высока, составляя в эквиваленте около 20 тысяч долларов США.


4 Уровни 1-4 Международной стандартной классификации образования 1997 года (ISCED 1997- см.: http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf ).
5 Доля лиц определенного возраста, участвующих в образовательных программах, в общей численности данной возрастной группы.
6 Имеется в виду обучение по программам начального, среднего (вторичного) и послесреднего невысшего (нетретичного) образования.
7 PISA, Programme for International Student Assessment. Данное исследование проводится ОЭСР трехлетними циклами. В 2006 году завершился третий цикл программы (о некоторых результатах его речь пойдет ниже).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.