|
|
СЕМЕЙНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА "РАБОТА - СЕМЬЯ"
Международная организация труда, 2009, 58 страниц
|
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/family_strategies.pdf
Хотели бы вы в своей жизни повторить модель семейного
поведения своих родителей? (%) (стр. 27)
|
Всего
|
Женщины
|
Мужчины
|
1. Полностью
|
5,3
|
7,9
|
2,6
|
2. Кое-что можно позаимствовать
|
44,4
|
45,2
|
43,6
|
3. В основном — да
|
23,5
|
21,4
|
25,6
|
4. Ни в коем случае
|
18,5
|
19,0
|
17,9
|
5. Затрудняюсь ответить
|
8,2
|
6,3
|
10,3
|
Динамика отношения к гражданскому браку в зависимости
от курса обучения (в %) (стр. 28)
Курс
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Высшее образование
|
Всего
|
1. Позволит проверить чувства друг друга
|
25,8
|
21,7
|
11,8
|
28,6
|
31,3
|
|
25,9
|
2. Дает возможность попробовать, что такое семейная
жизнь
|
58,1
|
39,1
|
52,9
|
47,4
|
18,8
|
66,7
|
47,0
|
3. Так удобнее
|
3,2
|
|
5,9
|
3,0
|
18,8
|
|
4,0
|
4. Отрицательно
|
9,7
|
34,8
|
23,5
|
15,8
|
25,0
|
33,3
|
18,2
|
5. Просто сейчас так принято
|
3,2
|
4,3
|
5,9
|
5,3
|
6,3
|
|
4,9
|
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
На основании проведенного исследования
можно высказать следующие предположения.
- Существуют сложности с пониманием того, что такое семья
и какова ее роль в жизни человека. Молодые люди не только
затрудняются в определениях, но и в преобладающем большинстве
дают приближенные, зачастую поверхностные характеристики.
- Студенты мотивированы в идеале иметь семью, в которой
было бы двое или трое детей. В этом смысле государство может
рассматривать студенческую аудиторию как активного субъекта
демографического поведения и учитывать это в своей демографической
политике.
- В данной социальной группе полученное образование и дальнейшая
профессиональная деятельность подавляющим большинством рассматривается
как показатель сегодняшнего состояния и как основа достижения
определенного карьерного роста.
- Студенты как субъекты демографической политики «выгодны»
для государства. Они ориентированы прежде всего на собственные
силы в семейном поведении и считают образование, которое
они получают, основанием для получения в дальнейшем интересной
и высокооплачиваемой работы и достижения материального благополучия.
Но такая позиция свойственна в первую очередь учащимся ведущих
учебных заведений, спрос на выпускников которых на современном
российском рынке труда высок и устойчив.
- В оценке своей успешности в жизни студенты склонны главным
образом обращать внимание на факторы материального порядка
и карьерного роста. На текущий момент семья и наличие детей
не являются социально значимыми приоритетами в их системе
ценностей. Эти ценности не исчезли вообще, но значительно
утратили свои позиции.
- Преобладающий вид помощи, который студенты рассчитывают
получить от государства, — приобретение жилья (даже в Интерент-опросе,
где этот ответ не является абсолютно ведущим, он входит
в тройку наиболее значимых при максимально близких показателях).
При этом они не рассчитывают на получение «бесплатного жилья»,
у них отсутствуют иждивенческие настроения. Основной вывод,
проистекающий из их ответов: важность и необходимость проведения
государством грамотной жилищной политики в отношении молодых
семей, которая способствовала бы раннему приобретению жилья.
Поэтому приоритетными представляются схемы, содержащие гарантированный
механизм займов и дотаций, льготные условия ипотеки и другие
меры государственной поддержки, не отягощенные сложными
бюрократическими процедурами и доступные для студентов,
будущих молодых специалистов.
Стр. 38-39.
|
Исследования стратегий семейного поведения молодежи
вообще и студенческой молодежи в частности представляются очень
актуальными в связи с ухудшением демографической ситуации в стране,
решающей ролью молодежи в замещении уходящих поколений, ее влиянием
на социальную структуру общества в целом. Проведенное, и представленное
в первой части издания, исследование можно рассматривать как один
из первых шагов в этом направлении, сделанных после того, как Россия
приняла новую Концепцию демографического развития страны (2007),
а государство предложило ряд законодательно оформленных мер по стимулированию
рождаемости. Данная работа не законченный портрет студенческой аудитории,
а скорее эскиз, который позволяет увидеть некоторые элементы будущей
картины.
Во второй части издания воспроизведена публикация Международной
организации труда, посвященная эффективному сочетанию рабочих и
семейных обязанностей. Такой выбор не случаен, ведь сегодняшние
студенты - это те, кто в ближайшие годы выйдет на рынок труда, а
многие из них, в особенности студенческие семьи, уже сегодня учатся
и работают.
Содержание
Предисловие
Часть 1. Семейные стратегии современной российской студенческой
молодежи
Краткий обзор исследований и обследований семейных стратегий
молодежи в России, включая проекты, поддержанные ПРООН
Исследование семейных стратегий студенческой молодежи России
Некоторые итоги
Выдержки из студенческих эссе
Литература
Часть 2. Гармоничное сочетание работы и семейных обязанностей,
или Современному обществу нужна комплексная политика в отношении
работников с семейными обязанностями
Работа и семья: в чем противоречие?
Кто страдает от конфликта между работой и семьей?
Основные проблемы и негативные последствия конфликта "работа
- семья"
Гармоничное сочетание служебных и семейных обязанностей: стандарты
и рекомендации МОТ
В поиске новых решений
Создание условий обоюдного выигрыша
Почему гармонизация работы и семьи особенно важна для молодых?
|