Rambler's Top100

№ 377 - 378
18 - 31 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мифы и реалии пространственного неравенства

Города власти: административные центры России

Перспективы российского Севера: сельские сообщества

Основные этапы формирования диаспоральной структуры Казахстана и стран Центральной Азии

Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США

Е.В. Емельянов1, Е.В. Озерова2
(Опубликовано в журнале "США - Канада. Экономика, политика, культура",
2008, №12, с. 51-62
)

Проблемы поддержки безработных, их переподготовки и трудоустройства находятся в центре внимания правящих кругов США уже более 70 лет. Но к началу XXI века принципиально изменились и характер безработицы, и подходы к её преодолению3. После периода беспрецедентного по длительности экономического подъёма в 1990-е годы, в начале первого десятилетия нового века администрация Дж. Буша-младшего столкнулась с почти забытым за это время существенным ростом безработицы, уровень которой в середине 2003 г. достиг 6,4% численности гражданской рабочей силы - самый высокий показатель за предшествующие десять лет. В 2004-2006 гг. уровень безработицы несколько снизился - до 4,6% в 2006 г., оставаясь примерно таким же по сентябрь 2007 г. (4,7%). Но с октября он стал расти и составил по состоянию на май 2008 г. 5,5%. Таким образом, администрации Буша за время правления пришлось дважды столкнуться с ростом безработицы, что потребовало не только мер по поддержке лиц, потерявших работу из-за ухудшения экономической конъюнктуры, но и по разработке долгосрочной стратегии адаптации рабочей силы к последствиям глобализации, информационной революции, ускорению внедрения новейших технологий. Эти вопросы стали ещё актуальнее в конце 2008 г. и перешли по наследству к новой администрации.

Динамика безработицы

На протяжении 1960-2007 гг. уровень безработицы претерпевал существенные колебания: от 3,5 - 3,8% в 1966 - 1969 гг. до 9,6 - 9,7% в 1982 - 1983 гг. После стабилизации на отметке 5,3 - 5,5% в 1988 - 1989 гг., в начале 1990-х годов он возрос до 7,5% в 1992 г. и только в 1995 г. снизился до 5,6%. К концу 1990-х годов уровень безработицы упал до наименьших с начала 1970-х годов значений - 4,2% в 1999 г., 4,0% - в 2000 г. Число рабочих мест, таким образом, возросло на 19 млн. Начало XXI века ознаменовалось уже резким ростом безработицы, уровень которой в 2002 г. достиг 5,8%, а в 2003 г. - 6,0% (в сравнении с 4,9% в сентябре 2001 года)4.

В период второго срока пребывания у власти администрации Буша динамика безработицы продемонстрировала тенденцию к сокращению. Численность занятых в эти годы увеличивалась ежегодно, в среднем, примерно на 2,2-2,3 миллионов и составила в сентябре 2007 г. 144,9 млн. человек. В тот же период количество безработных сократилось с более чем 8,8 млн. в 2003 г. до 7,0 млн. человек в 2006 - начале 2007 года.

На современном этапе наиболее высокий уровень безработицы характерен для работников сельского и лесного хозяйства (12,1%), добывающей промышленности и строительства (11,7%), транспорта (7,2%). Более умеренные значения, но выше среднего по стране - 5,2% (также на февраль 2008 г., без сезонной корректировки), безработица принимает среди рабочих и обслуживающего персонала в сфере услуг (6,7%) и в обрабатывающей промышленности (6,1%). В то же время гораздо ниже среднего уровень безработицы среди административно-управленческого персонала и специалистов (2,2%), работников торговли (4,8%). Таким образом проявляются общие закономерности функционирования рынка труда в условиях экономики знаний. Специалистам высокой квалификации легче найти работу, они испытывают меньшую конкуренцию со стороны мигрантов, тогда как для рабочих в традиционных отраслях экономики - сельском хозяйстве, добывающей промышленности, строительстве, транспорте риск потери работы обусловлен как давлением со стороны иностранной рабочей силы, так и широким распространением в этих отраслях временной, сезонной занятости.

За 2000-2007 гг. произошли значительные изменения в численности безработных и в уровнях безработицы по видам экономической деятельности. Отметим наиболее характерные из них. Количество безработных руководителей и специалистов возросло в 1,32 раза, а обслуживающего персонала и рабочих - в 1,21 раза. При этом сократилась численность безработных архитекторов и инженеров (на 7%), рабочих в обрабатывающих производствах (на 2%), в сельском хозяйстве и рыболовстве (на 33%). В наибольшей степени безработица увеличилась среди юристов (в 2,2 раза), работников правоохранительных органов (в 1,69 раза), специалистов в естественных и социальных науках (в 1,55 раза), рабочих в добывающих отраслях и строительстве (в 1,54 раза), рабочих и служащих в сфере бытового обслуживания и ремонта (в 1,53 раза).

Сопоставление структуры безработицы по видам экономической деятельности даёт следующую картину. Доля руководителей и специалистов в общей численности безработных за 2000-2007 гг. возросла с 14,5 до 15,4%, доля обслуживающего персонала в сфере услуг (кроме транспорта, торговли и бытовых услуг) увеличилась с 20 до 21%; доля рабочих в добыче, сельском и лесном хозяйстве - с 13,3 до 14,9%; доля торговых работников снизилась с 25,4 до 23%; доля рабочих в обрабатывающей промышленности и на транспорте - с 19 до 15,9%. Сумма процентов по всем видам занятости не будет равна 100%, так как остаются безработные, не имеющие опыта работы (их около 8-10%).

Потребность в специалистах инженерно-технических специальностей остаётся высокой и не полностью удовлетворённой, что выражается в сокращении безработицы среди соответствующих категорий рабочей силы. Одновременно предложения труда со стороны специалистов-гуманитариев (в частности, юристов), в силу сложившейся значительной ориентации на их подготовку американской системой образования, превосходят спрос. Закономерен рост безработицы в сельском и лесном хозяйстве - под влиянием как глобализации, так и научно-технического прогресса. Небольшое сокращение среди работников обрабатывающих производств явно недостаточно для того, чтобы уровень безработицы здесь оказался менее среднего по стране.

Государственное страхование безработицы: основные принципы и особенности

В соответствии с законом "О социальном обеспечении" 1935 г. была создана федерально-штатная программа социального страхования по безработице.

Штаты финансируют пособия по безработице, прежде всего, с помощью налогообложения предпринимателей в соответствии с заработной платой, получаемой их наёмными работниками. Кроме того, три штата (Аляска, Нью-Джерси и Пенсильвания) собирают средства с самих работников. Все суммы депонируются штатами в трастовом Фонде занятости в Федеральном казначействе и используются при необходимости выплаты пособий5.

По состоянию на март 2007 г., на совокупных счетах штатов в трастовом Фонде занятости было накоплено около 35,9 млрд. долл.6 В законах "О социальном обеспечении" и "О налоге на страхование по безработице" перечислены условия охвата страхованием различных категорий населения, определены размеры пособий, налоговая база и ставка налогообложения, а также административные требования. Социальное страхование по безработице в США в настоящее время осуществляется Управлением занятости и профессионального обучения Министерства труда, а также агентствами занятости, которые действуют в каждом штате.

Государственное страхование на случай безработицы построено на соответствии законов, инструкций, правил, принятых на уровне штатов, федеральному законодательству. Кроме того, на федеральном уровне определены административные требования к Фонду занятости, выделяются средства для его функционирования; при необходимости ему оказывается техническая помощь.

Каждый штат разрабатывает собственную программу страхования безработицы в соответствии с федеральными требованиями. В законодательстве штатов определён порядок выплаты пособий (в частности, требования к их получателям, размеры пособий) и условия налогообложения по безработице в штате (а именно: какая часть заработной платы облагается налогом и какова ставка налогообложения).

К функциям штатов в данной сфере можно отнести:

  • определение методов регулирования и непосредственное управление программой страхования по безработице;
  • приём заявлений от безработных и их регистрация в службах занятости; своевременная выплата пособий;
  • определение степени участия предпринимателей в страховании по безработице;
  • оценка и сбор страховых взносов.

Согласно законам о страховании по безработице в штатах, безработным выплачиваются пособия, размер которых рассчитывается исходя из их прошлых заработков. В США не существует единых федеральных стандартов применительно к размеру пособия и продолжительности его выплаты. Следовательно, отсутствует и общенациональная модель страхования по безработице, которой бы строго придерживались все регионы. В штатах применяются весьма сложные и разнообразные формулы, определяющие права работников на получение пособий, порядок и сроки их выплат.

Как правило, законы штатов требуют, чтобы претендент на пособие по безработице заработал некую минимальную денежную сумму или отработал установленное количество недель или кварталов на условиях застрахованной занятости. Возможно также использование смешанного критерия - комбинации минимального размера заработной платы и часов занятости в базовом периоде, чтобы определить право лица на пособие по безработице.

В соответствии с законами штатов о страховании по безработице, права работников на получение пособий зависят от их опыта работы в прошлом (в течение так называемого основного периода занятости). Условия, связанные с заработной платой, или условия занятости используются для того, чтобы отнести данное лицо к рабочей силе. Пособие по безработице не выплачивается лицам, уволенным по определённым причинам (например, по собственному желанию без веских оснований или вследствие нарушения трудовой дисциплины), перечисленным в законах штатов, а также лицам, отказавшимся от подходящей для них работы.

Все штаты определяют размер еженедельного пособия по безработице в соответствии со своим законодательством. Обычно неделя полной безработицы рассматривается как неделя, в течение которой претендент на пособие не исполняет никакой работы и не получает за неё никакой заработной платы.

Законы штатов предусматривают различные сроки и размеры выплат пособий. В большинстве штатов пособия по безработице подлежат оплате в течение 26 недель, хотя в штате Массачусетс и в некоторых случаях в штате Вашингтон этот срок достигает 30 недель. Кроме того, возможно продление периода выплат пособий в случае высокого уровня безработицы в штате в соответствии с совместной программой федерации и штатов о дополнительных выплатах пособий безработным.

С 1970 г. федеральный закон предусматривает продление срока выплат пособий по безработице в периоды высокой и растущей безработицы. Когда уровень регистрируемой безработицы в штате достигает некоторого порогового значения, продолжительность выплаты пособия продлевается в 1,5 раза, т.е. на 13 недель (иногда на 20). В таких случаях общая продолжительность выплат доходит до 39 или 46 недель.

В периоды общего экономического спада, когда практически во всех штатах отмечается высокая безработица, в США время от времени реализуются программы дополнительных выплат пособий по безработице, финансируемые из федерального бюджета. В течение 1970-х годов были осуществлены две такие программы; одна - в начале 1980-х, и одна - в 1990-е годы. Последняя программа такого рода действовала с марта 2002 г. по декабрь 2003 г. С учётом неблагоприятных тенденций в американской экономике в 2008 г. следует ожидать возобновления действия подобных программ.

Особые условия страхования по безработице применяются к государственным служащим и военнослужащим, уволенным в запас. Программа страхования федеральных служащих обеспечивает выплаты пособий по безработице уволенным работникам федеральных государственных учреждений в том же объёме и на тех же общих основаниях, которые применяются в других сферах экономики. Программа управляется от имени федерального правительства Агентством штата по страхованию безработицы. Издержки, связанные с выплатами пособий, возмещаются за счёт тех федеральных учреждений, где застрахованные лица получали заработную плату в основной период своей работы.

Важное место в американской системе поддержки безработных занимают меры по социальной защите лиц, потерявших работу в результате стихийных бедствий, а также из-за расширения импорта.

Закон "О преодолении последствий стихийных бедствий" уполномочивает президента обеспечивать помощь любому индивиду, ставшему безработным в результате природных катаклизмов. Лица, проживавшие или работавшие в районах стихийных бедствий, лишившиеся из-за этого работы, подпадают под действие данного закона в случае, если они не имеют права на пособие по безработице по обычной процедуре или другого рода платежи, которые возмещают утраченный заработок и удовлетворяют определённые требования. Помощь оказывается на протяжении максимум 26 недель после стихийного бедствия. В некоторых случаях, этот срок увеличивается до 39 недель7.

Программа содействия безработным, пострадавшим в результате роста импорта, предполагает разнообразные услуги по трудоустройству и материальной помощи лицам, которые потеряли рабочие места или были переведены на условия неполного рабочего дня (недели) с потерей части заработной платы в результате увеличения импорта или изменений в производстве за пределами Соединённых Штатов. Эта программа нацелена на то, чтобы помогать её участникам в получении новой работы, давая им гарантии, что условия труда и зарплата будут примерно такими же, как и на предыдущем месте работы.

Условия для принятия участия в программе на получение материальной помощи и сопутствующих услуг таковы: группа работников (от трёх и более человек) должна прежде всего отправить запрос в Министерство труда США для подтверждения того, что они являются работниками, испытывающими неблагоприятное воздействие внешнеторговых факторов. Ходатайство может быть подано и должностным лицом компании или партнёрами (включая представителей местных агентств по найму рабочей силы), профсоюзами и другими уполномоченными представителями трудящихся. В случае положительного решения каждый участник группы может обратиться за материальной помощью и услугами в свой местный центр занятости, называемый "Одна остановка" (One-Stop Center). Ему будут оказаны услуги по трудоустройству и переобучению, выданы денежные пособия на время поиска работы и на переселение, оказана помощь в медицинском страховании.

Федеральные законы предоставляют штатам возможность организации программ содействия самозанятости. Они направлены на то, чтобы помочь безработным в создании собственного дела в сфере малого предпринимательства. На участие в этой программе имеют право лица, у которых есть страховка по безработице; они исчерпали своё право на получение пособия и предпринимают усилия по самозанятости, включая обучение предпринимательству и бизнес-консультирование. Еженедельные пособия финансируются со счёта каждого штата в трастовом Фонде занятости без увеличения стоимости программы страхования безработицы, но эти программы содействия самозанятости реализуются только в восьми штатах.

Источники финансирования пособий по безработице

Социальное страхование по безработице финансируется посредством сбора специального налога по безработице, который взимается с большинства работодателей. В настоящее время примерно 97% заработной платы и иных форм трудового дохода работников покрывается данным страхованием.

Предприниматель обязан платить федеральный налог по безработице, если в течение текущего или предыдущего календарного года он нанимал одного или более работников на протяжении, по крайней мере, двадцати календарных недель или выплачивал заработную плату в размере 1500 и более долларов в любом квартале указанного года.

В соответствии с нормами закона "О федеральном налоге по безработице", предприниматели облагаются указанным налогом по текущей ставке 6,2% с заработной платы в размере до 7 тыс. долл. в год, выплаченной работнику. Но в действительности реальная ставка значительно ниже, так как федеральное законодательство обеспечивает возможность применения налогового кредита в пределах до 5,4% предпринимателям, которые своевременно платят налоги штата, идущие на цели региональной программы выплаты пособий по безработице8.

Почти во всех штатах (в общей сложности - в 44) подлежит налогообложению заработная плата, превышающая 7 тыс. долл. в год (это уровень, установленный вышеозначенным законом). По состоянию на 2008 г. самой высокой налогооблагаемая база была на Гавайских островах - до 35,3 тыс. долл. Во всех штатах предприниматели платят налог на заработную плату, выданную каждому работнику в пределах календарного года до суммы, указанной в законодательстве штата. Кроме того, большинство штатов автоматически регулирует налогооблагаемую основу заработной платы, если в федеральный закон вносятся коррективы, направленные на повышение базы налога по безработице.

В силу существования больших различий в налогооблагаемых базах, формулах расчёта пособий и в экономических условиях, фактически применяемые ставки налога по безработице широко варьируются, как между штатами, так и между различными предпринимателями в пределах каждого штата. На основе доступных данных можно отметить, что средняя норма налогообложения по безработице (с учётом налогового кредита), по предварительной оценке за 2006 г., составляла 0,8% полного размера заработной платы. Она колебалась от 0,2% в штате Южная Дакота (где налог взимается с заработной платы до 8,5 тыс. долл.) и на Виргинских островах (база налогообложения - заработная плата до 20,5 тыс. долл.) до 1,9% на Аляске (база налогообложения - заработная плата до 30,1 тыс. долларов)9.

Налогообложение в значительной степени зависит от законодательства. За некоторыми исключениями каждый штат вправе определять тех нанимателей, которые несут ответственность за страховые взносы, и выявлять работников, обладающих правами на пособия по безработице. Исключение составляет федеральное требование, согласно которому штаты обязаны обеспечивать услугами страхования по безработице бесприбыльные организации, индейские племена, государственных служащих региональных и местных органов власти и управления.

Индивидуальные ставки налогообложения, применяемые на уровне конкретных организаций в штатах, зависят от опыта работодателей в части страхования безработицы. Действующее федеральное законодательство допускает сокращение ставки налогообложения ниже 5,4% стандартной или базовой ставки для предпринимателей, обладающих, по крайней мере, однолетним опытом страхования безработицы; в случае веских на то оснований оно также допускает уменьшение этой ставки (но не более чем на один процентный пункт) для лиц, недавно ставших предпринимателями.

Существуют большие различия в подходах к оценке опыта предпринимателей в разных штатах. Самые значительные несоответствия - результат разнообразия формул, используемых для определения показателя опыта. Несовпадение в подходах служит главным оправданием дифференциации налоговых ставок либо для того, чтобы обеспечить стимулы для стабилизации занятости, либо для лучшего распределения расходов на безработицу.

В настоящее время в штатах применяются различные системы (формулы) оценки опыта, в том числе основанные на коэффициенте резервирования, уровне страхового возмещения, соотношении между пособием по безработице и заработной платой.

Несмотря на существенные различия, все системы оценки опыта имеют некоторые общие характеристики. Перечисленные же выше используются для выявления опыта индивидуальных предпринимателей в решении проблем безработицы или выплат пособий. Они применяются для того, чтобы изучить знания каждого предпринимателя или оценить расходы на выплату пособий по безработице. Показатели системы оценки опыта сравниваются с объёмом фонда оплаты труда, чтобы учесть разницу между малым и крупным бизнесом (см. табл. 1).

Таблица 1. Государственное страхование безработицы в США, 1990-2006 гг.

 

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Пособия по безработице, средний размер за неделю, долл.

161

187

221

238

257

262

263

267

277

Пособие по безработице к средней заработной плате за неделю, %

36,0

35,5

32,9

34,6

36,8

36,5

35,2

34,6

35,0

Лица, которым впервые было назначено пособие по безработице в данном году, тыс. человек

8629

8035

7033

9877

10088

9935

8369

7922

7349

Средняя продолжительность выплат пособий по безработице, недель

13,4

14,7

13,7

13,8

16,5

16,4

16,1

15,3

15,3

Объём ресурсов страхования безработицы, млрд. долл.

15,2

22,0

19,9

19,7

19,7

25,3

31,2

34,8

34,1

Средняя ставка налогообложения заработной платы на нужды страхования по безработице, %

1,95

2,44

1,75

1,71

1,80

2,20

2,68

2,86

2,70

Источник: Statistical Abstract of the United States, 2008, p. 355.

Как видно из таблицы, в начале текущего десятилетия численность лиц, которым впервые было назначено пособие по безработице возрастала в 2001-2002 гг. и впоследствии сокращалась. Не претерпела существенных изменений за последние годы средняя доля пособия по безработице в заработной плате, которую можно рассматривать как коэффициент возмещения, утраченного заработка (около 35%). Вместе с тем очевидны изменения в системе страхования безработицы. Средняя ставка налогообложения заработной платы на нужды безработицы повысилась в течение 1990 - 2006 гг. с 1,95 до 2,7%, а средняя продолжительность выплат пособий возросла с 13,4 до 15,3 недель.

Объём ресурсов страхования безработицы в номинальном выражении увеличился в 2,2 раза. В 2007 г. фин. г. объём выплаченных пособий увеличился до 32,2 млрд. долл. с 29,8 млрд. долл. в 2006 году.

В последнее время федеральное правительство прилагает усилия для совершенствования системы страхования по безработице с учётом общей тенденции её роста по мере углубления рецессии в американской экономике. Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда оказывает помощь властям штатов в решении задачи, как сделать существующую систему пособий по безработице более эффективной и способствовать более оперативному трудоустройству безработного населения. Новые инициативы предполагают исключения из некоторых федеральных требований для того, чтобы обеспечить штатам возможность экспериментировать с инновационными проектами, нацеленными на улучшение управления программами по страхованию безработицы, включая ускорение трудоустройства незанятых граждан.

15 января 2008 г. в Палате представителей был представлен проект закона "О чрезвычайных выплатах пособий по безработице"10, в котором предлагается:

  • заключать соглашения между федеральными властями и правительствами штатов о дополнительных социальных выплатах безработным в тех случаях, когда их общее число в стране, как минимум, становилось на 1 млн. больше, чем в соответствующем месяце прошедшего года (при этом использовать официальные оценки общей безработицы, сделанные Министерством труда, вместе с сезонными корректировками);
  • дополнительные выплаты распространять только на лиц, исчерпавших право на получение пособий по безработице в обычном порядке;
  • размер пособия в случае чрезвычайных выплат должен оставаться таким же, как и при выплате в течение первого года безработицы.

Далее, чрезвычайные пособия по безработице, согласно законопроекту, выплачиваются штатами и полностью возмещаются из средств федерального бюджета. Для лиц, получающих пособия на обычных основаниях, в условиях высокой безработицы еженедельный размер пособия, устанавливаемый в соответствии с законом штата, увеличивается на 50 долл. Для этого штат обязан заключить соглашение с федеральным правительством об увеличении размеров пособий по безработице.

Кроме того, законопроект предусматривает стимулирующие платежи из федерального бюджета на модернизацию систем страхования по безработице в штатах. На эти цели Министерство финансов обязано ежегодно резервировать 7 млрд. долл. Власти любого штата, претендующего на стимулирующие платежи, должны представлять заявление на имя министра труда с разъяснением, как эти платежи помогут улучшить программу страхования по безработице. Министр труда в течение 90 дней после получения заявления обязан уведомлять представительство штата о результатах проверки на предмет соответствия поданных документов требованиям законодательства. В случае положительного решения Министерство финансов осуществляет финансирование штата в объёме, определённом данным ведомством. Власти штата могут использовать перечисленные средства для реализации закона о страховании по безработице и финансирования общественных центров занятости.

Проект федерального бюджета на 2009 г. включает предложение, позволяющее предотвращать переплату и сокращать задержку уплаты налогов по безработице. Согласно проекту федеральный центр обязывает власти штатов взимать штраф с пособий по безработице, получаемых обманным путём, по ставке 15%. Предприниматели должны включать дату "начала работы" в отчёты о новых наймах для того, чтобы облегчить выявление людей, уже трудоустроенных, но продолжающих получать пособия по безработице. По оценкам Управления занятости и профессионального обучения, инициатива по предотвращению неуплаты и переплаты налогов по безработице позволит сократить переплаты пособий и увеличить сбор налоговых недоимок почти на 2,3 млрд. долл. в течение следующих пяти лет11.

Особенности страхования по безработице в штатах

Основные характеристики страхования по безработице весьма существенно различаются по штатам. По объёмам расходов на пособия по безработице лидируют штаты с наибольшей численностью населения (даже при наличии весьма умеренного, по сравнению со средней ситуацией по стране, её уровня). Так, в штате Калифорния, в котором проживает 12,2% американского населения, в 2006 г. расходы на выплату пособий по безработице составляли 15% общенациональных аналогичных расходов. Столь высокое значение показателя вполне объяснимо, особенно с учётом того, что в том же году общий уровень безработицы в штате на 0,5% превышал средний по стране.

В штатах с наиболее высокой безработицей в тот период - Мичигане и Аляске - объём выплат пособий был, безусловно, скромнее (6,6% и 0,37% общей суммы выплат по стране). Но надо иметь в виду, что численность населения Мичигана составляет лишь 3,4% населения США, а северного, малообжитого штата Аляска - и вовсе 0,22%. Таким образом, в этих штатах относительные масштабы выплат пособий (в расчёте на одного жителя) были более значительными, чем средние по стране.

Региональные различия в уровне заработной платы и в нормативных подходах к назначению пособий по безработице обуславливают и варьирование средних размеров выплат по штатам. Исходя из официальных данных, можно отметить, что в 2006 г. при среднем размере пособия по безработице за неделю, равном 277 долл., значение этого показателя по штатам колебалось от 184 долл. (Алабама) до 366 долл. (Массачусетс). Примечательно, что в 35 штатах размер пособия был ниже среднего по стране и лишь в 15 - на уровне среднего или выше такового12.

В США отмечается децентрализация политики занятости со смещением основных функций по страхованию безработицы и трудоустройству безработных граждан с федерального уровня на региональный и местный уровни. Для лучшего понимания региональных особенностей социального страхования по безработице стоит рассмотреть опыт штата Миннесота (с наиболее высоким уровнем безработицы в январе 2008 г. - 7,4%) и штата Нью-Йорк (с уровнем безработицы, примерно соответствующим среднему по стране - 5% в январе 2008 года).

Программа страхования по безработице в штате действует с 1936 г.13 По данным Министерства занятости и экономического развития штата, в 2006 г. было выплачено пособий по безработице на сумму свыше 680 млн. долл. более чем 175 тыс. человек14. Больше половины безработных, обратившихся в центры занятости штата, были трудоустроены в указанном году.

В 2006 г. 125 тыс. работодателей штата заплатили налог на безработицу в региональный трастовый Фонд занятости на сумму около 940 млн. долл. После экономического спада в 2003 - 2004 гг. баланс трастового Фонда занятости сводился с дефицитом, который в 2003 г. достиг 178 млн. долл. С 2005 г. положение удалось исправить, в 2007 г. активный баланс фонда составил 700 млн. долларов15.

Сейчас в США широко применяется практика дистанционной работы службы занятости штата с пользователями её услуг. В 2006 г. 41% заявлений на получение пособий по безработице был отправлен в службу занятости по электронной почте. Почти все остальные заявки были приняты по телефону. Таким образом, заполнение заявлений на бумажных носителях ушло в прошлое.

В соответствии с законодательством Миннесоты, налогообложению на цели безработицы подлежит заработная плата в размере до 60% средней по штату за год, округлённой до 1000 долл. Определение базовой ставки налога на безработицу осуществляется исходя из размера трастового Фонда занятости штата, рассчитываемого в процентах к общему объёму фонда оплаты труда всех работников, охваченных страхованием по безработице. Если размер указанного фонда на 31 марта предшествующего года составляет 0,75% фонда заработной платы или более, то ставка налога минимальна - 0,1%; если же трастовый Фонд занятости обладает меньшими размерами - от 0,65 до 0,75%, то ставка налога уже равна 0,2%; от 0,55% до 0,65% ~ 0,3% и при размере трастового фонда менее 0,55% ставка налога наивысшая - 0,4%. Вероятно, такая обратная пропорция между ставкой налогообложения и размером трастового фонда занятости имеет свой экономический смысл, который заключается в противодействии образованию дефицита фонда.

Помимо базовой ставки налогообложения возможны дополнительные отчисления на цели страхования по безработице, если размер трастового Фонда занятости не превышает 0,55% фонда оплаты труда всех застрахованных работников штата. Порядок расчёта этих дополнительных отчислений аналогичен вышеприведённому.

Для того чтобы иметь право на получение страхового возмещения, безработный должен получать не менее 1 тыс. долл. заработной платы в течение квартала, характеризующегося наиболее высокой оплатой труда, и не менее 250 долл. в течение других кварталов. Размер еженедельного пособия по безработице определяется в пределах от 50% средней недельной заработной платы кандидата на пособие в течение базового расчётного периода до 66,6% средней недельной ставки заработной платы в штате; или от 50% средней недельной заработной платы соискателя в течение квартала с наиболее высокой заработной платой и максимум до 43% средней недельной заработной платы в штате.

Период получения пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение года. Повторное назначение пособия может произойти только по истечению 52 календарных недель после первоначального назначения. Возможно продление сроков выплат ещё максимум на 13 недель. Условия продления связаны с уровнем безработицы. Продление выплат пособий происходит, если уровень страхуемой безработицы в течение данной и предыдущих 12 календарных недель оказывается равным или больше 120% уровня безработицы за период из 13 недель в каждом из предыдущих двух лет и при этом составляет не менее 5% или же равен не менее чем 6%; или если Министерство труда США признает, что средний общий уровень безработицы в Миннесоте с сезонной корректировкой за последние три месяца, по которым имеется статистика по безработице, равен или превышает 6,5% и при этом равен или превышает 110% соответствующего уровня за эквивалентные трехмесячные периоды в каждом из двух предыдущих лет. При этом максимальный размер дополнительно выплачиваемого пособия не превышает 50% максимального размера пособия в основном периоде. Если общий уровень безработицы равен или больше 8%, это пособие увеличивается до 80% максимального размера регулярно выплачиваемых пособий.

* * *

Рассмотрение современных особенностей эволюции системы страхования по безработице показывает необходимость постоянного её совершенствования, что находит выражение в новых подходах и методах организации поддержки безработных, новых формах федерально-штатного партнёрства в этой области, возрастающем акценте на взаимосвязи выплаты пособий и мер по трудоустройству безработных.


1 ЕМЕЛЬЯНОВ Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов ИСКРАН.
2 ОЗЕРОВА Екатерина Владимировна - аспирантка ИСКРАН.
3 Этот вопрос нашёл отражение в ряде отечественных публикаций. См., например: Лебедева Л.Ф. Государство и социальная политика, М., 2007; Лебедева Л.Ф., Емельянов С.В. Позиции молодежи на рынке труда в начале XXI века (мировые тенденции). - "Труд за рубежом", 2007, N 4; Социально-экономическая эффективность. Опыт США. Под ред. Э.В. Кириченко. М, 2002.
4 Statistical Abstract of the U.S., 2008. Wash., 2008, p. 396.
5 Unemployment Compensation. Federal-State Partnership. Wash., 2007, p. 1.
6 Ibid., p. 9.
7 Ibid., p. 13.
8 Ibid., p. 6, 9.
9 Ibid, p. 10.
10 U.S. House Bill, H.R. 4934 - Emergency Unemployment Compensation Act of 2008.
11 Strengthening Unemployment Insurance Integrity and Promoting Re-Employment. Wash., 5.02.2008.
12 Statistical Abstract of the U.S., 2008, p. 356.
13 Minnesota Office of the Revisor of Statutes. Minnesota Statutes 2007.
14 Minnesota Unemployment Insurance. Report 2006, p. 1.
15 Ibid., 2007, p. 4.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.