Rambler's Top100

№ 377 - 378
18 - 31 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мифы и реалии пространственного неравенства

Города власти: административные центры России

Перспективы российского Севера: сельские сообщества

Основные этапы формирования диаспоральной структуры Казахстана и стран Центральной Азии

Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Основные этапы формирования диаспоральной структуры Казахстана и стран Центральной Азии

Зимовина Е. П., специально для Демоскопа

Процессы формирования и развития диаспор - одна из сложных проблем исторической науки в целом, в частности исторической науки Казахстана и стран Центральной Азии. C одной стороны, это связано с различными интерпретациями доколониального, колониального и советского периодов, а также различными оценками исторического прошлого в целом. С другой стороны, это также связано с проводимой на современном этапе внутренней и внешней политикой центрально-азиатских государств, с характером дипломатических отношений между ними.  Кроме того, вопросы формирования и развития отдельных диаспор в Центральной Азии имеют и «обратную сторону» - наличие единоплеменников на сопредельных территориях и, как следствие, – пограничные конфликты.  Поэтому при изучении вопросов формирования и развития диаспор требуется, прежде всего, политкорректность, толерантность и отношение к диаспорам как к полноправной составной части общества.

На современном этапе диаспоры являются объектом изучения многих наук – политологии, социологии, этнологии, культурологии и экономики. Историческая наука  так же проявляет интерес к диаспорам. Ведь без знания основных этапов формирования диаспор, без учета исторического контекста, без учета связи диаспор с историей как исторической родины, так и принявшей их страны – без всего этого анализ современного состояния диаспор будет поверхностным, а прогнозы их дальнейшего развития будут недостаточно обоснованными.

Вопросы формирования и развития диаспор представляют не только научный интерес и общественно-политическую значимость. Изучение истории диаспор способствует формированию представления о глубоких корнях полиэтничности современных центрально-азиатских обществ.  

В истории Казахстана и Центральной Азии можно выделить три стадии формирования диаспоральной структуры:

  1. Колониальный период (18-начало 20 вв.)
  2. Советский период (1917-1991 гг.)
  3. Постсоветский период (с 1991 г.).

Начальный этап формирования и развития диаспор на территории Центральной Азии связан, прежде всего, с процессом включения данных территорий в состав Российской империи. На протяжении 18 - начала 20 в. на территории Центральной Азии появляются и численно увеличиваются разные этнические группы. Они начинают играть важную социально-экономическую роль, им придается особое политическое значение. Кроме того, они представляют собой особые культурные компоненты. Так, славяне были представлены русскими (великороссами), украинцами и белорусами (малороссами), поляками; тюрки – казахами, киргизами, туркменами, узбеками, татарами, уйгурами, калмыками, башкирами; довольно большая доля приходилась на ираноязычное население.  

На протяжении первого этапа можно выделить несколько векторов формирования диаспор.

Во-первых, военно-казачья колонизация, которая предшествовала включению территорий Центральной Азии в состав России, способствовала формированию первой  диапоральной группы населения в регионе – казачества. С течением времени данная диаспоральная группа пополнялась как за счет естественного прироста, так и за счет дальнейшей миграции (пополнения рядов казачества новобранцами). Первоначально, казачьи войска располагались в крепостных сооружениях, составляли основу гарнизона. В дальнейшем они стали получать земельные наделы в окрестностях. С течением времени казачьи станицы становятся достаточно распространенным явлением в Степном и Туркестанском краях. В начале 20 в. на территории Центральной Азии существовало 4 казачьих войска – Уральское, Оренбургское, Сибирское и Семиреченское, общей численностью более 900 тыс. человек (не считая членов их семей)1. Казачество являлось особой прослойкой дореволюционной России. С одной стороны, это было военное (служилое) сословие. С другой стороны, у данного сословия на протяжении веков складывался собственный уклад жизни, культура, говор и, самое главное, очень четкая идентификация себя как отдельной этнической группы. И это несмотря на то, что в этническом отношении казачество было неоднородным. Помимо славян в составе казачьих войск были татары, туркмены, башкиры, калмыки, каракалпаки, казахи2. Существуют разные мнения по поводу того, что представляло и представляет собой казачество3. Несомненным остается  одно – казачество было обособленной группой, которая оказалась на территории Центральной Азии в результате миграций (перемещений, передислокаций) и сохранила здесь свою обособленность и оригинальность как военно-политический и культурный компонент.

Вторым вектором формирования диаспор на территории Центральной Азии в колониальный период стала крестьянская колонизация, которая, как правило, шла вслед за казачьей. Началась она также в 18 в., но вплоть до середины 19 в. масштабы ее были невелики, т.к. крестьянам было запрещено самовольно селиться на землях инородцев (хотя была разрешена аренда земель по договору с казахскими общинами). Впервые с самовольными массовыми переселениями власти Степного края столкнулись после отмены крепостного права в России в 1861 г.

Переселенческая политика Российского правительства по переселению крестьян из западных и центральных районов империи началась в 70-е гг. 19 в. и приняла массовый характер в 80-90-е гг. 19 в.  В конце 1881 г. были приняты временные правила о переселенцах, которые разрешали крестьянам переселяться на окраины, но лишь с позволения соответствующих органов. 13 июля 1889 г. был принят закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли». Цель закона – контролировать переселенческое движение, положить конец или, хотя бы, ограничить несанкционированные переселения. Для приобретения земельных наделов требовалось особое разрешение. Конкретно определялись районы для переселения – Томская и Тобольская губернии, а также Семипалатинская, Акмолинская и Семиреченская области. В 1891-1892 гг. данное положение распространилось на Уральскую и Тургайскую области. Тем не менее, к 1889 г. только в Акмолинской области насчитывалось 21 незаконное поселение крестьян. Причем, образовывались, в основном, крупные поселки – от 300 до 600 человек4.

В начале 20 в. политика по переселению крестьян на национальные окраины приняла общероссийский масштаб и нашла яркое отражение в Столыпинской аграрной реформе (1906-1912 гг.). По подсчетам Н. Алексеенко, только за период с 1870 по 1914 гг.  на территорию современного Казахстана переселилось около 1,5 млн. крестьян (1.434.393 чел.)5.

Необходимо отметить изначальную полиэтничность переселенческой деревни Казахстана. В разное время сюда мигрировали русские, украинцы, мордва, татары, немцы, поляки, болгары, эстонцы, белорусы и т.д. Моноэтничность при поселении была желательна и при возможности соблюдалась, но решающую роль играла воля переселенческой администрации, а при самовольном переселении – наличие свободных земель и возможность «приписаться» к уже живущим сельчанам.

Массовое переселение крестьян сопровождалось изменением этнодемографической структуры края – произошел стремительный рост численности славянского населения (в основном, русских и украинцев) как за счет миграции, так и в результате естественного прироста. По некоторым данным, русские и украинцы вместе взятые в 1917 г. составляли более 1745 тыс. человек или 29,4% всего населения края6.

Третьим вектором явилось городское население, которое пополнялось за счет разночинцев - мелких служащих различных национальностей, ремесленников, купцов, торговцев, военных, священнослужителей, учителей, врачей. Городское население в дореволюционный период было малочисленным и пополнялось, в основном, за счет миграции. В городах жили, преимущественно, русские, казахи, татары. По данным переписи 1897 г., среди горожан Степного Края русские составляли 66,7%, казахи – 16 %, татары – 14 %7.

Четвертый вектор – вынужденное перемещение отдельных этнических групп (например, уйгур и дунган из Восточного Туркестана).  Переселение уйгур и дунган проходило в 2 этапа. На первом этапе в 1877 г. в район Токмак (Северная Киргизия) прибыла группа дунган, а в 1881-1883 гг. из Илийского края по Ст.-Петербургскому договору переселилась основная масса уйгуров и дунган.  К началу 1884 г. в Семиречье было сосредоточено 9572 семьи уйгуров (45373 чел.) и 1147 семей дунган (4682 чел.). С переселением уйгуров и дунган оседлое население Семиреченской области увеличилось в 2 раза. Из переселенцев было образовано 5 новых волостей. Переселялись дунгане и уйгуры целыми деревнями, образуя на новых местах общины, которые в основном составлялись из односельчан. Практиковали они поливное земледелие. Скотоводство и промыслы имели второстепенное значение. Рост численности переселенцев происходил достаточно активно. По данным переписи 1897 г. численность уйгуров увеличилась до 55815 чел., а дунган –  до 15276 чел (8).

Говоря об основных векторах формирования этнической структуры населения Казахстана, следует учитывать и такое явление, как политическая ссылка. В ссылку на территорию современного Казахстана попадали участники польского восстания 1863 г., лидеры народовольческих движений, социал-демократы. Так, по данным на 1863 г., отбывало ссылку: в Семипалатинской области – 122 человека, в Семиреченской – 100 человек, в Петропавловске – 69 чел., в Верхнеуральске – 51 человек8. Таким образом, этническая структура пополнялась представителями интеллигенции. Правда, следует отметить, что в дореволюционный период политическая ссылка не стала существенным фактором демографического развития. Она была кратковременной и носила возвратный характер.

Необходимо отметить и факт пребывания на территории Степного и Туркестанкого генерал-губернаторств военнопленных – солдат Тройственного союза. Нельзя сказать, что это был самостоятельный вектор формирования диаспор. Тем не менее, пребывание военнопленных добавило этнической пестроты в состав населения региона. Первые партии военнопленных прибыли в Западную Сибирь и северо-восточные районы Казахстана еще в начале 1-й Мировой войны – в августе 1914 г. Среди них преобладали австро-венгерские подданные. Среди военнопленных часто упоминаются румыны, турки, итальянцы, немцы, мадьяры. Особо выделялись военнопленные славянского происхождения – сербы, болгары, поляки, чехи, словаки, которые пользовались некоторыми льготами. Местами концентрации военнопленных были уездные центры – Омск, Петропавловск, Павлодар, Акмолинск, Семипалатинск. По итогам однодневной переписи военнопленных, произведенной на 28 февраля 1915 г., в городах Зайсане, Павлодаре, Семипаланиске, Усть-Каменогорске насчитывалось 7490 военнопленных, в селениях Акмолинской области – 8612 чел, в Петропавловске – 3986 военнопленных. Известны даже случаи волнений среди военнопленных – в мае 1915 г. на Риддерском руднике (60 человек) и в октябре 1915 г. в Казалинском лагере (около 3 тыс. человек). Достаточно большой контингент военнопленных был размещен на территории Туркестанского края9. Из-за частого колебания контингента военнопленных не представляется возможным более или менее точно определить динамику их численности. Казахстанские ученые пока воздерживаются от каких-либо оценок. Одно очевидно - военнопленные Первой мировой войны не сыграли сколько-нибудь существенной роли в формировании диаспор. Подавляющее большинство военнопленных впоследствии выехали за пределы Центрально-Азиатского региона.

Следующий этап формирования диаспор приходится на советский период. Особо значение имело административно-территориальное размежевание 1924-1925 гг. и процессы формирования границ в Центральной Азии. В результате национального размежевания было образовано нескольких автономных республик, которые впоследствии были преобразованы в союзные республики. Первоначальные административные границы впоследствии неоднократно пересматривались. В результате данных территориальных разграничений зоны компактного проживания одних этнических групп были включены в состав разных республик (например, таджики, киргизы на территории Узбекистана, узбеки на территории Киргизии и т.д.)10.

Большую роль в процессе формирования национальной структуры Центрально-Азиатского региона сыграла индустриализация11. В ходе индустриализации (три довоенные пятилетки) на территорию Центральной Азии постоянно мигрирует население из европейских частей СССР, которое пополняло ряды рабочих промышленных предприятий. Среди них численно преобладали русские, украинцы, белорусы.  Формировались различные отряды добровольцев (например, 25-тысячники), которые ехали на Восток поднимать промышленное производство и, тем самым, дополняли, пополняли и разнообразили этническую структуру населения региона. Всего за период с 1930 по 1940 гг. в Казахстан приехало более 500 тыс. человек для работы на промышленных предприятиях12.  

Помимо инициативных и добровольных миграций, в 1920-1930-е гг. огромный размах получили насильственные миграции. Прежде всего, это было связано с осуществлением (проведением) коллективизации сельского хозяйства в СССР и связанных с ней процессов раскулачивания и насильственного переселения13. В результате раскулачивания и высылки на территорию Центральной Азии, диаспоры региона увеличиваются, с одной стороны, количественно, с другой стороны, все более разнообразным становится этнический состав. Так, в годы проведения коллективизации и в довоенные пятилетки на территорию Казахстана были высланы десятки тысяч крестьян из Европейской части России и западных регионов СССР (Украина, Белоруссия). Так, на 1 апреля 1941 г. в Казахстане состояло на учете 180015 чел. трудпоселенцев (раскулаченных крестьян) или 46091 семья14.

Однако, насильственные миграции не ограничивались крестьянскими переселениями. Во второй половине 1920-х, а особенно в 1930-х гг., в СССР были осуществлены массовые репрессии. По неполным и не до конца уточненным данным в Казахстане с 1920 по 1953 гг.  было подвергнуто политическим репрессиям 110 тыс. человек15. Под репрессии попадали представители различных национальностей. Так, на территории Казахстана была создана целая сеть лагерей, что впоследствии также оказало влияние на формирование многонационального состава населения16.

Также в 1930-е годы начинаются депортации различных этнических групп на территорию Центральной Азии – поляков (6681 семья), корейцев (20530 семей)17. Процесс депортации целых народов, во многом, послужил основой для формирования достаточно больших и устойчивых диспоральных групп на территории Центральной Азии. Таким образом, непрерывные репрессии, депортации, раскулачивания и насильственные переселения окончательно сформировали полиэтнический состав населения Центральной Азии.

Большую роль в пополнении численности диаспор и их количества сыграла Великая Отечественная война, в годы которой на территорию региона были перебазированы промышленные предприятия и рабочая сила18. По окончании войны многие предприятия подверглись реэвакуации, однако, часть осталась в республиках Центральной Азии и послужила основой как для дальнейшего развития промышленного производства, так и для формирования полиэтнической структуры населения.  

В годы Великой Отечественной войны Центрально-Азиатский регион был глубоким тылом СССР. Сюда эвакуировали гражданское население из прифронтовых территорий, детей-сирот, госпитализировали раненых и т.д. Например, в Казахстан в годы ВОВ было эвакуировано более 500 тыс. человек. Все это также способствовало пополнению численности населения представителями различных этносов, увеличению состава диаспор.

В дополнение ко всему, в годы Великой Отечественной войны продолжается политика репрессий и насильственных перемещений целых народов19. Депортации в Казахстан были подвергнуты такие народы, как немцы (более 420 тыс. человек), крымские татары (4,5 тыс.), турки-месхетинцы (более 27 тыс.), калмыки (около 100 тыс.), народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши - более 400 тыс., карачаевцы – около 70 тыс., балкарцы – около 25 тыс.человек). Это также повлияло на формирование этнического многообразия региона.

Значительный вклад в формирование диаспор в Центральной Азии внесла политика освоения целинных и залежных земель20. Данная политическая акция  затронула, в основном, территорию Казахстана, куда за период с 1954 по 1962 гг. прибыло около 2 млн. человек. В годы освоения целины масштаб добровольных молодежных миграций достиг больших размеров. Целина закрепила этническую мозаичность в республиках Центральной Азии. В то же время на протяжении 1950-1960-х гг. идет не только миграционный приток на территорию республик Центральной Азии. В это время оформляются и векторы эмиграции. Среди них следует выделить процесс возвращения части репрессированных, депортированных и высланных на прежние места жительства. Кроме того, возвращается часть целинников, которые не смогли «прижиться» в регионе.

Период 1970-1980-х гг. можно назвать временем оформления специфической диаспоральной структуры в каждой из республик Центральной Азии.  К концу 1980-х гг.  в республиках Центральной Азии  оформились более или менее устойчивые диаспоры. Наиболее многочисленными диаспорами (помимо титульных наций Центральной Азии) к этому времени были русские, немцы, украинцы, татары, белорусы, корейцы, поляки, чеченцы и греки21.

Следующий этап приходится на постсоветский период и определяет состояние диаспор на современном этапе22. Если предыдущие этапы характеризовались общими тенденциями в развитии диаспор, то современная Центральная Азия демонстрирует различные варианты. Общим является лишь тот факт, что численность разных диаспор во всех странах сократилась. Тем не менее, диаспоры продолжают существовать, однако, их роль в государственной и общественной жизни, в формировании общественного мнения и других сферах различаются по странам.

Столь богатая и насыщенная событиями история формирования диаспор, к сожалению, недостаточно представлена и исторических исследованиях. По вопросам формирования и развития диаспор на территории Центральной Азии существует ограниченное количество работ. Можно назвать несколько авторов, которые занимаются диаспоральной проблематикой. Например, в казахстанской историографии следует отметить работы Г.Н. Кима, Г.В. Кана - о корейцах Казахстана; Г.М. Мендикуловой – о казахах за пределами Казахстана; В. Кригера, Л. Бургарт – о немцах Казахстана; Г.С. Баратовой, А. Камалова  – об уйгурах Казахстана23.

Однако, наряду с работами, посвященными истории отдельных диаспор, существует историко-демографическая литература, в которой нашли отражение вопросы формирования полиэтнической структуры населения Центральной Азии. Среди таких работ следует отметить работы Б. Абдыгалиева, Н.В. Алексеенко, А.Н. Алексеенко, М.Х. Асылбекова, Ф.Н. Базановой, Н.Е. Бекмахановой, Ж.А. Зайончковской, М.К. Козыбаева, В.В. Козиной, Г.В. Кумскова, Л. Максаковой, С. Олимовой, М.Н. Сдыкова, Е.Ю. Садовской, М.Б. Татимова 24.

Кроме того, на современном этапе наметился интерес к проблемам формирования и развития диаспор со стороны Всемирных организаций по объединению соотечественников. Одной из реально действующих организаций является Всемирная Ассоциация казахов25, которая  поддерживает исследования по вопросам формирования и развития казахской диаспоры в разных странах мира. Так, в 2007 г. при содействии Ассоциации были опубликованы работы «Казахи Китая» и «Казахи Монголии». В 2008 г. планируется издание монографий «Казахи Узбекистана» и «Казахи России». В перспективе – работа над проектом «Казахи дальнего зарубежья»26.

Одним из новейших изданий является книга «Русские Казахстана», созданная по инициативе Правительственной комиссии Российской Федерации по делам соотечественников России, проживающих за рубежом. Авторами книга стали известные журналисты и деятели культуры Республики Казахстан27.

Также следует выделить несколько казахстанских академических изданий, в которых достаточно подробно изложены вопросы формирования и развития диаспор на территории Казахстана и Центральной Азии28.

Тем не менее, хотя диаспоральная проблематика и привлекает исследователей (особенно на современном этапе), опубликованные работы представляют собой лишь первые попытки осмысления этапов формирования и развития диаспор на территории Казахстана и Центральной Азии.

Изучение состояния диаспор на современном этапе невозможно без освещения государственной политики в сфере межнациональных отношений. В Казахстане поддержка диаспор проводится на уровне государства. Так, Указом Президента Н.Назарбаева от 1 марта 1995 г. была образована Ассамблея народов Казахстана, которая в дальнейшем была переименована в Ассамблею народа Казахстана29. Председателем Ассамблеи стал Н.Назарбаев. На сегодняшний день 9 представителей Ассамблеи - члены Парламента и выражают интересы диаспор в высшем органе законодательной власти. По словам Президента Н.Назарбаева «Это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества»30. Долгое время Ассамблея являлась консультативно-совещательным органом при Президенте РК. На современном этапе идет подготовка документов о придании Ассамблее конституционного статуса. Предполагается разработка специального закона об Ассамблее народа Казахстана, а также ее реальное участие в социально значимых национальных проектах31.

На местах, во всех областных центрах и в городах Астана и Алматы созданы Малые Ассамблеи, которые связаны с национально-культурными центрами различных диаспор. Малые Ассамблеи выполняют функции представительства Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при Акимах (главах региональных администраций)32.

Кроме того, при Министерстве культуры и информации Республики Казахстан образован и функционирует «Центр по исследованию проблем межэтнических отношений»33.

На сегодняшний день исследование диаспоральной структуры Казахстана невозможно без характеристики такого этнического феномена как оралманы -  этнические казахи, проживавшие за пределами Казахстана и вернувшиеся на историческую родину. Максимальное число лиц, которым разрешается переселиться в Казахстан и получить этот статус, ежегодно определяется Президентом РК. С 2001 г. ежегодная квота составляет 15 тыс. семей. По данным на сентябрь 2005 г., общее число оралманов, переселившихся в Казахстан с начала 1991 г., составило около 433 тыс. человек, или почти 110 тыс. семей34. Несмотря на то, что оралманы - этнические казахи, они представляют собой достаточно обособленную группу казахстанского общества. Зачастую в их среде бытуют традиции и обычаи, которые не сохранились среди казахов Казахстана. В то же время, оралманы являются носителями некоторых культурных компонентов тех народов, среди которых они долгое время жили (монголов, китайцев, узбеков и т.д.). Поэтому среди оралманов возникали даже идеи об образовании собственных национально-культурных центров.

Таким образом, государство обращает внимание на диаспоральную проблематику посредством проведения многовекторной политики по этническому вопросу. Как видим, диаспоры - это не только объекты научных исследований и изучаются не только в исторической ретроспективе. Они представляют собой реалии современных обществ, которые государство не может игнорировать.

В заключение следует отметить, что диаспоры формируются в результате миграций и потому причины их возникновения можно выявить, только обратившись к истории страны их происхождения. В то же время, по мере формирования и развития, история диаспор постепенно вплетается в историю принявшей их страны, становится составной частью этой истории. Таким образом, диаспоры связывают истории разных стран. Именно через диаспоры происходит межэтническое и межкультурное взаимодействие как в рамках определенного государства, так и на межгосударственном уровне.


1 Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. - Алматы, 1994.-С.61,87,113,132.
2 История Казахстана: народы и культуры.- Алматы, 2001.- С.196-198.
3 Абдиров М.Ж.История Казачества Казахстана.-Алматы, 1994; Елагин А.С.Казачество и казачьи войска в Казахстане.-Алматы, 1993; Митропольская Т.Б.Из истории Семиреченского казачества.-Алматы, 1997; Абдиров М.Ж. Завоевание Казахстана царской Россией и борьба казахского народа за независимость: из истории военно-казачьей колонизации края.-Астана, 2000.
4 История Казахстана.-Т.3-С.425-427.
5 Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население Казахстана за 100 лет (1897-1997 гг.).-Усть-Каменогорск, 1999.-С.26.
6 История Казахстана.-Т.3.-С.570.
7 История Казахстана.-Т.3.-С.571-572.
8 История Казахстана.-Т.3.-С.473.
9 История Казахстана.-Т.3.-С.651-655.
10 Нусунбеков А.Н. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической республике. - Алма-Ата, 1953; Малышева М.П. Национально-территориальное размежевание Сибири и Казахстана (1919-1922 гг.).-Семипалатинск, 1999; Сейдін Н.Б. Қазақстан Республикасының мемлекеттік шекарасы: қалыптасуы, мәселелері және айқындалу барысы.-Алматы, 2006.
11 Нурмухамедов С.Б. Очерки истории социалистического строительства в Казахстане. 1933-1940 гг.-Алма-Ата, 1966; История индустриализации Казахской ССР. В 2-х томах.-Алма-Ата, 1967; Базанова Ф.Н. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР: национальный аспект.-Алма-Ата, 1987.
12 История Казахстана: народы и культуры.-С.378.
13 Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Татимов М.Б.Новое о коллективизации в Казахстане.-В кн.: История Казахстана: белые пятна.-Алма-Ата, 1991; Насильственная коллективизация и голод в Казахстане в 1931-1933 гг. –Алматы, 1998.
14 История Казахстана: народы и культуры.-С.378.
15 История Казахстана: народы и культуры.-С.304.
16 Шаймуханов Д.А., Шаймуханова С.Д. КарЛАГ.-Караганда, 1997; Политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 гг.-Алматы, 1998; Могильницкий В. Звезды ГУЛАГа.-Астана, 2001; Кузнецова Е.Б. КарЛАГ: по обе стороны «колючки».-Сургут, 2001; Кукушкина А.Р.Акмолинский лагерь жен «»изменников Родины»: история и судьбы.-Караганда, 2002; Страницы трагических судеб: сб.воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950-е гг.-Алматы, 2002; Дильманов С.Д.Исправительно-трудовые лагеря НКВД-МВД СССР на территории Казахстана (20-50-е гг. ХХ в.).- Алматы, 2002.
17 Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов – преступление тоталитарного режима.-Алматы, 1997; Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы.- Алматы: «Арыс»-«Қазақстан», 1998; Кульбаев Т., Хегай А. Депортация.-Алматы, 2000.
18 Козыбаев М.К. Казахстан – арсенал фронта.-Алма-Ата, 1970; Все - для фронта, все – для победы.-Алма-Ата, 1985.
19 Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов – преступление тоталитарного режима.-Алматы, 1997; Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы.-Алматы: «Арыс»-«Қазақстан», 1998; Кульбаев Т., Хегай А. Депортация.-Алматы, 2000.
20 Население Казахстана в 1959-1970-е гг.: структурные сдвиги и их оценка.-Алма-Ата, 1975; Баишев С.Б. Социально-экономическое развитие советского Казахстана.-Алма-Ата, 1979;  Ковальский С.П., Маданов Х.М. Освоение целинных земель в Казахстане.-Алма-Ата, 1986; Базанова Ф.Н. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР: национальный аспект.-Алма-Ата, 1987; Баишев С.Б. Очерки экономической истории Казахстана.-Алма-Ата, 1989.
21 Статистический сборник по отдельным показателям Всесоюзных переписей населения 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.-Алма-Ата, 1991.
22 Central Asia Human Development Report. Bringing down barriers: Regional cooperation for human development and human security.- UNDP, 2005.
23 Кан Г.В. Корейцы Казахстана: исторический очерк.-Алматы, 1994; Ким Г.Н. История иммиграции корейцев. В 2-х книгах.-Алматы, 2006; Баратова Г.С. Социально-экономическая история уйгуров Семиречья на рубеже 19-20 вв. Автореферат диссертации … канд.ист.наук.-Алма-Ата, 1988; Clark W., Kamalov A. Uigur migration across Central Asian frontiers // Central Asia Survey (June, 2004), 23 (2), 167-182; Бургарт Л.А. Из истории немецких поселений в Восточном Казахстане (нач.ХХ в.-1941 г.).-Усть-Каменогорск, 1999; Кригер В. Рейн-Волга-Иртыш (из истории немцев Центральной Азии).-Алматы, 2006; Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие.-Алматы, 1997; Мендикулова Г.М. Казахская диаспора: история и современность.-Алматы, 2006.
24 Абдыгалиев Б. Политизация этничности.-Алматы, 2006; Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана: численность, размещение, состав (1870-1914 гг.).-Алма-Ата, 1981; Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население Казахстана за 100 лет (1897-1997 гг.).-Усть-Каменогорск, 1999; Алексеенко Н.В. Историческая демография Казахстана.-Усть-Каменогорск, 2001; Асылбеков М.Х., Галлиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1980 гг.).-Алма-Ата, 1991; Асылбеков М.Х. Казахи: демографические тенденции 80-90-х гг.-Алматы, 2000; Асылбеков М.Х., Козина В.В. Демографическое развитие республики Казахстан в условиях суверенитета.-Алматы, 2001; Базанова Ф.Н. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР: национальный аспект.-Алма-Ата, 1987; Бекмаханова Н.Е.Формирование многонационального населения Казахстана и Северной Киргизии: последняя четверть 18- 60-е гг.19 в.-М., 1980; Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпохи капитализма.-М., 1986; Козина В.В. Демографическая история Казахстана.- Караганда, 2007; Татимов М.Б.Развитие народонаселения и демографическая политика.-Алма-Ата, 1978; Татимов М.Б. Социальная обусловленность демографических процессов.-Алма-Ата, 1989; Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы.-Алматы: Ғылым, 2001; Сдыков М.Н.История населения Западного Казахстана (XVIII- начало XXI вв.).-Алматы, 2004.
25 http://www.kazaktar.kz
26 http://www.kazakstan.kz/rus/news/culture/2008_03_05_21_00_002;  
     http://www.newsopen.ru/news.php?news_id=1647336
27 Русские Казахстана.-Алматы: «СаГа», 2008; Казахстанская правда.- 17 мая -2008.
28 История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк.-Алматы, 1993; Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы.-Алматы: «Арыс»-«Қазақстан», 1998; История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Т. 3. –Алматы: «Атамұра», 2000; История Казахстана: народы и культуры.-Алматы: Дайк-пресс, 2001; История Казахстана и Центральной Азии. -Алматы: Білім, 2001; Народы Казахстана: энциклопедический словарь.-Алматы, 2003; Тюркские народы: Энциклопедический справочник / Гл.ред.Б.Г.Аяган.-Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004; Центральная Азия в составе Российской империи.- М.: Новое литературное обозрение, 2008.
29 Указ Президента Республики Казахстан от 26 июля 2007 г. №370.
30 http://www.mank-taldyk.kz (из выступления Президента РК Н.Назарбаева на совместном заседании палат парламента от 16.05.2007 г.).
31 http://www.assembly.kz/godzagodom.shtml?f=show&type=37&id=221093917217
32 http://ru.wikipedia.org/wiki/
33 http://www.assembly.kz
34 http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30023333

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.