Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«BBCRussian.com», «Ведомости», «Время новостей», «Новые известия», «RBC daily» «Новостная служба портала ГУ-ВШЭ» о докладе ПРООН «Россия перед лицом демографических вызовов»
«Ведомости» о грядущем удвоении душевого ВВП и необходимом росте производительности труда
«Коммерсантъ» о гибкой зарплате и негибкой занятости
«Smart Money» о занятости и рынке труда
«Российская газета» и «Коммерсантъ» о действиях государства на рынке труда
«Время новостей» о сезонном снижении безработицы
«Ведомости» о безработице в ЕС
«Коммерсантъ» о нехватке средств на обследования занятости
«Ведомости» об охране труда в России
«Новые известия» о росте бедности
«Ведомости» о российской пенсионной реформе
«Новые известия» о дефиците ПФР
«Время новостей» о реформе соцналогов и выплат
«Эхо планеты» о миграционной политике России
«Российская газета» о трудовых мигрантах и экономическом развитии России
«Российская газета» о внутренней миграции в России

«Вечерний Бишкек» о внутренней миграции и регистрации в Киргизии
«Комсомольская правда» о «карте русского»
«Независимая газета» о межэтническом конфликте в Киргизии
«Русская Германия» о рождаемости в Германии
«Ведомости» об отношении к детям
«Трибуна» о росте доли алкогольного контрафакта
«Новая газета» о мерах по ограничению курения в мире и России
«Известия» о курении и экономике провинции Хубэй
«Комсомольская правда» об автовыхлопах
«Новые Известия» и «The Guardian» о свином гриппе
«Время новостей» о пользе прививок
«Известия» и «Российская газета» о пространственном расслоении Москвы и трущобизации
«Московский комсомолец» о снижении числа абортов в Москве
«Gazeta.kz» о проблемах негосударственного образования в Казахстане
«Эксперт Казахстан» о проблемах казахстанской переписи
«Белорусские новости» о подготовке к переписи в Белоруссии
«Independent» о мужской контрацепции путем инъекции

… о миграционной политике России

Работа пуще неволи

Сотни тысяч гастарбайтеров покидают сейчас Россию. Экономический кризис, лишивший их рабочих мест, дает время еще раз подумать о том, нужны ли нам рабочие-иммигранты. И если нужны, то как сделать их пребывание в нашей стране безболезненным для них и максимально полезным для России.
Первыми гастарбайтерами на Руси были викинги. Эти профессиональные воины и бродяги составили костяк княжеских дружин. Многие из них, переняв у славян язык, религию и традиции, полностью ассимилировались, превратившись из гостей в хозяев. Во времена Ивана III в XVI веке секреты фортификации и взрывного дела русским передавали немецкие военные специалисты. Ивану Грозному они даже помогли взять Казань. Благодарность за эту интернациональную помощь иногда принимала странные формы: Грозный сначала разрешил иностранцам компактно селиться в Москве в Немецкой слободе на Яузе, а потом, разгневавшись как-то, приказал слободу сжечь, а ее обитателей бросить в тюрьму. Сидевший там пленный татарский хан якобы приветствовал новых сокамерников такими словами: "Вам, немецким собакам, так и надо! Вы вручили русским оружие, которым они избили нас. Сегодня этим кнутом они лупят вас".
Впрочем, Немецкую слободу, или Кукуй, отстроили заново. Туда снова потянулись иноземцы. Но их количество не могло изменить качество русской жизни. Поэтому задумавший радикально европеизировать Русь Петр I вынужден был расширить привлечение "иностранных специалистов". Начало этому процессу положило так называемое Великое посольство, во главе которого с марта 1697-го по август 1698 года российский царь-реформатор исколесил пол-Европы. Официальной целью было дать шести десяткам отпрысков российских дворянских фамилий представление о европейской жизни, быте, промышленности, архитектуре, судостроении, медицине и военном деле. Однако, чтобы быстро обзавестись кадрами, способными решить если не все, то хотя бы судьбу реформ, в ходе Великого посольства на службу в России завербовали сотни иностранцев от вице-адмирала до корабельного повара. Поэтому Василий Ключевский позже назвал Великое посольство секретной воровской экспедицией, целью которой было "выкрасть у Западной Европы морского техника и техническое знание".
Чтобы закрепить полезных людей в России, Петр I издал 16 апреля 1702 года манифест "О вызове иностранцев в Россию с обещанием свободы вероисповедания", гарантировавший иностранным специалистам не только помощь в перемещении из Европы, но и свободу вероисповедания в христианстве, судопроизводство "по законам Божеским, а потом по Римскому гражданскому праву и другим народным обычаям, соблюдение законов по выходу в отставку, которые действуют в европейских государствах".

Импортные россияне
Массовое переселение иностранцев в Россию началось при Елизавете II, которая столкнулась с необходимостью заселять приобретенные в результате успешных войн земли в Крыму, на Северном Кавказе, в Южном Приуралье и Южном Поволжье. А в 1763 году Екатерина II издает ряд указов, создающих правовые и социально-экономические условия для переселения в Россию иностранцев и их обращения в российское подданство. В результате уже до конца XVIII века только в Поволжье возникают более 100 немецких поселений с численностью до 50 тысяч человек. Помимо немцев в тот же период в Россию переселили 40 тысяч молдаван и около 30 тысяч греков, болгар, сербов, венгров и представителей других народов.
В XIX веке поток иммигрантов в Россию уменьшился. А после революции 1917 года большевики, взяв курс на самоизоляцию, провозгласили политику кадровой самодостаточности. Правда, в 1930 годы индустриализация потребовала привлечения значительного числа западных, в первую очередь германских и американских инженеров, поскольку советские вузы подготовить достаточное число специалистов не успели. В конце 1970-х необходимость в массовом привлечении в СССР иностранных кадров возникла из-за доступности высшего образования и нежелания молодых людей обзаводиться рабочими профессиями. Это привело к нехватке рабочих рук в ряде отраслей. Пришлось завозить вьетнамцев для текстильной промышленности и северных корейцев для работы на лесоповале в Забайкалье. Но массовое привлечение импортной рабочей силы началось после старта демократических реформ и распада Советского Союза.

Рабочие или рабы?
Разрушение привычных экономических связей, существовавших в СССР, упадок экономики, массовое закрытие предприятий привели, с одной стороны, к высвобождению значительной рабочей силы. Однако большая часть расставшихся с заводами, фабриками и стройками нашла себе применение в частном секторе, в том числе в челночной торговле. Одновременно произошло разрушение системы профессионального образования, и приток новых рабочих кадров в промышленность и строительство значительно сократился. Поэтому, когда некоторые сегменты экономики, например, то же строительство, начали быстро возрождаться, кадры для них пришлось комплектовать за счет иммигрантов из бывших союзных республик, готовых работать за меньшую, чем россияне, зарплату.
В свое время аналогичным образом проблему дефицита рабочих рук в непрестижных для местного населения профессиях решили в Германии, Австрии, Бельгии, Швеции, Канаде, Великобритании, Франции и ряде других развитых стран. Но там власти создали все условия для включения иммигрантов, в основном из Африки и Азии, в общественную и политическую жизнь.
В России этого не произошло. В первую очередь потому, что долгое время гастарбайтеров рассматривали лишь как дешевую рабочую силу, источник наживы для работодателей, а также для выдающих разрешения на проживание и работу в России чиновников и милиции. Трудовых иммигрантов довели до положения бесправных рабов. Виновато в этом было в первую очередь иммиграционное законодательство. Оно, как отметил в беседе с корреспондентом "Эхо" Дмитрий Карпенко, член рабочей группы по совершенствованию иммиграционного законодательства, взвалило на работодателя полную ответственность за трудовых мигрантов, обязало его нести финансовые расходы на получение разрешения и оформление всех документов. Естественно, работодатель покрывал эти расходы за счет привлекаемого иностранного работника, а тот не мог самостоятельно уйти к другому "барину".
Дешевизна труда гастарбайтеров, их готовность работать больше, а получать меньше привели к тому, что работающие на территории России предприниматели потеряли стимулы брать на работу россиян. Это вызывало всплеск ксенофобии, которая проявлялась не только в призывах отдельных политиков очистить Москву и Россию от пришлых, но и настоящих погромах на рынках и в общежитиях иммигрантов. При этом нападавшие на узбекских, азербайджанских и таджикских торговцев и рабочих бритоголовые бандиты сами явно не претендовали на рабочие места, занятые приезжими. Ненависть к "нерусским" вылилась и в убийства иностранных студентов. Это привело к сокращению притока желающих платить за получение российского образования, и без того переживающего нелегкие времена.

Метания и шарахания
Критика со стороны либеральной российской и зарубежной прессы, правозащитников, здравомыслящих политиков вынудила российские власти задуматься над серьезностью проблемы. В 2007 году они значительно либерализовали иммиграционное законодательство. В частности, приезжим разрешили самостоятельно получать разрешение на работу и уже затем искать нанимателя. Теперь при регистрации с гастарбайтеров не требуют ни документов, подтверждающих квалификацию, ни справок о состоянии здоровья.
По словам Карпенко, это привело к тому, что теоретически разрешение на работу, скажем, на стройке, может получить даже инвалид-колясочник. Другое дело, что с этим разрешением на работу его никто не возьмет. Но это будет уже не только его проблема, но и проблема работодателя, потому что недееспособный иммигрант выбирает квоту, которая не достанется его дееспособному товарищу. Но и это еще не все проблемы.
Получение регистрации и разрешения на работу остается достаточно сложным и, учитывая необходимость давать взятки, дорогим делом. Поэтому значительная часть иммигрантов предпочитает не получать разрешения на работу, а покупать документы. Естественно, фальшивые. Знающие люди говорят, что найти их можно чуть ли не на любом вокзале. Работодатели не обязаны проверять подлинность разрешений на работу, поэтому они ограничиваются проверкой наличия разрешения на пребывание в стране и затем сообщают в Федеральную миграционную службу (ФМС) о вновь нанятых рабочих. Когда через какое-то время приходит уведомление, что эти рабочие не имеют разрешений на работу, их увольняют, при этом часто не выплачивая зарплату или урезая ее. Понятно, отмечает Карпенко, такое положение устраивает и изготовителей фальшивых разрешений, и работодателей.
Не слишком удачными оказались и еще некоторые изменения в иммиграционном законодательстве. Например, принятый в 2007 году закон о регистрации иностранных граждан по месту пребывания, которое вовсе не обязано совпадать с местом проживания. Это приводит к тому, что в определенных регионах концентрируется число мигрантов, не соответствующее возможностям по обеспечению гастарбайтеров жильем в гостиницах, общежитиях или сдаваемых квартирах. В результате люди живут в нечеловеческих условиях: в подвалах, на чердаках, в неприспособленных для жизни бытовках. Такое положение характерно прежде всего для крупных городов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Примечательно, что правительство Москвы предложило оставить заявительный метод регистрации только в регионах, где ощущается дефицит рабочей силы, а в столице вернуться к разрешительной регистрации. Но это предложение не встретило понимания ни у либеральной общественности, ни у федерального правительства, которое, кстати, в угоду общественному мнению иногда действует отнюдь не либерально.
В 2007 году правительство, ссылаясь на недовольство народа засильем на городских рынках выходцев из кавказских республик, ввело запрет для иностранцев на торговлю на рынках. Фактически это был прямой запрет на профессии, противоречащий российской Конституции. Он ударил в первую очередь по выходцам из Азербайджана, которые составляли основную массу тружеников рыночного прилавка. Они вынуждены были либо уехать, либо нанимать в свои ларьки местных, либо платить взятки проверяющим выполнение закона милиционерам.
В конце 2008 - начале 2009 года гастарбайтеры начали в массовом порядке покидать Россию, и вовсе не из-за произвола властей или негативного отношения к ним россиян. Кризис привел к массовому сокращению рабочих мест, на которых были заняты трудовые мигранты. Сотни тысяч гастарбайтеров потянулись на родину - в среднеазиатские республики, Закавказье, Молдавию и на Украину, создавая головную боль для властей этих стран. Немало вопросов кризис задал и российскому правительству. Например, что делать с потерявшими работу россиянами? Чтобы освободить для них часть рабочих мест, в конце 2008 года на 50 процентов были урезаны квоты на привлечение иностранных рабочих. Сокращение числа выдаваемых разрешений на работу сразу привело к росту продажи фальшивок. Но кризис, хочется верить, будет преодолен. Российская экономика вновь начнет расти. И тогда проблема иммиграции встанет с новой силой.

Россия вымирает
Ни для кого не секрет, что россиян с каждым годом становится все меньше. С 1980-х годов только естественная убыль населения страны, то есть в результате превышения смертности над рождаемостью, превысила 12 миллионов человек. Попытка компенсировать убыль за счет привлечения соотечественников из стран СНГ особым успехом не увенчалась - на постоянное жительство в Россию приехали лишь 5,7 миллиона человек. Вопреки призывам и обещаниям властей, многие из них оказались здесь никому не нужны. У местных властей, на которые федеральный центр взвалил ответственность по выполнению программы привлечения соотечественников, не оказалось средств для помощи приезжим.
А ведь многие из них, чтобы окупить дорогу, за бесценок продавали квартиры и дома. Глядя на мытарства в России тех, кто поддался чувству ностальгии и щедрым обещаниям, остальные предпочитают либо как-то приспосабливаться к новым, часто неблагоприятным условиям в бывших республиках, либо уезжать в дальнее зарубежье - в Австралию, Новую Зеландию, Европу, но только не в Россию.
Однако, как считает директор Института демографии Анатолий Вишневский, если иммиграция в Россию не достигнет 500-700 тысяч человек в год, в 2050 году от ее населения в 142 миллиона останется не более 100. Это оптимистический прогноз. Пессимисты называют цифру в 70 миллионов.
- Мы не закроем все демографические дыры только за счет соотечественников, - считает Вишневский. - Необходим "натурализационный коридор": чтобы какая-то часть гастарбайтеров становилась российскими гражданами, приезжала с семьями или обзаводилась ими тут. Но для этого необходима целая программа по интеграции иммигрантов в российское общество.
Директор Центра миграционных исследований РАН Жанна Зайончковская считает, что Россия еще в 2006 году вступила в ситуацию, при которой молодежь уже не может полностью заместить выходящих на пенсию. И если не будет миграционного пополнения рабочей силы, то уже тем людям, которым сейчас примерно 40 лет, придется снижать пенсию, так как некому будет на нее заработать. Кроме того, придется сильно урезать социальные льготы или же понижать зарплату, не говоря уж об увеличении возраста выхода на пенсию, закрывать предприятия и забыть об удвоении ВВП.
Поэтому, говорит Зайончковская, как бы в России ни относились к мигрантам, отказ от них приведет лишь к коллапсу экономики. По этой причине выбирать нам придется из двух вариантов: миграция будет либо узаконенная и управляемая, либо теневая, со всеми сопутствующими издержками.
Одним словом, необходима грамотная миграционная политика. Сейчас же, по словам заслуженного юриста России, члена Совета Федерации Константина Суркова, вопросы миграции регулируются 230 нормативными правовыми актами. А единой и четкой системы воздействия на миграционные процессы пока нет, так же, как нет и программы по привлечению высококвалифицированной рабочей силы.
- Миграционная политика, - говорит Сурков, - должна решать, надо ли привлекать ее из других государств? Если надо, то каким образом?
- Например, сейчас, - продолжает Сурков, - планируется самый крупный в истории России государственно-частный инвестиционный проект - строительство на юге Забайкальского края 375 километров железнодорожных путей. Они пройдут по труднодоступным горным районам, обладающим огромнейшими природными богатствами. Кроме того, будет построено пять горно-обогатительных комбинатов. Для того чтобы этот проект осуществить, нужно около 100 тысяч рабочих рук. Однако в забайкальском крае, где население достигает более миллиона человек, этих рабочих рук мы не нашли. Наши граждане на эту работу идти не хотят. Зато свои услуги готовы предложить живущие рядом китайцы. Жители Таджикистана и Украины тоже с удовольствием возьмутся за эту работу.
Но содержание одного человека в тяжелых северных условиях обходится государству в пять раз дороже, чем содержание человека, проживающего в европейской части России. Возможно, что целесообразнее было бы ввести вахтовый метод: трудовые мигранты работают, скажем, два месяца, затем уезжают к себе на родину, а на смену приезжают новые.
На все эти вопросы и должна дать ответ новая концепция российской миграционной политики, которой предстоит обеспечить Россию квалифицированными кадрами, а кадрам гарантировать уважение и достойную жизнь.

***
Число иностранцев, въехавших в Россию. По данным ФМС за 2008 год.
Украина 3,6 млн. человек
Узбекистан 2 млн. человек
Казахстан 1,5 млн. человек
Таджикистан 1,0 млн. человек
Киргизия 0,5 млн. человек

Андрей ИВАНОВ, Наталья МУШКАТЕРОВА. «Эхо планеты», 24 апреля 2009 года

Мигранты в России: пускать или не пускать?

Сергей Караганов, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
- Три-четыре года назад считалось, что нужно давать работу своим, а чужие нам не нужны. В результате за это время мы упустили несколько миллионов классных работников и ухудшили профессиональный состав гастарбайтеров. Мы заменили украинцев и молдаван на таджиков, при всем уважении к их замечательным дворникам. По моим личным наблюдениям, большую часть строительных работ выполняют сейчас низкооплачиваемые таджики и узбеки.
В последние годы отношение к мигрантам в России со стороны власти изменилось. Существенным образом облегчена возможность получения регистрации и виз. Однако в целом уровень защиты прав мигрантов остался крайне низким, а уровень коррупционности в этой сфере - крайне высоким. И хотя совершенно очевидно, что российская экономика без качественной рабочей силы обойтись не сможет, нынешний кризис усугубит негативное отношение к мигрантам. Что еще хуже, местные власти часто идут на поводу ксенофобских настроений в обществе. Частично это вызвано непониманием серьезности демографической ситуации, иногда - рудиментами расизма.
В целом у правительства России нет культурно-этнической стратегии, а есть лишь смутное понимание необходимости привлечения мигрантов. При этом власти прячут голову в песок, не желая признать, что через 15 лет мигранты будут составлять в нашей стране две трети или даже половину рабочей силы.

***
Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы
- Согласно расчетам экономического факультета МГУ, в 2017 году нетрудоспособного населения в России будет на 15-17 миллионов меньше, чем трудоспособного. Я не очень верю расчетам Фонда ООН по народонаселению, который считает, что к 2050 году Россия потеряет 34 миллиона человек. Тем не менее мы учитываем эту цифру при планировании своей работы по оказанию содействия в привлечении иностранных граждан в Россию на долговременной основе. К сожалению, государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в прошлом году дала лишь пятипроцентный иммиграционный прирост. Это говорит не о провале программы, а о необходимости активизации и интенсификации работы в этом направлении. Нужно расширять территории вселения. Сейчас соотечественников принимают лишь 4 процента территории страны. Поэтому мы не можем переварить больше людей. Надо расширять и категории участников программы. Необходимо включить в нее высококвалифицированных специалистов-мигрантов, военнослужащих, студентов, а также людей, которые долго проживают на территории РФ и не могут получить статус. Необходимо перераспределить средства на поддержку переселения соотечественников, направив основной поток в Забайкалье и на Дальний Восток, потому что в центральные регионы люди поедут без компенсации и без пособия. Но в целом программа переселения соотечественников работает.
В четвертом квартале прошлого года заработала наконец информационная система ФМС. Это центральный банк данных по учету иностранных граждан, который включен в государственную информационную систему миграционного учета. Она позволяет нам контролировать всех, кто приезжает.
В 2007 году была упрощена процедура получения разрешения на работу, после чего число нелегальных мигрантов в России уменьшилось в 3-4 раза. Нелегальных мигрантов здесь тысячи или десятки тысяч, но никак не миллионы. Люди, приезжающие в Россию, так или иначе обращаются в социальные органы, поэтому мигранты волей-неволей попадают в базы данных ФМС и не представляют угрозы для страны. Мы этих людей видим, каждого знаем и не считаем их незаконными мигрантами или нарушителями.
Мигрантов нужно ассимилировать. Петр I говорил: надо учиться у голландцев. А голландцы взяли курс на интеграцию иностранцев в свое общество. Учат приезжих традициям, языку. У них некоренное население составляет уже 30 процентов. И они нормально живут. Таким же путем должны идти и мы. Мы никуда от этого не денемся. Сейчас идет борьба за энергоресурсы, но впереди - борьба за квалифицированные рабочие руки. Нам за них еще придется воевать.

***
Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в России

- Необходима умная миграционная политика, ясные квоты миграции, осмысленная региональная политика. Есть регионы, куда надо просто заманивать мигрантов, стимулировать это экономически и социально. А есть регионы, приезд в которые мигрантов может вызвать неприемлемый социальный эффект. Необходимо также, чтобы, с одной стороны, права человека, в том числе права мигранта, не ущемлялись, но вместе с тем, если в контракте ему прописано жить только в определенных регионах, это должно неукоснительно соблюдаться.
Проблема в том, что законодательство в каком-то приемлемом виде у нас все-таки существует, а вот реализация существующих законов абсолютно неприемлема. Одной из причин существования нелегальной миграции является дикая коррупция в связи с огромным количеством формальностей, которые необходимо соблюсти при оформлении статуса мигранта. В ней заинтересованы очень многие влиятельные люди. Порой и те, кто призван бороться с этими заинтересованными людьми.
Вторая проблема - алчность и корыстолюбие наших предпринимателей и региональных властей. Они заинтересованы в консервации бесправия мигрантов, чтобы можно было держать их фактически на положении рабов. Тогда мигрантам можно меньше платить, можно не соблюдать законы, связанные с правом трудящихся на получение минимума зарплаты, определенных жилищных условий и т.д. Если мы не решим эту проблему, она будет постоянно возникать. Гнилые местечки, связанные с бесправием, нечеловеческими жизненными условиями, и как следствие с преступностью, будут процветать. Поэтому проблема на 90 процентов в нас, а не в том, что плохие нелегальные мигранты не хотят становиться легальными.

***
Владимир Жириновский, вице-спикер Государственной Думы

- Надо максимально сократить все возможности для приезда мигрантов в Россию. Те, кто едет к нам на работу, сразу становятся нелегалами. Возможно, они и хотели бы легализоваться, но у них много времени уходит на оформление документов. Кроме того, проблему создают транзитники, которые через Россию едут в Европу и Америку. Но западные границы у нас хорошо укреплены, и там появляются трудности для пересечения, и транзитники залегают на дно, вливаются в этнические группировки и в трудовую миграцию.
У них не хватает денег, потому что преступные группировки требуют от них 3-5 тысяч долларов за переход границы. Тогда транзитники начинают подрабатывать наркотиками. Это тоже доставляет нам большие проблемы. На одного легального мигранта приходится до 20 нелегальных. А у нас не отлажена система депортации.
Очень большая проблема с миграционными потоками. Казахстан, например, имеет безвизовые отношения с 20 государствами, и оттуда через Казахстан люди попадают к нам.
Тем иностранцам, кто хочет работать в России, надо облегчить легализацию, убрать бюрократические рогатки, избавить от необходимости месяцами и годами собирать справки. А от тех, кто сразу приехал нелегалом, надо избавляться. Надо вводить визовый въезд из СНГ. Только тогда мы резко сократим поток мигрантов. Надо отменять поезда Душанбе-Москва, Ташкент-Москва и т.д. Надо принимать жесткие меры по отношению к приему на работу нелегальных мигрантов. Под угрозой лишения лицензии коммерческие компании, конечно же, откажутся от труда нелегалов, иначе они понесут большие убытки. Мигранты пополняют криминальные группировки. Известно много случаев, когда в палатках быстрого питания нам, москвичам, готовят супы, шаурму, барбекю из мяса павших животных. В России такого никогда не было. Это очень большая проблема, но власти ею почти не занимаются.

Андрей ИВАНОВ, Наталья МУШКАТЕРОВА. «Эхо планеты», 24 апреля 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.