Rambler's Top100

363 - 364
2 - 15 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Деловой вторник» и «Русский Newsweek» об итогах года семьи
«Газета» о материнском капитале и ипотеке
«Газета» о готовящихся мерах по поддержке рождаемости
«Труд» о возможном продлении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком
«Молодежь Эстонии» об исследовании факторов рождаемости в Эстонии
«Новые известия» о внебрачных рождениях
«Корреспондент» о родах после 30 на Украине
«Газета 24» о кризисе и демографической ситуации на Украине
«Белорусские новости» о демографической ситуации в Белоруссии
«Казинформ» о демографической ситуации в Казахстане
«Deutsche Welle» о демографии и динамике расселения в Германии
«Известия» о новых бланках учета рождений и смертей
«Би-би-си» о снятии запрета на госфинансирование зарубежных организаций, оказывающих услуги, связанные с абортами, и мнении Ватикана по этому поводу
«Медицинская газета» о проекте Концепции здравоохранения
«Ведомости» о возможном влиянии кризиса на здравоохранение
«Медицинская газета» о конгрессе диетологов и нутрициологов
«Газета» о необходимости проверок призывников на социально-опасные заболевания
«Newsru.com» о дороговизне презервативов на Украине и особом мнении Лужкова
«Парламентская газета» об алкогольных проблемах в России
«La Stampa» о торговле органами в Италии

«Российская газета» о продолжающемся кризисе российской трансплантологии
«Эхо» о детской смертности в Азербайджане
«Труд» о кризисе и суицидах
«Ведомости» о безработице в ЕС
«Бизнес & Балтия» о безработице в Латвии
«Труд» и «Газета» о кризисе и рынке труда
«Газета», «Время новостей» и «Ведомости» о действиях государства по противодействию кризису на рынке труда
«Ведомости» о возможности забастовок
«Ведомости» о зарплатной задолженности
«BFM.ru» о кризисе и социальном развитии регионов
«Smart Money» и «Время новостей» о кризисе занятости в моногородах
«Ведомости» о кризисе и внутренней миграции
«Российская газета» о новых идеях правительства Москвы по оформлению регистрации иногородних
«Российская газета - неделя» о миграции дальневосточников
«РИА Новости» о кризисе и привлечении гастарбайтеров
«Новые известия» и «Газета 24» о «зеленой карте» для украинцев в Чехии
«Новые известия» об усилении активности ультранационалистов
«Труд» о предстоящей переписи тюремного населения
«Медицинская газета» о грядущей геномной революции
«Независимая газета» о японских традициях отдыха

… об итогах года семьи

Песня для Президента

Как российские СМИ подводили итоги завершившегося года семьи

В канун старого Нового года в Кремле чествовали обладателей новой государственной награды с оригинальным названием "Родительская слава". В отличие от хорошо забытой советской "Материнской славы", которая была адресована многодетным женщинам, новый знак призван отметить роль также и отца, и может быть присужден любой семье, в которой воспитывается четверо и более детей.
Первыми счастливыми кавалерами нового ордена стали восемь семей. Они почти в полном составе прибыли на торжество, журналисты с неким удивлением отмечали, что даже за большим столом все приглашенные едва поместились. Подчеркнули, что среди приглашенных - семьи священников, строго следующих православной традиции патриархального воспитания и готовящих детей продолжить путь родителей - то есть, пойти в семинарию или стать спутницей жизни батюшке, все поют в церковном хоре. Дети спели песню, посвященную президенту, вполне трогательную.
Собственно, репортажи о торжестве стали своего рода завершением более чем скромной информационной кампании, посвященной итогам Года семьи. Многие, честно говоря, и вовсе ее не заметили - за тревожными сводками газового кризиса и всеобщей экономической неразберихи эта тема выглядела как-то совсем невнятно и скомкано. Основным результатом (кроме учреждения награды), судя по нашим СМИ, стал своего рода рекорд: впервые с 90-х годов рождаемость в Отечестве выросла - в 2008 на свет появились миллион 710 тысяч малышей.
Но почему-то эти вполне оптимистичные слова не слишком убеждали. Может, оттого, что информация этим и ограничивалась - ничего не говорилось, например, о показателях убыли населения. О том, в каких семьях родились дети. Или как усовершенствовалась за год система охраны материнства и детства, образования, социальной поддержки семьи, без которых показатели рождаемости рискуют превратиться из знака благополучия в масштаб проблемы.
А может, оттого, что сами журналисты, готовящие очень редкие в современном национальном эфире позитивные сюжеты из повседневной жизни, не слишком верили в повсеместный успех проекта. И сами сюжеты, призванные поддержать авторитет семьи и вдохновить сограждан, выглядели подчас как экзотические, ничего общего с реальной жизнью не имеющие истории. Ведь нельзя же, согласитесь, вполне симпатичного сельского батюшку или не менее симпатичного народного умельца из таежной глубинки, передающего многочисленным чадам древнее искусство своего исчезающего народа, считать среднестатистическими гражданами. Слава богу, что у них все хорошо, и дети улыбаются, и мир в душе. Но едва ли их пример вдохновит обдумывающих житье молодых и подскажет что-то реально полезное миллионам обычных мужчин и женщин, озабоченных тысячью проблем.
Увы, о них, об обычных семьях, и о том, что сделано для них, как они воспитывают детей, строят стратегии своей жизни и успеха (ведь успех определяется не только репродуктивной функцией) национальный экран говорил на удивление немного. Вообще возникало такое чувство, будто семейное счастье - удел неких странных, нетипичных людей или святых, или блаженных, во всяком случае, не тех, кто живет сегодняшним днем, работает, участвует в общественной практике. Что единственные ориентиры в этой области лежат настолько далеко, что нынешним и надеяться не на что. Что измученные повседневностью соотечественники единственным спасением видят патриархальный православный идеал. Сегодняшняя жизнь как будто бы никакой цельной картины семейного мира не предлагает и не может семейные ценности защитить.
Но так ли это? И разве государственная демографическая политика заключается только в том, чтобы показатели рождаемости достигли советского уровня?
В советское время, кстати, поставленная КПСС и правительством задача повышения рождаемости сопровождалась реальной мощной социальной поддержкой - серьезными пособиями, квартирами и коттеджами, разветвленной системой льгот и детских садов и т д. На сегодняшний день даже в столице нехватка мест в детсадах (увы, далеко не дешевых) зашкаливает, на очередь будущие мамы встают, едва узнав о беременности. Так называемый материнский капитал (о том, что сам термин дискриминирует отцов по определению, уже устали говорить) ничуть не решает проблемы социализации и образования будущего гражданина - эксперты опасаются, что к тому времени, когда его можно будет начать тратить (по достижению ребенком трех лет), начнется массовый отказ от детей (а сирот при живых родителях у нас уже 700 тысяч).
По некоторым оценкам, рождаемость формально выросла прежде всего за счет проблемных семей. Кстати, о создании полноценной комплексной социальной семейной службы - о ней давно твердят и педагоги, и медики, и работники правоохранительных служб - что-то не слышно. Как и о принятии законов, непосредственно направленных на защиту семьи и детства - о преодолении жестокости и насилия в семье, создании системы ювенального правосудия. То есть предусматривающих комплекс мер, адресованных прежде всего тем детям, которые оказываются в трудной жизненной ситуации. Там, где зачатки этой системы есть - в разы снижается рецидив правонарушений несовершеннолетних, трудные подростки вступают в нормальную жизнь.
Почему-то Год семьи обошел вниманием эти важнейшие инициативы, давным-давно разработанные. В результате ежегодно две тысячи детей гибнет от рук родителей, и десятки тысяч подростков идут на нары. Никакой статистики, свидетельствующей о снижении этих страшных показателей, в СМИ не было представлено. Не уделили серьезного внимания и семьям мигрантов, вынужденных переселенцев - хотя журналисты и эксперты об этом криком кричат уже полтора десятка лет. Не говоря уже о стариках, о молодых семьях, которые в условиях экономического кризиса едва ли могут надеяться на реальную государственную поддержку. Что на днях вполне внятно озвучил московский мэр - заявив, что, мол, не надейтесь, цены на жилье падать не будут.
В Америке тем временем дешевеет бензин. Впрочем, молодые москвичи ответили адекватно - как сообщалось в тех же СМИ, в Год семьи в столице зарегистрировано значительно меньше браков, чем в предыдущем. Очевидно, в том числе и поэтому каждый третий ребенок рождается в отечестве - уже много лет подряд - вне зарегистрированного брака. Так же, кстати, как и на Украине, в Белоруссии, многих других постсоветских странах. И матери этих детей, как показывает та же статистика, отнюдь не маргиналки и мигрантки, а вполне квалифицированные и благополучные женщины, совершающие вполне ответственный выбор и готовые обеспечить будущее своих детей. Они рожают не за триста тысяч рублей. И таких, подозреваю, трудно вдохновить примером православной матушки или лубочной историей о патриархальной многодетной фермерше.
Государственная семейная политика очень важна. И хорошо, что президент, которого многие сограждане помнят как вдохновителя и руководителя новых социальных приоритетных проектов, периодически говорит о важности инновационных подходов, о необходимости создать для работающей женщины благоприятные условия, о том, что отец - также важная фигура в воспитании детей. И новый орден, конечно, тоже важен. И получать его, наверное, будут и впредь разные и очень достойные люди.
Да, престиж семьи и престиж человечности как таковой необходимо поднимать. И многие региональные СМИ об этом пишут и вещают. Жаль только, что их герои и предложенные ими пути решения многих социальных проблем, подчас новаторские, поистине государственного масштаба, не находят места на национальном экране. Но и это, очевидно, проблема временная. Поэтому не будем считать прошедший Год семьи годом потерянных возможностей. Впереди - двадцатилетие Декларации прав ребенка, а также годовщина ратификации нашей страной этого важнейшего международного документа, реально изменившего ситуацию во многих частях света. Значит, у нас еще все может получиться. И у нашего ТВ - тоже.

Надежда АЖГИХИНА. «Деловой вторник», 20 января 2009 года

Институт с браком

Сделать аборт Дарью, 27-летнюю москвичку, менеджера по рекламе в крупном медиахолдинге, уговорил ее молодой человек Семен, временно безработный. Несостоявшийся отец объяснил это просто: «Какие дети, когда на дворе кризис? Себя бы прокормить». Девушка долго спорить не стала: во-первых, ее тоже грозят вот-вот отправить в бессрочный неоплачиваемый отпуск, а, во-вторых, побоялась разрыва отношений. Теперь она надеется, что молодой человек сдержит обещание, которое он дал еще до кризиса, и женится на ней. Но у Семена другие планы: «Кто же женится в разгар кризиса?»
В трудные времена в России обычно избегают перемен в личной жизни. Это стало ясно еще 10 лет назад: в кризисном 1998 году Росстат зафиксировал резкое сокращение количества разводов и новых браков и падение рождаемости. Люди реже женятся, реже расстаются, меньше рожают, но и связи на стороне тоже заводят не так часто. Во время кризиса все стремятся сохранить статус-кво в своей частной жизни и добиться стабильности хотя бы на личном фронте. Социологи говорят, что это значит только одно: в кризисном 2009 году будет утеряно большинство демографических завоеваний последних лет.

ВРЕМЯ НЕ РОЖАТЬ
В середине января Дмитрий Медведев подводил итоги Года семьи, который был объявлен в России в 2008-м. За год рождаемость выросла на 6%, констатировал президент, а за два последних года - на все 14%. Больше рождаемость расти не будет, утверждают эксперты. Вслед за Семеном, уговорившим свою девушку сделать аборт, большинство теперь считает, что с детьми лучше подождать.
Вопрос о детях - самый чувствительный показатель нестабильных времен. Что сейчас «плохое время, чтобы рожать», социологам из ВЦИОМа в конце ноября заявили 28% опрошенных женщин. Обзавестись детьми в ближайшие год-два планируют только 5% респондентов. А по сообщению специфической новостной ленты 2009crisis.ru с характерным слоганом «Всегда найдется тот, кому еще хуже, чем вам», статистика поисковых запросов по слову «аборт» на «Яндексе» за последние два месяца увеличилась в десять с лишним раз. В октябре 2008 года абортами интересовались 53407 раз, в ноябре - 560746.
Об увеличении количества обращений по поводу абортов рапортуют клиники по всей стране. Последним о бедственном положении с абортами говорил Владислав Ковалев, директор екатеринбургского НИИ охраны материнства и младенчества. В качестве главной причины для прерывания беременности женщины, по его словам, называют экономические трудности. У одних ипотека в долларах, у других кредит, третьих сократили. В клиники за абортами обращаются даже семьи, которые планировали ребенка.
«О финансовых трудностях и неуверенности в завтрашнем дне теперь говорят большинство наших пациенток, - говорит Светлана Руднева, глава благотворительного фонда “Семья и детство”». Сотрудники специальной кризисной службы этого фонда работают в нескольких московских клиниках - отговаривают женщин делать аборты. «Женщины просто боятся, не бросят ли их мужчины в трудных условиях. На государство они при этом не надеются - власти ведь говорят уже о возможном вынужденном сокращении социальных выплат», - объясняет Руднева.
В декабре государство уже разрешило гасить ипотечные кредиты с помощью материнского капитала. Но это удается единицам. А в это время на местах повышают возрастной ценз для участников программ по поддержке молодым семьям. В некоторых регионах заговорили о возможных задержках выплат пособий на ребенка. Региональные бюджеты трещат по швам, и нет денег на соцподдержку.

БЕЗ ШТАМПА
В трудные времена семейная система всегда начинает работать на самосохранение, а не на развитие, говорит Люси Микаэлян из Института практической психологии и психоанализа. «Нет стабильности в окружающем мире, пусть будет хоть в моем доме, - объясняет она. - Стабильность означает “ничего не менять” - ни новых детей, ни браков, ни других приключений».
Отделения загсов крупных городов России с ноября прошлого года постепенно пустеют. Если до кризиса женихи и невесты с ночи и зимой, бывало, занимали очередь, чтобы записаться на регистрацию, то теперь в этом нет нужды. Даже в самые любимые у молодоженов 30 и 31 декабря у столичных дворцов бракосочетания было много свободных окон. «Кризис», - объясняет начальник Управления загс Москвы Ирина Муравьева. В Москве в прошлом году было заключено 84000 браков. Это уже на 4000 меньше, чем в «урожайном» 2007-м. Правда, сотрудники загсов пока надеются, что это не из-за денег: «Может быть, високосный год сказался».
Те, кто все-таки решится оформить отношения в 2009 году, праздновать будут скромно, уверена психоаналитик Ирина Корчагина, руководитель центра «Счастливая семья»: «Пафосных свадеб с тремя розовыми лимузинами-хаммерами, скорее всего, будет меньше. Среди моих клиентов были желающие вступить в брак в начале года - они просто пошли в загс, поставили подписи, получили штамп и побежали дальше без всяких застолий».
Меньше работы станет и у тех сотрудников загсов, которые занимаются разводами. Сейчас в России распадаются около 70% браков, и эксперты прогнозируют некоторое сокращение числа разводов уже в первом полугодии 2009 года. По данным Национального центра здравоохранения США, там разводов, по сравнению с докризисным периодом, стало меньше на 10–13%. «В суровое время семьи сплачиваются - это закономерность. Вместе проще выжить, - объясняет Люси Микаэлян. - Неудовлетворенность браком, уход из семьи, поиск новых отношений - это когда эмоциональные ценности на первом месте. А когда кризис - не до жиру».

НЕ РАЗБЕЖИШЬСЯ
Наталья Семихина, воспитательница детского сада из города Чехов, говорит, что ее брак спас кризис. Ее муж Сергей еще недавно руководил отделением популярного турагентства. Но в декабре компания стала сокращать число областных офисов, и его отделение закрыли одним из первых. Сейчас Сергей ищет новое место, но пока без особого успеха - в течение двух недель его всего один раз пригласили на собеседование и предложили зарплату вдвое меньше прежней. Наталья этому даже рада - раньше они с мужем постоянно ссорились из-за его напряженного рабочего графика и частых командировок. «Я хотела, чтобы он больше времени проводил с сыном, я уж не говорю о себе, а он меня постоянно упрекал в том, что я не вникаю в его положение - мол, кормилец семьи», - говорит воспитательница Наталья. У них не раз заходил разговор о разводе.
Теперь отношения стали налаживаться. Наталья рада, что муж уделяет ей и сыну больше времени, а Сергей благодарен ей за моральную поддержку. Правда, им теперь не на что жить. Но Семихины уверены, что справятся, и о разводе не заикаются. «Финансовые трудности могут быть хорошей лакмусовой бумажкой состояния психики членов семьи, их способности к зрелым действиям, - говорит питерский психолог Андрей Саракул, автор книги “Семья в кризисе”. - Можно извлечь из кризиса урок и идти дальше по дороге жизни, а можно захлебнуться во взаимных упреках в том, что не хватает денег».
Так что кризис укрепит семейные отношения лишь в том случае, если супруги не будут обвинять друг друга в финансовых трудностях. К психоаналитику Ирине Корчагиной в последние недели все чаще приходят клиентки с вопросом - как себя вести, если муж теряет уверенность в себе, и что делать, если он уже впал в «кризисную кому». Для таких семей Корчагина даже организовала спецсеминар «Как пережить кризис?» и уже сдала в издательство одноименную книгу. Советы простые: больше гулять, лучше высыпаться, чаще проводить время с родными и близкими, проще относиться к потерям и, главное, позитивно думать. «В пробке простоял не четыре часа, а всего два, доллар подорожал не на 10 рублей, а всего на 50 копеек - радуйтесь!» - учит психоаналитик.

Елена ЧЕРНЕНКО. «Русский Newsweek», 3 февраля 2009 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.