Rambler's Top100

№ 359 - 360
1 - 18 января 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Время новостей» и «Новые известия» о будущем нацпроектов
«Труд-7» о годе семьи
«Комсомольская правда» об ипотеке и материнском капитале
«БЕЛТА» о рождаемости в Белоруссии
«Труд» о многоплодии
«Комсомольская правда» о понедельном тайминге рождений в Москве
«The Health» о бессмысленности обетов целомудрия
«Собеседник» о социально-демографических особенностях Югры
«Русская Германия» о демографии Берлина
«Российская газета» о пенсионной реформе
«Комсомольская правда» о кризисе и возможном «снижении» пенсионного возраста
«Ведомости» о жизни и работе после пенсии
«Коммерсантъ-Власть» о том, где лучше завершить путь земной
«Эксперт-Урал» о географии российского кризиса
«Коммерсантъ-Деньги» и «Ведомости» о кризисе и рынке труда
«Ведомости» о кризисе, кадрах и образовании

«Ведомости» о потребностях Подмосковья в кадрах
«Российская газета» о регулировании миграции в новом году
«Ведомости-Самара» о сокращении квот на гастарбайтеров в Ульяновской области
«Эксперт-Урал» о миграции и рынке труда
«Зеркало недели» о кризисе и украинских заробитчанах
«Казахстанская правда» о миграции в Казахстане
«Gazeta.kz» о кризисе и проблемах мигрантов на евразийском пространстве
«Независимая газета» о преступлениях таджиков и в отношении таджиков в России
«РБК daily» о миграции и экономическом процветании стран
«Коммерсантъ» о концепции развития здравоохранения до 2020 года
«Эхо» о проблемах репродуктивного здоровья в Азербайджане
«Российская газета» о техрегламенте на табак
«Die Presse» и «Der Spiegel» о голодающих в мире
«Вечерний Бишкек» об откупе от армии в Киргизии
«Казахстанская правда», «Экспресс-К» и «Вечерний Алматы» о грядущей переписи населения Казахстана

… о кризисе и украинских заробитчанах

На реках вавилонских

О том, сколько наших соотечественников, не найдя достойного места под солнцем на родине, покидают Украину и едут на чужбину гнуть спину на стройках и плантациях, оставляют собственных детей и стариков, дабы обеспечить им существование, присматривая за чужими, у нас спорят давно. Из уст экспертов и политиков можно было услышать самые разные цифры — от полутора до семи и даже девяти миллионов человек. Особенно сильно этот вопрос всегда волновал политиков накануне выборов. Сегодня же, когда экономический кризис свирепеет с каждым днем, проблема миграции украинцев встает под новым углом зрения: сколько наших соотечественников, потеряв работу за границей, вернется домой, из каких стран они приедут и в какие области Украины направятся? Как это скажется на украинском рынке труда? Представители каких специальностей будут возвращаться на родину в первую очередь? Как помочь людям адаптироваться к новым условиям? В чем они нуждаются больше всего?
Разобраться хотя бы с частью этих вопросов можно было в минувший вторник на круглом столе «Украинская трудовая миграция: реалии, вызовы и ответы», организованном фондом Арсения Яценюка Open Ukraine. На протяжении текущего года при поддержке фонда были проведены сразу три исследования по этой тематике. Первое из них — «Внешняя трудовая миграция населения Украины» — было проведено Госкомстатом и Украинским центром социальных реформ (помимо Open Ukraine его также поддержали представительство Международной организации миграции (МОМ) в Украине и представительство Международного банка реконструкции и развития). Это исследование, пожалуй, беспрецедентно по своим масштабам, поскольку в его ходе было опрошено более 48 тыс. человек трудоспособного возраста — представителей 22 тыс. домохозяйств из всех регионов страны.
Но кого следует считать трудовым мигрантом? Международная и национальная законодательная и нормативно-правовая база такого определения не содержат. Поэтому, по свидетельству замглавы Госкомстата Украины Натальи Власенко, ее ведомство разработало его специально для данного исследования. Итак, к внешним трудовым мигрантам были отнесены граждане Украины трудоспособного возраста, которые занимались оплачиваемой экономической деятельностью на территории других стран постоянно, сезонно или временно (включая тех, кто работал без официального статуса). К ним не были отнесены приграничные маятниковые трудовые мигранты, а также лица, выехавшие на постоянное место жительства. Период наблюдения охватывал последние три с половиной года: с 1 января 2005 г. до 1 июня 2008 г.
Некоторые результаты исследования удивили даже его авторов. Во-первых, оказалось, что количество украинцев, которые на протяжении указанного периода хотя бы один раз выезжали за границу с целью трудоустройства, составило всего 1,5 млн. человек, то есть 5,1% населения трудоспособного возраста. Согласитесь, это гораздо меньше тех семи миллионов, о которых кричали политики. Правда, ради справедливости заметим, что и сами эксперты говорили о более высоком уровне внешней трудовой миграции. Например, один из авторов исследования — директор Центра социальных реформ Элла Либанова — признала, что ее институт давал цифры 2—2,5 млн. человек. Полученный результат в 1,5 млн. человек вызвал определенный скепсис у начальника управления политики занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной политики Татьяны Петровой, считающей, что его нужно как минимум удвоить, поскольку люди во время опросов далеко не всегда сообщают правдивые сведения. Минтруда, кстати, говорит о 3,3 млн. украинских трудовых мигрантов. Еще большую цифру — 4,5 млн. человек — назвал руководитель сектора этнонациональных исследований Института народоведения НАН Украины Игорь Марков. Его сотрудники совместно с Международным благотворительным фондом «Каритас Украины» при финансовой поддержке немецкого Фонда Реновабис также провели в 2007—2008 гг. масштабное исследование трудовой миграции из нашей страны в государствах ЕС и РФ (презентация результатов этого проекта запланирована на начало следующего года).
Однако авторы исследования в рамках проекта Open Ukraine склонны доверять полученным ими результатам, поскольку те согласуются с информацией альтернативных источников — данными опросов глав сельских и поселковых советов, самооценкой населения, а также официальными данными Евростата относительно количества украинских заробитчан в странах ЕС и обнародованными данными стран, являющихся основными реципиентами рабочей силы из Украины (РФ, Италия, Чехия и др.).
Итак, согласно данным исследования, больше всего (48,5%), то есть почти половина всех украинских мигрантов зарабатывала на хлеб насущный в России, еще примерно столько же — в государствах Евросоюза. Наиболее излюбленные ими страны — Италия (13,4%), Чехия (12,8%), Польша (7,4%), Испания (3,9%), Португалия (3,0%) и Венгрия (2,4%).
Исследование подтвердило известный факт: наиболее склонны искать работу за рубежом жители Запада Украины — 13,2% населения региона. В остальных частях Украины этот показатель значительно ниже: Центр — 3,8%, Восток — 3,2%, Юг — 2,6% и всего лишь 1,4% — Север страны. Больше половины наших заробитчан — горожане (54,7%), однако уровень их участия в трудовой миграции вдвое ниже, чем среди селян: 4% против 7,9% населения трудоспособного возраста соответствующей местности. Мужчин, решившихся отправиться на заработки за границу, значительно больше, чем женщин, — две трети от общего числа трудмигрантов. Почти 60% из них вкалывает в России. Украинок же, зарабатывающих на чужбине, больше всего в Италии — 32%. У украинской трудовой миграции в Европе женское лицо: большинство наших заробитчанок находит работу в странах Евросоюза.
В среднем остарбайтеры из Украины находятся за границей семь месяцев. Результаты исследования также продемонстрировали цикличность и сезонность характера украинской трудовой миграции. В среднем за последние три с половиной года наш заробитчанин выезжал за кордон 3,5 раза.
65% украинских тружеников не имеют разрешения на пребывание в избранной ими стране, то есть находятся там нелегально, у 68% нет разрешения на работу.
Средний возраст украинских трудовых мигрантов — 36 лет. Молодежь в возрасте 20—34 лет составляет 41,6%, люди среднего возраста (35—49 лет) — 44,5%.
А вот образовательный уровень выезжающих за кордон на заработки украинцев стал вторым и, по признанию Э. Либановой, «абсолютным» сюрпризом для авторов исследования. Он оказался гораздо ниже образовательного уровня занятых в Украине. В частности, если в целом по нашей стране базовое и полное высшее образование имеет 50% населения, то среди мигрантов таковых только 29%. «Разница сумасшедшая, — констатирует Э. Либанова, — Результаты исследования показывают, что трудовая миграция в значительной степени формируется за счет представителей маргинальных групп. Это не очень образованная и квалифицированная рабочая сила. Так что ни о какой утечке мозгов здесь и речи быть не может. Утечка мозгов, разумеется, существует, но происходит совсем по другим каналам. Как правило, в этом случае люди, получив контракт, уезжают сразу на ПМЖ».
Большинство украинских остарбайтеров (59,5%) имеет полное среднее образование, базовое и неполное высшее — 17,3% и только 13,5% — полное высшее. Вопреки предположениям, более образованная часть украинских мигрантов трудится не в России, а в Венгрии и Италии. Очень многие мигранты, имеющие ту или иную квалификацию, за границей идут на неквалифицированную работу. По свидетельству Э. Либановой, это сильно отличает нынешнюю трудовую миграцию из Украины от трудовой миграции стран Средиземноморья, когда те были не реципиентами, а донорами этого явления.
Как показали результаты еще одного представленного на круглом столе исследования, проведенного компанией GfK Ukraine по заказу Европейского фонда профессионального обучения, только 15% потенциальных мигрантов планируют занять рабочие места неквалифицированных работников. Но вот среди вернувшихся в Украину заробитчан тех, кто выполнял неквалифицированные работы, оказалось аж 40%. Среди мигрантов с высшим образованием 35,5% были неквалифицированными работниками за рубежом (а среди вернувшихся из стран ЕС таковых вообще 40,5% ).
Чаще всего украинские заробитчане трудятся на стройках (51,6%), выполняют обязанности домашней прислуги (16,3%), работают в торговле (8,1%), сельском хозяйстве (8,5%) и промышленности (5,4%). Рабочие места профессионалов, специалистов и технических служащих занимали лишь 6% трудовых мигрантов.
Следует отметить, что данное исследование было проведено еще до начала масштабного экономического кризиса и массовых увольнений, когда в Украине существовало значительное количество соответствующих вакантных рабочих мест. Этот факт позволил экспертам сделать еще один важный вывод: основной причиной, которая гонит украинцев на заработки за границу, является не безработица, как было принято считать раньше, а низкий уровень платы за соответствующую работу в Украине.
Этот вывод был подтвержден результатами исследования потребностей украинских трудовых мигрантов, проведенного Центром «Социальные индикаторы» при поддержке МБФ Open Ukraine с 1 по 28 ноября 2008 г. Эксперты выделили три основных движущих фактора, влияющих на решение украинцев уехать на работу в другую страну. Во-первых, это материальные проблемы в семье и невозможность решить их доступными способами в Украине. Многие выезжают за границу для целевого заработка — возвращения долгов и кредитов, покупки жилья, образования детей. Во-вторых, весьма заразительны примеры трудовой миграции других людей, особенно родственников и знакомых, решающих таким образом свои финансовые проблемы. Молодежь до 35 лет также поясняет свои выезды желанием не только подзаработать, но и подучить язык, набраться опыта, познакомиться с другими странами и иным образом жизни. И в-третьих, на чужбину наших соотечественников гонит дискомфорт от общей нестабильности в Украине, широко распространенной коррупции, отсутствие возможностей для развития и самореализации, незащищенность от злоупотреблений со стороны властных структур. Причем, как отметил представитель Центра «Социальные индикаторы» Артем Мирошниченко, третий фактор становится особенно весомым для тех украинцев, которые уже побывали за границей, получили определенный опыт трудовой миграции и, вернувшись на родину, посмотрели на нее уже другими глазами.
Среди основных потребностей, названных заробитчанами, наиболее острая — в правовой защите. Ведь две трети наших соотечественников, работающих за границей, находятся там нелегально, что влечет за собой массу проблем. Потребность в изучении языка страны пребывания называется самой серьезной для успешной трудовой миграции. Ведь, находясь за границей, заробитчанин, как правило, может рассчитывать исключительно на себя. И без языка устроиться на работу, а тем более отстоять свои права, для него становится крайне проблематично. Тем не менее, как показало исследование, проведенное GfK Ukraine, 30,8% потенциальных мигрантов планируют выезд на заработки без знания языка выбранной ими страны. Опрос же вернувшихся из стран ЕС мигрантов показал, что только 43,1% из них знают хотя бы один иностранный язык (29,1% владеют английским).
Исследование Центра «Социальный индикатор» также выявило низкую информированность заробитчан относительно особенностей трудового и миграционного законодательства страны пребывания. Еще одна проблема — безопасный и доступный перевод денег из-за границы в Украину. Далеко не каждый мигрант может позволить себе дорогие услуги международной системы денежных переводов. А передача средств через третьих лиц или доставка их домой лично связана с очевидными значительными рисками.
Практически все опрошенные заробитчане рассказывали о тяжелейшем психологическом стрессе, связанном с адаптацией к жизни и работе в чужой стране, разлукой с семьей. Потребность в программах психологической поддержки и адаптации для наших мигрантов очевидна, однако сегодня они могут рассчитывать лишь на поддержку таких же заробитчан-соотечественников.
Не менее остро ощущается и потребность в охране здоровья, ведь украинцы за границей очень часто работают на предприятиях с вредными условиями труда, в антисанитарных условиях, имеют ненормированный рабочий день, что в результате значительно подрывает их здоровье.
После возвращения в Украину вчерашнего заробитчанина ожидают новые проблемы, прежде всего — сложности трудоустройства и адаптация к жизни на родине. Но обо всем этом мы поговорим в следующем номере.

Татьяна СИЛИНА. «Зеркало недели», 20—26 декабря 2008 года

На реках вавилонских-2

Трое из четырех украинских трудовых мигрантов, находящихся за пределами родины, планируют возвращение в Украину. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных в рамках проекта Фонда Open Ukraine "Украина в международных миграционных процессах: осознание вызовов и формирование адекватного ответа" (о двух из них мы подробно рассказали в прошлом номере "ЗН").
Но возвращаются наши заробитчане домой, увы, не потому, что на родине стало жить лучше и веселее. Кто-то из них подорвал непосильной работой в чужих краях здоровье, кто-то вынужден вернуться потому, что захворал кто-то из близких, оставленных дома. Возвращаются пожилые люди, у которых все меньше сил вкалывать на чужбине, или те, кто счи­тает, что уже достаточно сделал для семьи. Возвращается молодежь, чтобы закончить образование. Но при этом очень многие, слегка передохнув, вновь собираются на заработки за границу. Для кого-то трудовая миграция - это уже способ жизни, и другого они для себя не видят. Социологи и психологи начали говорить о "синдроме мигранта". Эти люди чужие за границей, но очень часто они теперь чужие и дома. По свидетельству Марины Пасечник из тернопольского Центра консультирования мигрантов, до 75% семей остарбайтеров распадаются, если кто-то из супругов долго находился за кордоном. А для оставленных на родине детей, лишившихся ежедневного контакта с самыми близкими людьми, их родители-заробитчане зачастую становятся лишь "банкоматами". Рушатся семьи, теряются дружеские связи. Но и это, к сожалению, не единственные причины, заставляющие мигрантов после нескольких месяцев "отсидки" дома, вновь покидать родину. Они не могут найти в Украине не только свою социальную нишу, но и мес­то работы, обеспечивающее пристойный уровень жизни. Тот факт, что в течение 2001-2008 гг. процент трудовых мигрантов старше сорока лет остается неизменно высоким (35-36%), по мнению начальника управления политики занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной политики Украины Татьяны Петровой, ярко свидетельствует о том, что, проработав до 40 лет в Украине, очень трудно как обеспечить семью, так и заработать на собственную пенсию.
В рамках исследования потребностей трудовых мигрантов некоторые из них говорили о том, что готовы отказаться от новых выездов за границу при условии улучшения своего материального положения. Другим же для комфортного существования в Украине необходимы комплексные изменения в украинском обществе - стабильность, больше политической и экономической прозрачности, повышение общей культуры. Потенциальные же мигранты, по свидетельству Артема Мирошниченко из Центра "Социальные индикаторы", менее притязательны и готовы распрощаться с идеей закордонных заработков при условии повышения собственных доходов хотя бы до уровня обеспечения базовых потребностей.
Много ли у них шансов на украинском рынке труда? В рамках проекта Open Ukraine Институт экономических исследований и политических консультаций под руководством Игоря Бураковского провел комплексное изучение рынка труда Украины для выявле­ния макроэкономических предпосылок и причин миграции населения. Анализ еще раз показал, что в нашей стране существует два типа территорий - с большим и низким давлением на рынок труда. К первому в основном относят­ся западные области, где традиционно неблагоприятная экономическая ситуация и низкий уровень занятости. При этом западные регионы отличаются более высоким темпом воспроизводства населения и более низким - снижения безработицы. Здесь преобладает занятость в сельском хозяйстве. Ко второму типу территорий относятся восточные области, где в начале этого десятилетия заработала промышленность (что обусловило занятость в основном именно в этом секторе), экономическая ситуация стала меняться к лучшему, безработица значительно снизилась, при том, что уровень воспроизводства населения здесь всегда был низким. Разный уровень развития регионов как раз и является основной причиной внутренней миграции. Кроме того, в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Львовской, Одесской, Харьковской областях и г. Киеве проживает около 50% всего населения страны. Этот факт обусловил так называемый кластерный характер внутренней трудовой миграции: именно эти местности наиболее привлекательны для работников из других областей Украины. Интересную особенность подметил И.Бураковс­кий: хотя уровень зарплат выше на Востоке страны, доходы на душу населения выше на Западе. Эксперт объясняет это значительно более высокой экономической активностью западных украинцев.
Однако существует несколько факторов, ограничивающих внутреннюю миграцию и делающих неразрешимыми проблемы на рынке труда внутри страны. Во-первых, это высокая стоимость жилья и проживания при невозможности найти на новом месте заработок, достаточный для покрытия всех расходов, связанных с изменением места жительства. Во-вторых, профессиональный и образовательный уровень большинства потенциальных мигрантов недостаточен и не позволяет претендовать на высоко оплачиваемые рабочие места. По мнению И. Бураковского, высокий уровень образования в нашей стране - еще один миф, развенчанный в рамках проекта. Проблема заключается в том, что направления профессиональной подготовки не отвечают потребностям рынка, а предложение рабочей силы не соответствует структуре спроса на нее. В частности, привел эксперт пример, в 2000-2007 гг. самыми высокими темпами занятость росла в финансовом секторе, торговле и секторе операций с недвижимостью, т.е. в сфере услуг. В то же время снизился спрос в традиционных секторах - сельском хозяйстве и промышленности. И что же? Исследование показало, что органы трудоустройства и дальше осуществляют переквалификацию работников в основном для нужд промышленности и сельского хозяйства, что не отвечает новой структуре рынка.
В-третьих, внутренняя миграция снижается из-за того, что различия между соседними областями Украины становятся все меньше. (Например, исследование показало, что рост зарплат в последние годы был выше на западе страны.) Поэтому, в-четвертых, если уж человек решается оставить родной дом и отправиться куда-либо на заработки, то экономически ему куда выгоднее ехать за границу.
Каковы последствия миграции для Украины? Эксперты выделили следующие угрозы (заметим, что данное исследование было завершено еще до начала масштабного экономического кризиса): уменьшение населения трудоспособного возраста и увеличение на него нагрузки, снижение уровня производства, обострение демографических и социальных проблем в будущем, незащищенность трудовых мигрантов за границей, снижение их профессионального уровня, проблемы с их будущим пенсионным обеспечением. По мнению специалистов, для решения проблем на рынке труда, необходим целый комплекс структурных реформ, которые следовало провести уже давным-давно. Институт экономических исследований и политических консультаций разработал целый ряд рекомендаций относительно государственной политики на рынке труда. За неимением достаточного места, мы лишь кратко их перечислим:
- Чтобы удержать потенциальных мигрантов в стране и вернуть уже уехавших, прежде всего необходимо повысить уровень зарплат в Украине. Для этого, в частности, нужно снизить размер социальных взносов, которые выплачиваются работодателями и которые заталкивают зарплаты в тень, и ввести единый социальный взнос/платеж.
- В условиях старения населения необходимо постепенно увеличить пенсионный возраст и сделать его одинаковым для мужчин и женщин. Также необходимо расширить базу уплаты взносов в солидарную пенсионную систему. А в среднесрочной перспективе - ввести второй уровень пенсионной системы.
- Поскольку существенной причиной эмиграции являются проблемы с жильем, необходимо ликвидировать ключевую проблему этого рынка - высокий уровень монополизации, устранить структурные препятствия для роста предложения жилья.
- Реформа образования должна снизить разрыв между реальными потребностями рынка и тем, что готовит украинская система профессионального и высшего образования. Необходимо проводить систематический анализ потребностей в рабочей силе предприятий разных отраслей для формирования соответствующего госзаказа на образование.
- Стимулирование развития малого и среднего бизнеса позволит снизить уровень безработицы, даст возможность трудовым мигрантам вложить заработанные за границей средства в собственное дело.
- В условиях неравномерности развития областей страны давно назрела серьезная реформа региональной политики. Ее эффективное проведение снизит выезд украинцев за границу и другие области страны, обеспечит гармоничное развитие всех территорий Украины.
- Необходимо активнее лоббировать интересы украинских трудовых мигрантов за рубежом, создать механизмы пенсионных выплат и выплат по другим видам страхования из-за границы, обеспечивать условия для легального трудоустройства украинцев за границей.
Последнее в условиях кризиса становится особенно актуальным, поскольку, как прогнозируют эксперты, кризис не только не снизит, а весьма вероятно, даже увеличит поток украинских трудовых мигрантов в западном направлении.
По данным И. Бураковского, 58% нанятых работников в Украине трудятся в трех сферах: торговле, промышленности и сельском хозяйстве. Как прогнозирует эксперт, самыми крупными донорами безработицы в стране станут торговля и промышленность. Сценариев развития безработицы в стране два: "сначала Восток, потом Запад" и второй - "кластерный", когда начнется отток кадров на места и усилится конкуренция со стороны местного населения. По мнению директора Центра социальных реформ Эллы Либановой, самое сложное положение во время кризиса ожидается в небольших городах, где расположено одно т.н. градообразующее предприятие.
Следует ли опасаться значительного обострения ситуации на рынке труда в стране из-за массового возвращения на родину украинских заробитчан?
Как считает руководитель сектора этнонациональных исследований Института народоведения НАН Украины Игорь Марков, при условии сохранения основ функциони­рования нынешней мировой финансово-экономической системы и системы социальной защиты в развитых странах абсолютно не стоит ожидать массового возвращения украинских мигрантов на родину. По мнению ученого, кризис вызовет интенсификацию перемещений наших мигрантов в пределах ЕС в поисках новых заработков. Например, уже сейчас наблюдается приток украинских заробитчан в Лондон, где планируются значительные инвестиции в строительство инфраструктуры в связи с проведением в столице Великобритании летних Олимпийских игр 2012 года. Еще одна тенденция подмечена экспертом: если раньше наши мигранты предпочитали класть заработанные за границей деньги на депозиты в украинские банки, где условия были значительно выгоднее, чем в иностранных, то теперь, во время кризиса, беспокойство людей за свои трудовые сбережения может вызвать отток денег из украинских банков в западные.
Но кто же все-таки будет возвращаться в Украину?
По прогнозам Э. Либановой, вернется значительная часть тех, кто работал на стройках в России, - примерно 250 тыс. человек. Поскольку строительная сфера страдает от кризиса во всем мире, следует ожидать возвращения части наших заробитчан также из Венгрии, Португалии, меньше из Чехии. Вполне прогнозируемо, что в основном это представители западных областей Украины и их возвращение приведет к росту уровня бедности и значительно обострит и без того сложную ситуацию на рынке труда в этом регионе, тем более что туда же будут возвращаться их земляки, работавшие ранее в центральных и восточных областях и Киеве. Но, согласна Э. Либанова, массового исхода украинских заробитчан из стран Евросоюза на родину ожидать не стоит. Молодежь и заробитчане среднего возраста будут всеми силами стараться задержаться на Западе. Во-первых, в Европе кризис ощущается не так остро, как в Украине, и пережить его там проще. Во-вторых, процент украинцев, работающих, скажем, в промышленности или банковской сфере, больше других страдающих от кризиса в странах ЕС, весьма невелик. Очень многие наши соотечественники работают в Европе на частных лиц: выполняют домашнюю работу, ухаживают за больными и престарелыми, присматривают за детьми. По мнению Э. Либановой, от подобных услуг даже в условиях кризиса европейцы будут отказываться в последнюю очередь. Абсолютно не стоит ждать и тех, кому удалось открыть за границей собственный бизнес (в основном в новых членах Евросоюза). Как правило, эти люди имеют легальный статус и стараются остаться в приютившей их и давшей возможность для развития стране навсегда.
Но вот у работающих по найму украинцев, имеющих разрешение на пребывание в избранной ими стране, считает эксперт, больше шансов потерять работу и вернуться на родину, чем у их соотечественников-нелегалов. Почему? Да потому что работодателям, особенно в условиях кризиса, куда выгоднее нанимать безответных нелегалов, экономя на зарплате, налогах и страховках. В связи с этим многие эксперты прогнозируют даже рост нелегальной миграции из нашей страны в государства ЕС.
Украина же, несмотря на все сложности, несмотря на экономический кризис, должна бороться за возвращение на родину каждого своего гражданина и особенно молодежи, уверена Э. Либанова, поскольку наша страна находится еще в одном кризисе - одном из самых глубоких в мире - демографическом. И если его не остановить, если ситуация будет развиваться в таком же темпе, как сегодня, то через 30-40 лет, дай бог, чтобы в Украине осталось хотя бы 35 миллионов человек...

Татьяна СИЛИНА. «Зеркало недели», 27декабря 2008 -16 января 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.